Рабочая программа Элективный курс Эврика

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа Элективный курс ЭврикаРабочая программа Элективный курс ЭврикаРабочая программа Элективный курс ЭврикаРабочая программа Элективный курс ЭврикаРабочая программа Элективный курс ЭврикаРабочая программа Элективный курс ЭврикаРабочая программа Элективный курс ЭврикаРабочая программа Элективный курс ЭврикаРабочая программа Элективный курс ЭврикаРабочая программа Элективный курс ЭврикаРабочая программа Элективный курс ЭврикаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО на методическом совете Директор школы

______________ протокол № ________ Зарукина С.Д.

«__»______ 2015 г. «___» _______ 2015 г. «____» _____ 2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Макаренко Татьяна Александровна,

высшая квалификационная категория





Предмет: физика, «Эврика»

Классы: 9 класс

Учебный год: 2015-2016 гг.








г. Усолье - Сибирское




Министерство образования и науки Российской федерации

Городской отдел образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»









Авторская педагогическая разработка

Комбинаторная, адаптационная, радикальная

(нужное подчеркнуть)

ЭВРИКА



Автор разработки:

Макаренко Татьяна Александровна,

учитель физики МБОУ СОШ № 3,

первая квалификационная категория


г. Усолье - Сибирское

2012 год


Пояснительная записка

...Бросая камешки в воду, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою.

Кузьма Прутков. Мысли и афоризмы

Самое удивительное в природе и обществе, все, что происходит в ней и с нами - тесно связано с физическими явлениями. Как разобраться в этом? Как убедить в том, что физика - удивительно увлекательная и интересная наука, имеющая большую историю, и сегодня стремительно развивается.

Физика - одна из самых древних наук. Она появилась примерно за полторы-две тысячи лет до нашей эры практически одновременно в Китае, Индии и Египте в результате наблюдений за явлениями, происходящими, главным образом, в неживой природе. Позже люди научились воспроизводить такие явления и в искусственно созданных условиях, правда, пока ещё не все.

В итоге изучения природных и специально вызванных процессов были установлены закономерности их протекания, например, законы Архимеда и Паскаля, Галилея и Ньютона, Фарадея и Максвелла, а также многие-многие другие. Физика стала строгой количественной наукой.

Однако, несмотря на громадные достижения теоретических разделов физики, в её основе лежат, в первую очередь, наблюдения и эксперименты - именно полученные в их ходе факты составляют тот фундамент, на котором держится здание современной физики

В.А.Сухомлинский писал: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны, если тронуть их умелой рукой они красиво зазвучат». Это подтверждает, что у детей ярко выраженное неосознанное стремление к познанию чего-либо нового и необычного.

Актуальность внедрения курса « Эврика » заключается в том, что позволяет школьнику восполнить и углубить теоретические знания, умения на языке физики объяснить рассматриваемые процессы, явления и их свойства.

Увлекательные задания и упражнения тесно пересекаются с материалами основных учебных предметов. Занятия направлены на повышение эффективности учебной деятельности и снижение утомляемости школьников за счет развития качеств, необходимых для успешной учебы в школе: памяти, внимания, творческого мышления, воображения, умения мыслить самостоятельно и логически. Новизна разработки состоит в том, что в век информационных технологий ученики нуждаются не только в носителе новой информации, но и в системе организации их деятельности.

Авторская педагогическая разработка предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных школ в качестве курса предпрофильной подготовки, На занятиях школьники должны научиться выполнять лабораторные работы, анализировать полученные экспериментальные результаты и делать на их основе соответствующие выводы, искать информацию по выбранной теме, решать разноуровневые задачи.

Содержание программы нацелено на формирование творческой личности, расширения представления учащихся о методах физического познания природы, формирования познавательного интереса к физике. По ходу курса планируется решение проблемных задач интегрированного, предметно - ориентированного содержания, где раскрываются такие важные для современности качества человека, как стремление к успеху, умение работать самостоятельно и делать правильный выбор.

Цель программы предметно - ориентированного курса « Я познаю физику» - формирование представлений о методах физического экспериментального исследования как важнейшей части методологии физики.

Достижение цели реализуется посредством решения ряда основных задач курса:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе, средств современных информационных технологий;

  • формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных теоретических и экспериментальных задач;

  • развитие коммуникативных навыков.

Предметно - ориентированный курс «Эврика » строится на принципах:

  • научность, доступность и наглядность материала.

  • деятельность и творчество.

  • сознательность и активность.

  • психологический комфорт во время занятий.

