• Преподавателю
  • Физика
  • Из опыта работы Формирование и развитие познавательной активности на уроках физики

Из опыта работы Формирование и развитие познавательной активности на уроках физики

Данная работа посвящена одной из важнейших задач современной педагогики – формированию и развитию у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету. На конкретных примерах из собственной практики раскрываются используемые приемы и методы формирования учебной мотивации. Через создание проблемных  ситуаций показано как учитель учит школьников видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезы по ее решению, доказывать гипотезу и проверять правильность решения. Кроме того, в работе показа...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Краснощёковская средняя общеобразовательная школа № 1»

Краснощёковского района Алтайского края









Формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках физики







Выполнила: учитель физики

Григоренко Лариса Петровна












Краснощёково


Содержание:




  1. Теоретическая интерпретация опыта………………..3


  1. Мотивация учения…………………………………….4


  1. Проблемное обучение…………………………………7


  1. Уровневая дифференциация обучения……………...10


  1. Использование ИКТ на уроках физики……………..13


  1. Применение творческих заданий на уроках физики.15

7. Литература…………………………………………….18












« Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети

в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему

легко, что трудно… Нужны разнообразные приемы и

методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…».

П. Н. Чернов.


1.Теоретическая интерпретация опыта.


В результате уже многолетней педагогической деятельности у меня появился ряд соображений о преподавании физики, которые возможно, помогут молодым педагогам избежать некоторых ошибок и быстрее обрести профессиональные навыки.

Идея опыта возникла в связи с тем, что с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению физики (и не только физики). Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами. Мне видятся причины в том, что: во - первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они в одном классе, во - вторых, физика не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов в школе и ни во все ВУЗы и техникумы предмет включен в списки вступительных экзаменов, в - третьих, плохие учебники и большой объём информации, который необходимо запомнить, в - четвертых, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы детей. Передачи телевидения и радио, научно - популярные кинофильмы, журналы, книги рассказывают школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной, доступной и занимательной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся. Таким образом, проанализировав все эти проблемы, я пришла к выводу, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать всегда.

Поэтому основными задачами своей работы считаю:

  • развитие познавательной активности и интеллектуальных способностей учащихся,

  • возрождение естественного желания ребенка учиться,

  • формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету.

Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих взаимосвязанных компонентов:

  • повышение мотивации обучения,

  • выполнение практических и творческих заданий,

  • проведение нестандартных уроков, дидактических игр,

  • осуществление межпредметных связей,

  • практическая направленность обучения,

  • создание ситуации успеха,

  • учет индивидуальных особенностей учащихся.

Мое педагогическое кредо: «Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия».

В своей работе руководствуюсь теориями и идеями ведущих ученых - педагогов: И.С. Якиманской, Е.Н. Степанова (личностно-ориентированное образование), Г.И. Щукиной (развитие познавательного интереса), Ю.К. Бабанского (оптимизация учебно-воспитательного процесса).

Результативность:

  • формируются такие качества, как ответственность, настойчивость, любознательность, стремление к активной познавательной деятельности;

  • вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

  • создается ситуация общения на уроке, позволяющая каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

  • создается обстановка для естественного самовыражения ученика;

  • развивается устойчивый интерес к предмету;

  • на уроке комфортно и «сильным» и «слабым», т.е. создается ситуация успеха для каждого.

2. Мотивация учения.

« Без мотива любая деятельность, в том числе

и учебная, никогда не будет эффективной.»

Э.М. Браверман.

К сожалению, в последнее время приходится все чаще отмечать, что у большинства современных учащихся нет стойкого интереса к учебе. Причины здесь разные, и для нас, педагогов, всё более актуальным становится вопрос: как учить детей? Педагогическая наука не стоит на месте и постоянно предлагает усовершенствованные методы и приёмы обучения.

Я считаю, что один из самых важных компонентов урока - создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать. Для этого на своих уроках использую различные методы: познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор задания), волевые ( информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные ( создание ситуации взаимопомощи, самопроверки). На уроках физики я стараюсь создать такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой сути.

Вот какие приемы создания мотивации учения я использую в своей работе.

Прием « Привлекательная цель» заключается в следующем: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей - неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. Всегда ли нужно находить к уроку привлекательную цель и произносить её вслух? Конечно же нет. Ведь это только один из возможных способов входа в урок.

