Конспект урока по физике Относительность движения (9 класс)

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Относительность движения

Тип занятия: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-беседа

Методы изучения: объяснительно-иллюстративный с элементами эвристической беседы

Дидактическая цель продолжить формирование понятия «относительность движения»

Познавательная цель: усвоить, что такое относительность движения, где проявляется и где используется

Задачи

Образовательные

  1. Научить ребят выбирать тело отсчета и систему отсчета.

  2. Выявить с ребятами основные относительные характеристики движения (скорость, траектория, путь).

  3. Показать значимость понятия «относительность движения» в быту и технике.

Развивающие:

  1. Для развития мышления учащихся продолжить отработку умственных операций анализа, сравнения, выделения главного.

Воспитательные:

  1. В целях интернационального воспитания обратить внимание на то, что физика развивается благодаря работам ученых всех стран и все времен (Птолемей, Коперник)

  2. Для обеспечения политехнического воспитания на конкретных примерах убедить учащихся в практической значимости учета относительности движения в быту и технике.

Оборудование: компьютер; проектор; экран

Содержание урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационные формы

Время

Организационный момент

мобилизация детей на учебную работу

Продемонстрировать готовность к уроку

Коллективная (Фронтальная)

Актуализация

Учитель рассказывает и задает вопросы

Ребята слушают рассказ и отвечают на вопросы

Фронтальная

Мотивация

Учитель рассказывает, задает вопросы.

Ребята слушают, решают задачу, отвечают на вопросы

Фронтальная

Новый материал

Учитель рассказывает, задает вопросы, проводит опыт.

Ребята слушают, отвечают на вопросы, приводят примеры, выводят формулы.

Фронтальные

Первичное закрепление усвоенного материала

Учитель дает задание, объясняет, как его выполнять

Ребята выполняют задание, анализируют свои ошибки

Фронтальная

Этап рефлексии

Учитель задает вопросы

Ребята отвечают на вопросы, сравнивают ответы, делают выводы из ответов

Фронтальная

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание

Ребята записывают домашнее задание, задают вопросы по домашнему заданию

Фронтальная

Ход урока

Учитель: На прошлых уроках мы изучали раздел физики «кинематика». Мы говорили о движении, о его характеристиках (скорость, перемещение, ускорение и т.д.), но не задумывались о причинах этого движения. Сегодня у нас с вами будет урок-мостик, соединяющий два раздела физики кинематику и динамику.

Я думаю, вы сможете справиться со следующей задачей: Две машины едут друг за другом равномерно прямолинейно. Вторая машина движется со скоростью 6 м/с. Первая машина проходит 100 м за 10 с. Определить скорость первой машины?

Ученик: Скорость первой машины 10 м/c.

Учитель: А в задаче дан ответ 4 м/c. Что же мы не учли при решении этой задачи?

Ученик: затрудняется ответить

Учитель: Относительно чего первая машина движется со скоростью 10 м/c?

Ученик: относительно земли, а относительно второй машины скорость будет 4 м/c.

Учитель: Здесь было сказано ключевое слово, какое?

Ученик: Относительность

Учитель: Совершенно верно. А где вы уже встречались с этим понятием?

Ученик: Мы встречались с этим понятием, когда говорили об относительности механического состояния (покой или движение)

Учитель: Совершенно верно.

Тема нашего урока « Относительность движения»

Учитель: Я предлагаю вам проделать следующий опыт: на учебник положим пенал и начнем двигать учебник вдоль стола. Что мы можем сказать о движении пенала (движется или покоится)?

Ученик: пенал движется относительно стола и покоится относительно учебника.

Учитель: Рассмотрим следующие примеры:

Лодка плывет по течению реки. Что можно сказать о движении лодки?

Ученик: лодка движется относительно берега и покоится относительно воды

Учитель: мальчик сидит в движущемся поезде. Мальчик движется или покоится?

Ученик: мальчик движется относительно деревьев и рельс, а покоится относительно поезда.

Учитель: Хомячок качается на качелях. Что можно сказать в этом случае о движении хомячка?

Все эти примеры показывают, что какая физическая величина является относительной?

Ученик: Скорость

Учитель: совершенно верно.

Делаем запить в тетради:

«I относительность скорости».

Учитель: Сейчас я предлагаю вам представить, что мы стоит на земле и смотрим на спускающийся строго вертикально вниз самолет. Скажите, по какой линии относительно центра винта движутся точки находящиеся на лопастях?

Ученик: по окружности

Учитель: А относительно нас, стоящих на земли, по какой линии (траектория) движутся эти же точки?

Ученик: по спирали

Учитель: Траектория движения точек в этом случае одинаковая или разная?

Ученик: разная

Учитель: т.е. траектория движения это характеристика какая?

Ученик: относительная

Учитель: записываем «II относительность траектории»

Давайте рассмотрим еще один пример - движение колеса

по какой траектории движутся точки колеса относительно центра колеса?

