- Преподавателю
- Физика
- Программа элективного курса Решение задач по физике для учащихся 10-11 классов
Программа элективного курса Решение задач по физике для учащихся 10-11 классов
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Полюхова Т.В. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Приданниковская средняя общеобразовательная школа
Утверждено протоколом педагогического совета
от ___.___.20___ г. №
Директор школы______________В Н. Дубовской
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
«Решение задач по физике»
для 10 - 11 классов
Учитель: Полюхова Татьяна Викторовна
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________ Е.Н. Кузнецова
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол от августа 20___ г. № 1
руководитель ШМО ___________ _________________
д. Приданниково 20___
Лист корректировки рабочей программы
по физике за 20___-___у.г.
Учителя МАОУ Приданниковская СОШ Полюховой Т.В.
Класс
Название раздела, темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения по факту
Дата:_____._____.20____г. Подпись учителя:_______________/__________
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, определяющих содержание физического образования:
-
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 289 - ФЗ(с изменениями и дополнениями);
-
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением правительства РФ от 19.03.2001 №196 (с изменениями и дополнениями);
-
СанПиН 2.4.2. №2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 года, рег. №19993);
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента государственной политики в сфере общего образования «О Федеральном перечне учебников» от 29 апреля 2014 г. № 08-548;
-
Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
-
Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», с дополнениями и изменениями, в редакции приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30 августа 2010 г. № 889;
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённых Приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312»;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом Министерства образования Российской федерации от 09.03.2004г. №1312);
-
Постановление Правительства Свердловской области от 03.08.1999 года № 897 - пп «Об утверждении Государственного образовательного стандарта (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области;
-
Постановление Правительства Свердловской области от 17.01.2006г. № 15-ПП «О региональном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта дошкольного, начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области» (с дополнениями и изменениями);
-
Приказ Министерства общего и профессионального Свердловской области от 26.05.2006 №119-и «О реализации содержательной линии регионального компонента государственного образовательного стандарта «Культура здоровья и охрана жизнедеятельности»;
-
Приказ директора МАОУ Приданниковской СОШ № 62/9 от 01.09.2014 г. «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году в МАОУ Приданниковской СОШ»;
-
Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ Приданниковской СОШ, утверждённое приказом директора № 15 от 14.12.2013 г.;
-
Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Приданниковской средней общеобразовательной школы;
-
Годовой календарный учебный график, утверждённый приказом директора МАОУ Приданниковской СОШ №63\10 от 01.09.2014;
-
Образовательная программа МАОУ Приданниковской СОШ на 2014-2015 учебный год, утверждённая приказом директора МАОУ Приданниковской СОШ № 62/9 от 1.09.2014.
-
Положение о рабочих программах по учебным предметам, утверждённое приказом директора МАОУ Приданниковской СОШ № 62/9 от 1.09.2014.
-
Учебный план МАОУ Приданниковской СОШ на 2014 - 2015 учебный год, утверждённый приказом директора МАОУ Приданниковской СОШ № 62/9 от 1.09.2014.
-
Авторская программа для общеобразовательных учреждений Зорина Н.И. «Методы решения физических задач»: 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2007.
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Курс рассчитан на 68 часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики в основной и средней школе.
Актуальность и значимость курса
Решение физических задач - один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания об объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В эпоху научно - технического прогресса особую значимость приобретают умения ставить и решать задачи науки и техники.
Программа направлена на совершенствование и углубление имеющихся знаний и умений. Несмотря на то, что темы для решения задач совпадают с программой школьного курса, подходы к решению задач используются более широкие, а сами задачи отбираются повышенного уровня сложности. Овладение нестандартными способами решения задач по физике направлено на успешное прохождение итоговой аттестации.
Цели и задачи курса:
-
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
-
Воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
-
Овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости;
-
Применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использование современных информационных технологий;
-
Использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач.
Элективный курс, прежде всего, ориентирован на развитие у школьников интереса к занятиям, на организацию самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности.