Например, урок физики в 11 классе (геометрическая оптика). Цель учителя - показать серию экспериментов по оптике. Перед учениками ставится иная цель: научиться пользоваться оптическими приборами (диапроектором, фотоаппаратом…) понимать принципы их работы и возможности использования в зависимости от оптических характеристик.

Приём « Лови ошибку».

Ученики получают тексты (или разбор решения задачи ) со специально допущенными ошибками. Тексты готовлю заранее, либо поручаю приготовить уч-ся в качестве творческого задания. Этот приём можно использовать при объяснении нового материала, когда учитель намеренно допускает ошибку, но ученики должны быть предварительно предупреждены об этом, либо при закреплении.

Пример 1 : 8класс, «Световые явления». Ученикам предлагается в тексте найти ошибку или подтвердить правильность прочитанного.

«Мишка на рыбалке с дедушкой и другом».

Тихим, неторопливым шагом пробирались мы вдоль берега через осоку, внимательно вглядываясь в прозрачную воду. Наконец я заметил красавца - карася. Он застыл прямо возле берега, еле шевеля своими бронзовыми жабрами. Прицелившись, точно в рыбу, метнул острогу. Остриё вонзилось в тело, карась нервно метнулся и затих. (в воде изображение рыбы приподнято, и , точно прицелившись в рыбу в нее не попадешь).

Пример 2 : 8кл. «Тепловые явления».

Учащимся предлагается отрывок из стихотворения. Они должны найти физическую ошибку и объяснить ее.

«Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг ее морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

А в мире поубавилось тепла».

( При превращении воды в лед выделяется, а не затрачивается теплота).

Прием «Практичность теории». Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

Пример 1. В 8 классе учащиеся подробно изучают вопросы, связанные с электризацией тел и электрическим полем. Я им рассказываю о большом практическом значении этих явлений. Пожары при заправке самолетов горючим, взрывы при перевозке горючего, на мучном заводе пожары - какова их причина и как этого избежать? И где будет полезна электризация тел? ( На том же мучном заводе, при электрокопчении, при окраске машин).

Пример 2 . В 7 классе на первом уроке физики задаю вопросы: почему вода доходит до верхнего этажа, горит свет, фундамент выдерживает тяжесть здания? И делаем вывод о значимости физических знаний и применении их на практике.

Прием « Удивляй!»

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Пример 1 . Формируя в 7 классе понятие скорости, я говорю, что скорость учащихся, сидящих в классе за партами, равна 0 или 30 км/сек, в зависимости от того, рассматриваем мы эту скорость относительно Земли или Солнца.

Пример 2 . При изучении в 7 классе основ МКТ, рассказываю учащимся, что изучив эту главу, они научатся объяснять такие известные им факты:

- почему трудно разломить кусок мела?

- почему 2 куска мела нельзя вновь соединить, а 2 куска пластилина можно?

- почему распространяются запахи?

- почему пластилин не смачивается водой, а бумага смачивается?

Прием «Отсроченная отгадка».

В начале урока учитель дает загадку ( удивительный факт) , отгадка к которой ( ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Пример. Урок о теплопроводности в 8 классе можно начать так. «Вернувшись из интересного зимнего лыжного похода по малонаселенной местности, мой приятель с увлечением рассказывал о своих впечатлениях. Он, в частности, поведал нам, со страхом спрашивавшим его, как были обустроены их ночевки в лесу. Туристы вырыли в слежавшемся снегу горизонтальную нору, застелили ее лапником и с комфортом ночевали в ней. Было не холодно».

Вопрос: сможете ли вы объяснить этот факт или отнесете его к разряду необъяснимых « чудес»? Как правило, дети не могут в начале урока дать полный ответ , и мы возвращаемся к этому эпизоду в процессе или после изучения нового материала.

Прием «Занимательность».

Занимательность-прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению, и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. Мною сделана довольно большая подборка литературных фрагментов, а именно стихов, пословиц и поговорок, отрывков из художественных произведений, загадок, сказок, легенд, народных примет с физическим содержанием. К исходным текстам сформулированы вопросы по физике.

Например, 8класс, тема « Плавление и отвердевание кристаллических тел», загадка: Зимнее стекло весною потекло.

- какой процесс описан в загадке?

- при каких условиях лед будет таять?

Пример 2. 7класс, тема «Инерция».

Едет поезд по уклону,

Пассажиры спят в вагонах.

