Современные требования к проведению урока. Какие технологии помогают в развитии?

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира, подчеркивает этическую ценность научных знаний, формирует мировоззрение учащихся, развивает их творческие способности. Все это имеет место, если ученик понимает и воспринимает цели, поставленные учителем. Более десяти лет я работаю над составлением моделей системного подхода к проектированию учебных тем с применением интерактивных методов. Эти модели дают...
Раздел Физика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад

"Наша новая школа"

  • Тема: Современные требования к проведению урока. Какие технологии помогают в развитии?

Автор: Ряшко Светлана Васильевна, учитель физики Донецкой общеобразовательной школы I - III ступеней №85.

Стаж работы: 30 лет.

Категория: высшая.

Звание: учитель - методист.

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира, подчеркивает этическую ценность научных знаний, формирует мировоззрение учащихся, развивает их творческие способности. Все это имеет место, если ученик понимает и воспринимает цели, поставленные учителем.

Более десяти лет я работаю над составлением моделей системного подхода к проектированию учебных тем с применением интерактивных методов. Эти модели дают мне возможность обеспечить квалифицированный подход к планированию учебно - воспитательного процесса по предмету и каждого урока в отдельности.

Начиная работать над составлением модели темы, учитель должен сначала провести диагностическую работу. Для этого материал темы распределяется по уровням знаний. Кроме этого выделяются задачи для самообразования. Ученики являются активными соискателями знаний путем собственных поисков, экспериментов и ошибок. Роль учителя при этом - помогать, посоветовать, создать предпосылки для активного экспериментирования и поисков.

Далее учитель оценивает различные варианты организации учебного процесса в течение учебной темы. По этапам урока нужно рассмотреть методы, формы работы и выбрать из них оптимальные.

После этого начинается этап планирования. На этом этапе создаются план - схемы уроков, в которых учитель должен не только указать цель урока, но и создать план - управления познавательной деятельностью учащихся, ответив на ряд вопросов: Что делает учитель на различных этапах урока? Что делают в это время ученики и как они взаимодействуют между собой? Какие средства управления применяет учитель?

Если начиная работать над темой, учитель имеет под рукой такую ​​модель, то он сможет повышать активность учащихся, направлять их деятельность на конечный результат. Сегодня можно рассматривать множество различных подходов к определению требований к уроку. Остановимся на основных: 1. Воспитательные требования.

*формирование у учащихся инициативы, ответственности, работоспособности;

*выработка привычки к систематическому труду и дисциплине.

2. Дидактические требования.

*реализация принципов обучения;

*четкое определение целей и задач обучения;

*организация работы;

*организация взаимосвязи между учителем и учениками.

3. Психологические требования.

*учитель обязан учитывать психологические особенности учащихся, их возможности, настрой на урок и т.д.

4. Гигиенические требования.

*учитель обязан создать на уроке условия, которые не навредят ученику.

Требования к уроку могут изменяться в зависимости от выбранных учителем определенных технологий (личностно ориентированных, развивающих, интерактивных и т.д.).

Составляя модель, учитель планирует, какие творческие задачи предоставить детям на разных этапах изучения темы. В момент ознакомления учащихся с планом изучения темы учащимся необходимо предложить несколько различных вариантов задач. Ученики записывают их в тетради и имеют возможность выбрать одну из задач, над которой будут работать до заключительного зачетного урока. В том, что дети сами выбирают решать или не решать предложенные задания, соблюдается принцип «свободы выбора».

Далее я приведу несколько примеров таких творческих задач из собственного опыта работы.

Первый тип творческих задач - изобретательские задачи.

Задача№1.1. Как выявить из чистого золота или с примесями сделана корона царя Герона, если она имеет неправильную форму?

Задача№1.2.Необходимо развести костер, если пошел дождь и намокли спички.

Второй тип творческих задач - исследовательские задачи.

Явление. Необходимо объяснить его действие, выявить причины ... и тому подобное. Ключевые вопросы: как осуществляется? Почему? Для решения можно добавить ответы - гипотезы.

Задача№2. В одном из европейских музеев есть часы, которые работают без подзарядки два века. Каким образом это осуществляется?

Ответы - гипотезы:

- Используется сила посетителей, которые открывают двери;

- Замаскированный провод от ветряка на крыше;

- Работает сила атмосферного давления;

- Используется явление изменения длины мужских волос при изменении влажности воздуха.

Творческое задание третьего типа - конструкторская задача.

Этот тип задач не имеет острых противоречий и предполагает создание устройств, приборов под заданную цель.

Задача№3.1.Придумайте конструкцию лампы, которая меняет цвет в зависимости от атмосферного давления. Экспериментальная задача.

