Рабочая программа по физике 11 класс (2 ч в неделю)

Рабочая программа курса составлена в соответствии с типовой программой курса физики основной школы. Программа реализуется с помощью учебно - методического комплекта: Учебник: «ФИЗИКА-11», авторы: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Изд-во «Просвещение», 2005 г., Данная рабочая программа определяет: 1) Цели и задачи изучения физики в 11 кл. 2) Подходы к преподаванию для достижения поставленных целей 3) Требования к уровню подготовленности учащихся 4) Условия реализации программы 5) Планир...
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Программа по физике для 11классов разработана в соответствии:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования (Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. - Москва.: Дрофа,2004)

  • с рекомендациями «Примерной программы основного общего образования по физике. 11 классы» (Физика - 11 /Авт. Г.Я. Мякишев Б.Б. Буховцев Дрофа, 2004.);

  • учебный план МБОУ СОШ №171 на 2013-2014 уч.год

Программа по физике для основной школы включает следующие разделы: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимого на их изучение; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.

Цели изучения физики:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением следующих задач:

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  1. владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Общая характеристика учебного предмета:


- краткая характеристика:

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы». Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

- указание, на основании какой примерной (авторской) рабочей программы составлена:

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией Физика - 11 /Авт. Г.Я. Мякишев Б.Б. Буховцев Дрофа, 2004.

Данная программа используется для УМК:Учебник: «ФИЗИКА-11», авторы: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Изд-во «Просвещение», 2005 г., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Ведущие формы и методы, технологии обучения:

Формы организации учебных занятий: изучение нового материала; семинарские занятия; обобщения и систематизации; контрольные мероприятия.

Используемы методы обучения (по И. Я. Лернеру): объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение, эвристический, исследовательский.

Используемые педагогические технологии: информационно-коммуникационные; компетентностный подход к обучению (авторы:Хуторский А.В., Зимняя И.А.), дифференцированное обучение (автор: Гузеев В.В).

В информационной структуре поля учебных задач, заключены соответствующие виды знаний и умений, детерминирующие такие виды учебно-познавательной деятельности, как познавательная, практическая, оценочная, учебная. Решение задач является эффективным способом реализации компетентностного подхода к обучению.

Формы работы: лекции, практикум, выступление с докладами или со докладами, дополняющие лекционный выступление учителя, поисковые лабораторные работы, коллективные творческие проекты; семинар, тренинг, дискуссия, деловая игра
Формы контроля: самостоятельные работы, контрольные работы, лабораторные и практические работы, тестирование, фронтальный опрос; физический диктант; домашний лабораторный практикум,презентации, выполнение творческих заданий по темам

Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования:

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).

Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений

-умения и навыки ученика:

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

Уметь

  • Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;

  • Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

  • Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • Рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса: с химией, биологией, физической географией, технологией, ОБЖ.






Основное содержание (70 ЧАСОВ)


  1. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (11 часов)

  • Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущийся заряд.

  • Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Самоиндукция. Индуктивность. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.

Демонстрации:
Магнитное взаимодействие токов.Магнитная запись звука.Электромагнитная индукция.Правило Ленца.Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.Самоиндукция.

  1. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (11 часов)

  • Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток.

  • Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

  • Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.

Демонстрации:

Свободные электромагнитные колебания низкой частоты в колебательном контуре.Зависимость частоты свободных электромагнитных колебаний от электроемкости и индуктивности контура.Устройство и принцип действия генератора переменного тока (на модели).Устройство и принцип действия трансформатораЭлектрический резонанс.

Излучение и прием электромагнитных волн.Отражение электромагнитных волн.Преломление электромагнитных волн.

Интерференция и дифракция электромагнитных волн.Поляризация электромагнитных волн.

  1. ОПТИКА (17 часов)

  • Скорость света и методы ее измерения. Законы отражения и преломления света.

  • Волновые свойства света: дисперсия, интерференция света, дифракция света. Когерентность. Поперечность световых волн. Поляризация света.