Для успешной реализации поставленных задач используется технология проведения занятий, как урок, так и групповая работа, исследовательская деятельность, игра, олимпиада.

Ожидаемый образовательный результат после прохождения элективного курса: школьники овладевают следующими умениями и способами деятельности:

  • умеют грамотно обрабатывать результаты измерений с учетом погрешности;

  • умеют строить и читать графики, выражающие зависимость физических величин от времени;

  • умеют самостоятельно проводить исследования, формулировать вопросы и выводы по данной проблеме;

  • умеют решать нестандартные задачи;

Итоговый контроль предлагается в виде проведение олимпиады с разноуровневыми задачами.

Изучение данного курса актуально в связи с подготовкой учащихся к исследовательской деятельности. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при подготовке к конкурсам среди школьников. Программа курса рассчитана на 17 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю и имеет блочно - модульное строение. Все образовательные блоки предусматривают не только углубление теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта и нацелено на формирование творческой личности, расширения представления учащихся о методах физического познания природы, формирования познавательного интереса к физике.

Авторская педагогическая разработка создана на основе программы дистанционной физической школы города Новосибирска.







Содержание авторской педагогической разработки

«Эврика»

Модуль 1 «Измерение физических величин и обработка результатов»(3 часа)

Блок 1: Знакомство с физическими величинами. (2 часа)

Их размерность. Измерения и погрешности. Обработка результатов прямых измерений.

Блок 2: Лабораторная работа « Измерение» (1 час)

Модуль 2 « Нестандартные задачи» (4 часа)

Блок 1: Экспериментальные задачи (2 часа)

Блок 2: Задачи - оценки. Задачи - парадоксы. (2 часа)

Модуль 3 «Графическое представление физических величин и процессов»

(5 часов)

Блок 1: Чтение и оформление графиков (1 час)

Блок 2: Графические упражнения (2 часа)

Блок 3: Экспериментальное занятие «Изучение силы упругости» (2 часа)

Модуль 4 «Решение многоуровневых задач повышенной сложности»(4 часа)

Блок 1: Эйфелева башня (1 час)

Блок 2: «Раз картошка, два картошка»(1час)

Блок 3: «Яга - путешественница» (1 час)

Блок 4: «Горе - алхимик» (1 час)

Модуль 5 « Олимпиада» (1 час)







Учебно - методический план АПР

«Эврика»

Цель: удовлетворить познавательный интерес учащихся, ориентировать к исследовательской деятельности и дальнейшее успешное обучение в профильной школе.

Категория: учащиеся девятых классов.

Наименование разделов

Всего часов

Лекции

Практикум

Домашняя

работа

1.

Модуль 1 «Измерение физических величин и обработка результатов»

3

1

2


1.1

Блок 1: «Знакомство с физическими величинами»


2



1.2

Блок 2: Лабораторная работа

«Измерение»



1


2.

Модуль 2 « Нестандартные задачи»

4


4


2.1

Блок 1: «Экспериментальные задачи»



2


2.2

Блок 2: «Задачи - оценки. Задачи - парадоксы»



2


3.

Модуль 3 «Графическое представление физических величин и процессов»

5




3.1

Блок 1: «Чтение и оформление графиков»


1



3.2

Блок 2: «Графические упражнения»



2


3.3

Блок 3: «Экспериментальное занятие»



1

1

4.

Модуль 4 «Решение многоуровневых задач повышенной сложности»

4




4.1

Блок 1: Эйфелева башня



1


4.2

Блок 2: «Раз картошка, два картошка»



1



4.3

Блок 3: «Яга - путешественница»




1

4.4

Блок 4: «Горе - алхимик»



1


5.

Модуль 5 « Олимпиада»

1


1





Календарно - тематическое планирование

АПР «Эврика»

Тема урока

Форма проведения

Примечание

Модуль 1 «Измерение физических величин и обработка результатов» (3 ч.)

1/1

Физическая величина. Система единиц измерения

беседа

2/1

Измерения и погрешности

беседа

Интегрированный урок: физика + математика

3/1

Лабораторная работа

«Измерение»

практическая работа

индивидуальная работа

Модуль 2 «Нестандартные задачи» (4 ч.)

