- Преподавателю
- Физика
- Урок по теме «Электризация тел», 8 класс
Урок по теме «Электризация тел», 8 класс
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гришина А.К. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по теме «Электризация тел», 8 класс
Содержание и ход урока
Обоснование
деятельности учителя
Прогнозирование
деятельности учащихся
1.Организационный этап
Взаимное приветствие учащихся и учителя; проверка готовности учащихся к уроку; организация внимания.
2 Создание проблемной ситуации
-Наш урок я хотела бы начать с отрывка из стихотворения Елизаветы Кульман «Молния»:
- Со мною кто сравнится?
- Я! - дуб сказал могучий,
Взмахнув вершиной гордой.
Из облаков зловещих
Вдруг Молния сверкнула
И крепкий Дуб сломила,
Как бы дитя, играя,
Цветка согнуло стебель.
- Нет! Мне никто не равен!...(13, с33)
Молния - это величественное электрическое явление природы, невольно вызывающее у нас чувство страха. Долгое время человек не умел объяснить причин грозовых явлений. Природа молнии стала проясняться после исследований, проведенных М.В.Ломоносовым. Мы постоянно находимся в океане электрических разрядов, создаваемых многочисленными машинами, станками и самим человеком. (например, когда мы ходим, причесываемся). Эти разряды, конечно, не так мощны, как природные молнии, поэтому мы обычно не замечаем их. Но ведь такие разряды существуют и могут так же, как и большие молнии, вызывать пожары и взрывы, если мы не будем знать, отчего они возникают и как от них защищаться.
А сейчас с помощью специального прибора (электрофорной машины) я покажу вам маленькую молнию - электрический разряд в газе. (Проводится демонстрация 1)
3 Постановка учебной проблемы
Вопрос: В чем причина возникновения молнии?
-Чтобы выяснить, почему эта мини-молния возникла, давайте начнем изучать это явление с самого начала.
-Итак, мы приступаем к изучению темы: «Электричество». Сегодня это слово прочно вошло в нашу жизнь. Тема сегодняшнего урока: «Электризация тел. Два рода зарядов»
Учитель записывает тему урока на доске, учащиеся в тетрадь
4 Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы
Учитель сообщает учащимся план предстоящей работы
План урока (на доске)
1 Выполнение экспериментальных заданий по карточкам, используя план (вывешен на стенде)
2 Обсуждение результатов экспериментов по основным вопросам:
-
электризация,
-
способы электризации тел;
-
два рода зарядов, взаимодействие зарядов
.
Каждый из вас, к концу урока должен научиться объяснить, что такое электрический заряд и электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела.
5 Основной этап. Решение учебной проблемы
Демонстрация 2
Стеклянную палочку тру о бумагу; она электризуется, и к ней притягивается бумажный человечек.
Аналогичный опыт с пластмассовыми линейками и листочками бумаги проводят учащиеся на местах.
Демонстрация 3
Взаимодействие двух воздушных шариков, подвешенных на штативах и натертых о шерсть.
Демонстрация 4
Взаимодействие расчески, проведенной по волосам с мелкими листочками бумаги.
-Взаимодействуют ли тела в каждом случае? (взаимодействуют)
-Взаимодействие происходит при непосредственном контакте или на расстоянии? (на расстоянии)
Как объяснить подобные эксперименты?
Рассмотрим сначала происхождение термина «электричество».
Похожее явление наблюдали древние греки. Когда девушки пряли шерстяную пряжу, то к янтарным верстакам после их трения о шерсть начинали притягиваться мелкие ворсинки, ниточки и пылинки. По-гречески слово «янтарь» звучит как электрон. Отсюда и произошли слова «электризация», «электричество».
При трении электризуется не только янтарь, но и многие другие вещества и что притягивают они не только пылинки, но и металлы, дерево, листья, камешки и даже воду и масло.
. Наша первая экспериментальная работа посвящена этой необычной форме электричества.
Организация экспериментальной работы:
Эксперимент 1. Исследование электризации различных тел
Приборы и материалы:( находятся на столах учеников)
Полиэтиленовая пленка, бумажная полоска, кусок шелка, пластмассовая ручка, штатив, нить, карандаш
Порядок выполнения работы:
-
Подвесьте карандаш на двух нитях к лапке штатива.
