• Преподавателю
  • Физика
  • Публикация Использование различных типов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании физики

Публикация Использование различных типов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании физики

Современное образовательное пространство предполагает наличие разнообразной информационной и инструментальной среды, которая открывает учащимся возможностьпознавать мир через различные каналы восприятия;включаться в самостоятельную исследовательскую, проектную деятельность; творчески самовыражаться;овладевать необходимыми навыками работы с различными источниками информацииПреподавание физики, в силу особенностей самого предмета представляет собой благоприятную сферу для применения информационно-...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование различных типов

цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

в преподавании физики

1. Особенности преподавания предмета.

Современное образовательное пространство предполагает наличие разнообразной информационной и инструментальной среды, которая открывает учащимся возможность

  • познавать мир через различные каналы восприятия;

  • включаться в самостоятельную исследовательскую, проектную деятельность;

  • творчески самовыражаться;

  • овладевать необходимыми навыками работы с различными источниками информации.

Такое образовательное пространство немыслимо без использования современных информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в процессе обучения.

При построении учебного процесса с использованием ИКТ необходимо учитывать специфику учебного предмета «Физика». Школьный курс физики- системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Основные цели обучения физике в основной школе следующие:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимания учащимися смысла основных научных понятий и законов физики. Взаимосвязи между ними;

  • формирование у учащихся представлений о научной картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования ;

  • приобретения учащимися знаний о механических, тепловых. электромагнитных, квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирования у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы, экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • пониманием учащихся отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

  • .

Все вышесказанное определяет специфику использования различных средств информатизации образования в процессе преподавания физики.

2. Обзор доступных педагогам цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по физике.

Современный учитель физики располагает значительной ресурсной базой обеспечения учебного процесса, которую составляют наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/ УМК:

2.1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования (school-collection.edu.ru) предлагает учителю физики много интересного материала. Предоставлен каталог для учителя и учеников по всем предметам общеобразовательных школ. Набор цифровых ресурсов к учебнику «Физика и астрономия» под редакцией Пинского А.А. Множество интересных инновационных материалов: интерактивные лабораторные работы по физике, межпредметные физико-математические учебные модули в основной школе, физика в системе Д.Б.Эльконина 7-9 классы. Можно найти поддержку пользователям компьютера в программе «Измеритель» и «Программный комплекс «ОСЗ Хронолайнер».Очень интересен подбор электоронных изданий журналов «Квант», «Наука и химия», энциклопедия «Кругосвет». Тестовые задания распределены по темам и классам, но недостаток этих материалов в том, что они содержат только одно задание. Очень хотелось посмотреть интерактивные модели, но некоторые модели открыть не удалось, так как не соответствует формат. Важные вопросы на сайте ЕГЭ дают рекомендации по организации, проведении ЕГЭ, предлагают задания, отвечают на вопрос «Как сдать экзамен по физике?». На этом сайте можно оценить IQ и ответить на вопрос « Умны вы или глупы?». Очень актуальным является ответ на вопрос « Нужен ли реферат?» и приводится глобальная система поиска рефератов по всем предметам, в том числе и по физике. Предлагаются платные услуги репетиторов по подготовке к ЕГЭ, объявления о частных и индивидуальных уроках. Этот образовательный ресурс мне показался наиболее интересным и разнообразным по содержанию. Программа хороша тем, что воспользоваться ей могут не только учителя, но и ученики. Многое с этого ЦОР можно использовать на уроках физики основной общеобразовательной школы (тесты, текстовый материал, лабораторные работы, развивающий и познавательный материал, демонстрации опытов, таблицы, схемы, анимации), но у меня, как у пользователя возникали проблема просмотра некоторых материалов предложенных пользователям . Хотелось бы, чтобы интерактивные презентации открывались сразу без сохранения и «в нужном» формате, так как не все учителя могут изменить формат и просмотреть интересующий материал.