Учебно-методический комплект
-
Зорин Н.И. «Методы решения физических задач»: 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2007.
-
Г.Н. Степанова «Сборник задач по физике для 9-11 классов»
-
А.П. Рымкевич «Сборник задач по физике для 9-11 классов»
В работе с данным содержанием планируются следующие виды деятельности:
-
Самостоятельное и коллективное решение задач повышенного уровня сложности;
-
Составление и решение физических задач как расчетного, так и оценочного характера;
-
Составление таблиц и алгоритмов решения задач;
-
Работа со справочной литературой и энциклопедиями;
-
Проведение физических олимпиад;
-
Проектная деятельность.
Критерии успешности.
Ученик получает зачет при условии:
-
Выполнения запланированных контрольных и тестовых работ;
-
Инициативно и качественно выполненные домашние задания.
Так же критерием успешности освоения содержания курса является результат единого государственного экзамена.
Динамика интереса к курсу фиксируется:
-
Анкетированием на первом и последнем занятии;
-
Собеседованием в процессе работы.
Содержание курса
10 класс
Правила и приемы решения физических задач (2 ч.)
Что такое физическая задача? Физическая теория и решение задач. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Формулировка плана решения. Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения задачи. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии. Методы размерностей, графические решения, метод графов и т.д.
Операции над векторными величинами (2 ч.)
Скалярные и векторные величины. Действия над векторами. Задание вектора. Единичный вектор. Умножение вектора на скаляр. Сложение векторов. Вычитание векторов. Проекции вектора на координатные оси. Проекции суммы и разности векторов.
Одномерное равнопеременное движение (3 ч.)
Ускорение. Равноускоренное движение. Движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Начальная скорость. Движение тела, брошенного вверх.
Двумерное равнопеременное движение (3 ч.)
Движение тела брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полета, времени полета. Максимальная высота подъема тела при движении под углом к горизонту. Время подъема до максимальной высоты. Скорость в любой момент движения. Угол между скоростью в любой момент времени и горизонтом. Уравнение траектории движения.
Динамика материальной точки. Поступательное движение. (3 ч.)
Координатный метод решения задач по физике.
Движение материальной точки по окружности (3 ч.)
Период и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Перемещение и скорость при криволинейном движении. Центростремительное ускорение. Закон всемирного тяготения.
Импульс. Закон сохранения импульса. (3 ч.)
Импульс тела. Импульс силы. Явление отдачи. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновение.
Работа и энергия в механике. Закон сохранения механической энергии (3 ч.)
Консервативные и неконсервативные силы. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия.
Статика и гидростатика (7 ч.)
Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Виды равновесия тела. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Несжимаемая жидкость.
Физическая олимпиада 4 ч.
Содержание курса 11 класса
Основы молекулярно-кинетической теории (4 ч.)
Количество вещества. Постоянная Авогадро. Масса и размер молекул. Основное уравнение МКТ. Энергия теплового движения молекул. Зависимость давления газа от концентрации молекул и температуры. Скорость молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.
Основы термодинамики (4 ч.)
Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Изменение теплопередачи. Изменение внутренней энергии тел в процессе совершения работы. Тепловые двигатели.
Свойства паров, жидких и твердых тел (4 ч.)
Свойства паров. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Механические свойства твердых тел.
Электрическое поле (5 ч.)
Закон Кулона. Напряженность поля. Проводники в электрическом поле. Поле заряженного шара и пластины. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного тела в электрическом поле. Разность потенциалов. Электроемкость конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.
Законы постоянного тока (5 ч.)
Сила тока. Сопротивление. Закон Ома. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи. Законы Кирхгофа.
Электрический ток в различных средах (4 ч.)
Электрический ток в металлах и электролитах. Электрический ток в газах, вакууме, полупроводниках.
Электромагнитные явления (4 ч.)
Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный поток. Закон Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Физическая олимпиада (4 ч.)
Тематическое планирование
тема
Кол-во часов
Виды деятельности
Планируемый результат
Формы контроля
Правила и приемы решения физических задач(2 ч.)
