Тепловые явления вокруг нас

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Тепловые явления вокруг нас»

Цели урока: формировать познавательный интерес; создавать психологически комфортную среду на уроке, обеспечивать поле деятельности учащихся, где допускаются заблуждения, ошибки с возможностью их исправления; выведение учащихся на уровень целостного видения общего в рамках темы «Тепловые явления».

Образовательные:

Продолжить формирование умений грамотно излагать свои мысли, добиваться обобщённости, системности через учебную деятельность, провести контроль знаний по теме «Тепловые явления».

Формировать интеллектуальные и экспериментальные умения и навыки с помощью эксперимента, ученического диалога;

Продолжить развивать умение решать качественные физические задачи.

Воспитательные:

Развивать мотивацию изучения физики.

Развивать умение работать в группе, развивать сотрудничество.

Формировать необходимость использования полученных знаний.

Развивающие:

Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать.

Способствовать расширению кругозора учащихся, развитию интереса к физике, логического мышление, познавательного и творческого мышления.

Оборудование: Проектор, компьютер учителя, система ВОТУМ, лабораторное оборудование, картины художников, таблицы, бланки, термометры

Ход урока

1. Организационный этап Разделить класс на 3 группы (При входе ребята берут жетон со снежинкой белого, голубого или синего цвета. Таким образом формируются команды)

Эпиграф к уроку

«Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог долго размышлять и многое понять». Джордано Бруно

Беседа с обучающимися по этому высказыванию

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Физика - это наука о природе. Ребята! Посмотрите и подумайте, Как вы считаете, почему именно эти картины о природе я подобрала к сегодняшнему уроку? (Демонстрирую репродукции картин «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Зима» И.И.Шишкина, «В голубом просторе» А.А.Рылова. )

ОТВЕТЫ: На картине «В голубых просторах» изображены облака. Образование облаков объясняется конденсацией пара. Пары воды, поднимающиеся над землей, превращаются в верхних, более холодных слоях воздуха в мельчайшие капельки воды, т.е. облака. ...

На картине «Грачи прилетели» около деревьев изображены лужи чистой воды, которые образуются в результате таяния снега, т.е. плавления. ...

На картине «Зима» деревья покрыты хлопьями пушистого снега. Снежинка - это кристалл, а образование снега - процесс кристаллизации. ...

Итак, сегодня мы будем повторять материал…. о тепловых явлениях. Какие цели у нас будут на уроке?

Напишите, пожалуйста, в тетрадях тему урока «Тепловые явления вокруг нас», а ниже то, что вы ожидаете от нашего занятия и чего опасаетесь.

Надеюсь, что в ходе нашего урока ваши опасения развеются, а ожидания оправдаются.

3. Актуализация знаний

I. Человек, изучая физику, пытается понять природу, изучить процессы. Казалось бы, что сложного в простом чаепитии. Или в ежедневном отдыхе, приёме калорийной пищи. И в том и другом случае обыкновенный тепловой процесс, изменения внутренней энергии тела.

1. Вопросы по теме

1. Зимой на сильном ветру нам гораздо холоднее, чем в затишье. Будет ли при этом разница в показаниях температур? (И на ветру и в затишье показания термометра будут одинаковы, так как температура воздуха одна и та же, но человеку теплее в затишье потому, что слой воздуха, прилегающий непосредственно к телу, нагревается его теплом и предохраняет от дальнейшего охлаждения. При ветре же такой слой удержаться не может и холодный воздух всё время обтекает кожу, сильно охлаждая её.)

2. Путники суровой зимой разожгли костёр. Над костром устроили примитивный полог: натянули кусок парусины, чтобы он задерживал тепло и отбрасывал его вниз,- способ, хорошо известный людям которые учатся физике у природы. Почему тёплый воздух поднимается вверх? (Тёплый воздух имеет меньшую по сравнению с окружающим воздухом плотность. Под действием архимедовой силы он поднимается вверх.)

3. Славящиеся своим высоким качеством русские (оренбургские) платки вяжутся из пряжи, изготовленной из тончайших волокон козьего пуха. Почему такой платок особенно хорошо защищает от холода? (между ворсинками пуха находится воздух - плохой проводник тепла).