Демонстрации:

Законы преломления снега. Полное отражение.Световод.Дифракция света на тонкой нити.Дифракция света на узкой щели.

Разложение света в спектр с помощью дифракционной решетки.Поляризация света поляроидами.

  • Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Шкала электромагнитных излучений.

Демонстрации:

Свойства инфракрасного излучения.Свойства ультрафиолетового излучения.Шкала электромагнитных излучений (таблица).

  1. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (13 часов).


  • Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны.Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга.

  • Строение атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом.

  • Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы:частицы и античастицы.Фундаментальные взаимодействия

  • Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. Единая физическая картина мира.

Демонстрации:

Фотоэлектрический эффект на установке с цинковой платиной.Устройство и действие полупроводникового и вакуумного фотоэлементов.Наблюдение треков в камере Вильсона.Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.


  1. СТРОЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ(4 часа)

  • Солнечная система. Система «Земля - Луна». Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура солнца и состояние вещества в нем, химический состав). Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

  • Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов

Демонстрации:

Модель солнечной системы.Теллурий.Подвижная карта звездного неба.

ПОВТОРЕНИЕ - 5 ч.

РЕЗЕРВ - 5 ч.


Тематическое планирование по дисциплине «Физика 11 класс».

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч

Из них

Теоретическое

обучение, ч

Лабораторные и практические работы, ч

Контрольная работа, ч

1.

Основы электродинамики

11

7

2

2

1.1

Магнитное поле

5


1

1

1.2

Электромагнитная индукция

6


1

1

2.

Колебания и волны

11

10


1

2.1

Электромагнитные колебания

3




2.2

Производство, передача и использование электрической энергии

4




2.3

Электромагнитные волны

4



1

3.

Оптика

17

12

4

1

3.1

Световые волны

10


3

1

3.2

Элементы теории относительности

3




3.3

Излучение и спектры

4


1


4.

Квантовая физика

13

10

1

2

4.1

Световые кванты

4




4.2

Атомная физика

3



1

4.3

Физика атомного ядра

7


1

1

4.4

Элементарные частицы. Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества


3

3



5.

Строение Вселенной

4

4

-

-


Повторение.

5

5


1


Резерв.

5

3




Итого

70

54

7

7

Содержание обучения


п/п

Наименование раздела

Планируемые результаты

(Знания и умения учащегося по разделу)

Краткое описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов

Темы лабораторных, практических и иных видов учебной деятельности

Виды самостоятельной работы (подготовка докладов, рефератов, сочинений, аналитических работ, исследовательских работ и т.д.)

1.

Электродинамика

Знать: понятия: магнитное поле тока, индукция магнитного поля.

Практическое применение: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы.электромагнитная индукция; закон электромагнитной индукции; правило Ленца, самоиндукция; индуктивность, электромагнитное поле.

Уметь: решать задачи на расчет характеристик движущегося заряда или проводника с током в магнитном поле, определять направление и величину сил Лоренца и Ампера,

объяснять явление электромагнитной индукции и самоиндукции, решать задачи на применение закона электромагнитной индукции, самоиндукции.

Магнитное поле тока.Действие магнитного поля на движущийся заряд.Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Самоиндукция. Индуктивность. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.

Лабораторная работа №1«Наблюдение действия магнитного поля на ток»

Лабораторная работа №2«Изучение явления электромагнитной индукции».

Урок - практикум

по теме ««Электромагнитная индукция».


2.

Колебания и волны

Знать: понятия: свободные и вынужденные колебания; колебательный контур; переменный ток; резонанс, электромагнитная волна, свойства электромагнитных волн.

Практическое применение: генератор переменного тока, схема радиотелефонной связи, телевидение.