Физическая задача. Правила решения физических задач.
1
Знакомство с различными сторонами работы с задачами, классификацией задач, основными приемами решения задач.
Осознание важности умения решать задачи по физике, как одного из важнейших условий повышения качества знаний.
Составление собственной задачи и оформление ее по плану.
Приемы решения физических задач.
1
Использование различных методов и приемов при решении задачи
Знание различных приемов и способов решения задач: алгоритм, аналогия, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения.
Операции над векторными величинами(2 ч.)
Скалярные и векторные величины. Действия над векторами.
1
Отработка основных навыков по определению модуля вектора, проекции результирующего вектора при сложении и вычитании.
Умение совершать операции над векторными величинами.
Проекции вектора на координатные оси.
1
Построение и нахождение проекции вектора на ось; построение траектории движения при переходе от одной системы отсчета к другой
Умение совершать операции над векторными величинами
Домашняя контрольная работа
Одномерное равнопеременное движение(3 ч.)
Ускорение. Равноускоренное движение.
1
Разбор задач на одномерное движение по горизонтали.
Умение находить ускорение, скорость, путь и перемещение при ускоренном движении.
Перемещение при равноускоренном движении.
1
Самостоятельное решение задач на РУПД
Развитие навыков самостоятельной работы.
Свободное падение.
1
Разбор задач на одномерное движение по вертикали без учета трения.
Усвоение алгоритма решения задач на свободное падение.
тестирование
Двумерное равнопеременное движение(3 ч.)
Движение тела брошенного под углом к горизонту.
1
Решение задач на нахождение максимальной высоты подъема, дальности полета,
Сформировать представление о понятии «баллистика».
Определение характеристик двумерного равнопеременного движения
1
Решение задач на нахождение максимальной высоты подъема, дальности полета, времени полета.
Умение определять основные характеристики баллистического движения.
Уравнение траектории движения.
1
Решение задач на уравнение баллистической траектории.
знание уравнения баллистической траектории.
Защита проектов
Динамика материальной точки. Поступательное движение.(3 ч.)
Законы Ньютона
1
Построение векторов действующих на тело сил. Нахождение различных сил, действующих на тело по формулам. Построение таблицы.
Умение изображать силы, действующие на тело в различных случаях, и находить направление результирующей силы
Движение тела, под действием нескольких сил
1
Построение и анализ общего алгоритма на динамику. Решение задач на применение алгоритма.
Воспроизведение алгоритма решения задач на динамику.
Решение задач
1
Применение алгоритма к решению задач для различных видов движения.
Умение находить различные физические величины с использованием алгоритма по динамике при равновесии и движении тела.
Домашняя контрольная работа
Движение материальной точки по окружности(3 ч.)
Характеристики движения тела по окружности
1
Решение задач на нахождение центростремительного ускорения, периода и частоты обращения.
Усвоение основных формул динамики вращательного движения.
Линейная и угловая скорость движения.
1
Решение задач на нахождение угловых характеристик
Знание связи линейных и угловых характеристик движения по окружности.
Закон всемирного тяготения
1
Решение задач на закон всемирного тяготения.
Умение использовать закон всемирного тяготения при решении задач на вращательное движение.
тестирование
Импульс. Закон сохранения импульса.(3 ч.)
Импульс тела. Импульс силы.
1
Построение таблицы, устные сообщения.
Умение находить импульс тела и импульс силы.
Закон сохранения импульса.
1
Изображение векторов импульса. Построение алгоритма решения задач на закон сохранения импульса.
Умение приводить примеры выполнения закона сохранения импульса. Применение закона сохранения к решению задач.
Абсолютно упругое и неупругое столкновение.
1
Самостоятельное решение задач.
Развитие умения самостоятельного овладения знаниями.
Защита проектов
Работа и энергия в механике.
Закон сохранения механической энергии(3 ч.)
Консервативные и неконсервативные силы.
1
Повторение понятий работа, мощность, энергия.
