Рабочая программа по физике для 10-11 класс

Программа составлена на основе следующих нормативных документов: ·        Закон РФ «Об образовании»; ·        Закон РБ «Об образовании»; · «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказ Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089; · «Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ», приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312; ·        Примерная программа, созданная на основе федерально...
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования МО «Тункинский район»

МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа»



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла протокол № ___

«___» _____________2014г.

руков.МО ____________

/Янданова И.К.

СОГЛАСОВАНО

«___»__________2014г.

зам.директора по УВР

___________________

/Шобоева С.А.

УТВЕРЖДЕНО

педсовет № ___

от «___» ___________2014г.

Директор МБОУ ___________

/Янданова Т.П.




Рабочая программа

по физике

для курса среднего (полного) общего образования

(10-11 классы)

Составитель: ЯНДАНОВА ИНГА КИМОВНА

учитель физики, 1 категории

Рецензент: Павлуцкая Н.М., к.п.н., доцент кафедры

«Физика» ВСГТУ, ст.преп.кафедры «МФИ» РИКУиО








Торы

2014


Содержание рабочей программы

для курса среднего (полного) общего образования по физике

1. Пояснительная записка

1.1. Обоснование актуальности курса;

1.2. Ведущая идея курса;

1.3.Общие цели и задачи курса;

1.4. Основные приоритеты курса;

1.5. Особенности курса;

1.6 Основные подходы, используемые в преподавании курса;

1.7. Принципы, лежащие в основе отбора содержания материала по данному курсу;

1.8. Требования к уровню подготовки выпускника;

1.9. Место предмета в учебном плане;

1.10.Структура программы.

2. Содержание программы.

2.1. Учебно - тематический план 10, 11 класса;

2.2. Календарно-тематическое планирование в 10, 11 классах;

3. Методические рекомендации по реализации программы.

3.1. Критерии оценивания;

3.2. Межпредметные связи.

4. Условия для реализации программы.

4.1. Перечень учебно-методического и дидактического сопровождения.

5. Перечень литературы для учащихся.

6. Перечень литературы для учителя.

7. Валеологические требования к занятиям.

8. Общие и предметные компетенции, формирующиеся при изучении физики.








1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Закон РБ «Об образовании»;

  • «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказ Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089;

  • «Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ», приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312;

  • Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;

  • Методическое письмо «О преподавании физики в средней школе с учетом результатов ЕГЭ»;

  • Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом от 07.12.2005г. №302. Рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Программа составлена для учащихся 10, 11 классов по учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотский Н.Н. «Физика 10» и «Физика 11», М, Просвещение, 2009.

1.1. Обоснование актуальности курса.

Физика, как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систематизацию знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Физика как наука вносит особый вклад в решение общих задач образования и воспитания личности, поскольку вся система знаний о явлениях природы, свойствах пространства и времени, вещества и поля формирует миропонимание учащихся.

Изучение физики на базовом уровне предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Знания физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической культуры, географии, технологии, ОБЖ.


1.2. Ведущая идея курса.

Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьника в процессе изучения физики на базовом уровне следует уделять внимание не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требования от учащихся самостоятельной деятельности по их решению.

1.3. Изучение физики на основе программы среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологий; методах научного познания природы.

  • Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.

  • Воспитание убеждённости и возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач; уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды.

  • Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни; обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.

1.4. Приоритетами для школьного курса физики на этапе

среднего (полного) общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • Использования для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.

  • Формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории.

  • Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.

  • Приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно- коммуникативная деятельность:

  • Владение монологической и диалогической речью. Способностью понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.

  • Организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

1.5. Особенности курса.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы базового уровня является и тот факт, что овладение основными понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

1.6. Для реализации поставленных целей и отличительных особенностей данного курса выбраны следующие подходы к его преподаванию:

1.Теория опережающего обучения. Чем больше число вовлечений элемента знаний в учебную деятельность, тем выше процент учащихся, освоивших этот элемент. Таким образом, знакомство учащихся с новыми понятиями, законами, учебными действиями проходят в несколько этапов: первичный (дается первоначальное представление, контроль не осуществляется), основной (раскрывается основной смысл понятия, закона, учебного действия, контроль осуществляется), вторичный (продолжается раскрытие содержания закона, понятия, учебного действия при осуществлении внутри и межпредметных связей).

2. Идея системного подхода. Рассматриваемые объекты представляют собой различные системы. Например, атом-система состоящая из элементарных частиц; молекула-система атомов; вещество-система атомов, молекул. Таким образом, рассмотрение объектов с позиции системного подхода позволяет выйти на дедуктивный метод познания, который заключается в прогнозировании свойств физических систем. Это выводит результат образования на качественно новый уровень, т.к. ученик, овладев анализом объекты.

3. Принцип интегративного подхода в образовании. Основным механизмом и средством интеграции выступают межпредметные связи. Установление межпредметных связей должно способствовать развитию системных теоретических знаний по предмету, расширению научного кругозора учащихся приобретению опыта построения и применения межпредметных связей при решении проблемных задач.

1.7. В основе отбора содержания учебного материала по курсу

физики среднего (полного) общего образования лежат

следующие принципы:

  • Научность (ознакомление школьников с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями, с перспективами развития физики, раскрытие современных достижений науки);

  • Генерализация (фундаментальность) знаний (объединение учебного материала на основе научных фактов, фундаментальных понятий и величин, теоретических моделей, законов и уравнений, теорий);

  • Целостность (формирование целостной картины мира с его единством и многообразием свойств);

  • Преемственность и непрерывность образования (учитывание предшествующей подготовки учащихся);

  • Систематичность и доступность (изложение учебного материала в соответствии с логикой науки и уровнем развития школьников);

  • Гуманитаризация образования (представление физики как элемента общечеловеческой культуры;

  • Экологичность содержания (обсуждение социальных и экономических аспектов охраны окружающей среды, рассмотрения влияния на живой организм факторов природной среды).