Уметь: Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока. Использовать трансформатор для преобразования токов и напряжений. Определять неизвестный параметр колебательного контура, если известнызначение другого его параметра и частота свободных колебаний; рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательном контуре с известными параметрами. Решать задачи на применение формул:Рабочая программа по физике 11 класс (2 ч в неделю), Рабочая программа по физике 11 класс (2 ч в неделю), Рабочая программа по физике 11 класс (2 ч в неделю), Рабочая программа по физике 11 класс (2 ч в неделю),

Рабочая программа по физике 11 класс (2 ч в неделю), Рабочая программа по физике 11 класс (2 ч в неделю), Рабочая программа по физике 11 класс (2 ч в неделю). Объяснять распространение электромагнитных волн.


Механические колебания: свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

Электрические колебания: свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.


Домашняя самостоятельная работа (0,5); подготовка рефератов на тему «Резонанс».


3.

Оптика

Оптика


Знать: понятия: интерференция, дифракция и дисперсия света.

Законы отражения и преломления света,

Практическое применение: полного отражения, интерференции, дифракции и поляризации света, понятия: принцип постоянства скорости света в вакууме, связь массы и энергии, практическое применение: примеры практического применения электромагнитных волн инфракрасного, видимого, ультрафиолетового и рентгеновского диапазонов частот.

Уметь: измерять длину световой волны, решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой; на применение закона преломления света, определять границы применения законов классической и релятивистской механики, объяснять свойства различных видов электромагнитного излучения в зависимости от его длины волны и частоты.




Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Скорость света и методы ее измерения. Волновые свойства света.Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии




Лабораторная работа №3 «Измерение показателя преломления стекла»

Лабораторная работа №4 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

Лабораторная работа №5 «Измерение длины световой волны»

Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

Домашняя самостоятельная работа (0,5; защита рефератов на тему «Интерференция».)


4.

Квантовая физика

Знать: Понятия: фотон; фотоэффект; корпускулярно-волновой дуализм; ядерная модель атома; ядерные реакции, энергия связи; радиоактивный распад; цепная реакция деления; термоядерная реакция; элементарная частица, атомное ядро.

Законы фотоэффекта: постулаты Борщ закон радиоактивного распада.

Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента; примеры технического - использования фотоэлементов; принцип спектрального анализа; примеры практических применений спектрального анализа; устройство и принцип действия ядерного реактора.

Уметь: Решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волны. Вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнения Эйнштейна. Определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа.
Рассчитывать энергетический выход ядерной реакции. Определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях.


Световые кванты: тепловое излучение.Гипотеза Планка о квантах. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

Атомная физика: строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Физика атомного ядра: методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.Модели строения атомного ядра. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Лабораторная работа №7«Изучение треков элементарных частиц»


5.

Строение Вселенной

Знать: строение Вселенной

Уметь:находить созвездия и звёзды на небосводе.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии.Галактика.Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.


Домашняя самостоятельная работа (0,5; подготовка презентаций на тему:1).Физика в с/х; 2).Физика в быту).




Тематическое планирование 11 класс

Тема 1. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (11 часов)(Продолжение 10 класса)

Магнитное поле (5 часов)

неделя

№ урока

Тема урока

Форма урока

Домашнее задание

1

1/1

Магнитное поле, его свойства. Взаимодействие токов.

Урок -лекция

§1

1

2/2

Магнитное поле постоянного электрического тока. Вектор магнитной индукции. Магнитные линии.

Урок изучения нового материала

§2

2

3/3

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.

Практическая работа №1: «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

Урок изучения нового материала. Комплексное применение знаний

§3, Стр.363

2

4/4

Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Сила Лоренца.

Комбинированный урок

§6

3

5/5

Циклический ускоритель.Магнитные свойства вещества. Решение задач по теме «Магнитное поле».Кратковременная к/ работа №1.

Комбинированный урок

Задачи по тетради

Электромагнитная индукция (6 часов)

3

6/1

Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Урок -лекция

§8

4

7/2

Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Урок -лекция

§9, 10

4

8/3

Самоиндукция. Индуктивность. Закон электромагнитной индукции.