Задача№3.2 .Используя банку, две полоски фольги и гвоздь, сделайте электроскоп. Объясните, как он работает и для чего применяется.

Четвертый тип - прогностическая задача

Осуществляет анализ положительных и отрицательных последствий известных всем явлений.

Задача№4.1.. Исчезло трение (или сила тяжести) ... К каким последствиям это приведет? Думайте, анализируйте, делайте прогнозы.

Задача№4.2. Дождь идет не прекращаясь.

Задача№4.3. Средняя плотность Земли уменьшилась (увеличилась)вдвое. Ваши прогнозы.

Диапазон творческих задач все больше распространяется - это

- Сказки по теме;

- Тематические сборники интересных фактов;

- Тематические сборники интернет-сайтов по теме;

- Сборники аннотаций на статьи по теме;

- Учебные комиксы;

- Плакаты по теме;

- Презентации явлений, формул, величин, понятий;

- Буклеты по предмету;

- 3D мультфильмы.

Далее приводятся более конкретные примеры таких задач по физике для одной из тем.

Тема№1. Первоначальные сведения о строении вещества.

Творческая работа№1.

Вариант 1. Составить анкету для молекулы по плану:

1. Имя. 2. Назначение в природе. 3. Качества.4. Свойства.5. Место жительства. 6. Поведение в различных условиях.

Вариант№2. Представьте себе, что вы уменьшились до размеров молекул, вы видите мир молекул. Сравните обычный мир тел и мир молекул.

Вариант3. Экспериментальная задача. Определить скорость диффузии в газах. Для этого возьмите 2-3 капли духов ... думайте, что сделать дальше?

Вариант№4. Сделать слайд - шоу на тему "Что способствует уничтожению природы?»

Вариант№5. Опишите, какие процессы, по вашему мнению, играют важную роль в этом эпизоде ​​с точки зрения физики:

Сценка из водевиля «Свадьба» А.П. Чехова, в которой испарение играет НЕ последнюю роль: «Змеюкина:« Дайте мне атмосферы! Слышите? .. Машите, машите на меня. Скажите, пожалуйста, отчего мне так душно? »Ять: « Это от того, что вы вспотел-с ».

Большой популярностью у учащихся пользуется тренинг творческих способностей. Его цель - научить детей выполнять те действия, из которых складывается творческая деятельность. Усвоение операций такого вида позволят ученикам компетентно подходить к решению творческих задач. Перечислю несколько из них.

Упражнение №1. «Конструктор»

Всем известны назначения определенных предметов. Участникам предлагается придумать новые оригинальные варианты их необычного использования. Это могут быть приборы, технические устройства и просто бытовые вещи.

Упражнение 2. «Ты будешь»

По желанию один из участников тренинга выходит на середину класса и говорит, кем он хотел бы стать. Задание остальным - предсказать, какие знания и умения из физики ему понадобятся в работе.

Упражнение 3. «Рифма»

Задание участникам: придумать как можно больше рифмованных строк из предложенных учителем слов.

Упражнение №4. «Закончи шутку»

Задание участникам тренинга - закончи шутку, начатую учителем. Например: Сила трения сказала,

Что ее уменьшит сало…

Упражнение №5. « Комбинатор»

Задание учащимся - соединить два разных по значению предмета и назвать свойства, которыми будет обладать созданный гибрид.

Например: карандаш и лампочка; телефон и притяжение; парта и трение.

Упражнение №6. « И так, и сяк»

Ученикам предлагается выяснить назначение определенного предмета, которые имеют противоположные значения.

Например: свет - и волна, и фотон. Выключатель - и включает, и выключает.

В своей работе я часто использую уроки в технологиях интерактивного обучения. Именно они используются в созданных мной моделях. Интерактивное обучение - это обучение «погруженное» в общение. В жизни человека общение не существует как отдельный процесс или самостоятельная форма активности. Оно входит в состав индивидуальной или групповой практической деятельности, которые не могут осуществляться без общения. Выполняя то или иное интерактивное упражнение или творческую задачу, учащийся развивает свои творческие способности и умение презентовать полученные результаты. Например, сравним пассивное и интерактивное обучение в подаче темы. Интерактивное обучение предполагает поиск решения.

Создание моделей системного подхода к проектированию учебной темы с применением интерактивных методик является весьма актуальным, так как этот метод нацелен на создание условий для саморазвития личности ученика, развитие его компетенций, приспособления методики к возможностям детей, сотрудничества «Учитель - ученик», сотворчество между учеником и учителем. Ученики, которые получают знания активно, являются более креативными, критичными. Легче формулируют и выражают свое мнение. Это требует от учителя дополнительной подготовки, тщательно продуманного каждого этапа урока. Но можно с уверенностью сказать, что затраченные усилия оправдывают.



© 2010-2022