• Преподавателю
  • Физика
  • Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения»

Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения»

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».




Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 56 Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

83018, г. Донецк, ул. Новосенная, 77, тел.: (062)312-33-82, е-mail: [email protected]





Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила тяжести»

( Урок физики 10 класс)



Разработала:

учитель физики ДОШ № 56

Чигринская И.Н.

Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».






Тема: Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».

Цель:

- дидактическая: формировать умение решать задачи: анализировать условие, грамотно оформлять задачи, делать необходимые чертежи;

- развивающая: развивать логическое мышление учащихся;

- воспитательная: воспитывать аккуратность

Тип урока: урок формирования навыков решения задач.

Оборудование: карточки с задачами, которые решаются на уроке.

План урока:

I. Организационный этап (2 мин.).

II. Мотивация (2 мин.).

III.Актуализация опорных знаний и умений (10 мин.).

IV.Розвьязання задач. (27 мин.).

V. Подведение итогов урока (2 мин.).

VI.Домашне задачи (2 мин.).

Ход урока.

I. Организационный этап.

- Приветствие;

- Создание рабочего настроения. - Сообщение темы, цели урока и ожидания результатов.

II. Мотивация.

Чтобы научиться решать задачи - их необходимо решать.

III.Актуализация опорных знаний и умений.

Игра «Цветовая лента».

Вопросы учителя:

- Сформулируйте первый закон Ньютона.

- Сформулируйте второй закон Ньютона.

- Сформулируйте третий закон Ньютона.

- При каких условиях выполняются законы Ньютона?

- Сформулируйте закон всемирного тяготения.

- Что называют силой притяжения?

- Что называют весом тела?

- Что называют состоянием невесомости?

IV.Решение задач.

«Задача без требований» (учащимся предлагается составить вопросы к описываемой ситуации и решить ее).

Задача № 1. Две силы величиной 600 Н каждая, образуют между собой угол

α = 60º. .....? (Возможный вопрос: 1) Определите равнодействующую силу.)

Задача № 2. Тело массой 200г движется с ускорением 1,5 м / с2 ............? (Возможный вопрос: 1) Какую силу нужно приложить к телу, чтобы оно так двигалось?).

Задача № 3. Мяч под действием силы 0,05 Н движется с ускорением

10 см / с 2 ..............? (Возможный вопрос: 1) Какая масса мяча? ).

«Задачи с динамическим содержанием» (учащимся предлагается составить вопросы к описываемой ситуации и решить ее, но при условии отсутствия одной величины, учащиеся определяют эту величину, составляют вопросы).

Задача № 4. Пуля массой 50г, прикрепленная к шнуркуу длиной 0,5м, движется по кругу ..........? (Возможный вопрос: 1) Определите силу действующей со стороны шнурка на шар. Величина которая отсутствует - частота или период обращения).

«Задачи с динамическим содержанием» (учащимся предлагается составить вопросы к описываемой ситуации и решить ее. После того как исчерпаны все возможности постановки вопросов предложенных условием задачи, в условие вводят еще одну величину. Ученики составляют новое требование).

Задача № 5. Уравнения движения автомобиля выглядит х = 2 + 2t + 4t2 ............? (Возможный вопрос: 1) Определите начальную скорость движения. 2) Определите ускорение с которым движется автомобиль.) К условия учитель добавляет - масса автомобиля равна 800кг. (Возможный вопрос: 1) Определите модуль равнодействующей всех действующих на автомобиль сил).

Задача № 6. Определите массу Солнца. Скорость вращения Земли вокруг Солнца 30 км / с, радиус земной орбиты 1,5 * 108 км. Орбиту Земли принять за круг.

Задача № 7. Радиус планеты Марс равна 0,533 радиуса Земли. Масса Марса составляет 0,108 массы Земли. Сравните силы тяжести на Марсе и Земле.

V. Подведение итогов урока.

VI.Домашнее задание.

- Выписать, изучить формулы по теме, повторить теорию.

- Дополнительное задание. Составить тестовое задание, которое проверяет знания по теме.



Приложение 1.

Дидактическая игра «Цветная лента»

Учащимся, объединенных в группы, раздаются разноцветные квадратики.

