Статья «Опытно-экспериментальная работа в школе: проблемы и результаты»

"Описание материала: Физика наука о наиболее общих законах развития природы. Сегодня всем очевидно, что обучение необходимо направить на развитие и совершенствование личности учащихся. Для одного достаточно объяснения и демонстраций, другим для усвоения необходимо рассмотреть изучаемый вопрос со всех сторон далеко не один раз.  "Выдержка из материала: «Опытно-экспериментальная работа в школе: проблемы и результаты».При изучении новой темы изложения материала для всех одинаково, а усвоение его о...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К материалам статьи прилагаются сведения об авторе

1. Специальность - математика, информатика и ВТ.

2. Сафонова

3. Ирина

4. Васильевна

5. г. Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, дом 29, корпус 1, кв. 343, тел: 8-921-641-26-72, [email protected]

6. Россия, РФ

7. «Опытно-экспериментальная работа в школе: проблемы и результаты»

8. Количество страниц в статье - 12,

9. г. Спб, ГБОУ СОШ №4 Жака Ива Кусто, учитель математики,

10. Ученая степень, ученое звание - I - квалификационная категория









«Опытно-экспериментальная работа в школе: проблемы и результаты».

Физика наука о наиболее общих законах развития природы. Для успешного изучения этих законов необходим багаж знаний прикладных наук: алгебра, геометрия, география, информатика и т.д. Не секрет, что учащиеся обладают различным уровнем знаний по многим причинам. Большую роль здесь играет природный склад ума, склонность к различным областям науки: естественно-математической, гуманитарной или филологической.

Поэтому уровень знаний по физике к различным категориям детей должен быть разным. Одним необходимы знания на достаточно высоком научном уровне, чтобы продолжать образование в этом направлении. Другим достаточно самых общих представлений о физических законах. Сегодня всем очевидно, что обучение необходимо направить на развитие и совершенствование личности учащихся. Для этого важно выявить развивающий потенциал физики как учебного предмета и решать задачи индивидуализации обучения на методическом уровне.

Психологические особенности учащихся, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для развития у учащихся логического мышления.

Умение логически мыслить, правильно рассуждать является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения предмета, а в самой тесной связи с этим умением находится умение с полной ясностью и возможно с большей точностью излагать свои мысли, правильно с логической стороны строить предложение, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости.

За время педагогической деятельности у меня сложилась определенная система, способствующая учащимся лучше усваивать новые знания по физике и вызвать у учащихся интерес к предмету физика. Одним из способов повышения интереса к физике у учащихся является усиление практической направленности преподавания, создание условий обеспечивающих учащимся успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения к знанию от неумения к умению.

По словам К.Д. Ушинского: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения...убивает в учащимся охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет».

На протяжении нескольких лет работы я убедилась в том, что учебные занятия (урок) не всегда вызывает интерес у учащихся. Как же вызвать у учащихся желание учиться, интерес к познанию предмета физики?

Пришла к выводу, что задача обучения физики состоит не только в том, чтобы сформировать вычислительные навыки, физическую речь и дать систему знаний, предусмотренных программой, но и в том, чтобы развивать логическое мышление у учащихся, проводить учебно-воспитательную работу с учащимися, направленную на привитие любви к изучаемому предмету.

При изучении новой темы изложения материала для всех одинаково, а усвоение его определено субъективными особенностями ученика. Для одного достаточно объяснения и демонстраций, другим для усвоения необходимо рассмотреть изучаемый вопрос со всех сторон далеко не один раз. Поэтому целесообразно при изучении нового материала использовать групповую работу и работу в парах. Суть работы в парах сводится к тому, что сильный учащийся помогает своему соседу, более слабому, усвоить материал: выучить буквенные обозначения физических величин, формулировки законов, формулы и их значение. Такая работа приносит пользу обоим учащимся: один закрепляет свои знания, другой усваивает необходимый для дальнейшей работы минимум.

Для интеллектуального развития учащихся необходимо сформировать у них умение, применять полученные знания на практике, развивать их творческие способности. Эти вопросы комплексно решаются на уроках исследования, которые включают в себя: постановку задачи, условия и методы решения планирование и организацию эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, проверку исследуемых фактов, окончательный итог и выводы из полученных результатов.

Наиболее эффективны такие уроки при изучении нового материала групповые уроки - исследования с различными экспериментальными заданиями можно проводить в любых классах, начиная с седьмого. Проведение собственного эксперимента позволяет получить знания, которые являются наиболее достоверными и надолго остаются в памяти. Во время эксперимента развивается мышление учащихся , умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы.