Ученик: по окружности

Учитель: а относительно земли по какой траектории движутся точки обода?

Ученик: (ученики показывают руками вид линии)

Учитель: это линия называется циклоида.

Учитель: Если траектория относительна, то какая физическая величина, связанная с ней тоже является относительной?

Ученик: путь

Учитель: Правильно! Записываем «III относительность пути»

Давайте подведем итог: что нового сегодня на уроке вы узнали про относительность

Ученик: Мы узнали, что скорость, траектория и путь - относительны.

Учитель: правильно, другими словами относительность означает, что механическое состояние тела (его покой или движение), характеристики механического движения (скорость, путь, траектория) являются различными относительно разных систем отсчета.

Учитель: Относительность сыграла огромную роль в развитии истории.

С давних пор люди замечали, что звёзды в течение ночи, так же как и Солнце днём, перемещаются по небу с востока на запад, двигаясь по дугам и делая за сутки полный оборот вокруг Земли. Поэтому в течение многих столетий считалось, что в центре мира находится неподвижная Земля, а вокруг неё обращаются все небесные тела. Такая система мира была названа геоцентрической (греческое слово «гео» означает «земля»).

Во II в. александрийский учёный Клавдий Птолемей обобщил имеющиеся сведения о движении светил и планет в геоцентрической системе и сумел составить довольно точные таблицы, позволяющие определять положение небесных тел в прошлом и будущем, предсказывать наступление затмений и т. д.

Однако со временем, когда точность астрономических наблюдений возросла, стали обнаруживаться расхождения между вычисленными и наблюдаемыми положениями планет. Вносимые при этом исправления делали теорию Птолемея очень сложной и запутанной. Появилась необходимость замены геоцентрической системы мира.

Новые взгляды на строение Вселенной были подробно изложены в XVI в. польским учёным Николаем Коперником. Он считал, что Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца, одновременно вращаясь вокруг своих осей. Такая система мира называется гелиоцентрической, поскольку в ней за центр Вселенной принимается Солнце (по-гречески «гелиос»).

Учитель: Галилео Галилей поддержал идею Коперника о Гелиоцентрическая система. Но Галилео Галилей услышал, в числе множества возражений, и такое: если бы Земля двигалась, то птицы, летающие в воздухе, не могли бы поспеть за мчащимися вместе с Землей башнями и деревьями!

Галилео посоветовал спорщикам отправиться в трюм какого-нибудь корабля, запасясь мухами, бабочками, аквариумом с рыбками, а также кусочком ладана и кувшинами с водой. Пока корабль неподвижен, спорщикам предлагалось поэкспериментировать - попрыгать, покидать всевозможные предметы, внимательно понаблюдать за поведением летающих мух, плавающих рыбок, водяных капель, отвесно падающих вниз, дыма от ладана, поднимающегося прямо вверх. Далее Галилео заявил: заставьте теперь корабль двигаться с любой скоростью, и тогда (если только движение будет равномерным и без качки) во всех названных явлениях вы не обнаружите ни малейшего изменения. Прыжки и броски не станут труднее или легче, мухи и бабочки будут по-прежнему летать во все стороны, капли будут все так же отвесно падать, а дым отвесно же подниматься. Галилео заключил:

- Ни по одному из этих явлений вы не сможете установить, движется ли корабль или стоит неподвижно. Другими словами и чуть шире: никаким механическим опытом невозможно обнаружить собственное прямолинейное и равномерное движение.

Это утверждение было названо принципом относительности Галилея.

Учитель: А теперь я предлагаю нам разобраться, как же применить принцип относительности при решении задач

Задача. Человек идет по вагону по движению поезда. Скорость поезда относительно поверхности земли равна 50 м/с, а скорость человека относительно вагона равна 3 м/с. Определите, с какой скоростью и в каком направлении движется человек относительно земли.

Разбор задачи.

Теперь изменим задачу

Задача. Человек идет по вагону против движения поезда. Скорость поезда относительно поверхности земли равна 50 м/с, а скорость человека относительно вагона равна 3 м/с. Определите, с какой скоростью и в каком направлении движется человек относительно земли.

Разбор задачи

Учитель: Давайте подведем итоги урока.

Применение знаний об относительности движения позволило по-новому взглянуть на строение Вселенной, помогло открыть новые физические законы и выяснить причины движения тел.

Учитель: Сейчас я попрошу вас отметить на вопросы представленные на карточке.

Этап рефлексии.

ФИО

Что понравилось на уроке?

Что не понравилось на уроке?

На сколько процентов из 100 я сегодня работал на уроке

На сколько процентов из 100 я бы хотел работать на уроке

Учитель: Записываем домашнее задание. § 9

Упр. 9 ( 1, 3)

Записи в тетради

Есть ли вопросы по домашнему заданию?

Ученик: нет

Учитель: Урок закончен, спасибо за работу!



© 2010-2022