2.2. «КМ-Школа» компании «Кирилл и Мефодий» (km-school.ru/) предлагает учителю физики наборы цифровых образовательных ресурсов, необходимых для организации и проведения учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий:

На этом сайте можно узнать последние новости и новинки по предмету, получить теоретическую поддержку, например по таким вопросам : «Рекомендации по созданию физических викторин», « Осознанное обучение физике одаренных детей и развитие их самостоятельности», « Освоение курса ядерной физики с исползованием возможностей ИКТ».

На странице КМ-wiki можно найти «Задания ЕГЭ по молекулярной физике», тренинги по различным темам в том числе « Исследовательские задачи на стыках наук», которые способствуют осуществлению предпрофильной подготовки. Здесь можно получить информацию « Современные образовательные технологии в образовании», « Информация образовательных ресурсов, готовые работы учеников», разработки уроков, конкурсы для учителей физики и школьников, творческий конкурс «Учитель - учится»,электронный журнал о программном образовательном продукте, методические разработки, рекомендации по предмету.

- Мультимедиа-уроки. «Уроки Кирилла и Мефодия» составляют основу образовательного комплекса «КМ-Школы». Учитель может использовать готовые уроки или создавать свои собственные, используя наборы тематически организованных слайдов, которые сгруппированы по классам с учетом требования образовательного стандарта.

- Медиатеки. В качестве удобного инструмента, помогающего учителю насытить уроки богатейшим иллюстрированным материалом - от несложных графических иллюстраций до интерактивных анимаций и видеосюжетов с демонстрацией экспериментов, - «КМ-Школа» предлагает полный комплект медиатек «Кирилла и Мефодия» по предметам школьной программы и Универсальную Медиатеку «Кирилла и Мефодия». В «КМ-Школе» представлены следующие типы информационных объектов «Медиатеки», фототграфии, рисунки, анимации. Материалы компании «Кирилла и Мефодия» можно также найти на дисках. Я - как плохой пользователь интернт-ресурсами не смогла посмотреть уроки, так как необходимо введения логина и пароля, которого у меня нет для данных медиаресурсов.

Для меня, как для учителя очень интересным оказался сайт htpp://ru.wikipedia. Здесь я нашла множество проектных работ, статей, обсуждений. Учителям предлагается обсуждение предложенных проектов и дается возможность участи я в корректировке того или иного материала. Если бы я раньше увидела данный ресурс, то возможно мой проект был бы более успешным.

2.3. Цифровые образовательные ресурсы, размещенные на CD- и DVD-дисках. Различные издательства предлагают учителю физики CD- и DVD-диски, которые рекомендуются для сопровождения уроков, составления рефератов, проведения виртуальных экспериментов, интерактивных докладов, мультимедиа-презентаций.

Среди образовательных ресурсов, которые имеются в нашей основной общеобразовательной школе, диски CD : Физика. Библиотека наглядных пособий под редакцией Н.К. Ханнанова (допущено Министерством образования РФ в качестве электронного учебного пособия) , полный курс физики для 7, 8, 9 классов, который включает в себя учебник, тренировочные упражнения, контрольные упражнения под редакцией Н.К. Ханнанова; мультимедийное учебное пособие нового образца для основной школы: Физика. «Просвещение», издание электронной библиотеки, осуществляется в рамках единой целевой программы « Развитие единой образовательной информационной среды», которое включает в себя подробный теоретический материал, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний. Особенности этой программы состоят в том, что содержат около 100 полноэкранных фрагментов с демонстрацией физических процессов и явлений, около 50 анимационных роликов. Демонстрирующих процессы, недоступные непосредственному наблюдению, свод формул курса, недоступные непосредственному наблюдению, таблицы с разнообразной справочной информацией, биографии и портреты ученых- физиков. Дополнительные возможности: статистика результатов выполнения упражнений с выводом на печать, система поиска, создание примечаний и закладок. Выпущено достаточное количество дисков для подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ, но вот дисков для подготовки учащихся 9 классов основной школы к сдаче экзамена в новой форме при проведении ГИА, я пока не видела.

