Урок по физике Использование здоровьесберегающих технологий на уроке физики

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБС(К) ОУ

"Елабужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II вида"







ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА






Смирнова И.А.

учитель физики



Елабуга, 2014 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка -
… это, прежде всего, забота о гармонической полноте
всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества.

В.А. Сухомлинский.

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.
Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию, названы плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях: недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов (из материалов коллегии Министерства образования).
Все выше перечисленные факторы и многие другие приводят к тому, что на сегодняшний день только одного из десяти школьников можно признать здоровым. Следовательно, нам педагогам, необходимо применение здоровьесберегающих технологий и методик на своих уроках, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Физика в подавляющем большинстве школ для детей с нарушением слуха изучается в среднем и старшем звене, чаще всего, с 8 класса, когда у школьников уже начинают проявляться и обостряться различные хронические и "приобретенные" заболевания. Не менее важен и тот факт, что по шкале трудности предметов (по И.Г.Сивкову) физика занимает "почетное" третье место - 9 баллов из 11. По шкале трудности И.Александровой, М. Степановой физика в 9 классе, например, имеет самый высокий ранг трудности. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки. Естественно, что перед учителем физики неизбежно встает задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении этой задачи и могут помочь здоровьесберегающие технологии, которые позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.
На уроках физики в школе для детей с нарушением слуха необходимо поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, в то же время надо учитывать уровень усталости детей, стараться не причинить вред здоровью. Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.
Существуют приемы, направленные на поддержание здоровья учащихся (проведение сквозного проветривания, гимнастики для глаз, динамических пауз во время урока, индивидуального темпа работы). Роль физики в сохранении и укреплении здоровья учащихся гораздо более значительна.
Создание адаптивного пространства для каждого отдельного ученика осуществляется через:


дифференциацию и индивидуализацию обучения;


  • использование игровых технологий;


  • проектную и коллективную деятельность.

Можно подобрать и активно включать в программу курса физики задачи и задания здоровьесберегающего характера.
Осуществляя интеграцию учебной и внеурочной деятельности учащихся: решение личностно значимых для ученика прикладных задач способствует расширению их кругозора, усилению интереса к науке физике. Включая в программу вопросы, связанные с физикой человека, что позволит учащимся продвинуться по пути познания самих себя, лучше понять природу человека и его возможностей.
Создание благоприятного психологического климата на уроке является одним из важнейших аспектов современного урока. При этом с одной стороны решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Все здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на следующие виды:
I. Это запланированный «Урок здоровья», проводимый в конце изучаемой темы (урок обобщения, урок закрепления или повторения материала). Такие уроки придумываются учителем заранее и включаются в тематическое планирование. Например: «Механика в спорте», «Физика температур», «Электростатические явления в жизни человека», «О роли полей в живых организмах», «Здоровье и радиация» и др.
II. Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью.
III. Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по физике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:


  • формирует интерес к своему предмету;


  • устанавливает доверительные, партнерские отношения;


  • продумывает урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта;


  • максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.


Главным критерием такого урока является желание детей, уходя с урока, встретиться вновь с уроком физики, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а физика понятна.
Для максимальной реализации разноуровневого обучения используются многоуровневые физические задачи, цветные карточки, разноуровневые контрольные работы, тесты, самостоятельные работы, восхождения на пик «Знаний».
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. На уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.
Каждый учитель на своем уроке должен заботиться о здоровье учащихся. Поэтому на своих уроках я слежу за посадкой ученика за школьной партой, так как сидячая поза увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка. Во время урока провожу физкультминутки, особое вниманию уделяю гимнастике для глаз, осанке.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

8 класс, изучение темы «Строение вещества».
Одна группа детей на уроке изображает поведение молекул в твёрдых телах - дети становятся изображая кристаллическую решётку, берутся за руки и хаотически колеблются, другая группа детей демонстрирует строение жидкостей- дети уже не так крепко держатся за руки, расстояние между ними больше, движение молекул хаотическое, третья группа учеников изображает строение газов и поведение молекул в нём: молекулы свободно двигаются, изредка сталкиваются между собой. Все модели наглядны и хорошо запоминаются.

Упражнения для формирования правильной осанки и дыхательная гимнастика.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками и т.д.
Здоровьесберегающие технологии в обучении физики - это технологии проблемные, игровые, проектные, творческие, поисково-исследовательские. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игры, общение, использование образов, идей, ролей. Без всего этого нет, и не будет, творчества, интереса и хорошего самочувствия.





Конспет урока по физике

Педагог: Смирнова Ирина Александровна.