4/2

Измерение длины и толщины нити

практическая работа


5/2

Измерение средней плотности сахара - рафинада

практическая работа

индивидуальная работа

6/2

Задачи - оценки

решение задач


7/2

Задачи - парадоксы

решение задач


Модуль 3 «Графическое представление физических величин и процессов(5 ч)

8/3

Чтение и оформление графиков

беседа

Интегрированный урок: физика + математика

9/3

Графические упражнения

практическая работа

Интегрированный урок: физика + география

10/3

Графические способы решения задач

решение задач

11/3

Изучение силы упругости

лабораторная работа

индивидуальная работа

12/3

Изучение метеорологических параметров

лабораторная работа

Интегрированный урок: физика + география

Модуль 4 «Решение многоуровневых задач повышенной сложности» (4 ч.)

13/4

Эйфелева башня

решение задач

14/4

Раз картошка, два картошка

решение задач

15/4

Яга - путешественница

решение задач

16/4

Горе - алхимик

решение задач

Модуль 5 « Олимпиада» (1 ч.)

17/5

Олимпиада

решение задач

индивидуальная работа




Используемая литература:

1. Перельман Я.И. Занимательная физика, М., АСТ, 2004.

2. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку, М.,2008.

3. Ланге В.Н. Физические опыты и наблюдения в домашней обстановке,2010

4. Резников Л.И. Графический метод в преподавании физики. Пособие для учителей физики, М., Изд. 2. 1960 .

5. Справочник «Физические величины»

6. Физическая смекалка. Занимательная физика, М., Омега, 1994.

7. И.М. Гельфгат, Л.Э. Генденштейн , Л.А Кирик ; 1001 задача по физике с ответами, указаниями и решениями, Илекса Гимназия, 1999.

8. Интернет ресурсы:

schoolplus.ru/

bookriver.ru/book/

burnlib.com›x/ lange-v-n-eksperimental-nye…na





Описание разделов авторской педагогической разработки

Модуль 1. «Измерение физических величин и обработка результатов»

Урок 1/1. Тема: Физическая величина. Система единиц измерения.

Как известно, что любой предмет (объект) из нашего окружения это - физическое тело. Они обладают рядом свойств как качественных, так и количественных. В повседневном общении часто используем слова: большой - маленький, тяжелый - легкий, низкий - высокий, холодный - горячий

(ребята могут продолжить сами). А много ли смысла в заявлении: «Человек большой?» Большой по сравнению с муравьем, но маленький по сравнению с небоскребом. Как быть? Выход люди нашли давно - они изобрели числа. У любого тела есть количественные характеристики. Масса, вес, температура (ребята продолжают) - физические величины.

Для каждой физической величины есть единицы измерения.

Знакомимся с единицами измерения и приборами, измеряющие их. Рассматриваем эталоны и систему СИ.

Предложить ребятам нарисовать в тетради Дюймовочку. Поле того, как они закончат, рассказать им историю происхождения «дюйма». А далее предложить измерить при помощи линейки нарисованную Дюймовочку и дать соответствующее имя (Полутородюймовочка, Двухдюймовочка и т.д).

Урок 2/1. Тема: Измерения и погрешности.

1.Способы измерения физических величин.

Измерение физической величины заключается в сравнении ее с другой однородной величиной, принятой за единицу.

При прямом (непосредственном) измерении величина сравнивается с мерой непосредственно (линейка, весы и гири, термометр, спидометр, секундомер, амперметр).

При косвенном измерении значение величины вычисляется по результатам непосредственных измерений других величин, с которыми величина связана определенной функциональной зависимостью (объем можно определить мензуркой, а можно и с помощью линейки).

2.Погрешности при измерении физических величин

Разность между измеренным и истинным значение физической величины называется погрешностью (ошибкой) измерения.

  1. методическая погрешность

  2. приборная погрешность

  3. случайная погрешность.

Определяем погрешности прямых измерений и инструментальную погрешность.

Урок 3/1.Тема: Лабораторная работа «Измерение» (приложение)

Цель работы: научиться измерять линейные размеры тел различными физическими приборами. Выяснить, как зависит погрешность измерений от цены деления прибора и метода измерений.

Приборы и материалы: линейка ученическая, мензурка, калориметрический

цилиндр.

Модуль 2. «Нестандартные задачи»

Урок 4/2. Тема: Измерение длины и толщины нити

Рекомендуется приготовить:

  1. измерительные приборы: линейка ученическая.

  2. материалы: «суровые» нитки или медная проволока.

Как правило, для измерения физических величин существуют специально разработанные, «стандартные» методы и приборы.

Предлагаем учащимся измерить длину нити (не вызовет особого затруднения), потом измерить толщину нити (возникает проблема в выполнении непосредственного измерения). Для решения задачи воспользуемся методом ряда. Обязательно вычисляем погрешность измерения.