Вдруг они, как сговорились,

Все направо отклонились.

Вопрос: Объясните, что случилось? И многие другие примеры.

При организации учебной деятельности важно, чтобы ученик хорошо представлял себе конечный результат своего труда, ориентируясь на требования учителя и следуя им.

С этой целью для каждой темы формулирую тематические карты с результатами обучения и требования к ним в виде необходимых знаний, умений, навыков.

Карта вывешивается в классе с самого первого урока изучения темы и убирается после написания контрольной работы. Постоянно обращаю внимание учащихся на эту карту при последовательном изучении темы. Таким образом, к концу изучения темы ученики имеют четкую картину того, какие знания, умения и навыки будут проверяться. Это снимает стресс и боязнь получить двойку за контрольную, ученики чувствуют себя увереннее и поэтому познавательный интерес к предмету становится более устойчивым.

Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. Физика открывает для этого много возможностей; важно не упустить их использовать.

3. Проблемное обучение.

«…Каждый урок должен быть для наставника задачей,

которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение

заранее: в каждом уроке он должен чего - нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг…»

К. Д. Ушинский.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение методами добывания знаний.

Для осуществления проблемного обучения необходимы следующие условия:

  1. наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для учащихся;

  2. умение учителя создавать проблемную ситуацию.

  3. постепенное планомерное развитие у учащихся умений и навыков выявлять и формировать проблему и самостоятельно находить способы ее решения;

  4. специальная система подготовки учителя к уроку, направленная на выделение в учебном материале проблемных вопросов.

Для такой подготовки учебного материала учитель должен его проанализировать с разных точек зрения: научной (вычленение основных понятий, их взаимосвязи), психологической (предвидение реакции класса и отдельных учащихся на выдвижение проблем), логической (последовательность постановки вопросов, задач, заданий, системы их сочетания), дидактической (выбор необходимых приемов и методов создания проблемных ситуаций).

Осуществление проблемного обучения требует не только особой организации деятельности учителя, но и особой организации деятельности учащихся.

Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:

  • анализ проблемной ситуации;

  • формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя;

  • решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения.

Возможно несколько способов выдвижения проблем:

1. Выдвижение проблемы в связи с изучением новых явлений, установлением новых экспериментальных фактов, не укладывающихся в рамки прежних представлений и теорий.

Например, в 7 классе при изучении темы «Плавание тел» перед школьниками ставлю вопросы:

а) В какой воде легче плавать: морской или речной?

б). Почему железный гвоздь в воде тонет, а в ртути плавает?

в). Почему горящий керосин нельзя тушить водой?

Такое задание можно использовать для актуализации мыслительной деятельности учащихся, чтобы подготовить их к восприятию.

2. Выдвижение проблемы на основе демонстрации опыта при изучении явления, которое может быть объяснено учащимися на основе ранее полученных знаний.

Например, при изучении той же темы ставлю опыт, объяснение которого включает в себя проблему: беру три сосуда, в которые налиты разные жидкости: пресная вода, солёная и насыщенный раствор соли в воде. В каждый из сосудов опускаю яйцо. В первом сосуде яйцо тонет, во втором - плавает внутри жидкости, в третьем - плавает на поверхности раствора. Ставлю вопрос: почему?

3. Выдвижение проблемы в связи с поисками нового метода измерения физической величины.

Например, в 7 классе при изучении темы «Масса тела» учащимся предлагается такое задание: определить массу стального цилиндра, имея в распоряжении только измерительный цилиндр с водой.

Учащиеся на данный момент умеют определять массу тела с помощью рычажных весов, а теперь я им предлагаю решить эту задачу с помощью мензурки, которую они использовали только для измерения объёма тела.

4. Постановка вопроса, требующего установления связи между явлениями или величинами, характеризующими данное явление.

Например, при изучении закона Бернулли, для создания эмоционально-проблемной ситуации привожу интересную историю, которая была описана в журнале «Физика в школе»(№3, 1990г):

Пленника бросили посреди небольшой круглой комнаты. Здесь вершил суд сам великий визирь. Сухо прошелестел его голос:

-Аллах дарует тебе жизнь, - визирь увидел, как вздохнул пленник, - если отгадаешь великую загадку древних.

Он показал на плоскую чашу, подвешенную на цепях.