-
Положите полиэтиленовую пленку на стол и натрите ее куском шелка. Поднесите полиэтилен и шелк поочередно к концу подвешенного карандаша. Что вы при этом наблюдаете?
3) Проделайте подобные опыты с линейкой, ручкой, натирая их о полиэтилен и шелк. Результаты наблюдений занесите в таблицу.
Электризую трением
Приближаю(что) к карандашу
Наблюдаю
Что?
Обо что?
Полиэт. пакет
О шелк
Полиэт. пакет
Шелк.лоскуток
Пласт. линейка
О полиэт. пакет
Пластмассовая линейка
О шелк
-
ответьте на вопросы:
Как можно наэлектризовать тело?
Оба ли тела электризуются при соприкосновении?
Как обнаружить электризацию тел?
Учащиеся кратко рассказывают о своих экспериментах и дают ответы на вопросы, помогают учителю формулировать выводы с последующей записью в тетрадях
Выводы:
1. Про тело говорят, что оно наэлектризовано или ему сообщен электрический заряд, если оно после натирания начинает притягивать к себе другие тела
2. В электризации участвуют два тела. При этом они оба электризуются.
3.Электризация тел происходит несколькими способами:
-
соприкосновением
-
ударом (резиновый шланг резко ударить о массивный предмет и поднести к бумажным листочкам)
-
трением (тела трут друг о друга, чтобы увеличить площадь их соприкосновения)
4. Наэлектризовать можно практически все тела, наэлектризованное тело взаимодействует с любым телом.
5. Электрический заряд- это мера свойств заряженных тел определенным образом взаимодействовать друг с другом.
Какие виды взаимодействия вы знаете? (притяжение и отталкивание)
Условно заряды назвали положительный (на стекле потертым о шелк) и отрицательным (на янтаре, эбоните, сере, резине потертых о шерсть).
Положительный заряд в физике обозначается +q или q
Отрицательный заряд - -q
Представление о положительном и отрицательном зарядах, было введено в 1747 году Франклином. Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех заряжается отрицательно, потому что отрицательным назвал заряд, образующийся на каучуковой палочке В.Франклин. А эбонит это каучук с большой примесью серы. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным. Но во времена Франклина существовал только натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порой трудно бывает отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит по разному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.
Теперь рассмотрим, как взаимодействуют наэлектризованные тела.
Демонстрация 5
Взаимодействие двух стеклянных палочек, потертых о бумагу. (одна из них подвешена к штативу)
- сделайте вывод
Вывод: Тела, заряженные одинаково, отталкиваются
Демонстрация 6
Взаимодействие стеклянной палочки, подвешенной на штатив, и потертой о бумагу, и эбонитовой палочки, потертой о мех
- сделайте вывод
Вывод: Тела, заряженные по-разному, притягиваются
Организация экспериментальной работы:
Эксперимент 2 Исследование электризации различных тел
Приборы и материалы: (на столах учеников)
Бумажная гильза на шелковой нити, подвешенная на штативе, измерительная линейка длиной 30см из оргстекла, резиновая полоска, бумажная полоска, кусок капроновой ткани
Порядок выполнения работы
-
Наэлектризуйте трением, прижатием, ударами друг о друга резиновую полоску и линейку из оргстекла. (Оргстекло при взаимодействии с резиной заряжается положительно.)
-
Зарядите бумажную гильзу, висящую на нити, при помощи заряженной линейки. (Часть зарядов с линейки передается гильзе. Она в дальнейшем будет служить индикатором положительного заряда)
-
Подносите заряженные линейку и резиновую полоску поочередно к заряженной гильзе, не касаясь ее, и наблюдайте их взаимодействие. Какими зарядами заряжены гильза и резиновая полоска?
-
Определите с помощью заряженной гильзы знаки зарядов у предложенных вам тел после их электризации друг о друга. Результаты запишите в таблицу.
Электризуемые тела
Об оргстекло
О резину
О полиэтилен
илен
О бумагу
О капрон
орггстекло
0
+
…
…
…
резина
-
0
…
…
…
полиэтилен
…
…
0
…
…
бумага
…
…
…
0
…
капрон
…
…
…
…
0
Учащиеся кратко рассказывают о своих экспериментах и анализируют результаты таблицы.