Отработать навыки решения задач по заданной теме.
Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия.
1
Решение задач на нахождение потенциальной и кинетической энергии, а также на использование теорем о потенциальной и кинетической энергии.
Умение решать задачи с использованием теорем о потенциальной и кинетической энергии.
Закон сохранения механической энергии
1
Выяснения условий сохранения полной механической энергии и построение алгоритма решения задач .
Умение воспроизводить алгоритм на закон сохранения энергии и применять к решению задач.
тестирование
Статика и гидростатика(7 ч.)
Условия равновесия тел.
Момент силы. Центр тяжести тела.
1
Анализ условия равновесия жидкости в сообщающихся сосудах.
Нахождение различных параметров, используя закон сообщающихся сосудов.
Сила Архимеда. Вес тела в жидкости.
1
Изображение силы Архимеда в общем случае; выяснение условия плавания тел.
Изображение сил, действующих на тело в жидкой или газообразной среде; применение закона Архимеда к решению задач.
тестирование
Алгоритм решения задач на правило моментов. Параллельные силы.
1
Момент сил. Правило моментов. Плечо силы. Параллельные силы. Разбор различных случаев устойчивого и неустойчивого равновесия тела.
Умение изображать силы и их плечи на рисунке к задаче, знание условий равновесия тел, уверенное применение правила моментов при решении задач
Алгоритм решения задач на правило моментов. Непараллельные силы.
1
Момент сил. Правило моментов. Плечо силы. Параллельные силы. Разбор различных случаев устойчивого и неустойчивого равновесия тела.
Умение правильно находить плечо силы в случае действия непараллельных сил, уверенное применение правила моментов при решении задач
Сообщающиеся сосуды. Гидростатический парадокс.
1
Решение задач на определение давления жидкости, применение формулы давления для гидравлического пресса
Актуализация знаний, полученных в основной школе, умение решать задачи на расчет давления
практическая работа
Несмешивающиеся жидкости в сообщающихся сосудах
1
Решение задач на гидростатическое равновесие в сообщающихся сосудах в случае несмешивающихся жидкостей. Различные подходы в решении подобных задач
Умение записывать условие равновесия жидкости в сообщающихся сосудах и выражать из него нужную величину
Условия плавания тел. Полное и неполное погружение в жидкость
1
Решение задач на гидростатическое равновесие в случае частичного или полного погружения тела в жидкость
Освоение алгоритма решения задач на гидростатическое равновесие плавающих тел
тестирование
Физическая олимпиада (4ч.)
Итого 34 ч.
11 класс
тема
Кол-во часов
Виды деятельности
Планируемый результат
Формы контроля
Основы молекулярно-кинетической теории (4 ч.)
Основное уравнение МКТ
1
Повторение основных положений МКТ, формул по теме, решение задач.
Умение решать задачи с величинами, характеризующими молекулярное строение вещества: масса, размер, молярная масса, кол-во вещества, основное ур-ие МКТ
Уравнение состояния идеального газа
1
Повторение формул, графиков изопроцессов, решение задач
Умение решать задачи на зависимости между параметрами (p,V,T)
тестирование
Физическая олимпиада
2
Самостоятельное решение задач по теме «Основы МКТ», разбор решений
Развитие самостоятельности мышления, выбор способов решения предлагаемых задач
Основы термодинамики (4 ч.)
Первый закон термодинамики
1
Повторение закона, применение 1 закона к изопроцессам, решение задач по теме
Умение решать задачи по теме
Изменение внутренней энергии
1
Решение графических, качественных и расчетных задач
Воспроизведение алгоритма, применение уравнения теплового баланса к решению задач.
тестирование
Соревнование по теме «Тепловые явления»
2
Обобщение и закрепление материала по теме
Расширение кругозора учащихся, развитие коммуникативных навыков
Свойства паров, жидких и твердых тел (4 ч.)
Особенности строения газообразных тел
1
Решение качественных и количественных задач
Воспроизведение по памяти формул, умение решать задачи по теме.