-Стоит открыть отверстие в дне чаши, и из неё потечет вода. Каждый миг вытекает одно и то же количество воды. Отчего же сужается струйка, удаляясь от чаши? Твоё время - пока течет вода. С последней каплей падет и твоя голова.

Как быстро течёт вода! Стража уже обнажила острые изогнутые сабли. Трудно решать на волоске от гибели. Но голос пленника не дрогнул. Он успел назвать причину сужения струи.

Что ответил пленник?

5. Постановка проблемного вопроса с целью привлечения имеющихся у учащихся знаний к решению задач практического характера.

Например: что надо сделать, чтобы охладить молоко летом, не имея холодильника? Проблема поставлена. Ученикам предлагается самим найти способ её решения, используя приобретенные знания.

Пример 2: используя книгу Я.И. Перельмана «Занимательная физика», сделать холодильник « без льда » и объяснить принцип его действия.

В результате использования элементов проблемного обучения школьники учатся давать полные развернутые ответы, используя речевые обороты: « я полагаю, что…», «мне кажется, что…», « я думаю…». Это способствует формированию у учащихся системы научных знаний на основе их субъективного опыта, учит высказывать своё «личное» мнение по данному вопросу.

4. Уровневая дифференциация обучения.

«Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять

их на верный путь. Но это нужно делать так, чтобы

ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все

это он сделал сам».

Ф. Нейман.

При малом количестве учебных часов ориентация на максимум усвоения всеми учебного материала практически невозможна и приводит к перегрузке учащихся, снижению интереса к предмету и уверенности в себе; возникает нежелание трудиться вообще. Решению этой проблемы в какой- то мере помогает уровневая дифференциация знаний и умений, обеспечивающая каждому базовую подготовку, создание благоприятных условий тем, кто проявляет интерес к обучению, и тем, кому физика как учебный предмет дается с трудом, а интересы лежат в других областях знаний.


Принципы уровневой дифференциации.

Цели

Принципы реализации

  1. Образование для всех.

  2. Деятельный подход.

3.Преемственность в обучении.

4.Реализация прав ученика на выбор обучения и содержания образования.

5. Положительная мотивация ученика.

6. Создание благоприятных условий для развития учащихся.

7. Устранение искажающих воздействий.

Отказ от селекции.

Реализация технологий через предъявление эталонных образцов деятельности.

Обязательность для ученика достижения уровня требований. Ученик должен усвоить физику на уровне стандарта.

Педагогический договор на выбор обучения, открытость обязательного уровня требований учеников и родителей.

Доступность и посильность обязательных требований, учебный успех.

Введение повышенного уровня требований « Ученик может».

Адекватность системы контроля - основы технологии уровневой дифференциации.

Главная педагогическая установка уровневой дифференциации обучения - формирование положительной мотивации учения у школьников. Ключевым моментом является создание такой ситуации, при которой ученики с разными способностями и подготовкой могли бы испытать успех при изучении физики. Это возможно реализовать при выполнении определенных условий, составляющих принципиальную основу данной технологии.

  • В требованиях к подготовке учащихся по физике выделяется базовый уровень, задающий обязательные результаты обучения (ОРО).

  • Выделенный уровень должен быть реально достижим, посильным для каждого школьника.

  • С самого начала изучения темы учащимся должны быть известны требования к обязательной подготовке, которой они должны достигнуть в результате ее изучения.

  • Уровень, до которого доводится преподавание, должен превышать уровень обязательных требований к усвоению материала.

Существует множество форм и методов контроля знаний. Каждый из них обобщает опыт работы и, безусловно, приносит пользу. Но все они, как правило, рассчитаны на среднего учащегося, а чтобы вывести всех на этот уровень, приходится проводить большую дополнительную работу. При дифференцированном подходе устанавливаются разные требования к усвоению учебной информации по одному и тому же вопросу.

Разноуровневый контроль я провожу обычно после прохождения темы или раздела; он охватывает значительный круг вопросов, усвоение которых подлежит проверке. В основу своей методики я кладу следующее:

три уровня развития познавательных способностей: знание, понимание, применение ( К. Блюм);

три степени сложности мыслительной деятельности: первый уровень соответствует умению выполнять отдельные элементарные операции, знания характеризуются запоминанием отдельных формул, законов, единиц измерения, физических величин и умением их узнавать; второй - знанию и осознанию выполняемых операций, требующих более сложных умственных действий, умение устанавливать причинно-следственные связи, решать простейшие задачи, интерпретировать несложные схемы и графики; третий (высший) соответствует осознанному выполнению операций, требующих сложных умственных действий, умений решать задачи с нестандартными условиями в несколько действий и знаний из разных областей, а также применять теорию к конкретным ситуациям и в новых условиях.