На их обороте написаны ответы на вопросы учителя. Среди «игрушек» является неверные ответы. Задние учащихся состоит в том, чтобы, прослушав вопрос учителя, найти среди предложенных ответов правильный и с помощью шпилек задеть друг за друга правильные ответы. Образуется разноцветная лента. Учитель должен так подобрать вопросы и ответы, чтобы у всех групп образовались одинаково раскрашенные ленточки. Учитель оценивает работу группы.

«Задача без требований»

Ученым приводится условие задачи, в которой не сформулированы требования. Учащимся предлагается составить вопросы к описанной ситуации и ответить на них. Это очень эффективный прием обучения учащихся задавать вопросы, анализировать ситуацию. Он активизирует и поощряет к работе.

«Задачи с динамическим содержанием»

Этот прием можно рассматривать как один из вариантов предыдущего. После того как исчерпаны все возможности постановки вопросов предложенных условием задачи, в условие вводят еще одну величину или блок информации, после чего продолжается работа по составлению новых требований и т.д.







Приложение 2.

Задача № 1.

Дано: Решение.

α= 60º Складываеи векторы сил по правилу

F1=F2=600 H параллелограмма, находим павнодействующую

______________ двух сил.

F=?

Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».

Это ромб, его стороны равны. Проводят вторую диагональ пунктиром. Диагонали ромба взаимоперпендикулярны, в точке пересечения делятся на равные части и делят угол ромба пополам.

F = 2F1cos, F = 2F1cos,

F = 2 * 600 * cos30º = 1020 (H)

Ответ: равнодействующая сила равна 1020 Н.

Задача № 2.

Дано: Решение.

m=200 г= 0,2 кг ІІ закон Ньютона: F=ma

а=1,5 м/с2 F=0,2*1,5= 0,3 H

______________

F=?

Ответ: сила, которая заставляет тело так двигаться равна 0,3 Н.

Задача № 3.

Дано: Решение.

F=0,05 H F=ma

a= 10 см/с2=0,1м/с2 m=Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения». m=0,05/0,1=0,5 (кг)

_________________

m=?

Ответ: масса равна 0,5 кг

Задача № 4

Дано: Решение

m=50г=0,05кг

r=0,5м

Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».=1с-1

___________________

F=?

Центростремительное ускорение а=Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».,

согласно ІІ закона Ньютона а=Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения»., F=ma. Находим скорость:Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения»., так как Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения». =Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения». мы имеем Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения». . Это значит, что центростремительное ускорение равно: Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения». .

Подставляем эту формулу в формулу F=ma, находим силу с которой шнур действует на пулю:

Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».. F= 4*(3,14)2*(1)2*0,5*0,05=1 Н

Ответ: шнур действует на пулю с силою 1 Н


Задача № 5.

Дано: Решение

х=2+2t+4t2 Согласно второго закона Ньютона F=ma.

m=800кг Из уравнения движения а=8 м/с2.

________________ F=800*8=6400 Н

F=?

Ответ: модуль равнодействующей всех действующих на автомобиль сил равен 6,4 кН



Задача № 6

Дано: Решение

Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».км/с=3*104м/с На Землю действует сила притяжения Солнца,

Её можно расчитать

r=1,5*108км=1,5*1011м по закону Всемирного тяготения Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения». , где

G=6,67*10-11 (Н*м2)/кг2 m1- масса Солнца, m2 - маса Земли. Эту силу

можно найти по

_______________________ формуле ІІ закона Ньютона F=m2а, где

m1=? центростремительное ускорение Земли : Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения». .

Объединим эти формулы : Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения». ; Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения». .

Отсюда масса Солнца :Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».; Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».

Ответ: маса Солнца равна 2*1030 кг


ЗРешение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».адача № 7.

Дано: Решение

Размещаем пробное тело массою m поочередно на Землю и

RM=0,533 R3 на Марс.

Силы притяжения, которые при этом возникают:

mM=0,108 m3 F3=GРешение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».; FM=GРешение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения»..

Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».=Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения». =Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».=2,63

_______________ Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения». Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».

F3/FM = ?

Ответ: сила притяжения на Марсе меньше силы притяжения

на Земле в 2,63 раза.Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Закон Всемирного тяготения. Сила притяжения».



© 2010-2022