1.8. Требования к уровню подготовки выпускника

Требования к уровню подготовки учащихся составлены на основе федерального и регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта. Они направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Уровень образованности обучающихся определяется по следующим составляющим результата образования: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной. Содержание предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной составляющих определяется спецификой содержания физического образования.

Содержание ценностно-ориентационной составляющей определяется по результатам обучения и воспитания.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

предметно-информационная составляющая образованности:

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

Уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновые свойства волн, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижение гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов динамики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального использования и защиты окружающей среды.

ценностно-ориентационная составляющая образованности:

Отношение к себе:

  • уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной и внеучебной деятельности на этапе активного становления личности;

  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;

  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;

  • понимание важности владения методами умелого самоопределения при выборе профиля дальнейшего обучения с учетом индивидуальных склонностей и потребностей.

Отношение к другим:

  • понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;

  • понимание роли коллектива сверстников в становлении индивидуальной позиции личности.

Отношение к учебной деятельности:

  • понимание особой ценности школьного образования на этапе подростковой социализации;

  • понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии республики;

  • осознание ценности получаемых знаний для обоснованного выбора профиля обучения в старших классах;

  • понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.

Отношение к миру:

  • готовность активно участвовать в улучшении экологической ситуации на территории проживания.

1.9. Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в 10 и 11 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.


1.10. Структура программы.

Курс физики в программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Изучение «Механики» на базовом уровне дает возможность подготовить учащихся к пониманию широкого круга природных явлений. Метод решения основной задачи механики используется в преподавании физики как модель любого научного прогнозирования. Основная задача механики решается на основе законов Ньютона, применимых как единая теория. В первом законе утверждается существование инерциальных систем отсчета и дается способ нахождения таких систем; третий закон позволяет найти все существенные взаимодействия данного тела с окружающими телами установить силу, действующую на тело; второй закон дает возможность записать уравнение движения тела. Дается представление о фундаментальных взаимодействиях (гравитационном и электромагнитном) и зависимости сил от координат (закон всемирного тяготения и закона Гука). Когда сила, действующая на тело, меняется с течением времени, то решение основной задачи механики основывается на применении законов сохранения импульса и энергии, а также на использовании основных понятий: импульс, работа, энергия.

В разделе «Молекулярная физика. Термодинамика» рассматриваются различные тепловые процессы на основе использования двух методов: молекулярно-кинетического и термодинамического. Применение этих методов изучения вещества позволяет показать школьникам не только их взаимосвязь при объяснении свойств вещества в различных агрегатных состояниях, но и особенности каждого из них. Ознакомление с законом сохранения и превращения энергии - первым законом термодинамики - позволяет показать, что внутренняя энергия тела является функцией его состояния, а изменение внутренней энергии происходит при совершении работы или теплообмене.

Изучение данного раздела важно как в прикладном, так и в экологическом аспекте. В прикладном аспекте наиболее ценным является объяснение принципа действия тепловых машин, которые в современной теплоэнергетике занимают исключительное место: 80-85% вырабатываемой энергии в мире в настоящее время получают, применяя эти машины. В экологическом аспекте важно показать влияние работы тепловых двигателей на окружающую среду, обсудить вопрос о влиянии на здоровье человека работы тепловых двигателей.

В разделе «Электродинамика» учащиеся знакомятся с понятием «поле»: при изучении электростатики дается представление об электростатическом поле и его характеристиках (напряженности и потенциале), при изучении постоянного тока - магнитоэлектрическом поле и его характеристике (индукции магнитного поля), затем об электромагнитном поле и электромагнитных волнах, их характеристиках и свойствах. Рассмотрение электромагнитных волн позволяет ознакомить учащихся со шкалой электромагнитных излучений, с источниками, свойствами и применением различных диапазонов длин волн (частот). Впервые в школьном курсе физики свет рассматривается как электромагнитная волна.

В разделе «Атом и атомное ядро» продолжается формирование представлений о дискретности свойств вещества, рассматривается протонно-нейтронная модель атомного ядра, дается представление о ядерных силах, радиоактивности и свойствах радиоактивного излучения. Изучение деления тяжелых атомных ядер позволяет ознакомить учащихся с принципом работы атомного реактора; изучение синтеза атомных ядер дает возможность показать, что термоядерные реакции - источник энергии Солнца и звезд.

2. Содержание программы.

2.1. Учебно - тематический план

10 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

Из них

Лабораторные работы, ч

Контрольные

Работы, ч

1

Физика и методы научного познания

1



2

Механика

23

2

3

3

Молекулярная физика

13

1

1

4

Основы электродинамики

28

2

2

5

Повторение

5

-

1


Итого

70

5

7

11 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

Из них

Лабораторные работы, ч

Контрольные

работы, ч

1

Магнитное поле

5

-

-

2

Электромагнитная индукция

5

1

1

3

Электромагнитные колебания

6

-

-

4

Производство, передача и использование электроэнергии

4

-

-

5

Электромагнитная волна

5

-

1

6

Оптика. Световые волны

14

1

1

7

Элементы теории относительности

3

-

-

8

Излучение и спектры

5

-

-

9

Квантовая физика

5

-

-

10

Атомная физика

3

-

1

11

Физика атомного ядра

6

-

-

12

Элементарные частицы

1

-

-

13

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества

1

-

-

14

Строение Вселенной

7

-

-


Итого

70

2

4

2.2. Календарно-тематическое планирование

10 класс

№ урока

Тема учебного занятия

Всего часов

Дата проведен

Домашнее

задание

1

Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыт.