Пример 1: тема «Постоянный электрический ток». Работы нацелены на проверку понимания схем электрических цепей, законов и процессов, протекающих в них. Знание материала об электрическом токе и силе тока проверяю так:

На первом уровне выясняю знание основной формулы для расчета силы тока на участке цепи;

На втором уровне - умение рассчитывать силу тока в несложных цепях;

На третьем уровне - умение определять силу тока в любых видах соединений проводников.

Пример 2: тема: «Виды соединений проводников».

На первом уровне даю задание указать тип соединения в предложенной схеме;

На втором уровне - рассчитать сопротивление цепи;

На третьем уровне - произвести расчет сопротивления цепи и предсказать, как изменится сопротивление участка при изменении условий в цепи; произвести соответствующий расчет.

Так как элементы уровневой дифференциации в своей работе использую давно, поэтому в моей педагогической копилке есть тематические зачеты, которые я провожу в 7- 9 классах следующего содержания: каждый зачет состоит из обязательной и дополнительной частей. Выполнение каждого задания обязательной части оценивается одним баллом. Выполнение каждого задания дополнительной части оценивается двумя, тремя или четырьмя баллами так, как показывает число, стоящее в скобках рядом с номером задания.

Общая оценка выполнения любого зачета осуществляется в соответствии с таблицей, приведенной в тексте зачета. Таблица показывает, сколько баллов минимум надо набрать при решении задач обязательной и дополнительной частей для получения оценки «зачет», «4» или «5». (Москва, Образование для всех, 1995 год).

Пример: Зачет по теме « Основы динамики , 9класс ».

Отметка

«Зачет»

«4»

«5»

Обязательная часть

7 баллов

8 баллов

9 баллов

Дополнительная часть

2 балла

3 балла

Провожу также разноуровневые контрольные работы ( см. приложение). Контрольные работы являются тематическими. Они рассчитаны на один урок и составлены в трех вариантах. Каждый вариант содержит блоки задач разных уровней сложности, которые отделены друг от друга чертой. Использую в своей работе для проведения оперативного поурочного контроля и самоконтроля знаний тесты с выбором ответа.

Использование элементов уровневой дифференциации обучения повышает уровень Я- концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности, а это способствует развитию познавательной активности. Таким образом, дифференциация процесса обучения обеспечивает каждому ученику условия для максимального развития его познавательных потребностей, способностей, склонностей, удовлетворяет интересы в процессе усвоения им содержания общего образования.


5. Использование ИКТ на уроках физики.

«Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех».

Б. Пастернак.

«Детская природа требует наглядности». Это требование легко можно удовлетворить информационно-коммуникационными технологиями, которые незаменимы сегодня при создании и проведении нестандартных, интересных уроков, а овладение ИКТ - одна из компетенций учителя.

На современном этапе одно из условий повышения эффективного школьного образования в области физики - технические средства сопровождения учебного материала, базирующихся на компьютерных технологиях, тем более, что кабинет физики оснащен компьютером, мультмедиапроектором, имеется в школе интерактивная доска.

Применение ИКТ на уроках физики позволяет мне:

  • создать положительную мотивацию и повысить интерес к предмету;

  • визуализировать учебный материал;

  • проводить моделирование сложных физических процессов и объектов;

  • осуществлять автоматизированный контроль качества знаний;

  • реализовывать ЛОО;

  • формировать ИКТ-компетентность учащихся.

Первыми на стадии объяснения нового материала были опробованы электронные наглядные пособия «Открытая физикатм1.1»(под редакцией профессора МФТИ С.М. Козела) и «1С: Школа. Физика 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий» (под редакцией Н.К.Ханнанова).

Впечатление ошеломляющее: обычные «болтуны» во время демонстраций видеофрагментов, анимации неотрывно смотрели на экран. Они были увлечены движением, звуком, наглядностью демонстраций таких сложных явлений, как интерференция, дифракция, намагничивание, а после просмотра активно вступали в дискуссию.

В своей практике я применяю имеющиеся учебные электронные издания на различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний; моделирую физические процессы, конструирую виртуальные эксперименты и др.