Таким образом, наборы цифровых образовательных ресурсов, размещенные в сети Интернет и на CD- и DVD-дисках, предоставляют учителю возможность использования готовых материалов для оптимизации процесса физического образования и создания авторских методических материалов к уроку. Эти материалы будут полезны учащимся при выполнении домашних заданий, подготовке выступлений, докладов, рефератов и при проведении исследовательских работ, создании творческих проектов, выполнении виртуальных лабораторных работ, решении задач, в том числе и экспериментальных.


3. Методические рекомендации по использованию различных типов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании физики.

Для успешной реализации целей образования школьников по физике на современном этапе большое значение приобретает применение различных типов цифровых образовательных ресурсов. Современный учитель физики располагает следующей ресурсной базой обеспечения учебного процесса:

  • фотоизображения;

  • аудиоматериалы;

  • видеоматериалы;

  • лабораторные работы;

  • интерактивные тренажеры, компьютерные тесты;

  • цифровые спрвочники; энциклопедии; интернет-ресурсы.

Постоянное количественное увеличение ЦОРов требует от учителя, во-первых, умения критически их оценивать, адекватно определять уровень качества включенных в них материалов, способов их обработки и предъявления; во-вторых, организовывать взаимодействие ученика с данными информационными ресурсами; в-третьих, самостоятельно разрабатывать методику применения этих ресурсов в конкретных педагогических условиях школы и класса на основе общих рекомендаций по использованию ЦОР в преподавании предмета. ЦОР рассчитаны на использование в классно-урочной системе обучения современной школы с ее ориентацией на дифференциацию и индивидуализацию обучения, на включение элементов модульного подхода к организации учебного процесса, проектного метода обучения. Предложим некоторые рекомендации по использованию отдельных типов ЦОР в преподавании физики.

3.1. Фотоизображения (портреты и фотографии ученых-физиков; физические приборов, опытные установки, явления и физические процессы, происходящие, как в природе, так и в физической лаборатории и др.).

Ученики должны знать не только сущность процесса, но и историю становления того или иного открытия. Фотографии ученых, которые проводят исторически значимые опыты, позволят учащимся наиболее полно осознать величие открытия и оценить огромный вклад человека в развитие цивилизации. Это является неотъемлемой частью образовательного процесса, так как одна из задач обучения физике состоит в том, что у учащихся должно быть сформировано уважение к творцам науки и техники, отношение к физике, как к элементу общечеловеческой культуры.

Одной из основополагающих задач обучения физике является обучение учащихся уметь объяснять принципы действия важнейших технических устройств. Для того, чтобы проще понять, то или иное физическое устройство необходимо наглядно представить, как оно выглядит.

Так например, при изучении темы « Ядерная энергетика», учащимся будет интересно увидеть, как выглядит атомная бомба или ядерный реактор.

Публикация Использование различных типов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании физики Публикация Использование различных типов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании физики

При изучении темы « Способы изменения внутренней энергии», не только услышат, но и увидят дом с крышей, изготовленной из солнечных батарей, а также зеркала солнечной станции.

Публикация Использование различных типов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании физики
Публикация Использование различных типов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании физики

Основная цель обучения физике - формирование у учащихся физической картины мира. Порой бывает невозможно увидеть тот или иной изучаемый объект. И тут на помощь снова приходят фотографии. Так, например, все знают, что нельзя увидеть звуковую волну. Однако современные методы физики позволяют получить фотографию распространяющейся звуковой волны.

Публикация Использование различных типов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании физики

Таким образом, мы видим, что фотоизображения, применяемые на уроках физики, способствуют развитию познавательных интересов школьников, а также помогают решить основные задачи, которые стоят на современном этапе преподавания физике.