1

2.09

§1-2 с. 3-8

2

Механика

23


2.1

Что изучает механика. Положение тела в пространстве. Система отсчета. Перемещение.

1

7.09

§3-6 с. 9-17

2.2

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения.

1

9.09

§7-8 с. 17-22

2.3

Мгновенная скорость. Ускорение.

1

14.09

§9-12 с. 22-31

2.4

Скорость и перемещение при равноускоренном движении.

1

16.09

§13-14 с. 31-36

2.5

Свободное падение тел. Самостоятельная работа «Равноускоренное движение»

1

21.09

§15-16 с. 36-43

2.6

Вводный контроль

1

23.09

Повт. §13-16

2.7

Равномерное движение тела по окружности

1

28.09

§17 c. 43-45

2.8

Решение задач по теме «Основы кинематики»

1

30.09

§3-19

2.9

Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематики»

1

5.10

2.10

Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Первый закон Ньютона. ИСО

1

7.10

§20-22 с. 53-60

2.11

Понятие силы как меры взаимодействия тел. Второй закон Ньютона.

1

12.10

§23-25 с. 60-68

2.12

Третий закон Ньютона Принцип относительности Галилея. Самостоятельная работа по теме «Законы Ньютона»

1

14.10

§26-28 с. 68-73

2.13

Явление тяготения. Закон всемирного тяготения.

1

19.10

§30-31 с. 81-86

2.14

Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес.

1

21.10

§32, 33 с. 87-90

2.15

Сила упругости. Сила трения.

1

26.10

§34-38

с. 91-100

2.16

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Движение тела под действием сил упругости и тяжести»

1

28.10

§29-38

2.17

Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса. Самостоятельная работа по теме «Силы в природе»

1

11.11

§39-40

с. 104-108

2.18

Реактивное движение. Использование законов механики для объяснения законов движения небесных тел

1

16.11

§41-42

с.108-112

2.19

Работа силы. Мощность.

1

18.11

§43-44

с.115-119

2.20

Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике.

1

23.11

§45-50

с. 119-130

2.21

Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии»

1

25.11

§22-50

2.22

Решение задач по теме «Законы сохранения»

1

30.11

§22-50

2.23

Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики, законы сохранения»

1

2.12

3

Молекулярная физика

13


3.1

Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.

1

7.12

§55-56

с. 145-150

3.2

Масса молекул. Количество вещества. Решение задач

1

9.12

§57

с. 150-153

3.3

Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел.

1

14.12

§58-60

с. 153-160

3.4

Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение МКТ

1

16.12

§91-63

с. 160-165

3.5

Температура и тепловое равновесие. Самостоятельная работа по теме «Основы МКТ»

1

21.12

§64

с.168-171

3.6

Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии. Измерение скоростей молекул газа

1

23.12

§65-66

с. 172-181

3.7

Уравнение состояния идеального газа.

1

28.12

§68 с. 183-190

3.8

Инструктаж по ТБ. Газовые законы

1

11.01

§68-69

3.9

Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

1

13.01

§68-69

с. 183-188

3.10

Насыщенный пар. Кипение

1

18.01

§70-71

с. 193-198

3.11

Влажность воздуха. Решение задач по теме «Свойства газов и жидкостей»

1

20.01

§ 72

с. 198-200

3.12

Кристаллические и аморфные тела. Решение задач.

1

25.01

§73-74

с. 203-207

3.13

Контрольная работа №3 по теме «Молекулярная физика»

1

27.01

4

Основы электродинамики

28


4.1

Внутренняя энергия.

1

1.02

§75 с. 208-211

4.2

Работа в термодинамике.

1

3.02

§76 с. 211-214

4.3

Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Решение задач.

1

8.02

§77

с. 214-216

4.4

Первый закон термодинамики.

1

10.02

§78-79

с. 216-221

4.5

Необратимость процессов в природе.

1

15.02

§80,81

с. 222-230

4.6

Принципы действия теплового двигателя. ДВС. Дизель. КПД тепловых двигателей.

1

17.02


§82

с. 230-234

4.7

Что такое электродинамика. Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Самостоятельная работа по теме «Термодинамика»

1

22.02

§83-84

с. 240-244

4.8

Закон Кулона. Решение задач.

1

24.02

§87-88

с. 247-252

4.9

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Самостоятельная работа по теме «Электризация тел»

1

1.03

§89-91

с. 252-259

4.10

Принцип суперпозиций полей. Силовые линии электрического поля Решение задач.

1

3.03

§91-92

с. 259-263

4.11

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков

1

8.03

§93-95

с.263-269

4.12

Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Решение задач.

1

10.03

§96-98

с. 269-278

4.13

Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

1

15.03

§99-101

с. 278-285

4.14

Решение задач по теме «Электростатика»

1

17.03

§84-101

4.15

Контрольная работа № 4 по теме «Термодинамика, электростатика»

1

21.03

4.16

Электрический ток. Сила тока.

1

4.04

§102-103

с. 289-293

4.17

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Решение задач.

1

7.04

§104 с. 293-295

4.18

Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

1

12.04

§105 с.296-298

4.19

Работа и мощность электрического тока. Самостоятельная работа по теме «Постоянный ток»

1

14.04

§106 с. 298-300

4.20

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

1

19.04

§107-108

с. 300-305

4.21

Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

1

21.04

Повт главу

4.22

Решение задач по теме «Постоянный ток»

1

26.04

§102-108

4.23

Контрольная работа №5 по теме «Постоянный ток»

1

28.04

4.24

Электрическая проводимость различных веществ. Сверхпроводимость.