Комбинированный урок

§14-15

5

9/4

Практическая работа №2: «Изучение явления электромагнитной индукции»

Комплексное применение знаний

§8, стр364

5

10/5

Электромагнитное поле. Энергия магнитного поля тока.

Комбинированный урок

§17

6

11/6

Контрольная работа №2 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

Контроль знаний, умений и навыков


Тема 2. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (11 часов)

Электромагнитные колебания (3 часа)

неделя

№ урока

Тема урока

Форма урока

Домашнее задание

6

12/1

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания

Урок -лекция

§27

7

13/2

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре

Комбинированный урок

§28

7

14/3

Переменный электрический ток. Действующие значения силы тока и сопротивления. Резонанс в электрической цепи

Комбинированный урок

§31

Производство, передача и использование электрической энергии (4 часа)

8

15/5

Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.

Урок изучения нового материала

§37-38

8

16/6

Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»

Комплексное применение знаний


9

17/7

Производство и использование электрической энергии

Комбинированный урок

§39

9

18/8

Передача электроэнергии.

Комбинированный урок

§40

Электромагнитные волны (4 часа)

10

19/1

Волновые явления .Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн.

Урок -лекция

§48-49

10

20/2

Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник.Изобретение радио А.С. Поповым.

Урок изучения нового материала

§51-52

11

21/3

Свойства электромагнитных волн. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

Комбинированный урок

§55-57

11

22/4

Контрольная работа №3 «Электромагнитные колебания и волны»

Контроль знаний, умений и навыков


Тема 3. ОПТИКА (18 часов)

Световые волны (10 часов)

12

23/1

Развитие взглядов на природу света. Скорость света.

Урок изучения нового материала

§59

12

24/2

Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Решение задач.

Урок изучения нового материала

§60

13

25/3

Закон преломления света. Полное отражение.Решение задач.

Комбинированный урок

§61

13

26/4

Практическая работа №3: «Измерение показателя преломления стекла»

Комплексное применение знаний

Стр.367

14

27/5

Линза. Построение изображения в линзе.Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Самостоятельная работа

Комбинированный урок

§64

14

28/6

Лабораторная работа №4 «Определение фокусного расстояния, оптической силы собирающей линзы»

Урок - практикум

§64, задачи по тетради

15

29/7

Волновые свойства света .Дисперсия света. Самостоятельная работа .

Урок изучения нового материала

§66

15

30/8

Интерференция света. Дифракция света.Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Поляризация света

Комбинированный урок

§68-69, 71

16

31/9

Лабораторная работа №5 «Измерение длины световой волны»

Комбинированный урок

§73-74

16

32/10

Контрольная работа №4 «Оптика. Световые волны»

Контроль знаний, умений и навыков


Элементы теории относительности (3 часа)

17

33/1

Принцип относительности .Постулаты теории относительности.

Урок -лекция

§75-76

17

34/2

Релятивистский закон сложения скоростей. Зависимость энергии тела от скорости его движения. Релятивистская динамика.

Урок -лекция Урок - практикум

§78, 79

18

35/3

Связь между массой и энергией.

Контроль знаний, умений и навыков

§80

Излучение и спектры (4 часов)

18

36/1

Виды излучений. Спектры.Спектральный анализ. Его применение в астрономии.

Урок -лекция

§59*, 60, 61 вопросы

19

37/2

Лабораторная работа № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

Комплексное применение знаний


19

38/3

Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения

Комплексное применение знаний


20

39/4

Шкала электромагнитных волн

Комплексное применение знаний


Тема 4. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (13+3 часов)

Световые кванты (4 часа)

20

40/1

Фотоэффект. Гипотеза М.Планка о квантах. Уравнение Эйнштейна.

Урок -лекция

§88-89

21

41/2

Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Применение фотоэффекта

Урок -лекция

§90

21

42/3

Давление света .Химическое действие света. Фотография. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределённостей Гейзенберга.

