Урок решения задач на законы фотоэффекта. docx

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Практическая работа: «Решение экспериментальных задач.»

«Решение задач по теме «Фотоэффект».

Методическая цель: использование идей 7 модулей при решении задач, рациональное использование современных и традиционных методов обучения.

Цель урока:

  • Проверка теоретических знаний по теме "Фотоэффект".

  • Отработка навыка решения задач разного типа и уровня в соответствии материала ЕНТ

Задачи урока

1.Образовательная: обучающиеся должны уметь решать задачи по образцу, проверка знаний

2.Развивающая:способствовать развитию: познавательной активности, пространственного воображения.

3.Воспитательная: формирование научного мировоззрения учащихся .

Планируемые результаты:

1. формирование познавательной компетентности - при повторении изученной темы

2. формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию- закрепление изученного материала

3. формирование интеллектуальной компетентности- при решении задач

План урока:

1.Психологический настрой на урок. Организационный момент

2.Повторение теоретических знаний.

3.Решение задач

4. Дом. задание

Тип урока: урок закрепления знаний

Методы и приемы обучения: беседа, практический (решение задач)

Оборудование: раздаточный материал: «Сборник задач по физике» А.П. Рымкевич, карточки

.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята и гости нашего урока. Сегодня нам предстоит вспомнить, что нам известно о «Световых квантах» » и научиться применять полученные нами знания к решению задач.

На экзамене по физике профессор пишет уравнение Е = h ν и спрашивает студента:

-Что такое ν?

- Постоянная планки!

- А h?

- Высота этой планки!

Каждый из вас будет иметь возможность поделиться своими знаниями и умениями с друзьями по классу. Это вам поможет успешно сдать ЕНТ и экзамены , т.е достичь определенных высот в своей жизни!

2. Активизация знаний учащихся.

А) Какие физические величины обозначаются данными буквами и в каких единицах они измеряются - Е , ν , λ , υ , m , A , c , Ек.

Взаимопроверка.

Ответы: Дж, Гц, м.м/с,кг, Дж, м/с,Дж

Б.) Заполните пропуски:

Название физической величины

Обозначение физической величины

1

… = հν

2

հν= A+ …

3

Урок решения задач на законы фотоэффекта.docx= … U3

4

. … ν= A+Урок решения задач на законы фотоэффекта.docx

5

min=Урок решения задач на законы фотоэффекта.docx

Взаимопроверка .Ответ:

Название физической величины

Обозначение физической величины

1

Энергия фотона

Е

… = հν

2

Кинетическая энергия

Е

հν= A+ …

3

Заряд электрона

е

Урок решения задач на законы фотоэффекта.docx= … U3

4

Постоянная Планка

h

. … ν= A+Урок решения задач на законы фотоэффекта.docx

5

Частота

νmin

min=Урок решения задач на законы фотоэффекта.docx

С) Работа в парах. « Установите соответствие»

У вас на столах лежат листки с портретами ученых, вы должны будете записать роль каждого из них в изучении этого явления, кто какой этап осваивал?

Урок решения задач на законы фотоэффекта.docx

Урок решения задач на законы фотоэффекта.docx

Урок решения задач на законы фотоэффекта.docx

1.1890г

2.1905г

3.1887 г.

4.обосновал квантовую природу фотоэффекта и все его закономерности

5.установил количественные закономерности фотоэффекта.

6.открыл явление фотоэффекта.

7.Александр Григорьевич Столетов

8.Альберт Эйнштейн

9.Генрих Герц

Взаимопроверка .ответ:

Урок решения задач на законы фотоэффекта.docx

1905г. - Альберт Эйнштейн обосновал квантовую природу фотоэффекта и все его закономерности.

Урок решения задач на законы фотоэффекта.docx

1887 г. - Генрих Герц открыл явление фотоэффекта

Урок решения задач на законы фотоэффекта.docx

1890г. - Александр Григорьевич Столетов установил количественные закономерности фотоэффекта.

Д) Фронтальный опрос.

Отвечая на поставленные вопросы, построим «Дерево».

Назовем «Дерево» - квантовая природа света.

Учитель.: Что является корнями нашего «дерева»?

ученик.: Гипотеза Планка.

Учитель Какие основные положения квантовой природы света были сформулированы на основе гипотезы Планка

ученик.: Квант, мгновенно, неделимый, энергия….

Учитель.: как назвали квант?

ученик.: Квант назвали фотоном.

Учитель.: Характеристики фотона.

ученик.: Масса, энергия, импульс.

Учитель.: Формула для определения, энергии фотона.

ученик.: E=mс2, E=hν

Учитель.: Формула для определения массы фотона.

ученик.: m=hν/с2

Учитель.: Формула для определения импульса фотона.

ученик.: р=mc

Учитель .: Какое явление было открыто и объяснено квантовой теорией света?

ученик.: Фотоэффект.

Учитель.: Кто исследовал это явление?

ученик.: Столетов.

Учитель: Условие для возникновения фотоэффекта?

ученик.: Энергия фотона, приобретенная электроном должна быть больше либо равна работе выхода hVmin>Aвых.

Учитель.: Какое уравнение объясняет фотоэффект?

ученик Уравнение Эйнштейна hν=Aвых + me ʋ2 /2

Учитель Как называется предельная частота или наибольшая длина волны, при которых еще можно наблюдать фотоэффект?

ученик.: Красная граница фотоэффекта.

Учитель.: Чему равна красная граница фотоэффекта?

ученик.: ν min =Aвых /h, λmax = сh/Aвых .