Таблица

Использование некоторых электронных учебников:

Наименование диска

Цель использования

класс

1

Интерактивные творческие задания

Для проверки понимания учебного материала и усвоения знаний по физике, не прибегая к формальным методам оценки.

7-9

2

Физика «Механика и термодинамика»

Для изучения нового материала, его закрепления, контроля знаний (адаптирован для работы на ИД)

10

3

Физика «Электродинамика, оптика и квантовая физика»

Для изучения нового материала, его закрепления, контроля знаний (адаптирован для работы на ИД)

10-11

4

Уроки физики Кирилла и Мефодия

Для использования на всех этапах урока и для дополнительных занятий.

7-11

5

Конструктор виртуальных экспериментов (физика)

Для использования на различных этапах урока, а также для работы на ИД.

10-11

6

1С: Репетитор «Физика»

Для подготовки рефератов, докладов, для индивидуальной работы.

10-11

Среди прочих творческих заданий, учащиеся на компьютере составляют презентации по изучению физических явлений, законов, к некоторым урокам, используя программу Power Point. Такие задания ребята выполняют по желанию, материал для слайдов подбираем вместе с детьми. В нашей медиатеке уже накоплен некоторый материал. Учащиеся берутся за выполнение таких заданий с огромным энтузиазмом, если есть необходимость, я им помогаю. При подготовке дополнительных сообщений, докладов, учащиеся широко используют Интернет, который имеется в нашей школе, и в частности, в кабинете физики.

Количество, да и качество презентаций, приготовленных мною и используемых не только на уроке, но и во внеклассной работе растет.

Использование ИКТ при объяснении материала, закреплении и проверке знаний дает новые методические приемы, которые легко вписываются в стандартную методику ведения урока. Компьютерные технологии позволяют делать рассказ более ярким и интересным, повышают мотивацию учеников к обучению, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно использовать групповую и самостоятельную работу на уроке, делают урок современным, что существенно повышает качество преподаваемого предмета.

Положительным результатом данной работы считаю то, что качество знаний по предмету заметно увеличилось в последние годы.

6. Применение творческих заданий на уроках физики.

« Учитель идет в класс не учить детей,

а побуждать их к учению».

К.Д. Ушинский.

Важнейшую роль в формировании мотивации играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности.

Физика - один из самых трудных школьных предметов. Двух ( в 7-9 кл.) и трех (в 10-11кл.) часов хватает только на изучение основных вопросов. А как хочется выйти за пределы учебника, ведь физика, как наука, очень интересная! Решить эту проблему мне позволяет использование системы творческих заданий.

Способы и виды заданий достаточно разнообразны: написание сочинений, сказок, стихов, составление задач, кроссвордов, выполнение физических экспериментов, минипроектов.

Приведу примеры некоторых заданий:

1). При изучении раздела «Электричество» в 8 классе предлагаю учащимся несколько проектов ( некоторые из них):

  • Рассчитать длину провода, необходимого для изготовления паяльника мощностью 40 Вт, работающего при напряжении 220 В, если имеется образец провода, известны материал, из которого он изготовлен и измерительные инструменты.

  • Сравнить номинальную и истинную мощности лампы накаливания.

Некоторые лабораторные работы, рекомендуемые проводить в классе, предлагаю сделать дома, что, по моему мнению, развивает творческую самостоятельность учащихся.

2). При проведении лабораторной работы « Определение удельной теплоемкости твердого тела» (8 класс), предлагаю задачу: Определите, из какого металла изготовлено тело ( болт, гайка ) массой 100 грамм. Процесс ее решения можно свести к нахождению удельной теплоемкости исследуемого тела и сравнению ее со справочными данными. Экспериментальную часть задачи ( сбор необходимых данных) учащиеся выполняют в классе, а вычисления проводят дома.

Содержание экспериментальных задач стараюсь максимально приблизить к реальным ситуациям.

3). Найти наименьшую массу алюминия, снимаемого в стружку при изготовлении детали на фрезерном станке. До начала фрезерования заготовка имела форму параллелепипеда, 7 класс.( Решение задачи сводится к нахождению разности масс заготовки и готовой детали. Деталь подбираю такую, чтобы по размерам ее элементов можно было определить и размеры заготовки). После проведенных измерений и соответствующих вычислений определяем разность их объемов, а затем искомую массу.

При такой системе проведения лабораторных работ легко видеть, « до какой ступеньки» поднимается каждый из учеников в овладении экспериментальными умениями и навыками, в знании учебного материала, в умении применять его как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях.