Комплексное применение знаний

§91, 93

22

43/4

Контрольная работа №5 «Световые кванты»

Контроль знаний, умений и навыков


Атомная физика (3 часа)

22

44/1

Строение атома. Опыт Резерфорда.Планетарная модель атома.

Комбинированный урок

§94

23

45/2

Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Комбинированный урок

§95

23

46/3

Самостоятельная работа «Атомная физика»

Комбинированный урок

§97

Физика атомного ядра (6 часов)

24

47/1

Открытие радиоактивности. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы.

Урок -лекция

§105

24

48/2

Методы регистрации элементарных частиц.α,β и γ излучение.Энергия связи атомных ядер.

Комбинированный урок

§106

25

49/3

Лабораторная работа № 7 «Изучение треков элементарных частиц»



25

50/4

Правило смещения Содди. Закон радиоактивного распада и его статистический характер.

Урок -лекция

§102

26

51/5

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Дефект массы и энергия связи.

Комбинированный урок

§107, 109-110

26

52/6

Ядерный реактор.Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения.

Комплексное применение знаний

§112-114

27

53/7

Контрольная работа №6 «Световые кванты. Физика атомного ядра»

Контроль знаний, умений и навыков


Элементарные частицы (1час)

27

54/1

Физика элементарных частиц.

Урок -лекция

§115-116

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества (2 часа)

неделя

№ урока

Тема урока

Форма урока

Домашнее задание

28

55/1

Единая физическая картина мира.

Комбинированный урок

§117

28

56/2

Физика и научно-техническая революция.

Комбинированный урок

§118

Тема 5. Строение Вселенной (4 часа)

29

57/1

Солнечная система. Звёзды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд

Урок -лекция


29

58/3

Система Земля-Луна. Общие сведения о Солнце.

Комбинированный урок


30

59/4

Источники энергии и внутреннее строение Солнца.Физическая природа звезд

Комплексное применение знаний


30

60/5

Галактика. Пространственные масштабы Вселенной.

Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Урок изучения нового материала


Повторение (5 часов)

31-

61/1 -

65/5

Повторение по теме «Кинематика и динамика». «Законы сохранения» .Тест по теме «Кинематика и динамика»

Повторение по теме «Молекулярная физика», «Термодинамика». Тест

Повторение по теме «Электродинамика», «Колебания и волны»

Повторение по теме «Квантовая физика», «Атомная физика». Тест

Итоговая к/ работа №7

Контроль знаний, умений и навыков

34

66-70

Резерв (5)


Всего 70 часов




Содержание практической деятельности (контрольно-измерительный материал)


1).Тематика лабораторных и практических работ с заданиями (вариантами заданий)


Лабораторная работа №1«Наблюдение действия магнитного поля на ток»

Лабораторная работа №2«Изучение явления электромагнитной индукции».

Урок - практикум по теме ««Электромагнитная индукция».

Лабораторная работа №3 «Измерение показателя преломления стекла»

Лабораторная работа №4 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

Лабораторная работа №5 «Измерение длины световой волны»

Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

Лабораторная работа №7 «Изучение треков элементарных частиц»


3).Тематика докладов, рефератов и иных видов самостоятельной работы учащихся.

Презентация «открытие явления электромагнитной индукции»

Проект «Изобретение радио»

Проект «Современные средства связи»

Домашняя самостоятельная работа (0,5; подготовка презентаций на тему:1).Физика в с/х; 2). Физика в быту).

Домашняя самостоятельная работа (0,5; подготовка рефератов на тему «Резонанс»)

Домашняя самостоятельная работа (0,5; защита рефератов на тему «волновые свойства света»).

Презентация «Виды спектров. Спектральный анализ»

Проект «Модели атомов»

Презентация « Влияние ионизирующей радиации на живые организмы»

Проект «Современные представления о происхождении и эволюции Вселенной»


4).Варианты контрольных работ, тестовых заданий с критериями оценок.




Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места учащихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочая доска;

  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения: ПК, телевизор, DVD


Материально-техническое обеспечение учебного предмета, дисциплины


1).Перечень оборудования (имеющегося в наличии).

Перечень демонстрационного оборудования:

Модель генератора переменного тока, модель опыта Резерфорда.

Измерительные приборы: метроном, секундомер, дозиметр, гальванометр, компас.

Трубка Ньютона, прибор для демонстрации свободного падения, комплект приборов по кинематике и динамике, прибор для демонстрации закона сохранения импульса, прибор для демонстрации реактивного движения.

Нитяной и пружинный маятники, волновая машина, камертон.

Трансформатор, полосовые и дугообразные магниты, катушка, ключ, катушка-моток, соединительные провода, низковольтная лампа на подставке, спектроскоп, высоковольтный индуктор, спектральные трубки с газами, стеклянная призма.



Перечень оборудования для лабораторных работ (имеющегося в наличии).


Лабораторная работа №1«Наблюдение действия магнитного поля на ток»

Оборудование: проволочный моток, штатив, источник постоянного тока, реостат, ключ, соединительные провода, дугообразный магнит

.Лабораторная работа №2«Изучение явления электромагнитной индукции».

Оборудование: Миллиамперметр, источник питания, катушки с сердечниками, дугообразный магнит, выключатель кнопочный,

Лабораторная работа №3 «Измерение показателя преломления стекла.»

Оборудование: микроскоп, микрометр, пластинки из обычного стекла и оргстекла.

Лабораторная работа №4 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

Оборудование: линейка, два прямоугольных треугольника, длиннофокусная собирающая линза, лампочка на подставке с колпачком, источник тока, выключатель, соединительные провода, экран, направляющая рейка.

Лабораторная работа №5 «Измерение длины световой волны».

Оборудование:лазерный источник сета, штатив с тремя держателями, дифракционная решетка, измерительная планка, миллиметровая бумага, измерительная лента, скотч, линейка.

Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

Оборудование: призма прямого зрения, источник света, светофильтры, призма с параллельными гранями, экран.

Лабораторная работа №7«Изучение треков элементарных частиц»

Фотографии треков элементарных частиц.


2).Перечень наглядных и дидактических материалов (имеющихся в наличии).

Набор таблиц по физике 11 класс.

Живая физика.

открытая физика 1.0 (части i и ii)

000 "физикон"
Уроки физики Кирилла и Мефодия - 7-11 класс. CD-ROMforWindows.


Таблицы общего назначения

  1. Международная система единиц (СИ).

  2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.

  3. Физические постоянные.

  4. Шкала электромагнитных волн.

  5. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.












Список литературы.

  1. Основная учебно-методическая литература.

Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.


2) Дополнительная учебно-методическая литература и источники (включая нормативные документы, периодические издания, Интернет-сайты).


  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012г.

  2. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. - 2004. № 24-25.

  3. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. - Москва.: Дрофа, 2004)

  4. «Примерной программы основного общего образования по физике. 10 классы» (Физика - 11 /Авт. Г.Я. Мякишев Б.Б. Буховцев Дрофа, 2004.);

  5. Гутник Е.М. Качественные задачи по физике. - Москва: Просвещение, 1995

  6. Кабардин О.Ф. и др. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике 7-11,2006

  7. Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10,11 классах. Сборник заданий и самостоятельных работ.- М: Илекса, 2004.

  8. Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тесты по физике 10-11 классы. Москва:Просвещение, 2005 г.

  9. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике. /Под редакциейВ.А. Коровина.- Москва: Дрофа, 2009

  10. Сборники задач: Физика. Задачник. 10-11 класс.: Пособие для общеобразовательных учреждений / Рымкевич А.П. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 192 с.

  11. Физика. Сборник тестов. /Авт. Иродова И.А. М,: Владос, 2008.


Интернет-ресурс

1. edu - "Российское образование"Федеральный портал.

2. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. it-n.ru"Сеть творческих учителей"

5. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"




24


© 2010-2022