4. Ртутные пары очень ядовиты, и 1г ртутных паров может серьёзно повредить здоровью любого человека. Почему надо следить, чтобы даже самая маленькая капелька ртути не пролилась? (Ртуть, испаряясь, попадает в легкие и наносит большой вред здоровью)

5. Какие кружки лучше брать с собой в поход эмалированные или пластмассовые? (если кружка металлическая, то, налив в нее горячий чай, вы не сможете держать ее в руках, т.к. металлы обладают хорошей теплопроводностью, поэтому кружка очень быстро нагревается. Лучше брать пластмассовые)

6. Почему в холодных помещениях у нас зябнут прежде всего ноги? (Холодный воздух более тяжёлый и поэтому всегда находится у пола.)

4. Обобщение и систематизация знаний

1. Учащимся предлагается прослушать отрывок из стихотворения, найти в нем тепловые процессы, объяснить причину фазовых переходов.

1. А. С. Пушкин "Евгений Онегин".

В окне увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах лёгкие узоры,

Деревья в зимнем серебре...

Вопрос: Что представляют с точки зрения физики, "на стёклах лёгкие узоры".

Ответ: Кристаллики замёрзшей воды, её твёрдое состояние.

2. Е. Баратынский "Весна".

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Вопрос: В каком агрегатном состоянии находится вода? Какие тепловые процессы отражены в этом отрывке?

Ответ: Вода в жидком и твёрдом агрегатном состоянии. Процессы нагревания и плавления.

3. Иван Суриков "Залилась заря".

От цветов на полях

Льётся запах кругом,

И сияет роса

На траве серебром.

Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке?

Ответ: Конденсация. Образование росы.

2. Объясни опыт.

Ученики демонстрируют опыты. Необходимо объяснить наблюдаемые явления.

Опыт № 1 С помощью спиртовки нагревается небольшое количество воды в пробирке, закрепленной в лапке штатива, пробирка закрыта пробкой. Через некоторое время пробка вылетает из пробирки. Объяснить, какие преобразования энергии происходит в данном опыте.

Ответ: внутренняя энергия спирта переходит во внутреннюю энергию воды, внутренняя энергия воды переходит во внутреннюю энергию пара, внутренняя энергия пара переходит в кинетическую энергию пробки.

Опыт № 2 Опыт по нагреванию стеклянной пробирки с воздухом. Часть пробирки над пламенем сильно нагревается, однако палец не ощущает существенного повышения температуры. Объясните, почему это происходит.Тепловые явления вокруг нас

Ответ:

стекло и воздух в пробирке обладают низкой теплопроводностью.

Опыт №3 Учебные весы закреплены в лапке штатива и уравновешены. При поднесении снизу под чашу весов горящей спички на расстоянии 10-12 см, они выходят из равновесия? Почему?

Ответ: при горении спички возникают восходящие конвекционные потоки, которые вызывают подъем чаши весов.

3.РЕЛАКСАЦИЯ. Просмотр видео о ледяных скульптурах.

4. Работа с таблицами и графиками.

1. Твердое вещество медленно нагревалось в калориметре при постоянном притоке тепла. В таблице приведены результаты измерений его температуры с течением времени (при нормальном атмосферном давлении).

Время, мин

0

2

4

6

8

10

12

14

Температура, С

76

78

80

80

80

80

82

86

В каком агрегатном состоянии находилось вещество в момент времени t=9 мин?

1) Только в твердом состоянии;

2) только в жидком состоянии;

3) большая часть вещества находилась в твердом состоянии, а меньшая часть - в жидком;

4) большая часть вещества находилась в жидком состоянии

Ответ:4

2. Бруски из алюминия, латуни и стали равной массы нагрели в кипятке до одинаковой температуры. Затем бруски вынули из воды и положили на пластинку из парафина. Под каким из брусков расплавится наибольшая масса парафина? Ответ обоснуйте, используя таблицу теплоемкостей вещества.

Ответ: алюминий обладает наибольшей удельной теплоемкостью при прочих равных условиях, значит, под ним расплавится наибольшая масса парафина.

3.Тепловые явления вокруг нас




5. Научная лаборатория

1. Исследуйте изменение температуры при смешивании горячей и холодной воды

равной массы и разной массы.

1. Соберите экспериментальную установку, состоящую из двух сосудов мензурки и термометра.

2. Измерьте начальные температуры горячей и холодной воды, смешайте воду равной массы (50г и 50г) и снимите показания термометра после установления теплового равновесия

3. Измените условия, смешав воду разной массы(50г и 100г). Снимите показания прибора в таблицу.

4. Сделайте вывод по результатам о зависимости изменения температуры от массы.

2. Исследуйте зависимость скорости испарения жидкости от рода вещества, площади поверхности; массы.