1

3.05

§109-110

с. 307-310

4.25

Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов.

1

5.05

§113-116

с. 314-324

4.26

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

1

10.05

§117-118

с. 324-328

4.27

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

1

12.05

§119,120

с. 328-332

4.28

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма.

1

17.05

§121-123

с 332-339

5

Повторение

5


5.1

Повторение по теме «Механика»

1

19.05

Главы 8-13

5.2

Повторение по теме «Молекулярная физика»

1

19.05

Главы 14-16

5.3

Повторение по теме «Электродинамика»

1

24.05

Зад в тетр

5.4

Итоговая контрольная работа

1

26.05

Повт §75-82

5.5

Итоговый урок

1

31.05


Итого

70


11 класс

№ урока

Тема учебного занятия

Всего часов

Дата проведен

Домашнее

задание

1

Основы электродинамики (продолжение). Магнитное поле

5



1.1

Инструкция по ТБ в кабинете физики. Магнитное поле, его свойства.

1

03.09.

§1,2

1.2

Магнитное поле постоянного электрического тока.

1

04.09.

§3,4

1.3

Действие магнитного поля на проводник с током. Решение задач.

1

10.09.

§5

1.4

Действие магнитного поля на движущейся электрический заряд.

1

11.09.

§6,7

1.5

Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле»

1

17.09.


2

Электромагнитная индукция

5



2.1

Явление электромагнитной индукции.

1

18.09.

§8-12

2.2

ЭДС индукции

1

24.09.

13

2.3

Самоиндукция. Индуктивность. Электродинамический микрофон.

1

25.09.

§14-17

2.4

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

01.10.


2.5

Контрольная работа № 1 по теме «Электромагнитная индукция»

1

02.10.


3

Электромагнитные колебания

6



3.1

Свободные и вынужденные колебания

1

08.10.

§18-26

3.2

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания

1

09.10.

§27

3.3

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

1

15.10.

§28-30

3.4

Переменный электрический ток.

1

16.10.

§31

3.5

Сопротивление в цепи переменного тока

1

22.10.

§32-36

3.6

Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Переменный ток»

1

23.10.


4

Производство, передача и использование электрической энергии

4



4.1

Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.

1

29.10.

§37,38

4.2

Решение задач.

1

30.10.


4.3

Производство и использование электрической энергии.

1

12.11.

§39

4.4

Передача электроэнергии. Самостоятельная работа по теме «Трансформатор. Передача»

1

13.11.

§40,41

5

Электромагнитные волны

5



5.1

Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн.

1

19.11.

§42,43

5.2

Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник.

1

20.11.

§44-46

5.3

Свойства электромагнитных волн

1

26.11.

§47

5.4

Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

1

27.11.

§48-52

5.5

Контрольная работа № 2 по теме «Колебания и волны»

1

03.12.


6

Оптика. Световые волны

14



6.1

Скорость света.

1

04.12.

§53

6.2

Закон отражения света. Решение задач.

1

10.12.

§54

6.3

Закон преломления света.

1

11.12.

§55

6.4

Решение задач

1

17.12.


6.5

Полное отражение

1

18.12.

§56

6.6

Решение задач

1

24.12.


6.7

Линза

1

25.12.

§57-59

6.8

Решение задач

1

31.12.


6.9

Инструкция по ТБ в кабинете физики. Дисперсия света. Решение задач.

1

15.01.

§60

6.10

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Измерение показателя преломления стекла»

1

16.01.


6.11

Интерференция света.

1

22.01.

§61-63

6.12

Дифракция света.

1

23.01.

§64-66

6.13

Поляризация света.

1

29.01.

§67,68

6.14

Контрольная работа № 3 по теме «Волновая оптика»

1

30.01.


7

Элементы теории относительности

3



7.1

Постулаты теории относительности.

1

05.02.

§69,70

7.2

Релятивистская динамика. Принцип соответствия.

1

06.02.

§71-73

7.3

Связь между массой и энергией.

1

12.02.

§74

8

Излучение и спектры

5



8.1

Виды излучений. Шкала электромагнитных излучений.

1

13.02.

§75

8.2

Спектры и спектральные аппараты

1

19.02.

§76

8.3

Спектральный анализ

1

20.02.

§77

8.4

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.

1

26.02.

§78,79

8.5

Рентгеновские лучи. Самостоятельная работа по теме «Излучение и спектры»

1

27.02.

§80

9

Квантовая физика Световые кванты

5



9.1

Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна.

1

05.03.

§81,82

9.2

Фотоны.

1

06.03.

§83

9.3

Решение задач

1

12.03.


9.4

Применение фотоэффекта.

1

13.03.

§84,85

9.5

Давление света. Химическое действие света.

1

19.03.

§86,87

10

Атомная физика

3



10.1

Строение атома. Опыт Резерфорда.

1

20.03.

§88

10.2

Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

1

26.03.

§89-91

10.3

Контрольная работа № 3 по теме «Квантовая и атомная физика»

1

27.03.


11

Физика атомного ядра

6



11.1

Открытие радиоактивности

1

09.04.

§92-96

11.2

Строение атомного ядра. Ядерные силы

1

10.04.

§97

11.3

Энергия связи атомных ядер.

1

16.04.

§98

11.4

Закон радиоактивного распада.

1

17.04.

§99

11.5

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.

1

23.04.

§100-104

11.6

Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.

1

24.04.

