• Преподавателю
  • Физика
  • Урок по физике для 10 класса «Исследование упругих свойств твердых тел при малых деформациях»

Урок по физике для 10 класса «Исследование упругих свойств твердых тел при малых деформациях»

Урок: «Исследование упругих свойств твердых тел при малых деформациях» Цель урока: исследовать зависимость модуля Юнга и коэффициента жесткости резины от геометрических размеров образца. Задачи урока: (образовательные) 1.     создание условий для развития и самореализации учащихся; 2.     создать условия для получения учащимися вывода о независимости модуля Юнга и зависимости коэффициента жесткости тела от геометрических размеров и формы тела; 3.     экспериментально убедиться в необходимости учета границ применимости закона Гука; 4.     создать условия для получения учащимися вывода о необходимости точных математических расчетов при проектировании механических систем. (воспитательные) 1.     показать необходимость пополнять свои знания на протяжении всей жизни. (развивающие) 2.     формирование компетентности в решении жизненных задач технического, прикладного характера. Оборудование и ТСО: проекционный экран, мультимедиапроектор, компьютер, оборудование для эксперимента (штатив, образец для исследования, грузик массой 100 г, линейка, штангенциркуль), опорные конспекты – техническое задание.
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Исследование упругих свойств твердых тел при малых деформациях»

Цель урока: исследовать зависимость модуля Юнга и коэффициента жесткости резины от геометрических размеров образца.

Задачи урока:

(образовательные)

  1. создание условий для развития и самореализации учащихся;

  2. создать условия для получения учащимися вывода о независимости модуля Юнга и зависимости коэффициента жесткости тела от геометрических размеров и формы тела;

  3. экспериментально убедиться в необходимости учета границ применимости закона Гука;

  4. создать условия для получения учащимися вывода о необходимости точных математических расчетов при проектировании механических систем.

(воспитательные)

  1. показать необходимость пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

(развивающие)

  1. формирование компетентности в решении жизненных задач технического, прикладного характера.

Оборудование и ТСО: проекционный экран, мультимедиапроектор, компьютер, оборудование для эксперимента (штатив, образец для исследования, грузик массой 100 г, линейка, штангенциркуль), опорные конспекты - техническое задание.

Ход урока:

1 этап урока: осознание проблемы и необходимости ее решить.

Сегодня мы продолжим разговор об упругих свойствах твердых тел и о их применении на практике.

На прошлых уроках мы говорили о том, что еще в неолите наши предки изобрели первое дальнобойное оружие - лук и стрелы, используя упругость изогнутой ветки дерева; потом катапульты и баллисты, построенные для метания больших камней, использовали упругость канатов, свитых из растительных волокон или даже из женских длинных волос.

Разрешите начать урок с небольшого видеоролика - «Дальнобойные орудия» (youtube.com/watch?v=jKMUymWy_Uw). При просмотре фильма подумайте над вопросом:

Что нужно знать об упругих свойствах материала, чтобы эффективнее его использовать?

ВИДЕО: (2 мин) (youtube.com/watch?v=jKMUymWy_Uw)

Рассмотренные примеры доказывают, что проявление упругих свойств было давно известно и давно использовалось людьми.

Но понимание того, что любое твердое тело под действием даже небольших нагрузок обязательно деформируется, хотя и на очень малую величину, впервые появилось в 1660 у Роберта Гука, современника и коллеги великого Ньютона.

1 слайд

ГУрок по физике для 10 класса «Исследование упругих свойств твердых тел при малых деформациях»ук был выдающимся ученым, инженером и архитектором. В 1676 он сформулировал свое открытие очень кратко, в виде латинского афоризма: смысл которого состоит в том, что «какова сила, таково и удлинение».

Вероятно, в это время Гук уже понимал, что упругость - универсальное свойство твердых тел, но считал необходимым подтвердить свою уверенность экспериментально.

И уже в 1678 вышла книга Гука, посвященная упругости, где описывались опыты, из которых следует, что упругость есть свойство «металлов, дерева, каменных пород, кирпича, волос, рога, шелка, кости, мышцы, стекла и т.п.»

Вопрос: Что нужно знать об упругих свойствах материала, чтобы эффективнее его использовать?

2 слайд

ПУрок по физике для 10 класса «Исследование упругих свойств твердых тел при малых деформациях»редлагаю Вам сейчас пройти по пути Роберта Гука и провести эксперименты по исследованию двух физических величин:

- модуля упругости (т.е. модуля Юнга)

- коэффициента жесткости

Как вы считаете:

  • Какое оборудование Вам понадобиться?

  • Какие физические величины мы должны измерить в работе?

  • Все ли упругие образцы должны быть одинаковы? Чем они должны отличаться?

3 слайд

Урок по физике для 10 класса «Исследование упругих свойств твердых тел при малых деформациях»

  • Какими измерительными инструментами нужно будет пользоваться в работе?

  • Одинакова ли будет точность измерений линейкой, штангенциркулем и микрометром?

Предварительные итоги, необходимые для формулирования дальнейшей цели работы (формулируются учащимися): необходимо провести исследование на упругих образцах разной длины и сечения.

2 этап урока: совместное формулирование цели работы:

- Исследовать зависимость модуля Юнга и коэффициента жесткости резины от геометрических размеров и формы образца.

- Оценить погрешность измерений

3 этап урока: организация коллективной и групповой работы учащихся:

Поскольку мы выяснили, что необходимо исследование на упругих образцах разной длины и сечения, то разделимся на 5 групп:

1 - 4 группы: исследователи, работающие на установках с разными геометрическими размерами резиновых полосок.

5 группа: условно «технический контроль» - они рассчитывают погрешность измерений и включаются в работу группы.

Результаты работы представим на доске в общей таблице отчета и сформулируем вывод в работе.

Таблица отчета

№ группы

l0

S

E

k

E

k

1







2







3







4







4 этап урока: получение экспериментальных данных (каждая группа получает сой результат и записывает его на доске в таблице отчета), анализ полученных результатов и формулировка общих выводов.

Выводы:

  1. Зависит ли модуль Юнга от геометрических размеров тела?

  2. Как вы думаете, от чего зависит модуль Юнга? (от свойств материала, его молекулярного строения - характеристика вещества, как например, плотность или теплопроводность)

  3. От чего зависит величина коэффициента жесткости тела? (от формы и размеров тела, материала)

5 этап урока: применение полученных знаний на практике, решение задач.

Урок по физике для 10 класса «Исследование упругих свойств твердых тел при малых деформациях»

Урок по физике для 10 класса «Исследование упругих свойств твердых тел при малых деформациях»

Урок по физике для 10 класса «Исследование упругих свойств твердых тел при малых деформациях»

Рефлексия. Итоги урока.

© 2010-2022