Предмет - физика, класс - 9.

Тема урока: Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Оборудование и материалы: тетради, карточки с индивидуальными заданиями, компьютер.

Учебник - А.В. Перышкин. Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. -12 издание. - М.: Дрофа, 2009.

Зрительный ряд: Плакат со словарными словами, задачи, схема.

Словарь: Закон сохранения и превращения энергии. Полная механическая энергия остается постоянной, если действуют только силы упругости и тяготения.

Дата проведения урока: 19 февраля 2014 г.

План урока:

I. Фонетическая зарядка.

II. Организационный момент .

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Задания на отработку речи:

1. Индивидуальная работа.

2. Фронтальная работа.

V. Оценка деятельности учащихся.

VI. Сообщение домашнего задания.

VII. Подведение итогов урока.

Цель урока: закрепление ранее пройденного материала.

Задачи:

Обучающие:

1. Обеспечить в ходе урока закрепление ранее изученных видов энергии: кинетической, потенциальной, внутренней.

2. Выяснить физическое содержание закона сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Развивающие:

1. В целях развития мышления учащихся научить выделять главное в тексте, сравнивать и выявлять общее и отличительное в изучаемых явлениях.

2. В целях развития познавательного интереса привести интересные исторические справки об учёных открывших закон сохранения и превращения энергии.

3. Развитие грамотной речи (устной и письменной), самостоятельности, усидчивости и трудолюбия.

Воспитательные:

1. При рассмотрении конкретных примеров превращения одного вида энергии в другой продолжить формирование мировоззрения учащихся, указать познаваемость мира и его закономерности.

2. В процессе работы на уроке развивать чувство коллективизма, ответственности и навыки самостоятельного труда.

Коррекционные:

1. Способствовать развитию слухового восприятия на материале слов, фраз.

2. Формировать словесную речь.

Содержание урока

Тема урока: Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1. Речевая зарядка

- Здравствуйте, кто дежурный?

- Какая сегодня погода?

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Какое время года?

- Что мы делали на прошлом занятии?

Словарь:

Мы решали задачи на определение удельной теплоты сгорания, удельной теплоемкости тела, энергии топлива.

2. Проверка знаний по пройденному материалу (фронтальный опрос):

1.Энергия топлива.

  • Работа двигателей подразумевает использование топлива.

- напишите формулу горения топлива;

- как вычисляют количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива?

- что такое удельная теплота сгорания топлива?

- по таблице 2 (стр. 26) назовите более экономичные виды топлива, более экологически чистые.

Энергия топлива превращается в механическую энергию, т.е. речь сегодня на уроке пойдёт о превращениях одного вида энергии в другой.

3. Совместное составление обобщающей схемы:

превращения энергии в механических и тепловых процессах.

в механических процессах

Опыт с маятником Максвелла

Екин -- Епот -- Екин…, но Е = Екин + Епот = const

(если действуют Fупр и Fтяг)

пример: полёт мяча

Вывод: кинетическая и потенциальная энергии превращаются друг в друга.

в тепловых процессах

1. из пар.2 (падение свинцового шара на свинцовую плиту) Екин -- Епот

2. теплообмен (горячее тело отдаёт Q, а холодное получает)

Q1 = Q2-условие теплообмена

3. тепловые двигатели: Евнутр -- Емех

Вывод: механическая и внутренняя энергии превращаются друг в друга.

Урок по физике Использование здоровьесберегающих технологий на уроке физики

Закон сохранения и превращения энергии

Во всех явлениях природы, энергия не возникает и не исчезает. Она только превращается из одного вида в другой, при этом её значение сохраняется.

(Деятельность учащихся при заполнении схемы: повторение пройденного материала, проговаривание выводов, рассмотрение примеров).

4. Самостоятельная работа по учебнику.

Исследуя явления природы, учёные всегда руководствуются этим законом. Теперь мы можем сказать, что энергия не может появиться у тела, если оно не получило её от другого тела. В пар. 11 найдите несколько примеров иллюстрации этого закона (в какие виды энергии превращается энергия солнечных лучей?)

5. Закрепление.

а) работа в группах. Задание: опишите превращение энергии по рисунку.

б) работа у доски. Задание: по составленной схеме опишите превращение энергии в механических и тепловых процессах.

в) вопросы классу: можно ли создать вечный двигатель? можно ли получить нечто из ничего?

6. Домашнее задание.

Параграф 11 стр. 29 вопросы (1-4); Упр. 6.

7. Итог урока.

Выводы о проделанной работе, оценки учеников, краткая перспектива на следующий урок.



















© 2010-2022