- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике 11 класс (2 ч в неделю)
Рабочая программа по физике 11 класс (2 ч в неделю)
Раздел | Физика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Харчевникова А.А. |
Дата | 12.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Программа по физике для 11классов разработана в соответствии:
-
федерального компонента государственного стандарта общего образования (Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. - Москва.: Дрофа,2004)
-
с рекомендациями «Примерной программы основного общего образования по физике. 11 классы» (Физика - 11 /Авт. Г.Я. Мякишев Б.Б. Буховцев Дрофа, 2004.);
-
учебный план МБОУ СОШ №171 на 2013-2014 уч.год
Программа по физике для основной школы включает следующие разделы: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимого на их изучение; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.
Цели изучения физики:
-
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
-
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
-
применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
-
использование приобретенных знаний и умений приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением следующих задач:
-
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
-
знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
-
приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
-
формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
-
овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
-
понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
-
использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
-
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
-
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Общая характеристика учебного предмета:
- краткая характеристика:
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы». Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
- указание, на основании какой примерной (авторской) рабочей программы составлена:
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией Физика - 11 /Авт. Г.Я. Мякишев Б.Б. Буховцев Дрофа, 2004.
Данная программа используется для УМК:Учебник: «ФИЗИКА-11», авторы: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Изд-во «Просвещение», 2005 г., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Ведущие формы и методы, технологии обучения:
Формы организации учебных занятий: изучение нового материала; семинарские занятия; обобщения и систематизации; контрольные мероприятия.
Используемы методы обучения (по И. Я. Лернеру): объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение, эвристический, исследовательский.
Используемые педагогические технологии: информационно-коммуникационные; компетентностный подход к обучению (авторы:Хуторский А.В., Зимняя И.А.), дифференцированное обучение (автор: Гузеев В.В).
В информационной структуре поля учебных задач, заключены соответствующие виды знаний и умений, детерминирующие такие виды учебно-познавательной деятельности, как познавательная, практическая, оценочная, учебная. Решение задач является эффективным способом реализации компетентностного подхода к обучению.
Формы работы: лекции, практикум, выступление с докладами или со докладами, дополняющие лекционный выступление учителя, поисковые лабораторные работы, коллективные творческие проекты; семинар, тренинг, дискуссия, деловая игра
Формы контроля: самостоятельные работы, контрольные работы, лабораторные и практические работы, тестирование, фронтальный опрос; физический диктант; домашний лабораторный практикум,презентации, выполнение творческих заданий по темам
Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования:
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений
-умения и навыки ученика:
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
-
Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
-
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
-
Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
-
Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
Уметь
-
Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;
-
Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
-
Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
-
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
-
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
-
Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-
Рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса: с химией, биологией, физической географией, технологией, ОБЖ.
Основное содержание (70 ЧАСОВ)
-
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (11 часов)
-
Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущийся заряд.
-
Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Самоиндукция. Индуктивность. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.
Демонстрации:
Магнитное взаимодействие токов.Магнитная запись звука.Электромагнитная индукция.Правило Ленца.Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.Самоиндукция.
-
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (11 часов)
-
Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток.
-
Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
-
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.
Демонстрации:
Свободные электромагнитные колебания низкой частоты в колебательном контуре.Зависимость частоты свободных электромагнитных колебаний от электроемкости и индуктивности контура.Устройство и принцип действия генератора переменного тока (на модели).Устройство и принцип действия трансформатораЭлектрический резонанс.
Излучение и прием электромагнитных волн.Отражение электромагнитных волн.Преломление электромагнитных волн.
Интерференция и дифракция электромагнитных волн.Поляризация электромагнитных волн.
-
ОПТИКА (17 часов)
-
Скорость света и методы ее измерения. Законы отражения и преломления света.
-
Волновые свойства света: дисперсия, интерференция света, дифракция света. Когерентность. Поперечность световых волн. Поляризация света.
Демонстрации:
Законы преломления снега. Полное отражение.Световод.Дифракция света на тонкой нити.Дифракция света на узкой щели.
Разложение света в спектр с помощью дифракционной решетки.Поляризация света поляроидами.
-
Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Шкала электромагнитных излучений.
Демонстрации:
Свойства инфракрасного излучения.Свойства ультрафиолетового излучения.Шкала электромагнитных излучений (таблица).
-
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (13 часов).
-
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны.Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга.
-
Строение атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом.
-
Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы:частицы и античастицы.Фундаментальные взаимодействия
-
Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. Единая физическая картина мира.
