Урок-конференция по теме: «Механические свойства твердых тел» (10класс)

Урок-конференция  по теме: «Механические свойства твердых тел» Цели урока: 1.Познакомить учащихся со структурой твердых тел, объяснить с точки зрения молекулярного строения вещества механические свойства твердых тел. 2.Обратить внимание на практическую направленность применения и учета механических свойств твердых тел. План урока: На доске изложен порядок рассмотрения вопросов темы, подготовленных учащимися. Оборудование к уроку: набор кристаллов (из школьной коллекции), лупы, кодоскоп с наборо...
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-конференция по теме: «Механические свойства твердых тел»

Цели урока:

1.Познакомить учащихся со структурой твердых тел, объяснить с точки зрения молекулярного строения вещества механические свойства твердых тел.

2.Обратить внимание на практическую направленность применения и учета механических свойств твердых тел.

План урока:

На доске изложен порядок рассмотрения вопросов темы, подготовленных учащимися.

Оборудование к уроку: набор кристаллов (из школьной коллекции), лупы, кодоскоп с набором рисунков для проекции; набор кристаллов, выращенных обучающимися дома, таблицы с образцами кристаллов и кристаллических решеток, набор моделей кристаллических решеток, видеофрагмент «Рост кристаллов», видеофрагмент «Механические свойства твердых тел»; набор приборов для опытной установки, демонстрирующей зависимость деформации металлов от нагрузки, модели для демонстрации видов деформаций, плакаты по видам деформаций, набор самодельных рисунков, поясняющих смысл отдельных вопросов излагаемого материала; набор рисунков для закрепления материала.

Литература к теме:

1.Г.С.Ландсберг, том1, «Элементарный учебник физики»

2.Б.М.Яворский, «Справочное руководство по физике»

3. «Физика вокруг нас»

4.А.Л.Егоров, «Свойства твердого тела в курсе физики средней школы»

5.М.М.Маркович, «Техника на уроках физики»

6.Л.И.Ерунова, «Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения»

7.А.В.Сергеев, «Лекционно-семинарские занятия по физике»

8.А.А.Ванеев, «Преподавание физики в 10 классе»

Порядок изложения вопросов

I. 1.Кристаллические твердые тела.

а) Монокристаллы и их свойства

б)Поликристаллы и их свойства

в)Анизотропия

г)Кристаллическая решетка, дефекты в кристаллах

д)Демонстрация моделей кристаллов, плакатов, рисунков в проекции через кодоскоп.

е)Демонстрация коллекции кристаллов и кристаллов, полученных обучающимися, плакатов кристаллов, видеофрагмента «Рост кристаллов»

2.Аморфные тела и их свойства

3.Что общего и чем отличаются твердые кристаллические и аморфные тела?

4.Жидкие кристаллы.

II. Виды деформаций и их практическое назначение.

а)Растяжение, сжатие

б)Сдвиг, изгиб, кручение (демонстрация видов деформаций на плакатах, модели).

III. Механические свойства твердых тел.

а)Упругость, пластичность

б)хрупкость, прочность, твердость. (демонстрация опыта «металл течет» через проекцию на экран)

IV. Интересные факты «из жизни» металлов.

V. Обработка твердых тел на практике с учетом их механических свойств.

VI. Синтетические вещества, их практическое применение с учетом их свойств.

VII. Демонстрация видеофрагмента «Механические свойства твердых тел»

VIII. Вопросы для закрепления.

  1. Обладают ли аморфные тела дальним порядком в расположении частиц?

  2. Почему аморфные тела со временем могут переходить в кристаллические?

  3. Если тело обладает анизотропией, означает ли это, что оно обязательно является кристаллом?

  4. Исчезла ли бы профессия стеклодува, если бы стекло было кристаллическим, а не аморфным?

  5. Почему статуэтки отливают из чугуна, а не из других металлов?

  6. Почему углерод чаще встречается в природе в виде графита, чем в виде алмаза?

  7. Чем объяснить, что алмаз имеет большую прочность, чем графит?

  8. Как показать, что стекло- тело аморфное, а поваренная соль - кристаллическое?

  9. Когда строение одной и той же стали будет мелкозернистой - в случае ее закалки в холодной воде или в горячей? Почему?

  10. Какой из двух стержней, изготовленных из одной стали крепче- имеющий мелкозернистое строение или крупнозернистое? Почему?

IX. Вопросы-рисунки для рассуждения

Урок-конференция по теме: «Механические свойства твердых тел» (10класс)
1-ледяной брус лежит на опорах под нагрузкой

2- с течением времени он прогнулся. Почему?

3- вырезан брус из льда

4- почему он переломился под действием той же нагрузки?

Урок-конференция по теме: «Механические свойства твердых тел» (10класс)

В разрезе ствол дерева, на котором указаны кольца возраста. Одинаково ли прочными будут изделия из брусков, вырезанных под №1,№2. Почему?

Урок-конференция по теме: «Механические свойства твердых тел» (10класс)

Назвать вид деформации, которую испытывают заклепки.

Итоги урока. Выставление оценок.

© 2010-2022