• Преподавателю
  • Физика
  • Игровые технологии как средство формирования ключевых компетентностей учащихся при изучении физики

Игровые технологии как средство формирования ключевых компетентностей учащихся при изучении физики

Опираясь на собственный опыт, я поняла важную мысль: активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, без которой нет движения вперёд к знаниям. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навы...    
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Игровые технологии как средство формирования ключевых компетентностей учащихся при изучении физики»

Поиск новых форм и приемов изучения физики в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на Формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.

Опираясь на собственный опыт, я поняла важную мысль: активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, без которой нет движения вперёд к знаниям.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление школьников к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности всех учащихся. Постоянное взаимодействие учителя и учеников с помощью прямых и обратных связей.

Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными.

Следует заметить, что физика в подавляющем большинстве школ изучается в среднем и старшем звене, чаще всего, с 7-8 класса, когда у школьников уже начинают проявляться и обостряться различные хронические и "приобретенные" заболевания. Не менее важен и тот факт, что по шкале трудности предметов (по И.Г.Сивкову) физика занимает "почетное" третье место - 9 баллов из 11. По шкале трудности И.Александровой, М.Степановой физика в 9 классе, например, имеет самый высокий ранг трудности. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач:

  • обеспечить психологическую разгрузку учащихся,

  • дать им сведения развивающего и воспитательного плана,

  • показать практическую значимость изучаемой темы,

  • побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

Цель работы.

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, развития их мышления и способностей в процессе обучения физике при помощи разнообразных форм деятельности учителя и учащихся.

"Надо прогнать с уроков бога сна Морфея

и чаще приглашать бога смеха Момуса".

Ш.А. Амонашвили.

Важнейшей задачей становится переход от пассивных форм и методов обучения к активным. В этом случае сама система обучения определяется как "активное обучение".Решением данной проблемы является повышение увлекательности процесса обучения путем внесения в него игрового элемента. Исходя из теорий активного обучения, игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

  • свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию учителя, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности;

  • творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность;

  • эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность;

  • деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта;

  • деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека;

  • деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

  • хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

  • одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

  • мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

  • позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.

  • многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

  • преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

  • нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

  • в обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • - развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  • - коммуникативную: освоение диалектики общения;

  • - самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

  • - игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • - диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  • - функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  • - межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

  • - социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существен­ным признаком - четко поставленной целью обучения и соответ­ствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по­знавательной направленностью.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проис­ходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед уча­щимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры; в учебную деятель­ность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • учебный материал используется в качестве ее средства,

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игро­вым результатом.

Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:

1. Использование игровых элементов на уроке.

2. Урок - игра.

Различные игровые приемы работы с учебным текстом, которые способствует развитию познавательных умений учащихся:

1.Вопрос-ответ.

Быстро, внимательно прочитать текст. I вариант задает вопросы II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует учащихся к чтению текста параграфа.

2.Шпаргалка.

Прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из учащихся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалке» пересказать текст.

3. Дотошный ученик.

Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл.

Подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение. Содержание работы, ее форма выполнения должны вызывать интерес учащихся, желание выполнить работу до конца. Самостоятельные работы организуются так. Чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.

Игровые задания для обобщения знаний ("паспорта сил", "физические сказки", кроссворды, задачи-загадки и т.д.).

Игровые технологии как средство формирования ключевых компетентностей учащихся при изучении физики

Для того чтобы кроссворды стали учебно-дидактическим средством, способствующим повышению эффективности обучения, я составляю их на базе основного программного материала, а зашифрованы в них

физические понятия, явления, законы, названия приборов, фамилии ученых, практические применения научных знаний. На уроках кроссворды применяю для проверки лишь усвоения фактического материала учащимися, а не общей эрудиции. Загадывание физических терминов провожу так, чтобы ответ требовал не только знаний определений понятий, но и понимания физического смысла, а также знаний практических применений в быту, технике; это позволит шире и глубже охватить изучаемый материал. Разумеется, я не ограничиваюсь кроссвордами, заимствованными из литературы или составленными мной. Полезно привлекать к их придумыванию учащихся.

Прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное физическое явление:


1) К теме «Равнодействующая сила»

Однажды Лебедь, Рак, да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Использование художественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал.

Задачи и вопросы с интересным содержанием.

2. Урок - игра

Можно выделить следующие группы уроков:

1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на инициативе учащихся, урок - общественный смотр знаний, урок-диспут, урок с применением компьютеров.

2. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-соревнование, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок с использованием дидактической игры, урок-театрализованное представление.

3. Уроки творчества: урок-сочинение, урок- выпуск "живой газеты", урок изобретательства, комплексно-творческий урок, урок -осмотр самодеятельной выставки.

4. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок решения задач, урок-конференция, урок-экскурсия,


Творческие принципы нестандартных уроков :

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6. "Скрытая" (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Значение игровых ситуаций

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира.

Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки.

Игры оказывают большое внимание на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение

Когда я разрабатываю тематику и содержание уроков, методику их проведения, очень часто стараюсь разнообразить их. Ученикам больше нравятся интересные необычные (нестандартные) уроки с элементами игры, состязательности, юмора; уроки на которых демонстрируются эффектные опыты или (считают - ещё лучше) на которых им предоставляется возможность провести эксперименты самим; знания, на которых сообщаются исторические сведения и привлекается «смежная» с физикой информация; уроки, на которых им приходится размышлять, решать познавательные задачи, свободно обсуждать возникающие проблемы. Многие ученики отмечают, что помогают им понять учебный материал по физике сравнения, аналогии, наглядные схемы, образное описание явлений, разнообразные практические работы. Важна для них при этом и атмосфера урока: отсутствие страха, напряжения, деловая обстановка, возможность пошутить, обсудить свои действия, проявить свои знания и сообразительность.

В заключении хочется привести слова русского писателя Л.Н. Толстого:

«Наука вовсе не трудна, и не тяжела. Она напротив, имеет своё обаяние для каждого человеческого ума, - обаяние точности, полноты и системы. Хочешь наукой воспитывать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их: но если ты сам не любишь её, то сколько бы ты не заставлял учить, наука не произведёт воспитательного влияния».


© 2010-2022