1. Возьмите два сосуда с водой и спиртом., исследуйте зависимость испарения от рода жидкости, взяв в равных долях обе жидкости, смочив салфетки бумажные. Запишите время. Сделайте вывод.

2. Возьмите сосуд с водой и исследуйте зависимость от площади поверхности, взяв две бумажные салфетки и смочив их равным количеством жидкости. Одну распрямите, а другую оставьте скомканной в клубок. Где быстрее испарится жидкость? Сделайте вывод.

3. Возьмите два сосуда с водой, исследуйте зависимость от массы жидкости, взяв в разных долях жидкость (10г и 50г), Где испарится жидкость быстрее?. Сделайте вывод..

4. Сделайте вывод по результатам о зависимости скорости испарения от массы.

3. Исследуйте зависимость скорости плавления льда от массы и температуры.

1. Соберите экспериментальную установку, состоящую из двух сосудов со льдом, спиртовки.

2. В один сосуд положите 50г льда, а во второй 100г. В каком случае лёд расплавится быстрее?

3. В оба сосуда положите равное количество льда, один сосуд поставьте на плитку. В каком случае лёд расплавится быстрее?

4. Сделайте вывод по результатам эксперимента.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1. Жарким летним днем туристы в деревенском колодце набрали чистой холодной воды. Воду они разлили в пластиковые бутылки и понимали, что вскоре вода нагреется. Термосами туристы, к сожалению, не запаслись, но им очень хотелось подольше сохранить воду холодной, ведь ею так приятно освежиться в жару.

Предложите способ хранения пластиковой бутылки с водой, который позволит уменьшить скорость нагревания воды. Свой ответ поясните, указав, знания о каких физических явлениях или закономерностях вы использовали.

Каждая команда предлагает свой способ.

2. Найдите ошибку (Звучит фрагмент песни "Зима")

(Текст песни у ребят написан на листе)

У леса на опушке
Жила зима в избушке,
Она снежки солила
В березовой кадушке,
Она сучила пряжу,
Она ткала холсты,
Ковала ледяные да над речкою мосты,
Потолок ледяной,
Дверь скрипучая,
За шершавой стеной
Тьма колючая
Как пойдешь за порог,
Всюду иней
А из окон парок синий, синий

Учащиеся: В этой песне прозвучали слова: "снежки", "ледяной", "иней", "парок"

Ошибка в тексте песни: парок синим быть не может. Сам водяной пар невидим. Водяной пар конденсируется в воздухе при охлаждении, образуя мельчайшие капельки - туман. Правильно будет спеть "А из окон туман синий, синий". Снежки солила

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Выполнение теста с использованием системы VOTUM

8. Информация о Д/З, инструктаж по его выполнению.

Оцените загрязненность снега в городе. В чистые стеклянные банки наберите снег из различных мест и, поставив их в комнате, дождитесь, когда снег растает. Поместите рядом банку с водой из водопроводного крана. Сравните прозрачность и чистоту воды во всех банках. Сделайте вывод, где вода грязнее всего, и объясните, почему.

Профильтруйте воду, используя любые небольшие, но чистые баночки и фильтровальную бумагу. Сделайте это таким образом: положите поверх баночки промокательную бумагу так, чтобы образовалось небольшое углубление, в которое тонкой струйкой наливайте воду из стеклянной банки. Профильтровав каждую пробу воды, аккуратно достаньте фильтровальную бумагу и высушите, не стряхивая с ее поверхности осадка. После высыхания бумаги рассмотрите внимательно находящиеся на ней частички. Сравните (по цвету) осадки от талой воды на листках фильтровальной бумаги. Какова природа осадка? О чем свидетельствует его наличие?

Заключение урока:

Нас захлестнуло море информации. Как выплыть в этом море? Видимо, необходимо научиться думать, сопоставлять, делать выводы. И даже самая маленькая находка на этом пути дороже чужой премудрости. Поэтому необходимо наблюдать, анализировать, логически мыслить. И тогда школьная премудрость легко разложится по полочкам в вашей памяти. Хочется надеется, что сегодняшний урок активизирует у вас жажду новых познаний.

«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые» Д. Хевеши

9. Рефлексия

Отметьте на термометре удовлетворенность своей работой на уроке. Если вы работами с полной отдачей поставьте от 70 до 100 , Плохо - от 0 до 30 и так себе - от 40 до 60.

Благодарю за работу!

© 2010-2022