3. Решение задач

А) у доски ( для мотивированных учащихся )

Задача №1: Определите частоту света, которым освещается поверхность металла, если фотоэлектроны имеют кинетическую энергии 4,5*10-20Дж, а работа выхода равна 3,3*10-19Дж. ( Һ= 6,63*10-34 Дж*с)

Задача №2: Определите длину волны света, которым освещается поверхность металла, если фотоэлектроны имеют кинетическую энергии 4,5*10-20Дж, а работа выхода равна 3,3*10-19Дж.

Задача №3.Какую максимальную кинетическую энергию имеют электроны, вырванные из оксида бария, при облучении светом частотой 1ПГц?

Задача №4 Красная граница фотоэффекта для металла 6,2*10-5 см. Найти величину запирающего напряжения для фотоэлектронов при освещении металла светом длиной волны 330 нм?

Задача №5 Красная граница фотоэффекта у лития 520 нм. Какова должна быть разность потенциалов, чтобы полностью затормозить электроны, испускаемые литием под действием ультрафиолетовых лучей длиной волны 200 нм?

Б) В тетради ( для одаренных учащихся)

Задача №6 Фотокатод, покрытый кальцием ( Ав=4,42*10-19 Дж), освещается светом, у которого длина волны 300 нм. Вылетевшие из катода электроны попадают в однородное магнитное поле индукцией 8,3*10-4 Тл перпендикулярно линиям индукции этого поля. Чему равен максимальный радиус окружности, по которой движутся электроны?

В) В тетради ( для низкомотивированных учащихся)

Дано:

A=6,8*10-19Дж.

h=6,63*10-34Дж*с.

Решение.

νmin = / h

νmin = = 1,026*1015 Гц.

Ответ: νmin = 1,026*1015 Гц.

νmin - ?

Пример 2.

Работа выхода электрона из алюминия равна 6,72*10-19Дж. Произойдёт ли фотоэффект при освещении алюминия фиолетовым светом с длиной волны 4*10-7м?

Дано:

A=6,72*10-19Дж.

h=6,63*10-34Дж*с.

λ=4*10-7м

c=3*108м/с

Решение.

νmin = А/ , λmax= / νmin

λmax = = 2,96*10-7м.

2,96*10-7м<4*10-7м, т.е. λ λmax , значит фотоэффекта не будет.

Ответ: фотоэффекта не будет.

λmax - ?

Тестовая работа ( подготовка к ЕНТ)

Тест по теме "Фотоэффект"

1. Какие из перечисленных явлений служат доказательством квантовой природы света. Выберите правильный ответ.

1 - интерференция 2 - поляризация 3 - дифракция 4 - фотоэффект

А-1, 2, 3; Б-3 и 4; В- 4

2. Какое из приведенных ниже выражений наиболее точно определяет понятие фотоэффекта? Укажете правильный ответ.

А. Испускание электронов веществом в результате его нагревания.

Б. Вырывание электронов из вещества под действием света.

В. Увеличение электрической проводимости вещества под действием света.


3. От каких параметров зависит максимальная кинетическая энергия электронов, вырываемых с металла светом?

А- от интенсивности света;

Б- от частоты;

В- от работы выхода;

Г - от частоты и работы выхода.

4. Какое из приведенных ниже выражений точно определяет понятие работы выхода? Укажите правильный ответ.

А. Энергия необходимая для отрыва электрона от атома.

Б. Кинетическая энергия свободного электрона в веществе.

В. Энергия, необходимая свободному электрону для вылета из вещества.

5. Какое из приведенных выражений позволяет рассчитать энергию кванта излучения? Укажите правильные ответы.

А. Авых+ Ек

Б. hv - Eк

В. Авых+ mv2/2

Оценивание

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

2.А.

«5»-8

«4»-7

«3»-6

«2»-5 И МЕНЕЕ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

«Заполни пропуски»

«5»-5

«4»-4

«3»-3

«2»-2-1

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

«Установи соответствие»

«5»-16-15

«4»-14-13

«3»-4 12-11

«2»-3 10-9

Решение задач в тетради

Оценивание учителем

Решение задач у доски

Оценивание учителем

Тестовая работа

«5»-5

«4»-4

«3»-3

«2»-2-1

Средняя оценка

Рефлексия.

Учитель:Проанализируйте пожалуйста свою деятельность на уроке.

Учащиеся: Анализируют, записывают свои мысли на листочках, которые учитель заранее выдал им на парты.

1. Сегодня на уроке я научился:

2. Сегодня на уроке мне понравилось:

3. Сегодня на уроке мне не понравилось:

Подведение итогов занятия; задание на дом .

1.Подготовиться к самостоятельной работе.

2.Прослушайте стихотворение «Внутренний фотоэффект» Анатолия Ягудина.

Напишите сочинение «Фотоэффект в жизни человека».

Жилось спокойно электрону
В привычном атоме своем.
Послушный физики закону
Своим гордился бытиём.

Протон всегда ценил стабильность,
И на рожон к нему не лез,
Приобретая инфантильность
За свой большой удельный вес.

Так жили в мире и согласье,
Ценя нейтральность и покой,
Когда ворвался в одночасье
К ним гость , совсем не дорогой.

Нахально звался он фотоном,
Все разрушая на пути,
И горемыке-электрону
С привычных мест пришлось уйти.

И электрон бежал от света,
Знак отрицательный храня.
Эффект заметил А.Столетов
В разгар полуденного дня.

А если домом электрону
Служил бы полупроводник,
Согласно этому закону
В нем ток немедленно возник.

И вот, нисколько не наглея
От восхитительных щедрот,
Нам солнечная батарея
Уже бесплатный ток дает.

И в околоземном пространстве
Космические корабли
Берут с завидным постоянством
Ток без участия Земли











Урок решения задач на законы фотоэффекта.docx







© 2010-2022