Игра – конкурс «О Физике – и в шутку, и всерьез»

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра - конкурс

«О Физике - и в шутку, и всерьез».

Цель: ознакомление учащихся с историей и логикой развития физики, расширение представления учащихся о предмете изучения науки физики, воспитание любознательности у учащихся.

Программа мероприятия

  1. Первый конкурс «Разминка»

  2. Второй конкурс «Физики - волшебники»

  3. Третий конкурс «Шутливая физика»

  4. Четвертый конкурс «Посади формулу»

  5. Пятый конкурс «Знаешь ли ты великих физиков?»

  6. Шестой конкурс «Физика в сказках и пословицах»

  7. Седьмой конкурс «Головоломки Физические термины»

  8. Подведение итогов.

Сценарий вступление

Ведущий 1. Уважаемые гости, учителя и учащиеся! Мы рады приветствовать вас. Мы рады, что вы с нами.

Ведущий 2. В 7 классе мы начали изучать физику. И нас до сих пор терзают сомнения, что же это за наука, интересна и полезна ли она? Сегодня мы постараемся вместе приоткрыть завесу для получения ответов на эти вопросы.

Ведущий 1. Готовясь к сегодняшнему мероприятию, мы задались еще одним вопросом: «Что же такое соревнование?».

Ведущий 2. И пришли к выводу: это среда, под воздействием которой вся присутствующая людская масса диссоциирует на болельщиков и игроков. Игроки выигравшей команды заряжены положительно, проигравшей - отрицательно, жюри - электронейтрально.

Ведущий 1. Силы сражающихся команд противоположны по направлению и не равны по величине. Главной является сила побеждающей команды.

Ведущий 2. Сегодня соревнуются две команды. Итак, просим команды представиться.

Капитан команды 1. Наша команда называется «Яблоко Ньютона».

Наш девиз: «Надо физикой дружить, надо физику любить!».

Капитан команды 2. Наша команда носит имя «Эйнштейн».

Наш девиз:

Первый конкурс «Разминка»

Ведущие по очереди предлагают участникам загадки на тему «Природа и явления в ней». Каждой отгадке ставят физический вопрос. Четное число вопросов - одной команде, нечетное число вопросов - другой команде. Жюри оценивает ответы.

  1. Чего в сундуке не спрячешь? Отгадка: луч света.

Вопрос: какого цвета белый свет? Ответ: белый свет состоит из ряда разноцветных лучей: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.

  1. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? Отгадка: лед.

Вопрос: когда лед может быть нагретым? Ответ: когда другое тело, находящееся в соприкосновении со льдом, имеет температуру ниже его температуры.

  1. Без рук , без ног, а в избу лезет. О чем речь? Отгадка: холод, тепло.

Вопрос: почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок? Ответ: у свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается.

Из - за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции.

  1. Виден край, а не дойдешь. Что это? Отгадка: горизонт. Вопрос: может ли горизонт явиться телом отчета? Ответ: нет, потому, что при движении наблюдателя перемещается вместе с ним.

Второй конкурс

Учитель. Второй конкурс - домашнее задание, которое называется «Физики - волшебники». Конкурс этот экспериментальный.

Представители команд показывают по две опыта фокуса и просят соперников дать объяснение происходящего.

Команда «Яблоко Ньютона».

Опыт 1. «Серебряная ложка». В стакан опускают закопченную ложку. Вопрос: Почему ложка стала серебряной?

Ответ: Ложка покрыта сажей, которая при опускании в воду не смачивается водой. Маленькие пузырьки воздуха между сажей и водой отражают световые лучи, и ложка видится серебряной.

Опыт 2. «Поящий бокал». Экспериментатор проводит мокрым чистым пальцем по краю бокала - он начинает звучать. Вопрос: «Почему появляется звук?».

Ответ: Бокал - это колебательная система. Мокрый палец действует как смычок на струну: прилипает к краю стакана, движется и отрывается, что заставляет стенки сосуда колебаться и издавать звук.

Команда «Эйнштейн»

Опыт 1. «Кто втолкнул яйцо в бутылку?».Возьмем бутылку с широким горлышком. Очистим заранее сваренное яйцо. Зажжем бумаги и опустим его в бутылку. Немного погодя на горлышко положим очищенное яйцо. Через некоторое время оно втянется в бутылку. Вопрос: «Кто его втолкнул, кто этот шалун - невидимка?».

Ответ: При опускании в бутылку горящей бумаги в ней нагревается, расширяется и частично выходит из нее, создавая в бутылке разреженное пространство. Атмосферное давление вталкивает яйцо в сосуд.

Опыт 2. «Странное яйцо». Возьмем две пол - литровые банки и одну из них наполним чистой водой, но об этом ребятам не скажем. Опустим в первую банку сырое яйцо - оно утонет. Во вторую банку нальем крепкий раствор поваренной соли. Но об этом тоже не скажем. Опустив это же яйцо во вторую банку, мы увидим, что оно всплывает на поверхность. Смешиваем две эти жидкости и добиваемся, чтобы яйцо находилось посередине, будучи как бы подвешенным. Вопрос: Почему яйцо так по - разному себя ведет?

Ответ: Плотность соленой воды больше, чем пресной, а значит, и больше выталкивающая сила, действующая на яйцо.

Третий конкурс

Конкурс «Шутливая физика»



  1. Чему равно расстояние между двумя столкновениями школьников на перемене? (Длине свободного пробега).

  2. Какой кулон нельзя повесить на шею? (Кулон - единицу электрического заряда).