3.2. Аудиозаписи

Аудиозаписи находят широкое применение для озвучивания основных законов, чтения формул, что способствует включению в деятельность не только зрительных, но и слуховых анализаторов. Четкий голос, правильно поставленная речь аудиозаписи позволяют учащимся развивать монологическую речь, учат грамотно выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника.

3.3. Видеоизображения

Видеоизображения позволяют учащимся посмотреть видеофрагменты с демонстрацией физических процессов и явлений, пронаблюдать процессы, недоступные непосредственному наблюдению.

Спектр видеоизображений очень широк. Существует множество видеофрагментов по всем темам курса физики. Перечислю некоторые из них.

Видеофрагменты по механике, демонстрирующие колебательное движение, закон сохранения энергии, движение тележек при изучении закона сохранения импульса и другие. При изучении молекулярной физики: китайский гусь, опыты, демонстрирующие способы изменения внутренней энергии, кипение жидкости при пониженном давлении...

При изучении электродинамики: опыты проводимости электрического тока в различных средах, изучение закона Ома...

Видеоизображения позволяют учащимся овладевать основными знаниями по предмету.

3.4. Текстовые материалы (справочники, содержащие основные формулы курса, таблицы с разнообразной справочной информацией, опорные конспекты, биографии ученых-физиков, тексты учебных курсов).

Большие возможности дает использование полных курсов физики. Их можно использовать для самостоятельного изучения теоретического материала, отбирать информацию для сообщений, написания рефератов, перерабатывть информацию в различных формах ( символьной, табличной, с помощью графиков), составления опорных конспектов, планов ответа и т.д.

Интернет - библиотеки, CD- и DVD-диски, включающие текстовые компоненты, позволяют значительно расширить возможности школьной библиотеки. Широкий спектр учебной литературы по физике позволяет изучать материал с помощью компьютера. Учителю можно выстроить свою собственную методику преподавания предмета, показать ученикам историю развития физики, рассмотреть теоретический материал по всем разделам от произведений. Доступность цифровых текстовых материалов позволяет активно использовать их для проведения интегрированных уроков (физика, астрономия, химия, география, биология).

Одним из эффективных способов анализа текста на уроке физики является сопоставление изучаемого материала по различным источникам. С помощью этого вида ЦОР учитель организует исследовательскую деятельность: предлагает сравнить формулировки определений, записи законов, вывода формул, примеров явлений, научных взглядов ученых на один и тот же вопрос. Можно переработать материал и представить его с помощью таблиц, опорных конспектов, блок-схем, простого и сложного плана.

Таким образом, перечисленные средства наглядности способствуют обогащению, визуализации учебного процесса, позволяют активизировать не только логическое мышление, но и разнообразить виды деятельности, соответствующие требованиям нашего времени. Рассмотренные виды ЦОР найдут применение, как в классной, так и в домашней работе по физике на всех этапах изучения материала. Кроме того, наглядные пособия на электронных носителях могут быть использованы учениками для создания собственных компьютерных презентаций по индивидуальным темам исследований.. Следует отметить, что обращение к такого рода ресурсам предполагает, прежде всего, оценку корректности и научности предоставляемой информации.

3.5. Интерактивные тренажеры, компьютерные тесты. Несмотря на то, что целью изучения каждой темы курса в школе является прочтение материала и его интерпретация каждым учеником, способствующие образовательно-воспитательному воздействию на развитие школьника и его ценностные ориентации, в процессе изучения физики учащиеся осваивают широкий круг теоретического, исторического, библиографических и др. знаний. Для закрепления и проверки этих знаний могут широко применяться тренажеры и итоговые тесты - интерактивные формы работы на компьютере.