Демонстрации:
Фотоэлектрический эффект на установке с цинковой платиной.Устройство и действие полупроводникового и вакуумного фотоэлементов.Наблюдение треков в камере Вильсона.Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
-
СТРОЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ(4 часа)
-
Солнечная система. Система «Земля - Луна». Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура солнца и состояние вещества в нем, химический состав). Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.
-
Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов
Демонстрации:
Модель солнечной системы.Теллурий.Подвижная карта звездного неба.
ПОВТОРЕНИЕ - 5 ч.
РЕЗЕРВ - 5 ч.
Тематическое планирование по дисциплине «Физика 11 класс».
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч
Из них
Теоретическое
обучение, ч
Лабораторные и практические работы, ч
Контрольная работа, ч
1.
Основы электродинамики
11
7
2
2
1.1
Магнитное поле
5
1
1
1.2
Электромагнитная индукция
6
1
1
2.
Колебания и волны
11
10
1
2.1
Электромагнитные колебания
3
2.2
Производство, передача и использование электрической энергии
4
2.3
Электромагнитные волны
4
1
3.
Оптика
17
12
4
1
3.1
Световые волны
10
3
1
3.2
Элементы теории относительности
3
3.3
Излучение и спектры
4
1
4.
Квантовая физика
13
10
1
2
4.1
Световые кванты
4
4.2
Атомная физика
3
1
4.3
Физика атомного ядра
7
1
1
4.4
Элементарные частицы. Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества
3
3
5.
Строение Вселенной
4
4
-
-
Повторение.
5
5
1
Резерв.
5
3
Итого
70
54
7
7
Содержание обучения
№
п/п
Наименование раздела
Планируемые результаты
(Знания и умения учащегося по разделу)
Краткое описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов
Темы лабораторных, практических и иных видов учебной деятельности
Виды самостоятельной работы (подготовка докладов, рефератов, сочинений, аналитических работ, исследовательских работ и т.д.)
1.
Электродинамика
Знать: понятия: магнитное поле тока, индукция магнитного поля.
Практическое применение: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы.электромагнитная индукция; закон электромагнитной индукции; правило Ленца, самоиндукция; индуктивность, электромагнитное поле.
Уметь: решать задачи на расчет характеристик движущегося заряда или проводника с током в магнитном поле, определять направление и величину сил Лоренца и Ампера,
объяснять явление электромагнитной индукции и самоиндукции, решать задачи на применение закона электромагнитной индукции, самоиндукции.
Магнитное поле тока.Действие магнитного поля на движущийся заряд.Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Самоиндукция. Индуктивность. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.
Лабораторная работа №1«Наблюдение действия магнитного поля на ток»
Лабораторная работа №2«Изучение явления электромагнитной индукции».
Урок - практикум
по теме ««Электромагнитная индукция».
2.
Колебания и волны
Знать: понятия: свободные и вынужденные колебания; колебательный контур; переменный ток; резонанс, электромагнитная волна, свойства электромагнитных волн.
Практическое применение: генератор переменного тока, схема радиотелефонной связи, телевидение.
Уметь: Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока. Использовать трансформатор для преобразования токов и напряжений. Определять неизвестный параметр колебательного контура, если известнызначение другого его параметра и частота свободных колебаний; рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательном контуре с известными параметрами. Решать задачи на применение формул:, , , ,
, , . Объяснять распространение электромагнитных волн.
Механические колебания: свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Электрические колебания: свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.
Домашняя самостоятельная работа (0,5); подготовка рефератов на тему «Резонанс».
3.
Оптика
Оптика
Знать: понятия: интерференция, дифракция и дисперсия света.
Законы отражения и преломления света,
Практическое применение: полного отражения, интерференции, дифракции и поляризации света, понятия: принцип постоянства скорости света в вакууме, связь массы и энергии, практическое применение: примеры практического применения электромагнитных волн инфракрасного, видимого, ультрафиолетового и рентгеновского диапазонов частот.
Уметь: измерять длину световой волны, решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой; на применение закона преломления света, определять границы применения законов классической и релятивистской механики, объяснять свойства различных видов электромагнитного излучения в зависимости от его длины волны и частоты.
Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Скорость света и методы ее измерения. Волновые свойства света.Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии
Лабораторная работа №3 «Измерение показателя преломления стекла»
Лабораторная работа №4 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».
Лабораторная работа №5 «Измерение длины световой волны»
Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»
Домашняя самостоятельная работа (0,5; защита рефератов на тему «Интерференция».)
4.
Квантовая физика
Знать: Понятия: фотон; фотоэффект; корпускулярно-волновой дуализм; ядерная модель атома; ядерные реакции, энергия связи; радиоактивный распад; цепная реакция деления; термоядерная реакция; элементарная частица, атомное ядро.