§105-108

12

Элементарные частицы

1



12.1

Физика элементарных частиц.

1

30.04.

§109,110

13

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества

1



13.1

Единая физическая картина мира.

1

01.05.

§111,112

14

Строение Вселенной

7



14.1

Строение солнечной системы

1

07.05.


14.2

Система «Земля-Луна».

1

08.05.


14.3

Общие сведения о Солнце.

1

14.05.


14.4

Источники энергии и внутренне строение Солнца.

1

15.05.


14.5

Физическая природа звезд.

1

21.05.


14.6

Наша галактика.

1

22.05.


14.7

Происхождение и эволюция галактик и звезд.

1

28.05.


3. Методические рекомендации по реализации программы.


3.1. Критерии оценивания

1. Оценка выполнения заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы):

Оценка «5». Ответ содержит 90-100 % элементов знаний.

Оценка «4». Ответ содержит 70-89 % элементов знаний.

Оценка «3». Ответ содержит 50-69 % элементов знаний.

Оценка «2». Ответ содержит менее 50% элементов знаний.

2. Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструированным ответом):



Оценка

Критерии оценивания по составляющим образованности:

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценностно-ориентационная


«5»

При ответе (в письменной работе) учащийся обнаружил:

знание формул, законов, правил, понятий, понимание причинно-следственных связей, приводит примеры связи теории с практикой, умеет пользоваться учебным материалом.

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий, при этом допущена одна несущественная ошибка, исправленная по указанию учителя.

Специальные умения: умение называть и писать формулы и определения различных физических явлений и величин, и их единиц измерения.

Общеучебные умения и навыки: объяснение применения законов в различных физических явлениях и процессах, самостоятельно переносить знания в новую ситуацию, аналитически мыслить, умение прогнозировать результат, умение находить информацию и ее интерпретировать.

Коммуникативные умения: умение выбрать необходимый материал, умение выдвигать гипотезы, и комментировать их, делать обобщения и выводы, умение наглядно представлять информацию.

признает общественную потребность и значимость развития науки физики;

Владеет ценностными ориентациями на уровне целостной картины мира, готов занять активную целесообразную экологическую позицию

Осмысление собственного отношения к проблеме и оценка соответствующих знаний для деятельности человека.

«4»

тоже, что и на оценку «5», но при этом учащийся допускает две-три несущественных ошибки, исправленные по требованию учителя.

уровень формирования специальных и обще-учебных умений и навыков соответствует оценке «5», но при этом допускается два-три недочета

Коммуникативные умения: умение выбрать необходимый материал, умение выдвигать гипотезы, и комментировать их, делать обобщения и выводы, умение наглядно представлять информацию.

признает общественную потребность и значимость развития науки физики;

Владеет ценностными ориентациями на уровне целостной картины мира, готов занять активную целесообразную экологическую позицию

Осмысление собственного отношения к проблеме и оценка соответствующих знаний для деятельности человека.

«3»

знание основных формул, законов, правил, понятий. Ответ содержит не менее половины элементов знаний или при полном ответе допущена одна грубая ошибка.

не менее половины элементов специальных и общеучебных умений и навыков, и при этом допущена одна существенная ошибка.

Коммуникативные умения: затрудняется в выборе необходимого материала, представлении информации в наглядном виде; ответ не аргументирован, не сделаны обобщения и выводы.

признает общественную потребность и значимость развития науки физики;

Владеет ценностными ориентациями на уровне целостной картины мира, готов занять активную целесообразную экологическую позицию

Осмысление собственного отношения к проблеме и оценка соответствующих знаний для деятельности человека.

«2»

ответ содержит менее половины элементов знаний , при этом допущено несколько существенных ошибок.

менее половины элементов специальных и общеучебных умений и навыков или допущено несколько существенных ошибок.

Коммуникативные умения: не может отобрать учебный материал, строить высказывание, наглядно представлять информацию.

не воспринимает общественную потребность и значимость развития физики, не может осознать собственного отношения к проблеме и ценность знаний для деятельности человека.

3. Оценка умений решать расчетные задачи:


Оценка

Критерии оценивания по составляющим образованности

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценнностно-ориентационная

«5»

знаний формул, законов, понятий, понимание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи.

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена наиболее рациональным способом, при этом учащийся показал умение применять теоретические знания для решения конкретной задачи, выбрать необходимую информацию из условия задачи и его интерпретировать, составлять краткую запись, записывать формулы, сделал перевод единиц измерения физических величин.

проявляет самостоятельность и интерес при решении задач, осознает роль физических расчетов на производстве, в быту и научной деятельности.

«4»

знание формул, законов, понятий, понимание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи. Возможно допущение одной-двух несущественных ошибок

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом, при этом учащийся показал умение применять теоретические знания при решении конкретной задачи, выбрать необходимый материал из условия задачи и видоизменить его, составил краткую запись, правильно произвел перевод единиц измерения, и записал формулы.

проявляет самостоятельность и интерес при решении задач, осознает роль физических расчетов на производстве, в быту и научной деятельности.

«3»

Знание формул, законов, понятий, необходимых для решения задачи, но допущено три-четыре несущественных ошибки

В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.

проявляет самостоятельность и интерес при решении задач, но при этом правильно записал формулы, применяемые для решения данной задачи.

проявляет самостоятельность и интерес при решении задач,

«2»

Незнание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки

В логическом рассуждении допущены существенные ошибки, учащийся не может применять теоретические знания при решении конкретной задачи, выбрать необходимый материал из условия задачи и видоизменить его.

Не понимает роли физических расчетов на производстве, в быту и научной деятельности.