При выполнении задания не стоит использовать малое количество витков, т.к. это увеличивает погрешность выполняемых измерений.

Урок 5/2. Тема: Измерение средней плотности сахара - рафинада.

Оборудование: весы, линейка, мензурка с водой, пачка сахара - рафинада.

Плотность тела - это масса, приходящаяся на единицу объема тела. Если тело неоднородное, то говорят о средней плотности.

Возможны решения:

  1. при помощи весов и мензурки

Измерим массу кусочка при помощи весов, а его объем при помощи мензурки. Затем вычислить по формуле.

б) при помощи весов и линейки

Измерим массу кусочка при помощи весов, а его объем найдем при помощи линейки, измерив длину, ширину и высоту кусочка. Затем вычисляем плотность.

в) при помощи линейки

Для решения этой задачи необходимо измерить объем куска сахара при помощи линейки, а его массу вычислить через массу указанную на упаковке и количества кусочков в коробке.

Урок 6/2.Тема: Задачи - оценки

Точное измерение и вычисление физической величины зачастую требует знания всех факторов, влияющих на исследуемый процесс. Поэтому, во многих случаях искомую характеристику процесса определяют приближенно, или как говорят, оценивают. Для проведения оценки необходимо детально рассмотреть явление или процесс, отделить главные факторы от второстепенных, и на основании этого построить разумную физическую модель. При составлении модели предлагается, что исследователь сам может определить реальные значения физических величин, используемых в дальнейшем для расчетов. К физической модели предъявляются противоречивые требования - с одной стороны, модель должна быть достаточно простой, с другой - более-менее точно отражать ход моделируемого явления или процесса.

Задача 1. Оцените, какое расстояние пройдет человек, сделав миллион шагов, или сколько времени он затратит на этот поход?

Задача 2. Оцените, сколько футбольных мячей поместится в классной комнате?

Задача 3. Представьте, что вокруг земного шара по экватору обвязана лента. Длина этой ленты, стало быть, равна длине экватора. Взяли эту ленту и пришили к ней еще 1 метр, а затее придали этой ленте форму окружности. Если раньше лента плотно прилегала к земной поверхности, то теперь между лентой и землей образовался зазор. Оцените, сможет ли сквозь получившийся зазор пролезть мышка?

Урок 7/2. Тема: Задачи - парадоксы

Задача 1. Мысленно перенесемся в мир, где молекулы размером с маковое зернышко. Оцените, какова толщина волоса в это мире.

Задача 2. Одинаковое время затратит теплоход на движение из пункта А в пункт В и обратно по озеру и по реке? И влияет ли на это скорость течения?

Задача 3. Определите среднюю скорость теплохода из предыдущей задачи, путешествующего по реке, если собственная скорость теплохода 6 км/ч, скорость течения реки 2 км/ч, расстояние от пункта А до пункта В 24 км.

Модуль 3. «Графическое представление физических величин и процессов»

Урок 8/3.Тема: Чтение и оформление графиков

Графические изображения могут быть использованы как для получения новых знаний, так и для закрепления уже полученных и их применения.

Показать учащимся, как с помощью графика можно наглядно представить функциональную зависимость физических величин, выяснить, в чем смысл прямой и обратной зависимости между ними, указать, как быстро растет, или падает численное значение одной физической величины в зависимости от другой, когда она достигает наибольшего и наименьшего значения.

Рассмотреть график движения паучка Пети, который без остановок спустившись с потолка на паутине, пополз по полу.

Оформить график зависимости скорости движения паучка от времени.

S,м

3

5 10 15 20 t, c

Урок 9/3. Тема: Графические упражнения

Напомнит учащимся сведения о строении атмосферы.

По своему строению атмосфера Земли напоминает многоэтажный дом.

Рабочая программа Элективный курс Эврика

Высота

(H,км)

-1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15

20

30

40

50

Давление

(Р,мм.рт.ст.)

850

750

650

600

525

450

400

350

300

250

225

200

200

50

10

5

1

Учащиеся, придерживаясь правил, построить график зависимости атмосферного давления от высоты над уровнем моря, используя табличные данные ( масштаб: 2 км - 5 м; 50 мм.рт.ст. - 5 мм)

Для закрепления навыков чтения графиков, можно обратить внимание, что наибольшее давление ниже уровня моря. Атмосферное давление уменьшается с увеличением высоты над Землей.

Урок 10/3. Тема: Графические способы решения задач

Задача 1. Поезд выходит со станции со скоростью 30 км/ч и через каждый час движения делает остановки поочередно по 15 и 30 минут. Через 2 часа после отхода поезда, вслед за ним выходит дрезина со скоростью 50 км/ч, движущая без остановок. Определите, на каком километре, на какой остановке и за какое время дрезина догонит поезд.