Законы фотоэффекта: постулаты Борщ закон радиоактивного распада.
Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента; примеры технического - использования фотоэлементов; принцип спектрального анализа; примеры практических применений спектрального анализа; устройство и принцип действия ядерного реактора.
Уметь: Решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волны. Вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнения Эйнштейна. Определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа.
Рассчитывать энергетический выход ядерной реакции. Определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях.
Световые кванты: тепловое излучение.Гипотеза Планка о квантах. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.
Атомная физика: строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра: методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.Модели строения атомного ядра. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Лабораторная работа №7«Изучение треков элементарных частиц»
5.
Строение Вселенной
Знать: строение Вселенной
Уметь:находить созвездия и звёзды на небосводе.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии.Галактика.Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Домашняя самостоятельная работа (0,5; подготовка презентаций на тему:1).Физика в с/х; 2).Физика в быту).
Тематическое планирование 11 класс
Тема 1. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (11 часов)(Продолжение 10 класса)
Магнитное поле (5 часов)
неделя
№ урока
Тема урока
Форма урока
Домашнее задание
1
1/1
Магнитное поле, его свойства. Взаимодействие токов.
Урок -лекция
§1
1
2/2
Магнитное поле постоянного электрического тока. Вектор магнитной индукции. Магнитные линии.
Урок изучения нового материала
§2
2
3/3
Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.
Практическая работа №1: «Наблюдение действия магнитного поля на ток»
Урок изучения нового материала. Комплексное применение знаний
§3, Стр.363
2
4/4
Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Сила Лоренца.
Комбинированный урок
§6
3
5/5
Циклический ускоритель.Магнитные свойства вещества. Решение задач по теме «Магнитное поле».Кратковременная к/ работа №1.
Комбинированный урок
Задачи по тетради
Электромагнитная индукция (6 часов)
3
6/1
Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.
Урок -лекция
§8
4
7/2
Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца.
Урок -лекция
§9, 10
4
8/3
Самоиндукция. Индуктивность. Закон электромагнитной индукции.
Комбинированный урок
§14-15
5
9/4
Практическая работа №2: «Изучение явления электромагнитной индукции»
Комплексное применение знаний
§8, стр364
5
10/5
Электромагнитное поле. Энергия магнитного поля тока.
Комбинированный урок
§17
6
11/6
Контрольная работа №2 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Контроль знаний, умений и навыков
Тема 2. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (11 часов)
Электромагнитные колебания (3 часа)
неделя
№ урока
Тема урока
Форма урока
Домашнее задание
6
12/1
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания
Урок -лекция
§27
7
13/2
Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре
Комбинированный урок
§28
7
14/3
Переменный электрический ток. Действующие значения силы тока и сопротивления. Резонанс в электрической цепи
Комбинированный урок
§31
Производство, передача и использование электрической энергии (4 часа)
8
15/5
Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.
Урок изучения нового материала
§37-38
8
16/6
Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»
Комплексное применение знаний
9
17/7
Производство и использование электрической энергии
Комбинированный урок
§39
9
18/8
Передача электроэнергии.
Комбинированный урок
§40
Электромагнитные волны (4 часа)
10
19/1
Волновые явления .Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн.
Урок -лекция
§48-49
10
20/2
Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник.Изобретение радио А.С. Поповым.
Урок изучения нового материала
§51-52
11
21/3
Свойства электромагнитных волн. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.
Комбинированный урок
§55-57
11
22/4
Контрольная работа №3 «Электромагнитные колебания и волны»
Контроль знаний, умений и навыков
Тема 3. ОПТИКА (18 часов)
Световые волны (10 часов)
12
23/1
Развитие взглядов на природу света. Скорость света.
Урок изучения нового материала
§59
12
24/2
Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Решение задач.
Урок изучения нового материала
§60
13
25/3
Закон преломления света. Полное отражение.Решение задач.
Комбинированный урок
§61
13
26/4
Практическая работа №3: «Измерение показателя преломления стекла»
Комплексное применение знаний
Стр.367
14
27/5
Линза. Построение изображения в линзе.Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Самостоятельная работа
Комбинированный урок
§64
14
28/6
Лабораторная работа №4 «Определение фокусного расстояния, оптической силы собирающей линзы»
Урок - практикум
§64, задачи по тетради
15
29/7
Волновые свойства света .Дисперсия света. Самостоятельная работа .