4. Оценка экспериментальных умений:


Оценка

Критерии оценивания по составляющим образованности:

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценностно-ориентационная

«5»

Во время работы и в отчете учащийся обнаружил:

представление о методах исследования, изучаемых в физике, знание правил техники безопасности, необходимых для проведения эксперимента, владение соответствующей терминологией, систематической номенклатурой.

эксперимент выполнен полностью и правильно в соответствии с планом и техникой безопасности, сделаны соответствующие измерения, расчеты и выводы, отчет сделан литературным языком с точным и правильным использованием основных физических понятий, формул.

проявляет самостоятельность и интерес при выполнении лабораторного эксперимента, осознает его роль в познании.

«4»

представление о методах исследования, изучаемых в физике, знание правил техники безопасности, необходимых для проведения эксперимента, владение соответствующей терминологией, систематической номенклатурой.

эксперимент осуществлен в соответствии с планом и учетом правил техники безопасности не полностью, допущены две три не существенные ошибки при проведении измерений, сделаны соответствующие измерения и выводы, отчет сделан литературным языком с точным и правильным использованием основных физических понятий, формул.

проявляет самостоятельность и интерес при выполнении лабораторного эксперимента, осознает его роль в познании.

«3»

представление о методах исследования, изучаемых в физике, знание правил техники безопасности, необходимых для проведения эксперимента, владение соответствующей терминологией, систематической номенклатурой.

Эксперимент осуществлен не менее чем на половину, допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в проведении измерений, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которая может быть исправлена по требованию учителя.

проявляет самостоятельность и интерес при выполнении лабораторного эксперимента, осознает его роль в познании.

«2»

Допущены существенные ошибки при выполнении эксперимента, не владеет соответствующей номенклатурой.

Эксперимент осуществлен менее чем на половину или допущены две и более существенных ошибки в ходе эксперимента, в оформлении работы, в проведении расчетов и измерений, не сделан вывод по результатам работы.

Эксперимент выполнен без заинтересованности, не может оценить его роль в познании.

3.2. Интеграция естественнонаучных знаний в курсе физики

среднего общего (полного) образования

Обеспечивается:

  • рассмотрением различных уровней организации вещества (макроскопического, микроскопического, мегауровня);

  • показом единства законов природы, применимости физических теорий и законов к различным объектам;

  • рассмотрения круговорота веществ и преобразования энергии;

  • показом влияния на живые организмы параметрических загрязнений окружающей среды (тепловых, световых, шумовых, электромагнитных, радиационных, вибрационных);

  • рассмотрением, как технических применений физики, так и связанных с этим экологических проблем на Земле.

Межпредметные связи курса физики с другими предметами могут быть установлены успешнее, если предварительно вскрыть логические связи разных курсов естественных наук. Это позволит, не нарушая логики развития отдельных предметов, использовать знания того или иного предмета.

Межпредметные связи как средство обучения и воспитания требуют согласованности в работе учителей разных предметов естественного цикла, изучения программ и содержания смежных дисциплин, взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий, совместного планирования отдельных уроков, учета знаний и умений, получаемых учащимися на уроках по другим предметам.

Окружающая природа является тем объектом, где наиболее полно представляется возможность осуществить взаимосвязь между предметами.

Взаимосвязь естественно-математических предметов осуществляется на базе практических видов деятельности учащихся. Разрабатывается система умений, необходимых для овладения функциональными понятиями на уроках математики и физики. Изучается возможность формирования измерительных, вычислительных и графических навыков в условиях взаимосвязи преподавания математики, физики, черчения. Такая деятельность вырабатывает у школьников единый подход к решению задач.

Одно из центральных математических понятий в курсе физики - понятие функции. С помощью этого понятия раскрываются зависимости физических параметров. Построение графиков функции позволяет осмысливать математические выражения различных физические законов, анализировать физические явления и процессы.

Усвоение координатного метода помогает сознательно пользоваться понятием системы отсчета и принципом относительности.

Связь физики с историей позволяет знакомить учащихся с биографиями ученых физиков, их вкладом в развитие науки, культуры общества. Знакомит с историей становления физической науки.

Связь физики с русским языком и литературой способствует развитию культуры речи учащихся, учит работать с литературой.

4. Условия для реализации программы.

4.1. Перечень учебно - методического и дидактического

сопровождения.

Учебники:

1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. «Физика 10 класс». - М.: Просвещение, 2009.

2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. «Физика 11 класс». - М.: Просвещение, 2009.

Справочные пособия:

1. Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. «Сборник задач по физике для 9-11 классов средней школы».- М.: Просвещение.

Электронные образовательные ресурсы:

1. Виртуальная физическая лаборатория 7-11 класс.

2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 10 класс.

3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 11 класс.

4. Физика 7 - 11 класс.

Сборники тестов, задач и упражнений:

1. Гельфгап И.М., Гендештейн Л.Э., Кирик Л.А. « 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями». - М.: Гимназия, 1999.-350с.

2. Баканина Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М. «Сборник задач по физике».- М.: Наука, 1975. -415с.

3. Емельянов В.А. «Разноуровневые вопросы и задачи по физике 10-11 класс», - М.: Дрофа, 2005.-120с.

4. Павленко Н.И. Павленко К.П. «Тестовые задания по физике 10 класс». -М.: Школьная пресса, 2004.-80с.

5. Павленко Н.И. «Тестовые задания по физике 11 класс». -М.: Школьная пресса, 2004.-60с.

6. Марон А.Е. Марон Е.А.«Дидактические материалы по физике 10 класса». - М.: Дрофа, 2007.-156с.