4). Тема: « Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда», 7 класс. Задания: ( по выбору и по желанию)

1. Приготовить доклады по темам:

  • Исследование морских глубин.

  • Устройство и назначение батисферы и батискафа.

  • Животный мир океанских глубин.

2. Составить кроссворд, викторину по теме урока.

5). При изучении в 9 классе закона всемирного тяготения предлагаю ребятам пофантазировать и выполнить творческое задание на тему: « Что произойдет, если Земля перестанет притягивать?» ( Это может быть сказка, рассказ или рисунок).

6). Для «слабых» ребят даю задания, требующие работы с литературой, которую я им предлагаю, например, описать приборы (….), используемые в технике, или рассказать об истории их открытия.

Рамки урока зачастую не позволяют в достаточной степени удовлетворить интерес учащихся к каким - то значимым и полезным для них вопросам. Поэтому, если у учащихся в ходе изучения темы возникают вопросы, я это только приветствую и предлагаю попытаться самостоятельно найти ответ на вопрос. Учащиеся собирают и анализируют информацию, при необходимости помогаю им обобщить материал, оформить работу.

Описанные выше задания считаю творческими, так как сформулированное в каждом из них требование выполняется учащимися на основе знания физических законов без каких - либо прямых или косвенных указаний на то, какими знаниями надо воспользоваться. Эти задания повышают эффективность учебно-познавательной деятельности школьника, формируя у них сознание необходимости самостоятельной работы и интереса к ней.


Проявление и развитие познавательной активности школьников во многом зависит от условий, в которых находится ребенок в школе. Главная роль в создании условий для этого принадлежит учителю. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ученика. Показывает учащимся, что оригинальность является важной чертой личности. Поощряет успехи и не задерживает внимание на неудачах. Ошибки ученика рассматриваются, скорее, как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания или осмеяния. Климат в классе должен сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и поддерживать их попытки и старания проявлять познавательную активность даже при неудаче.

Классическая педагогика прошлого утверждала: « Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Трудоемкость: Осуществить переход от традиционно предписываемого исполнения методических канонов к построению собственной педагогической концепции очень трудно. Цели, которые ставятся перед учителем - привлекательные, но для их достижения требуются новые знания, появляется необходимость в получении качественной информации, необходимой в профессиональном развитии. Возрастают трудозатраты на изготовление оборудования, таблиц, дидактического материала в процессе формирования опыта. По мере накопления средств обучения временные затраты уменьшаются.

Адресная направленность: Данный опыт может использоваться в любой средней общеобразовательной школе не только на уроках физики, но и при изучении других дисциплин.



Литература:

  1. А.А. Гин « Приемы педагогической техники», М., Вита - Пресс, 2002.

  2. Э. В. Браверманн « Как повысить эффективность учебных занятий», Физика в школе, №№ 6,7; 2005.

  3. Э. В. Браверманн « Развивающее обучение на занятиях по физике», Физика в школе, № 1, 1998.

  4. Г. Д. Данильченко « Опыт активизации учебной деятельности», Физика в школе, № 6, 2005.

  5. В. С. Данюшенков, О. В. Коршунов « Эмоциональные ситуации как средство реализации индивидуально - ориентированного обучения физике», Физика в школе, № 7, 2003.

  6. Ю. А. Долженко «Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования», Барнаул, АКИПКРО, 2001.

  7. Ю. А. Долженко «Методическое сопровождение личностно - ориентированного образования», Барнаул, АКИПКРО, 2003.

  8. В. А. Зверев « Учет психологических особенностей учащихся», Физика в школе, № 2, 2005.

  9. А. М. Матюшкина « Развитие творческой активности школьников», М., Педагогика, 1991.

  10. А. А. Плиген, О. Е.Баксанский, Е. Н. Кучер «Личностно - ориентированный подход к обучению физике», Физика в школе,

№ 7, 2003.

  1. Е. Н. Степанов « Личностно - ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование», М., Творческий центр,2003.

  2. Н. Н. Убейкин « Составляющие учительского мастерства», Физика в школе, № 6, 2004.

  3. Г. И. Щукина « Активизация познавательной деятельности в учебном процессе», М., Прсвещение, 1979.

  4. И. С. Якиманская « Личностно - ориентированное образование в современной школе», М.,1996.





© 2010-2022