Урок изучения нового материала
§66
15
30/8
Интерференция света. Дифракция света.Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Поляризация света
Комбинированный урок
§68-69, 71
16
31/9
Лабораторная работа №5 «Измерение длины световой волны»
Комбинированный урок
§73-74
16
32/10
Контрольная работа №4 «Оптика. Световые волны»
Контроль знаний, умений и навыков
Элементы теории относительности (3 часа)
17
33/1
Принцип относительности .Постулаты теории относительности.
Урок -лекция
§75-76
17
34/2
Релятивистский закон сложения скоростей. Зависимость энергии тела от скорости его движения. Релятивистская динамика.
Урок -лекция Урок - практикум
§78, 79
18
35/3
Связь между массой и энергией.
Контроль знаний, умений и навыков
§80
Излучение и спектры (4 часов)
18
36/1
Виды излучений. Спектры.Спектральный анализ. Его применение в астрономии.
Урок -лекция
§59*, 60, 61 вопросы
19
37/2
Лабораторная работа № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».
Комплексное применение знаний
19
38/3
Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения
Комплексное применение знаний
20
39/4
Шкала электромагнитных волн
Комплексное применение знаний
Тема 4. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (13+3 часов)
Световые кванты (4 часа)
20
40/1
Фотоэффект. Гипотеза М.Планка о квантах. Уравнение Эйнштейна.
Урок -лекция
§88-89
21
41/2
Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Применение фотоэффекта
Урок -лекция
§90
21
42/3
Давление света .Химическое действие света. Фотография. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределённостей Гейзенберга.
Комплексное применение знаний
§91, 93
22
43/4
Контрольная работа №5 «Световые кванты»
Контроль знаний, умений и навыков
Атомная физика (3 часа)
22
44/1
Строение атома. Опыт Резерфорда.Планетарная модель атома.
Комбинированный урок
§94
23
45/2
Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Комбинированный урок
§95
23
46/3
Самостоятельная работа «Атомная физика»
Комбинированный урок
§97
Физика атомного ядра (6 часов)
24
47/1
Открытие радиоактивности. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы.
Урок -лекция
§105
24
48/2
Методы регистрации элементарных частиц.α,β и γ излучение.Энергия связи атомных ядер.
Комбинированный урок
§106
25
49/3
Лабораторная работа № 7 «Изучение треков элементарных частиц»
25
50/4
Правило смещения Содди. Закон радиоактивного распада и его статистический характер.
Урок -лекция
§102
26
51/5
Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Дефект массы и энергия связи.
Комбинированный урок
§107, 109-110
26
52/6
Ядерный реактор.Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения.
Комплексное применение знаний
§112-114
27
53/7
Контрольная работа №6 «Световые кванты. Физика атомного ядра»
Контроль знаний, умений и навыков
Элементарные частицы (1час)
27
54/1
Физика элементарных частиц.
Урок -лекция
§115-116
Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества (2 часа)
неделя
№ урока
Тема урока
Форма урока
Домашнее задание
28
55/1
Единая физическая картина мира.
Комбинированный урок
§117
28
56/2
Физика и научно-техническая революция.
Комбинированный урок
§118
Тема 5. Строение Вселенной (4 часа)
29
57/1
Солнечная система. Звёзды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд
Урок -лекция
29
58/3
Система Земля-Луна. Общие сведения о Солнце.
Комбинированный урок
30
59/4
Источники энергии и внутреннее строение Солнца.Физическая природа звезд
Комплексное применение знаний
30
60/5
Галактика. Пространственные масштабы Вселенной.
Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Урок изучения нового материала
Повторение (5 часов)
31-
61/1 -
65/5
Повторение по теме «Кинематика и динамика». «Законы сохранения» .Тест по теме «Кинематика и динамика»
Повторение по теме «Молекулярная физика», «Термодинамика». Тест
Повторение по теме «Электродинамика», «Колебания и волны»
Повторение по теме «Квантовая физика», «Атомная физика». Тест
Итоговая к/ работа №7
Контроль знаний, умений и навыков
34
66-70
Резерв (5)
Всего 70 часов
Содержание практической деятельности (контрольно-измерительный материал)
1).Тематика лабораторных и практических работ с заданиями (вариантами заданий)
Лабораторная работа №1«Наблюдение действия магнитного поля на ток»
Лабораторная работа №2«Изучение явления электромагнитной индукции».
Урок - практикум по теме ««Электромагнитная индукция».
Лабораторная работа №3 «Измерение показателя преломления стекла»
Лабораторная работа №4 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».
Лабораторная работа №5 «Измерение длины световой волны»
Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»
Лабораторная работа №7 «Изучение треков элементарных частиц»
3).Тематика докладов, рефератов и иных видов самостоятельной работы учащихся.