7. Марон А.Е. Марон Е.А.«Дидактические материалы по физике 11 класса». - М.: Дрофа, 2006.-143с.

Сборники контрольных и проверочных работ:

1. Кирик Л.А. «Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы 10 класс». -М.: Илекса, 2007.-192с.

2. Кирик Л.А. «Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы 11 класс». -М.: Илекса, 2000.-160с.

5. Перечень литературы для учащихся.

1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс. - М.: Просвещение, 2009.

2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика 11 класс. - М.: Просвещение, 2009.

3. Гельфгап И.М., Гендештейн Л.Э., Кирик Л.А. « 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями». - М.: Гимназия, 1999.-350с.

4. Баканина Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М. «Сборник задач по физике».- М.: Наука, 1975. -415с.

5. Меледин Г.В «Физика в задачах». - М.: Наука, 1989.- 272с.

6.Павленко Ю.Г. «Физика. Ответы на вопросы».- М.- 192с. (Серия «Экзамен»).

7. Можаев В.В., Чивелёв В.И., Шеронов А.А. «Экзаменационные задачи по физике для поступающих в вузы».- М.: Дрофа, 1998.-112с.

8. Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. «Вопросы и задачи по физике». - М.: Высшая школа, 1990.-256с.

9. Буздин А.И., Ильин В.А. «Задачи московских физических олимпиад». - М.: Наука, 1988.-192с.

10. Коган Л.М. «Учись решать задачи по физике». - М.: Высшая школа, 1993.-368с.

11. Овчинников В.А., Левин Е.С., Гребёнкин С.В. «Физика в помощь абитуриенту». - Екатеринбург: ИПМП, 1993.- 296с.

12. Шевцов В.А. « Способы решения экзаменационных задач по физике». - Волгоград, Братья Гринины, 1996.- 58с.

13. Молярова О.В. « Физика 11 класс. Сутки до экзамена». - М.: « Аберис Д», 2005.- 96с.

14. Шевцов В.А. «Задачи для подготовки к олимпиадам по физике в 10-11 классах».- Волгоград, Учитель, 2002.- 87с.

15. Глинская П.В. «Физика для поступающих в Московские и Петербургские вузы. Способы решения экзаменационных задач повышенной трудности».- Волгоград, Братья Гринины, 1997.- 63с.

16. Шевцов В.А. «Решение задач разных типов по физике».- Волгоград, Учитель, 1999.-73с.

17. Богатин А.С. «Пособие для подготовки к централизованному тестированию по физике».- Ростов-на- Дону: «Феникс», 2002.- 256с.

18. Бабанова Е.Н., Истомина З.А. « 500 задач по физике».- Екатеринбург, УГТУ УПИ, 1998.- 95с.

19. Рымкемкевич А.П., Рымкевич П.А. «Сборник задач по физике для 9-11 классов средней школы».- М.: Просвещение, 1983.- 192с.

20. Панов Н.А., Сввин А,Д., Тимофеев А,В. «Домашняя работа по физике за 10-11 классы».- М.: «Экзамен», 2002.- 320с.

6. Перечень литературы для учителя.

1. И.П. Касаткина, Н. А. Ларцева, Т.В. Шкиль «Репетитор по физике» 1 том. - Р-Д: Феникс, 1995.- 766 с.

2. И.П. Касаткина, Н.А. Ларцева, Т.В. Шкиль «Репетитор по физике» 2 том, - Р-Д: Феникс, 1995.- 766 с.

3. Н.И. Гольдфарб «Сборник вопросов и задач по физике». - М.: Высшая школа, 1973.- 352с.

4. Г.А. Бендриков, Б.Б. Буховцев «Задачи по физике для поступающих в вузы». - М.: Наука, 1987.- 400с.

5. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. «Контрольные и проверочные работы по физике 7-11 классы».- М.: Дрофа, 2001.-192с.

6. Волков В.А. «Поурочные планы 11 класс».- М.: Вако, 2005.-304с.

7. Шевцов В.А. «Задачи для подготовки к олимпиадам по физике. 9-11 классы. Механика».- Волгоград: Учитель, 2004.-143с.

8. Орлов В. А., Ханнанов Н.К., Фадеева А.А. « Учебно - тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ».- М.: Интеллект-Центр, 2003.- 176с.

9. Горлова Л.А. «Интегрированные уроки физики 7-11 классы». -М.: Вако, 2009.-144с.

10. Физика 10 класс.: Решение задач из учебного пособия А.П.Рымкевича «Сборник задач по физике 10-11 класс.»: Механика. Молекулярная физика. Термодинамика.- М.: Дрофа, 2004.- 384с.

11. Коровин В.А., Степанова Г.Н. « Сборник задач для проведения устного экзамена по физике за курс средней школы. 11 класс».- М.: Дрофа, 1999.- 192с.

12. Шевцов В.А. «Задачи для подготовки к олимпиадам по физике. Постоянный электрический ток. 10-11 классы».- Волгоград: Учитель, 2003.- 112с.

13. Старцева О.Н. «Олимпиада. Физика 10 класс».- Волгоград: Учитель, 2005.- 80с.

14. Шевцов В.А. «Задачи для подготовки к олимпиадам по физике. Законы Ньютона. 9-11 классы».-Волгоград: Учитель, 2005.- 201с.

15. Минькова Р.Д., Свириденко Л.К. «Проверочные задания по физике в 7, 8 и 10 классах средней школы». - М.: Просвещение, 1992.- 111с.

16. Физика. Тесты 11класс. Варианты и ответы централизованного тестирования.- М.: Центр тестирования МО РФ, 2001.- 100с.