Эксперимент 3 Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.
Приборы и материалы: (на столах учеников)
Полиэтиленовая пленка, бумажная полоска, пластмассовая ручка, штатив
Порядок выполнения работы
1.Маленький кусочек полиэтиленовой пленки подвесьте на нити к лапке штатива и потрите осторожно (чтобы не порвалась нить) кусочком бумаги.
2. Наэлектризуйте бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и разгладьте рукой. Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу. Как они взаимодействуют?
3. Поднесите поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски к пленке, висящей на нити, и наблюдайте их взаимодействие.
4. Ответьте на вопросы:
а) Как взаимодействует каждая полоска с пленкой?
б)Как можно объяснить различие взаимодействия?
в) Какие два рода зарядов существуют в природе?
г) Как взаимодействуют одноименно заряженные тела?
д) Как взаимодействуют разноименно заряженные тела?
5.Поднесите к заряженной полиэтиленовой пленке, висящей на нити, пластмассовую ручку, натертую сначала о бумагу, а затем о полиэтилен. Одинаковые ли по знаку заряды возникали на пластмассовой ручке в обоих случаях?
Эксперимент 4. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.( 12, с 20)
Приборы и материалы: (на столах учеников)
Два воздушных шарика, две нитки длиной 30см, 2штатива, кусок шерсти
Порядок выполнения работы
-
Подвесьте шарики так, чтобы они находились друг напротив друга на расстоянии нескольких сантиметров.
-
Наэлектризуйте шарики шерстью.
-
Объясните наблюдаемые явления
-
Подумайте, как, имея в своем распоряжении стеклянную палочку и кусочек шелковой ткани ( бумаги), определить знак заряда на шарике. Проделайте опыт, подтверждающий ваше предположение.
-
Объясните результаты опыта.
-Сделаем выводы о том, как взаимодействуют заряженные тела
Выводы : 1)в природе существует два вида зарядов;
2) тела, имеющие одноименные заряды, отталкиваются;
3) тела, имеющие разноименные заряды, притягиваются
(записываются выводы на доске и в тетрадях)
Объяснение учителя
- Теперь мы можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока:
В чем причина возникновения молнии?
. В земной атмосфере воздух находится в постоянном движении. Благодаря трению восходящих и нисходящих воздушных потоков друг о друга частички воздуха электризуются и, сталкиваясь с капельками воды в облаках, отдают им свой заряд. Таким образом, в облаках с течением времени скапливаются весьма большие заряды. Они-то и являются причиной молний.
- Мы сегодня экспериментально изучили явление накопления электрических зарядов, т. е. статическое электричество. Оно может служить человеку: в лечебных целях (электроаэрозоли), для очистки воздуха от пыли с помощью электростатических фильтров. Но статическое электричество может причинять вред как на производстве, так и в быту, так что зачастую с ним приходится бороться. Так, при трении о воздух самолет электризуется, поэтому после посадки к нему нельзя сразу приставлять металлический трап: может возникнуть разряд, который вызовет пожар.
6. Закрепление
1. В рассказе К.Г.Паустовского «Черное море» есть такие строчки: «Во время урагана … я был свидетелем, как у негра… искры сыпались из волос, как будто из трубы паровой машины».(14, с.61)
Как можно объяснить это явление?
2Как взаимодействуют тела (рисунок)? Ответ объясните.
3 Как заряжены шарики 1 и 2 (рисунок)? Сравните заряды маленьких шариков. Ответ поясните.
4. Зачем за машинами, которые перевозят горючие смеси, по земле тянется металлическая цепь? Как объяснить это явление?
7. Подведение итогов
1) Актуализация задач, сформулированных в начале урока.
2) Учитель анализирует деятельность учащихся на уроке.
3) Совместная оценка деятельности учителя и учащихся на уроке.
8. Предъявление и обсуждение домашнего задания
§ 25, 26 (учебник :Перышкин А.В. Физика.8 кл)
Домашние экспериментальные задания:
1) К тонкой струе воды из водопроводного крана поднесите наэлектризованную линейку (расческу). Объясните почему струя воды притягивается к линейке. Напишите отчет.(15, с.21)
Организовать учащихся:
подготовить их к работе на уроке; психологический настрой учащихся.