Аналитическое решение данной задачи является достаточно сложным. Решение графическим способом. На одних осях координат S(t), строим графики движения поезда и дрезины. Масштаб единичных делений: 10 км и 15 мин. Точка пересечения графиков укажет место и время встречи поезда и дрезины.

Задача 2.Сидевший в кустах Заяц, заметив волка, пустился наутек. Треть времени он разгонялся до «привычной скорости», а затем, оторвавшись от погони, еще столько же тормозил до полной остановки. Какова «привычная скорость» зайца, если за 3 минуты он сделал круг в 2 километра?

Урок 11/3. Тема: Изучение силы упругости (приложение)

Цель работы: научиться определять коэффициент упругости пружины с учетом погрешности и выяснить, отчего и как зависит коэффициент упругости.

Урок 12/3. Тема: Изучение метеорологических параметров (Домашнее задание; приложение.)

На основе метеорологических данных о погоде, в течение некоторого времени, учащиеся заполняют таблицу, выполняют задания.

Модуль 4. «Решение многоуровневых задач повышенной сложности»

Составить общий алгоритм решения задач:

  1. Внимательно прочтите условие задачи. Выясните, какие физические процессы и явления заданы в задаче.

  2. Вспомните определения физических величин, характеризующих физические процессы и явления в данной задачи.

  3. Запишите исходные известные данные, выразите их в одной системе единиц.

  4. Запишите физические законы справедливые для этих явлений.

  5. Проанализируйте и выберите те, которые помогут найти искомые величины.

  6. Решите систему уравнений в общем виде относительно искомых величин.

  7. Проверьте размерность полученных формул.

  8. Вычислите значение искомых величин.

  9. Оцените полученный результат.

Урок 13/4. Тема: Эйфелева башня

Задание 1. Стальная Эйфелева башня в Париже высотой 300 м имеет массу 7175 т. Какую массу будет иметь точная стеклянна копия этой башни?

Задание 2. Какую массу будет иметь точная стеклянная копия этой башни высотой 30 см?

Задание 3. Оцените, получится ли у вас, изготовить ее точеную 30-сантимитровую копию из тонкой проволоки (скажем, 1мм диаметром или площадью сечения 1мм2)

Урок 14/4. Тема: Раз картошка, два картошка

Задание 1. С какого клубня картофеля (крупного или мелкого) можно получить более длинную шкурку при чистке?

Задание 2. Оцените, как будут отличаться длины снятой шкурки с картофелин, одна из которых больше в 2 раза?

Задание 3 .Килограмм, какой картошки можно быстрее почистить: крупной или мелкой?

Урок 15/4. Тема: Яга - путешественница

Задание 1. Баба-Яга, встав спозаранку, отправилась к Лешему в гости. Первые 10 км пути она пролетела со скоростью 20 км/ч, затем видимость ухудшилась, и оставшийся час она летела со скоростью в четыре раза меньшей. Определите среднюю скорость полета Бабы-Яги?

Задание 2. На следующий день, Баба-Яга отправилась к Кощею Бессмертному. Первую половину пути она пролетела со скоростью 20 км/ч, затем ступа забарахлила, и оставшийся путь она летела со скоростью в два раза меньшей. Определите среднюю скорость полета Бабы-Яги.

Задание 3. На третий день Баба-Яга, отправившись к Змею Горынычу в накануне забарахлившей ступе, первую половину пути летела со скоростью 10 км/ч, затем ее ступа окончательно испортилась, и половину оставшегося времени Баба-Яга летела со скоростью в два раза меньшей. Оставшееся время Баба- Яга пришлось плестись пешком, неся на себе ступу, со скоростью 2 км/ч. Определите среднюю скорость Бабы-Яги.

Урок 16/4.Тема: Горе - алхимик

Задание 1. Горе-алхимик Парапульс, очередной раз пытаясь превратить ртуть в золото, налил в цилиндрический сосуд с площадью основания S ртуть массой m. Найдите, какое давление оказывает ртуть на дно этого сосуда.

Задание 2. Зная о вредных свойствах ртути, Парапульс решил обезопасить себя, долил поверх ртути воды такой же массы. Найдите, каким стало давление на дно сосуда и общую высоту столба жидкостей.

Задание 3. В этот же сосуд, заполненной ртутью и водой, Парапульс погрузил образец из золота той же массы m , заметив при этом, что образец полностью погрузился в ртуть. Определите, каким стало давление жидкостей и давление образца на дно.