Презентация «открытие явления электромагнитной индукции»
Проект «Изобретение радио»
Проект «Современные средства связи»
Домашняя самостоятельная работа (0,5; подготовка презентаций на тему:1).Физика в с/х; 2). Физика в быту).
Домашняя самостоятельная работа (0,5; подготовка рефератов на тему «Резонанс»)
Домашняя самостоятельная работа (0,5; защита рефератов на тему «волновые свойства света»).
Презентация «Виды спектров. Спектральный анализ»
Проект «Модели атомов»
Презентация « Влияние ионизирующей радиации на живые организмы»
Проект «Современные представления о происхождении и эволюции Вселенной»
4).Варианты контрольных работ, тестовых заданий с критериями оценок.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места учащихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
рабочая доска;
-
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения: ПК, телевизор, DVD
Материально-техническое обеспечение учебного предмета, дисциплины
1).Перечень оборудования (имеющегося в наличии).
Перечень демонстрационного оборудования:
Модель генератора переменного тока, модель опыта Резерфорда.
Измерительные приборы: метроном, секундомер, дозиметр, гальванометр, компас.
Трубка Ньютона, прибор для демонстрации свободного падения, комплект приборов по кинематике и динамике, прибор для демонстрации закона сохранения импульса, прибор для демонстрации реактивного движения.
Нитяной и пружинный маятники, волновая машина, камертон.
Трансформатор, полосовые и дугообразные магниты, катушка, ключ, катушка-моток, соединительные провода, низковольтная лампа на подставке, спектроскоп, высоковольтный индуктор, спектральные трубки с газами, стеклянная призма.
Перечень оборудования для лабораторных работ (имеющегося в наличии).
Лабораторная работа №1«Наблюдение действия магнитного поля на ток»
Оборудование: проволочный моток, штатив, источник постоянного тока, реостат, ключ, соединительные провода, дугообразный магнит
.Лабораторная работа №2«Изучение явления электромагнитной индукции».
Оборудование: Миллиамперметр, источник питания, катушки с сердечниками, дугообразный магнит, выключатель кнопочный,
Лабораторная работа №3 «Измерение показателя преломления стекла.»
Оборудование: микроскоп, микрометр, пластинки из обычного стекла и оргстекла.
Лабораторная работа №4 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».
Оборудование: линейка, два прямоугольных треугольника, длиннофокусная собирающая линза, лампочка на подставке с колпачком, источник тока, выключатель, соединительные провода, экран, направляющая рейка.
Лабораторная работа №5 «Измерение длины световой волны».
Оборудование:лазерный источник сета, штатив с тремя держателями, дифракционная решетка, измерительная планка, миллиметровая бумага, измерительная лента, скотч, линейка.
Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».
Оборудование: призма прямого зрения, источник света, светофильтры, призма с параллельными гранями, экран.
Лабораторная работа №7«Изучение треков элементарных частиц»
Фотографии треков элементарных частиц.
2).Перечень наглядных и дидактических материалов (имеющихся в наличии).
Набор таблиц по физике 11 класс.
Живая физика.
открытая физика 1.0 (части i и ii)
000 "физикон"
Уроки физики Кирилла и Мефодия - 7-11 класс. CD-ROMforWindows.
Таблицы общего назначения
-
Международная система единиц (СИ).
-
Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
-
Физические постоянные.
-
Шкала электромагнитных волн.
-
Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.
Список литературы.
-
Основная учебно-методическая литература.
Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
2) Дополнительная учебно-методическая литература и источники (включая нормативные документы, периодические издания, Интернет-сайты).
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012г.
-
Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. - 2004. № 24-25.
-
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. - Москва.: Дрофа, 2004)
-
«Примерной программы основного общего образования по физике. 10 классы» (Физика - 11 /Авт. Г.Я. Мякишев Б.Б. Буховцев Дрофа, 2004.);
-
Гутник Е.М. Качественные задачи по физике. - Москва: Просвещение, 1995
-
Кабардин О.Ф. и др. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике 7-11,2006
-
Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10,11 классах. Сборник заданий и самостоятельных работ.- М: Илекса, 2004.
-
Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тесты по физике 10-11 классы. Москва:Просвещение, 2005 г.
-
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике. /Под редакциейВ.А. Коровина.- Москва: Дрофа, 2009
-
Сборники задач: Физика. Задачник. 10-11 класс.: Пособие для общеобразовательных учреждений / Рымкевич А.П. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 192 с.
-
Физика. Сборник тестов. /Авт. Иродова И.А. М,: Владос, 2008.
Интернет-ресурс
1. edu - "Российское образование"Федеральный портал.
2. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. it-n.ru"Сеть творческих учителей"
5. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
24