• Преподавателю
  • Физика
  • Конспект урока Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений

Конспект урока Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс. Физика

Урок № 3

Тема урока: Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений

Цель урока:

Объяснить физические свойства вещества в различных агрегатных состояниях, применяя основные положения молекулярно-кинетической теории.

Развивать наблюдательность, познавательный интерес к предмету. Воспитывать внимание и умение слушать.

Тип урока: комбинированный урок.

Демонстрации:

1. Свойство газа занимать весь предоставленный ему объем

2. Неизменяемость объема воды при переливаниях

3. Испарение и конденсация воды

4. Плавление сплава Вуда

5. Модель кристаллической решетки

6. Сохранность формы твердого тела

План изложения нового материала:

1. Свойства твердых тел, жидкостей и газов

2. Объяснение взаимного превращения твердых тел и жидкостей с точки зрения атомно-молекулярного учения

3. Объяснение взаимного превращения жидкости и газов в точки зрения атомно-молекулярного учения

Проверка знаний:

1. Чем отличается движение молекул во льду от движения молекул в водяном паре?

2. Газ легко сжать, а жидкость практически не сжимаема. Связано ли это различие с различием в свойствах молекул газа и жидкости?

3. Между молекулами существуют сила притяжения. Почему же две половинки сломанной ручки не соединяются, если их плотно приложить одна к другой? Почему слипаются плотно прижатые друг к другу кусочки пластилина?

4. Вода покрывает чистую поверхность стекла сплошной пленкой, а на жирной поверхности собирается в отдельные капельки. Что можно сказать о притяжении между молекулами воды и стекла? Воды и жира?

Изложение нового материала

Изучение этой темы удобно проводить в такой последовательности. Сначала на опытах продемонстрировать общие свойства твердых тел, жидкостей и газов. На этой основе сделать вывод о свойствах твердых тел: сохранение формы и объема; жидкостей: сохранение объема, но не сохранение формы; газов: сжимаемость, способность к неограниченному расширению.

Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетической теории необходимо логически связать с рассмотренными опытами. Во время объяснения свойств тел полезно повторить некоторые опыты, это активизирует внимание учащихся и делает объяснение более понятным.

Перед учащимися необходимо поставить следующий важный вопрос: изменяется ли характер движения молекул при переходе вещества из одного агрегатного состояний в другое. Ответ на данный вопрос можно получить, сравнив механические свойства вещества в различных агрегатных состояниях и взаимодействии молекул.

Различие между агрегатными состояниями позволяет в дальнейшем объяснять многие изучаемые явления, вплоть до конвекции и теплопроводности. Важно подчеркнуть , что сами молекулы при переходе из одного состояния в другое не меняются.

Вопросы к учащимся в ходе изложения нового материала:

1. Почему твердые тела сохраняют приданную им форму?

2. К чему приводит повышение температуры твердого тела?

3. Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы воды? Как изменилось их расположение и движение?

Задачи, решаемые на уроке:

1. Может ли железо находится в газообразном состоянии?

2. Правильно ли утверждение, что вода при комнатной температуре всегда находится в жидком состоянии? (ответ: не правильно)

3. Поясните круговорот воды в природе с точки зрения различных агрегатных состояний воды.

Для конспекта ученика:

Свойство газов:

- не сохраняет ни форму, ни объем, легко сжимается;

- характер молекулярного движения - беспорядочное (хаотическое).

Свойство жидкостей:

- сохраняет объем, но не сохраняет форму;

- основное свойство - текучесть;

- характер молекулярного движения - молекулы колеблются вокруг положения равновесия и перескакивают в другие позиции.

Свойства твердых тел:

- сохраняет форму, объем;

- характер молекулярного движения - колебание атомов или молекул около положения равновесия.

Испарение - процесс превращения жидкости в пар. Происходит при любой температуре.

Конденсация - процесс превращения пара в жидкость.

Плавление - процесс превращения твердого кристаллического тела в жидкость.

Кристаллизация - процесс превращение жидкости в твердое кристаллическое тело.

Домашнее задание:

Основное: выучить параграф 11, 12.

Подготовиться к самостоятельной работе.



© 2010-2022