Эмоциональный настрой учащихся на работу.
Активизирует познавательную деятельность учащихся; дает возможность всем учащимся включиться в работу.
Создает непринужденную обстановку на уроке.
Выполнение эксперимента поддерживает интерес к теме урока.
Формулировка учебной проблемы определяет направление дальнейшего поиска.
Обсуждение плана предстоящей работы создает у учащихся ясную перспективу работы; способствует положительной мотивации учебной деятельности.
Акцентирует внимание на результатах опыта, поддерживает интерес к теме урока, развитие умений вести наблюдения.
Нацеливает учащихся на объяснение результатов опыта.
Способствует расширению и углублению знаний об электризации.
Активизация познавательной деятельности учащихся через выполнение эксперимента (школьники владеют определенным запасом экспериментальных умений и навыков, позволяющих им выполнять несложные эксперименты под руководством учителя); развитие познавательного интереса к физике.
При заполнении таблицы происходит проговаривание материала, что способствует усвоению нового материала.
Способствует развитию умений анализировать увиденное, формулировать ответы на вопросы, делать выводы.
Записи на доске вызывают чувства удовлетворенности и уверенности в своих силах.
Способствует расширению и углублению знаний об электричестве.
Акцентирует внимание учащихся на новых знаниях
Выполнение эксперимента способствует развитию практических навыков работы с лабораторным оборудованием.
.
Четкая инструкция способствует быстрому выполнению заданий, исключает затруднения при выполнении и препятствует потере интереса к выполняемому заданию.
Подведение итогов выполнения эксперимента.
Акцентирует внимание учащихся на проводимых опытах; развивает умения делать выводы из наблюдений
Нацеливает учащихся на определение направления поиска ответа на поставленный вопрос.
Выполнение эксперимента поддерживает интерес к теме урока, развивает умения вести наблюдения.
Подведение итогов выполнения эксперимента.
Акцентирование внимания на результатах работы.
Акцентирует внимание учащихся на изученном материале; нацеливает на закрепление изученного материала.
Придает логическую завершенность работе на уроке.
Оценивает деятельность учащихся на уроке.
Положительная мотивация.
Готовность класса к работе; четкое начало урока дисциплинирует учащихся.
Готовность к активной учебно-познавательной деятельности.
Учащиеся слушают, анализируют.
.
Учебная проблема показывает учащимся тот ориентир, на который должны направлять свою деятельность.
Намечают и обсуждают план предстоящей работы с целью определения перспективы работы; оценивают свои возможности.
Развитие познавательных интересов, внимания, наблюдательности.
Возможность каждому учащемуся высказать свое мнение.
Анализируют карточки с заданиями; обсуждают инструкции по проведению эксперимента; развивают умение вести диалог.
В процессе работы по заполнению таблицы развиваются мышление, умение правильно формулировать свои мысли.
Развитие монологической речи при подготовке устного ответа по результатам работы.
Доброжелательное общение, коррекция учебной мотивации- испытывают удовлетворение от сознания успешности своих действий.
Развивают практические навыки работы с лабораторным оборудованием.
Планируют устный ответ.
Сознают свою значимость в процессе обучения - видят результаты своей работы.
Учащиеся выполняют эксперименты согласно инструкциям.
Заполнение таблицы способствует развитию внимания, наблюдательности, способности анализировать свои наблюдения.
В условиях ограниченного времени учатся говорить кратко, учатся делать выводы из результатов эксперимента.
Анализируют увиденное, развивают наблюдательность, внимание.
Учатся планировать свою деятельность в условиях ограниченного времени.
Развивают умения объяснять наблюдаемые процессы.
Развивают устную монологическую речь.
Строят предположения относительно ответа на поставленный вопрос.
Приводят, полученные знания в систему.
Применяют полученные знания для решения поставленных задач.
Выявляют положительные и отрицательные моменты в своей деятельности на уроке.
Получают моральное удовлетворение от своей работы.
Формирование позитивной мотивации на выполнение домашнего задания (принимают учебные задачи, так как убеждаются в их посильности.)
.
.