Особенности строения жидкостей
1
Повторение теоретических основ по теме, решение задач
Воспроизведение по памяти формул, умение решать задачи по теме.
Особенности строения твердых тел
2
Повторение теоретических основ по теме, решение задач
Воспроизведение по памяти формул, умение решать задачи по теме.
тестирование
Электрическое поле (5 ч.)
Закон Кулона
1
Формирование общеучебных умений: анализ, обобщение.
Умение приводить примеры электрических явлений и применять закон Кулона и закон охранения электрического заряда.
Закон Кулона. Решение задач.
1
Самостоятельное решение задач
Умение самостоятельно выбирать способ решения задачи
Напряженность электрического поля
1
Решение задач по данной теме, взаимопроверка.
Правильное изображение вектора результирующей напряженности, нахождение модуля результирующей напряженности.
тестирование
Олимпиада по теме «Электрическое поле»
2
Самостоятельное решение задач
Развитие самостоятельности мышления, выбор рациональных способов решения задач
Законы постоянного тока (5 ч.)
Сила тока. Сопротивление.
1
Построение таблицы. Решение задач на применение формул из таблицы.
Умение воспроизводить таблицу и находить силу тока, напряжение и сопротивление по формулам.
Закон Ома для участка цепи
1
Построение вольтамперной характеристики для проводников с различным сопротивлением; нахождение связи между напряжением, силой тока и сопротивлением на опыте.
Умение строить и пользоваться вольтамперной характеристикой для нахождения электрических параметров участка цепи. Решение задач на закон Ома.
Работа и мощность
1
Самостоятельное решение задач
Умение самостоятельно составлять план решения задачи
ЭДС. Закон Ома для полной цепи
1
Решение задач по теме
Умение решать задачи по теме.
Правила Кирхгофа
1
Построение разветвленных электрических цепей. Решение задач на правила Кирхгофа
Умение читать электрические схемы, указывать направление токов в узлах, решать задачи по теме.
тестирование
Электрический ток в различных средах (4 ч.)
Электрический ток в металлах
1
Решение количественных задач. Явление сверхпроводимости: открытие и значение
Умение решать задачи по теме.
Электрический ток в электролитах
1
Решение количественных задач. Знакомство с применением электролиза: гальванопластика и гальваностегия.
Умение решать задачи по теме.
Электрический ток в полупроводниках
1
Объяснение физической природы проводимости в полупроводниках. Принцип работы полупроводникового диода, триода, фотоэлемента и термоэлемента.
Знание принципа действия полупроводниковых приборов.
тестирование
Защита проектов
1
Защита проектов
Умение самостоятельно находить и анализировать материал, ставить эксперимент и объяснять его.
Электромагнитные явления (4ч.)
Магнитное поле тока. Магнитная индукция
1
Решение графических задач на правила: буравчика, правой руки, левой руки.
Умение решать графические задачи, работать с информацией, представленной в различных формах
Магнитный поток. Закон Ампера
1
Решение задач повышенной сложности по данной теме
Умение решать задачи по теме
Сила Лоренца
1
Решение задач повышенной сложности по данной теме
Умение решать задачи по теме
Магнитные свойства вещества
1
Работа со справочные таблицами. Знакомство с магнитной проницаемостью среды
Умение работать со справочными материалами
Физическая олимпиада (4 ч.)
Итого
34 ч.
Литература
-
Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2007.
-
Гольдфарб Н.И. Сборник вопросов и задач по физике. - М.: Высшая школа, 1973.
-
Баканина Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М. Сборник задач по физике 10-11 / Уч. пособие для углубленного изучения физики в 10-11 классах. - М.: Просвещение, 1995.
-
Задачи по физике для поступающих в ВУЗы: учебное пособие/ Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.В., Мякишев Г.Я. - М.: Наука, 1979.
-
Сборник задач по физике: Л.П. Бакнина, В.Е. Белонучкин, С.М. Козел, И.П. Мазанько - М.: Наука, 1990.