Например: в 7 классе тему: «Определение цены деления измерительного прибора» и лабораторную работу «Измерение объема тела» я объединяю в один блок. Ставится задача: определить объем тел неправильной формы. Для этого предлагается ребятам две мензурки с разной ценой деления и сосуд с водой. Класс развивается на группы по 3-4 человека, где сразу определяется командир группы. Им является учащийся, проявляющий хорошие знания по физике. В процессе решения поставленной задачи лидер играет ведущую роль и помогает остальным справиться с проблемой. В процессе выполнения лабораторной работы ребята решают вопросы:

а) в каком соотношении находятся 1мл и 1мл

б) что такое цена деления мензурки

в) одинаково ли значение объема одного и того же тела, измеряемого разными мензурками.

В результате дается определение, что такое цена деления любого измерительного прибора и как ее определить. Ответы на вопросы ребята добывают самостоятельно из учебника и справочного материала (таблицы). В случае необходимости прихожу сама.

Можно проводить исследование и на уроках решения задачи, лучше тоже групповым методом.

Эта работа способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний; ускоряются темпы формирования у учащихся практических умений и навыков творческого характера; вырабатывается устойчивое умение самостоятельности, работа с учебной и научно-популярной литературой.

Такая система обучения позволяет снизить время усвоения теоретического материала, благодаря чему увеличивается время на решение задач и другие виды творческих работ.

Одним из способов закрепления изученного материала является решение задач качественных и расчетных. Здесь возможно множество вариантов. Ребенок, имеющий гуманитарную ориентацию, достаточно свободно решает качественные задачи, имея обязательный минимум знаний, опираясь на свой бытовой опыт.

Расчетные задачи по новой теме решаются на доске. Оставаясь написанными, они являются алгоритмом при самостоятельном решении аналогичных задач. Причем, задачи, где применяется для решения одна формула, оценивается в три балла. Для ребят, которые способны выявить причинно-следственные связи физических явлений и между физическими величинами, предлагаются более сложные задачи, требующие знаний не только по изучаемой теме, но и умение применять ранее полученные знания. Такие работы оцениваются максимальным баллом.

Блок задач для домашнего задания включает в себя качественные и расчетные задачи разных уровней сложности. К каждому уроку предлагается решать две три задачи, которые оцениваются по желанию ученика. К концу изучения темы должны быть решены все задачи блока. При проведении проверочных работ по решению задач оценки ставятся всем ученикам обязательно. Структура заданий при контроле аналогична домашнему блоку.

Для приобретения навыков успешного оперирования формулами для решения задач, ребята в конце тетради для решения задач ведут справочники. Например:

Физические величины и их буквенные обозначения

Единицы измерения

Формулы и законы

Р - давление, Па

h - высота, м

Статья «Опытно-экспериментальная работа в школе: проблемы и результаты»- плотность, кг/м3



Р=Статья «Опытно-экспериментальная работа в школе: проблемы и результаты»

Теоретический материал оценивается практически на каждом уроке. Для этого используются различные формы опроса: тестовые, физические диктанты, устные ответы у доски, письменные ответы на вопросы, сообщения, рефераты - при общении материала. Тестовые опросы и физические диктанты включают в себя задания разных уровней. Одни вопросы требуют только знаний физических законов, формул, буквенных обозначений физических величин, то есть не требуют для ответа сложных размышлений. Другие требуют умения логически мыслить и связывать между собой разные физические явления.

Кроме контрольных работ по решению задач я практикую проведение зачетов в следующей форме: ребятам заранее предлагаются вопросы к зачету. Класс разбивается на команды, в которых назначается капитан. На доске капитан и его заместитель принимают зачет у членов своей команды, и выставляет им оценки. Затем команда принимает зачет у капитана и его заместителя. Листочек с оценками сдают учителю. Затем, представитель команды, участвуя в жеребьевке, определяет статус команды: «Один за всех», «Все, все, все», «Экзаменаторы», «Выбор», « Доверие».

«Один за всех» - представитель по выбору команды отвечает на все вопросы зачета учителю.

«Все, все, все»- все члены команды отвечают Экзаменаторам.

«Выбор» - один член команды по выбору учителя отвечает ему на вопросы зачета.

«Доверие» - оценки выставляются сразу же, без повторной проверки.

«Экзаменаторы» - отвечают членам команды «Доверие»

В результате каждый учащийся дважды отвечает на вопросы зачета и один раз выслушивает ответы. В случае, если вторичные оценки подтверждают первичные, то они выставляются в журнал без изменения. В случае расхождения оценок - итоговая оценка, выставляется по наименьшей для всей команды.

Таким образом, от начала изложения нового материала до контроля ЗУН проводится строгая дифференциация. Это способствует развитию познавательного интереса учащихся, самостоятельной работе с учебником, справочными материалами. Развиваются такие общеучебные навыки как внимательность, усидчивость, что немаловажно для наших ребят.

Заключительный является дифференциальная работа при проведении выпускного экзамена по физике в форме ЕГЭ. Много нового и интересного узнают учащиеся, изучая физику.

6


© 2010-2022