Модуль 5. « Олимпиада»

Урок 17/5.Тема: Олимпиада

Решение тестовых заданий.







Приложение 1. Измерения физических величин и обработка результатов

1. Знакомство с физическими величинами Таблица 1

Характеристика

Физическая величина

Единицы измерения

Прибор

Размеры

Длина, ширина, высота

Метр [м]

Линейка, рулетка, измерительная лента, микрометр, штангенциркуль,

Площадь

Квадратный метр [м2]

Палетка

Объём

Кубический метр [м3]

Мензурка

Тяжесть

Масса

Килограмм [кг]

Весы

Вес

Ньютон [Н]

Динамометр

Быстрота движения

Скорость

Метр в секунду [м/с]

Спидометр

Продолжительность

Время

Секунда [c]

Секундомер, часы, хронометр

Нагретость

Температура

Градус [C]

термометр

Задание 1. Лабиринт. Помоги Айболиту найти путь по лабиринту больницы к нужному прибору.

Задание 2. Найди лишнее и поясни почему.

Ножницы

Миллиметр

Самолет

Литр

Килограмм

Температура

Время

Весы

Термометр

Гром

Часы

Ветер

Линейка

Сантиметр

Секунда

Спидометр

Скорость

Высота

Масса

Площадь

Градус

Ньютон

Яблоко

Морковь

Эхо

Давление

Снегопад


Задание 3. Найди соответствие.

Время

Объём

Длина

Масса

Скорость

Вес

Температура

Площадь

ньютон

квадратный метр

градус

секунда

килограмм

литр

метр в секунду

сантиметр




2. Размерность

Таблица 2.

ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИ

Величина

Единица

Обозначение

Наименование

русское

международное

Длина

метр

м

m

Масса

килограмм

кг

kg

Время

секунда

с

s

Сила электрического тока

ампер

А

A

Термодинамическая температура

кельвин

К

K

Сила света

кандела

кд

cd

Количество вещества

моль

моль

mol

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИ (геометрического характера)

Величина

Единица

Обозначение

Наименование

русское

международное

Плоский угол

радиан

рад

rad

Телесный угол

стерадиан

ср

sr

Задание 4.

А) Нарисуйте в тетради Дюймовочку.

Б) Измерьте нарисованную Дюймовочку при помощи линейки. Дайте ей соответствующее имя.

Задание 5. На Руси говорили: «Сам с вершок, голова с горшок», «Косая сажень в плечах», «Эка верста выросла», «Словно аршин проглотил» и т.д. Пользуясь подсказкой, выразите эти величины в метрической системе.

Старинные русские меры длины:

1 вершок  4,5 см

1 аршин равен 16 вершкам

1 косая сажень - расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки (3 аршина).

1 верста = 500 саженей.

Таблица 3.

ПРОИЗВОДНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИ, ИМЕЮЩИЕ СОБСТВЕННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ

Единица

Выражение производной единицы

Величина

Наименование

Обозначение

через другие единицы СИ

через основные и дополнительные единицы СИ

Частота

герц

Гц

-

с-1

Сила

ньютон

Н

-

мкгс-2

Давление

паскаль

Па

Н/м2

м-1кгс-2

Энергия, работа, количество теплоты

джоуль

Дж

Нм

м2кгс-2

Мощность, поток энергии

ватт

Вт

Дж/с

м2кгс-3

Электрический заряд

кулон

Кл

Ас

сА

Электрическое напряжение, электрический потенциал

вольт

В

Вт/А

м2кгс-3А-1

Электрическая ёмкость

фарада

Ф

Кл/В

м-2кг-1с4А2

Электрическое сопротивление

ом

Ом

В/А

м2кгс-3 А-2

Электрическая проводимость

сименс

См

А/В

м-2кг-1с3А2

Поток магнитной индукции

вебер

Вб

Вс

м2кгс-2А-1

Магнитная индукция

тесла

Т, Тл

Вб/м2

кгс-2А-1

Индуктивность

генри

Г, Гн

Вб/А

м2кгс-2А-2

Световой поток

люмен

лм

кдср

Освещённость

люкс

лк

м2кдср

Активность радиоактивного источника

беккерель

Бк

с-1

с-1

Поглощенная доза излучения

грэй

Гр

Дж/кг

м2с-2

3. Измерения и погрешности

Задание 6. Определить площадь фигуры неправильной формы.

А) Птичка Б) Лисёнок Чип.