17. Кирик Л.А. « Физика 10 класс. Самостоятельные и контрольные работы».- М: «Илекса», 2007.- 192с.

18. Губанов В.В. «Тесты по физике 10 класс».-Саратов: Лицей, 2004.- 80с.

19. Шевцов В.А. «Поурочные планы по физике 10 класс».- Волгоград: Учитель, 2001.- 148с.

20. Семке А.И. «Игры на уроках физики и после. 8 - 11 классы». -М.: Чистые пруды, 2007.-32с.

21. Тихомирова С.А. «Дидактические материалы 7 - 11 классы». -М.: Школьная пресса, 2003.-112с.

22. Емельянов В.А. «Разноуровневые вопросы и задачи по физике 10-11 класс», - М.: Дрофа, 2005.-120с.

7. Валеологические требования к занятиям

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

недостаточно рациональный

нерациональ-ный

1

Плотность урока

не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 мин.

11-15 мин.

более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Смена через 15-20 мин.

5

Количество видов преподавания

не менее 3-х

2

1

6

Чередование видов преподавания

не позже чем через 10-15 мин.

Через 15-20 мин.

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (количество)

2-3

1

нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физминуток.

на 20 и 35 мин. Урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

не ранее 40 мин.

не ранее 35-37 мин.

до 30 мин.

8. Общие и предметные компетенции, формирующиеся при изучении физики


Группы предметных компетенций по физике

Компе-тенции

Знаний

Умения

Способы реализации

Когнитивные

Знание теоретических основ школьного курса физики:

  • Явлений;

  • Понятий;

  • Законов;

  • Теорий;

  • Приборов и установок;

  • Фундаментальных физических опытов.

    • Теоретически мыслить, разбираться в логике физических процессов и явлений, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, обосновывать, аргументировать и др.;

    • Отвлекаться от несущественных сторон исследуемых явлений, создавать образ идеальной модели;

    • Обобщение и систематизации знаний, выделение особенностей предметов и явлений;

    • Мысленно абстрагироваться от теоретических положений, творчески предсказывать конкретные результаты, обобщать полученные выводы;

    • Строить индуктивные и дедуктивные умозаключения для объяснения процессов, явлений, свойств вещества и физических полей.

        • Подача теоретического материала «крупными пор-циями» (лекции, опорные конспекты);

        • Решение качественных, экспериментальных, расчетных задач различных типов и видов сложности;

        • Решение исследовательских задач и задач-парадоксов.

Практические

Теоретические знания, необходимые для анализа задачной ситуации (поня-тия, законы, теоретичес-кие положения).

Знание структуры зада-чи, знание алгоритмов решения задач данного типа, знание единиц измерения физических величин.


      • Анализировать задачную ситуацию;

      • Применять теоретические знания при решении задач;

      • Оперировать идеальными моделями, устанавливать аналогии между явлениями и задачами;

      • Применять понятия, законы и теории для объяснения явления, о котором идет речь в задаче;

      • Правильно записывать условие задачи;

      • На основе известных законов и формул решать задачу в общем виде;

      • Пользоваться справочными таблицами физических величин;

Проверять размерность полученного результата и проводить необходимые вычисления.

        • Решение задач по физике всех типов и видов сложнос-ти;

        • Организация самостоятель-ной работы;

        • Работа в малых группах.

Экспериментальные

Теоретические знания, необходимые для анализа эксперимента (понятия, законы, теоретические положения).

Знание теоретических основ экспериментальной деятельности, знания о способах деятельности.

Знание принципов действия основных физических приборов, используемых для измерений физических величин.

      • Планирование своей деятельности при подготовке и выполнении эксперимента;

      • Обращаться с физическими приборами, в производстве основных физических измерений;

      • Объяснять наблюдаемые физические явления и свойства тел, понимать практическую значимость приборов, механизмов и машин;

      • Наблюдать, находить существенные признаки физических явлений;

      • Осуществлять переход от известных фактов к выдвижению гипотезы, переход от теоретических выводов к экспериментальной проверке.

        • Решение эксперименталь-ных и исследовательских задач;

        • Выполнение лабораторных работ и физического практи-кума.

Исследовательские

Знание теоретических основ исследовательской деятельности.

      • Формулировать проблему;

      • Использовать имеющиеся знания в нестандартных ситуациях;

      • Теоретически и практически подтверждать гипотезу;

      • Находить решение проблемы, создавать субъективно новый образовательный продукт.

        • Решение исследовательских экспериментальных задач по физике;

        • Решение задач-парадоксов;

        • Выполнение физического практикума;

        • Организация самостоятель-ной работы.


Группы общих (ключевых) компетенций


Компетенции

Способности и умения

Способы реализации

Коммуникативная

  • Эффективная коммуникация с ученическим коллективом и обществом в целом.

Теоретические, практические, экспериментальные виды деятельности

Информационная

  • Поиск и обработка информации, включая использование электронных ресурсов;

  • Компьютерная грамотность;

  • Использование информационных ресурсов, работа с текстами;

  • Применение знаний и понимание;

  • Критическое отношение к информации.

Теоретические, практические, экспериментальные виды деятельности

Организационно-управленческая

  • Исполнительская дисциплина;

  • Инициативность в работе;

  • Организаторские способности и способность к лидерству;

  • Способность брать на себя ответственность и принимать решения;

  • Навыки самоуправления (целеполагание, плани-рование, презентация);

  • Способность к адаптации к новым ситуациям;

  • Критическое мышление;

  • Способность самостоятельно организовать свою учебную деятельность.

Теоретические, практические, экспериментальные виды деятельности


© 2010-2022