  3. Какой меникс нельзя повредить при падении? (Меникс - кривую поверхность на границе жидкости с твердым телом)

  4. Каким метром нельзя измерить длину? (Метр - это так4же учитель, наставник).

  5. Какие кольца нельзя надеть на палец? (Кольцо Ньютона)

  6. За какую решетку нельзя упрятать? (За дифракционную решетку)

  7. Какая моль не поедает одежду? (Моль - единица количества вещества)

  8. Какая дырка ведет себя как положительно заряженная частица? («Дырка» в полупроводнике)

  9. Какое поле нельзя сеять? (Электрическое или магнитное)

  10. Какой проводник не принесет вам чая в поезде? (Электрический проводник)

Четвертый конкурс «Посади формулу».

Каждой команде выдаются лист с контуром огорода и ведро, наполненное карточками, где записаны физические величины. В течении одной минуты команды должны засадить пустующий огород формулами, беря буквенные обозначения величин из ведра и составляя из них формулы. Выигрывает та команда, у которой будет больше записано формул. Капитаны команд отдельно записывает придуманные ими формулы на доске. Каждая правильная формула приносит команде 1 балл.

Пятый конкурс «Знаешь ли ты великих физиков?»

Это - историческая викторина. Вначале дается об ученом первая информация. Если поступил верный ответ, балл присуждается команде, давший этот ответ. Если ответа нет, дается вторая информация и т.д. В конце показывают портрет ученого.

Задание 1 из серии «Кто он?»

Этот английский ученый свои первые открытия в области математики и физики сделал в 24 года.

В 1695 г. Он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года его директором. Ему была поручена чеканка всех монет страны.

Он стал профессором в 26 лет.

Он открыл три важных закона механики.

По легенде яблоко помогла ему открыть важный физический закон. (Ответ: Иссак Ньютон).

Задание 2 из серии «Кто он?»

Этот ученый свой трудовой путь начал в качестве школьного учителя.

Нобелевскую премию он получил в 1921 г. За физика - математические исследования законов фотоэффекта.

Его письмо президенту США в1940 г. Стимулировало организацию ядерных исследований в стране.

Он искал ответ на вопрос: «Что такое гравитация?»

Он создал теорию относительности. (Ответ: Альберт Эйнштейн).

Задание 3 из серии «Кто он?»

Он - один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.

Годы его жизни - «…до н.э»

Ему принадлежат слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!»

Широко известен его возглас: «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием. (Ответ: Архимед).

Задание 4 из серии «Кто он?»

Он обнаружил, что высота столба ртути в перевернутом вверх дном трубке не зависит ни от формы трубки, ни от ее наклона.

Он выяснил, что на уровне моря высота ртутного столба всегда около 760 мм.

Он преджил, что столб жидкости в перевернутой вверх дном трубке уравновешивается давлением воздуха снизу вверх.

Он открыл атмосферное давление.

Ему принадлежаит изобретение барометра . (Ответ: Эванджелиста Торричелли)

Шестой конкурс «Физика в сказках и пословицах».

(За каждый верный ответ команда получает один балл).

  1. Имя сказочной героини, связанное с твердым состоянием воды? (Ответ: Снегурочка).

  2. Прибор, с помощью которого девочка Оля попала в страну, где все имена звучат наоборот. Там она встретила свое отражение - девочку Яло. (Ответ: Зеркало).

  3. Часть какого звукового прибора служит для совы хвост ослика Иа?

(Ответ: Колокольчик).

  1. Единица длины, которая есть в имени героини одной из сказок Г.Х.Андерсана. (Дюйм).

А теперь каждая команда должна вытянуть карточку с пословицей и дать ее разъяснение с точки зрения физики.

  1. Гвоздем моря не нагреешь. Ответ Гвоздь обладает небольшой массой. Поэтому количество теплоты, которое может отдать гвоздь, остывая, будет невелико, и им нельзя нагреть большую массу воды в море.

  2. Много снега - много хлеба. Ответ: Между кристаллами снега находится, а он, как извесно, обладает плохой теплопроводностью и предохраняет озимые от вымерзания. Много снега - «шуба» толстая - мороз не доберется до нежной зелени озимых.

  3. Куй железо, пока горячо. Ответ: Повышение температуры резко увеличивает пластические свойства металлов, поэтому многие из них поддаются ковке лишь в сильно нагретом виде. Раскаленным металлом довольно легко придать требуемую форму, поэтому и возникла поговорка.

  4. Без сала дегтя не отмоешь. Ответ: Поверхность, покрытая дегтем, не смачивается водой. Но деготь растворяется в жирах и с их помощью может быть удален с поверхности предмета. Этот факт и отражен в поговорке. Жиры, входят в состав мыла.

Седьмой конкурс «Головоломки. Физические термины».

Две команды одновременно решают данную головоломку. Вписав в горизонтальные ряды физические термины, вы прочтете в выделенном вертикальном ряду слово, также относящееся к физическому термину.

  1. Величина, имеющая численное значение и направление.

  2. Количество электричества, содержащееся в данном теле.

  3. Величина, равная произведению абсолютных значений силы и перемещения, умноженному на косинус угла между векторами силы и перемещения.

  4. Аппарат для разговора по проводам при помощи электрической энергии.

  5. Раздел механики о движении, не рассматривающий сил, его вызывающих.

  6. Специальный сосуд для хранения содержимого при постоянной температуре.

  7. Единица количества электричества.

  8. Отношение напряжения к силе тока.

  9. Количество теплоты, которое необходимо затратить для нагревания 1г воды на 1с.

  10. Составная часть атома.

Подведение итогов.





© 2010-2022