4. Обработка результатов прямых измерений

Задание 7. Объём жидкости.

1. 2. 3.

Задание 8. Потренируйся узнавать цену деления.Рабочая программа Элективный курс Эврика

Таблица 4.

Средства измерения

Предел измерения

Цена деления

Инструментальная

погрешность

Линейка ученическая

До 30 см

1 мм

Рабочая программа Элективный курс Эврика1 мм

Линейка чертёжная

До 50 см

1 мм

Рабочая программа Элективный курс Эврика0,2 мм

Линейка инструментальная (стальная)

До 30 см

1 мм

Рабочая программа Элективный курс Эврика0,1 мм

Линейка демонстрационная

100 см

1 см

Рабочая программа Элективный курс Эврика0,5 см

Лента измерительная

150 см

0,5 см

Рабочая программа Элективный курс Эврика0,25 см

Измерительный цилиндр

До 250 мл

1 мл

Рабочая программа Элективный курс Эврика1 мл

Штангенциркуль

150 мм

0,1 мм

Рабочая программа Элективный курс Эврика0,05 мм

Микрометр

25 мм

0,01 мм

Рабочая программа Элективный курс Эврика0,005 мм

Динамометр учебный

4 Н

0,1 Н

Рабочая программа Элективный курс Эврика0,05 Н

Секундомер механический

0-30 мин

0,2 с

Рабочая программа Элективный курс Эврика1 с за 30 мин

Секундомер электронный

100 с

0,01 с

Рабочая программа Элективный курс Эврика0,01 с

Барометр-анероид

720-780 мм.рт.ст

1 мм.рт.ст.

Рабочая программа Элективный курс Эврика3 мм.рт.ст.

Термометр спиртовой

0-100 оС

1 оС

Рабочая программа Элективный курс Эврика1 оС

Термометр ртутный

До 250 оС

1 оС

Рабочая программа Элективный курс Эврика0,5 оС

Амперметр школьный

2 А

0,1 А

Рабочая программа Элективный курс Эврика0,05 А

Вольтметр школьный

6 В

0,2 В

Рабочая программа Элективный курс Эврика0,15 В

5. Лабораторная работа

Цель работы: научиться измерять линейные размеры тел различными физическими приборами. Выяснить, как зависит погрешность измерений от цены деления прибора и метода измерений.

Приборы и материалы: линейка ученическая, специальная линейка, мензурка,

калориметрический цилиндр.

Ход работы:

  1. Измерьте длину тетради, определив цены деления линеек и погрешность выполненных измерений:

Рабочая программа Элективный курс Эврикаа) ученической линейкой: с = …. (см); lи = ….(см); l = ….(см)

б) выданной линейкой: с = …. (см); lи = ….(см); l = ….(см)

Внимание! Ответы нужно записать в виде: l = lи  l.


  1. Измерьте объём цилиндра, определив цену деления мензурки и погрешность выполненных измерений:

а) мензуркой:

1) определите цену деления мензурки: с = …. мл;

  1. Рабочая программа Элективный курс Эвриканалейте в мензурку произвольный объём воды (50-100(мл)) и измерьте начальный объём воды в мензурке Vи1 = …(мл); V1 =…(мл);

  2. затем, опустив цилиндр в мензурку, измерьте общий объем воды и цилиндра

Vи2 = …(мл); V2 =…(мл).

Внимание! Ответы нужно записать в виде: V1 = Vи1  V1 и V2 = Vи2  V2.


  1. а теперь из общего объёма надо вычесть объём воды, чтобы получить искомый объём тела:

Vи = Vи2 - Vи1

Абсолютную погрешность измерения объёма цилиндра при этом можно вычислить по формуле:

1мл = 1 см3Рабочая программа Элективный курс ЭврикаРабочая программа Элективный курс Эврика, учитывая, что

Внимание! Ответ нужно записать в виде: V = Vи  V.

б) линейкой:

внимательно посмотрите, как можно с помощью линейки и математических вычислений рассчитать объём цилиндра, а затем рассчитать абсолютную погрешность косвенных измерений:

h

R

измерьте радиус цилиндра (расстояние от края до центра окружности донышка цилиндра), запишите результат:

R = …  …;

  1. измерьте высоту цилиндра (длину боковой поверхности цилиндра), запишите результат:

h = …  …;

  1. вычислите объем цилиндра по формуле:

Vи = R2h;  Рабочая программа Элективный курс Эврика3,14

Рабочая программа Элективный курс ЭврикаА теперь очень аккуратно посчитайте абсолютную погрешность косвенных измерений V: Рабочая программа Элективный курс Эврика

Внимание! Ответ нужно записать в виде: V = Vи  V.

