Публикация по физике на тему: Внеурочная работа по физике

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная работа по физике.

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили вчера» Д. Дьюи

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеклассные занятия по предмету.

Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Ознакомившись на занятии кружка, конференции или вечере с тем или иным явлениям, ученик постарается глубже понять его суть, захочет почитать дополнительную литературу.

Внеклассные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одаренных учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса.

Можно сформулировать следующие требования к внеклассной работе по физике:

Внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимание от основного содержания учебной программы.

Необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных занятиях. Однако внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы. Планы внеклассных занятий могут отставать от планов учебных занятий или обгонять их.

Предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их взрасту, уровню развития.

Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесет им полное удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого ученика, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Во внеклассной работе выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Но неправильно основывать внеклассную работу только на принципе занимательности. Внеклассная работа по физике должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать его личность.

Большое значение следует придавать самостоятельной работе учащихся по физическому эксперименту как наиболее интересной для них форме работы. При этом их надо ставить в условия исследователя, отыскивающего закономерности, важные в теоретическом или практическом отношении.

Должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы.

Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.

Следует особо сказать об организации самоуправления учащихся. Воспитывать - значит прежде всего вовлекать ребят в общественно полезную, в том числе и познавательную деятельность, организовывать детскую жизнь.

Но если в роли организаторов вступают лишь взрослые, а сами дети находятся в положение организуемых и только пассивно выполняют чужие требования, то не может быть и речи о достижении целей. Стремление к самостоятельности, присущее подросткам и старшим школьникам, должно стать основной самоуправления школьников во внеклассной работе, которое поможет не только организовать деятельность учащихся, но сделать ее желаемой и значимой для них.

Оценка за внеклассную работу будет более значимой, если она явится результатом анализа каждого внеклассного мероприятия. Анализ качества проведенного внеклассного мероприятия приучает каждого члена коллектива критически подходить к работе товарища, не повторять отмеченные при обсуждении ошибки. Открытые обсуждения внеклассного мероприятия повышают значимость и интерес к внеклассной работе.

Опыт проведения внеклассной работы по физике показывает, что она полезна не только для учащихся, но и для учителя: она помогает ему лучше узнать своих учеников, развивает его организаторские способности, заставляет быть в курсе последних достижений науки и техники, творчески работать над собой.

© 2010-2022