- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений
Конспект урока Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Афанасенко В.И. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
7 класс. Физика
Урок № 3
Тема урока: Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений
Цель урока:
Объяснить физические свойства вещества в различных агрегатных состояниях, применяя основные положения молекулярно-кинетической теории.
Развивать наблюдательность, познавательный интерес к предмету. Воспитывать внимание и умение слушать.
Тип урока: комбинированный урок.
Демонстрации:
1. Свойство газа занимать весь предоставленный ему объем
2. Неизменяемость объема воды при переливаниях
3. Испарение и конденсация воды
4. Плавление сплава Вуда
5. Модель кристаллической решетки
6. Сохранность формы твердого тела
План изложения нового материала:
1. Свойства твердых тел, жидкостей и газов
2. Объяснение взаимного превращения твердых тел и жидкостей с точки зрения атомно-молекулярного учения
3. Объяснение взаимного превращения жидкости и газов в точки зрения атомно-молекулярного учения
Проверка знаний:
1. Чем отличается движение молекул во льду от движения молекул в водяном паре?
2. Газ легко сжать, а жидкость практически не сжимаема. Связано ли это различие с различием в свойствах молекул газа и жидкости?
3. Между молекулами существуют сила притяжения. Почему же две половинки сломанной ручки не соединяются, если их плотно приложить одна к другой? Почему слипаются плотно прижатые друг к другу кусочки пластилина?
4. Вода покрывает чистую поверхность стекла сплошной пленкой, а на жирной поверхности собирается в отдельные капельки. Что можно сказать о притяжении между молекулами воды и стекла? Воды и жира?
Изложение нового материала
Изучение этой темы удобно проводить в такой последовательности. Сначала на опытах продемонстрировать общие свойства твердых тел, жидкостей и газов. На этой основе сделать вывод о свойствах твердых тел: сохранение формы и объема; жидкостей: сохранение объема, но не сохранение формы; газов: сжимаемость, способность к неограниченному расширению.
Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетической теории необходимо логически связать с рассмотренными опытами. Во время объяснения свойств тел полезно повторить некоторые опыты, это активизирует внимание учащихся и делает объяснение более понятным.
Перед учащимися необходимо поставить следующий важный вопрос: изменяется ли характер движения молекул при переходе вещества из одного агрегатного состояний в другое. Ответ на данный вопрос можно получить, сравнив механические свойства вещества в различных агрегатных состояниях и взаимодействии молекул.
Различие между агрегатными состояниями позволяет в дальнейшем объяснять многие изучаемые явления, вплоть до конвекции и теплопроводности. Важно подчеркнуть , что сами молекулы при переходе из одного состояния в другое не меняются.
Вопросы к учащимся в ходе изложения нового материала:
1. Почему твердые тела сохраняют приданную им форму?
2. К чему приводит повышение температуры твердого тела?
3. Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы воды? Как изменилось их расположение и движение?
Задачи, решаемые на уроке:
1. Может ли железо находится в газообразном состоянии?
2. Правильно ли утверждение, что вода при комнатной температуре всегда находится в жидком состоянии? (ответ: не правильно)
3. Поясните круговорот воды в природе с точки зрения различных агрегатных состояний воды.
Для конспекта ученика:
Свойство газов:
- не сохраняет ни форму, ни объем, легко сжимается;
- характер молекулярного движения - беспорядочное (хаотическое).
Свойство жидкостей:
- сохраняет объем, но не сохраняет форму;
- основное свойство - текучесть;
- характер молекулярного движения - молекулы колеблются вокруг положения равновесия и перескакивают в другие позиции.
Свойства твердых тел:
- сохраняет форму, объем;
- характер молекулярного движения - колебание атомов или молекул около положения равновесия.
Испарение - процесс превращения жидкости в пар. Происходит при любой температуре.
Конденсация - процесс превращения пара в жидкость.
Плавление - процесс превращения твердого кристаллического тела в жидкость.
Кристаллизация - процесс превращение жидкости в твердое кристаллическое тело.
Домашнее задание:
Основное: выучить параграф 11, 12.
Подготовиться к самостоятельной работе.