3. Сделайте вывод из проделанной работы.





























Олимпиада

(время выполнения - 45 мин)




ЗАДАЧИ, ОЦЕНИВАЕМЫЕ В 3 БАЛЛА:

1. Из предложенного списка терминов исключите лишний:

А) секунда Б) минута В) сутки Г) полдень Д) год

2. Используя рисунок, определите цену деления секундомера.

А) 7 с Б) 2/5 с В) 5 с Г) 2,5 с Д) 1с

3. Используя рисунок, определите показания секундомера.

А) 2 с Б) 5с В) 7с Г) 10 с Д) 13 с

4. Зная, что человек, стоя на одной ноге, производит давление в два раза большее, чем стоя на двух, ответьте на вопрос:

«Масса слона, стоящего на одной ноге, 4000 кг, а стоящего на четырёх?»

А) 1000 кг Б) 2000 кг В) 4000 кг Г) 8000 кг Д) 16000 кг

ЗАДАЧИ, ОЦЕНИВАЕМЫЕ В 4 БАЛЛА:

5. Установите соответствие между физическими величинами и единицами измерения этих величин в системе СИ. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и выберите полученную комбинацию цифр в ответах.


ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ

скорость

1. джоуль (Дж)

сила давления

2. килограмм на метр кубический (кг/м3)

плотность

3. километр в час (км/ч)

4. миллиметры ртутного столба (мм рт. ст)

5. ньютон (Н)

6. килограмм на метр квадратный (кг/м2)

7. метр в секунду (м/с)

8. грамм на сантиметр кубический (г/см3)

А) 3,1,6 Б) 7,5,2 В) 3,5,8 Г) 7,4,2 Д) 3,5,2

6. На табло спортивных часов высветились цифры минут и секунд. Используя рисунок, определите, каков будет результат измерения с учетом погрешности.

А) (46 ± 0,23) с

Б) (146,2 ± 0,03) с

В) (146,23 ± 0,01) с

Г) (106,2 ± 0,03) с

Д) (106,23 ± 0,01) с

7. Лисёнок Чип (Ч) и Кенгуру (К) одновременно выбежали из своих домов и поспешили в лес к Бобру - решать задачи. Они рисуют график своего движения, им осталось только отметить место встречи с Бобром. Где находится место встречи, если Чип и Кенгуру добрались туда одновременно?

t, мин

10

20

30

х, км

8

0

К

Ч


А) 4 км от дома Чипа

Б) 4 км от дома Кенгуру

Г) 6 км от дома Чипа

В) 6 км от дома Кенгуру

Д) 8 км от дома Чипа


8. Оцените давление, производимое на пол стоящим учеником 7-го класса.

А) ~106 Па Б) ~105 Па В) ~104 Па Г) ~103 Па Д) ~102 Па

ЗАДАЧИ, ОЦЕНИВАЕМЫЕ В 5 БАЛЛОВ:

9. Используя рисунок и данные таблицы, определите, каков будет результат измерения с учётом погрешности.


Средство измерения

Предел измерения

Инструментальная погрешность

Термометр

300С

Рабочая программа Элективный курс Эврика10С

А) (12 Рабочая программа Элективный курс Эврика1) оС

Б) (14 Рабочая программа Элективный курс Эврика1) оС

В) (15 Рабочая программа Элективный курс Эврика1) оС

Г) (14 Рабочая программа Элективный курс Эврика2) оС

Д) (12 Рабочая программа Элективный курс Эврика2) оС

10. Сколько примерно весит 1 кубический дюйм воды?

А) 1 г Б) 2,54 г В) 16 г Г) 25,4 г Д) 1 кг

11. Когда Гулливер попал в Лилипутию, он обнаружил, что там все вещи ровно в 12 раз короче, уже и ниже, чем на его родине. Сколько лилипутских спичечных коробочек поместится в спичечную коробку Гулливера?

А) 12 Б) 36 В) 144 Г) 1728 Д) 20736

12. Колонна войск, находящаяся на расстоянии 30 км от штаба, непрерывно движется к штабу с постоянной скоростью 5 км/ч. Из штаба посылают велосипедиста, который курсирует между штабом и колонной со скоростью 25 км/ч. Сколько докладов успеет сделать велосипедист в штабе за 4 часа, если и на доклад в штабе и командиру колонны он затрачивает по 30 минут?

А) ни одного Б) 1 В) 2 Г) 3 Д) 4


© 2010-2022