На этапе выявления первоначального восприятия материала важно выяснить, насколько учащиеся заинтересованы и могут ли выполнить требования, предъявляемые стандартами образования по предмету. Важно также пробудить в учениках потребность в оценке своих знаний, умений и навыков , создать "установку" на анализ изученного материала. Помощь в этом учителю окажут интерактивные тесты-тренажеры на усвоение минимума содержания (распределительные, соотносительные, выборочные). Учитель может использовать в своей практике готовые тесты или создавать сам тесты на знание материала, классифицированные по параметру сложности ( в соответствии с требованиями подготовки к экзаменам в новой форме: задания трех уровней).

На этапе закрепления знаний используются различные тренажеры, в которых предусмотрено показать ошибку, показать сноску на возврат учащегося к тому разделу, где рассматривается теоретический материал или разобран образец выполнения задания с которым не справился ученик. Разные типы тренажеров предполагают составление таблиц физических величин, построения графиков зависимости одной величины от другой , схем и таблиц по теории, планов действий в ходе выполнения виртуальных лабораторных работ, решения физических задач по алгоритму.

Учитель на заключительных занятиях может использовать или создать собственные проверочные тесты на выявление знаний по физике , использовать текстовые материалы, в которых подводятся итоги изучения темы. Итоговые тесты- контроли не показываю учащимся ошибки в процессе выполнения работы, дают оценку деятельности и показывают сводную ведомость достижений учащихся с указанием времени выполнения каждого задания, общей оценкой работы( по шкале 100%- при условии соблюдения временных рамок и правильности выполнения всех заданий).Тесты-тренажеры и проверочные тесты расширяют возможности быстрой и эффективной проверки знаний школьников и помогают выполнить анализ ошибок по результатам выполненной работы.

3.6. Цифровые справочники и словари; энциклопедии. Информационные источники сложной структуры используются как справочный материал для учителя и учащихся на всех этапах учебного процесса и для организации внеклассной деятельности по предмету. Они помогут быстро найти интересующую их формулу или определение, краткую справку о физическом явлении, найти даты жизнедеятельности ученых, изобретения, открытия , составить хронологическую справку.

3.7. Использование в педагогической практике различных типов ЦОР. Как правило, в своей практике учитель не ограничивается использованием одного вида ЦОР.

search.msn.com Live Search представляет много интересной и полезной информации для учителей физики. Здесь можно найти информацию для преподавателей, решения задач, весь курс физики, учебники по физике 7-9 класс, стандарты образования по физике, газету «Физика», Вики-новости, требования к оснащению школьного процесса, экзаменационные билеты, задания ЕГЭ и решения заданий, Примерные программы среднего(полного) образования, словари, рефераты, образовательные порталы «Физика рядом», «Физика вокруг нас».

nova.rambler.ru предлагает следующий материал: «Физика в школе. Олимпиады и другая полезная информация.», « Физика от А до Я», « Репетиторы по физике. ЕГЭ по физике», сайт для преподавателей физики, учащихся и их родителей, материал по инновациям , содержащий теоретический и практический материал. Здесь можно найти формулы по физике, шпаргалки, задачи, решения задач, доклады, справочники, рефераты.

blogs.mail.ru представляет различную информацию, например об оснащении и требованиях к кабинету физики, предлагает информацию по проведению недели физики.

Использование ЦОР в процессе преподавания физики уместно на всех этапах деятельности: от целеполагания (совместного, осознанного) до обобщения (повторение, структурирование - презентация); как групповой (учитель - ученики, учитель - родители), так и собственно учительской. Многопланов спектр целей использования ЦОР и создания новых: технологичность и функциональность; комплексное воздействие на стадии презентации-восприятия; виртуальная сопричастность личностным ценностям (на основе собственных видео-фотоматериалов); воспроизводимость (банк, виртуальный каталог). Таким образом, наборы ЦОР могут найти достаточно широкое применение при изучении физики в школе, модернизировать и оптимизировать процесс физического образования школьников в русле современных технологий обучения.

4. Способы организации деятельности с Интернет-ресурсами в процессе преподавания физики.

Интернет-ресурсы в школьном образовании по физике могут быть использованы в нескольких направлениях:

4.1. Поиск необходимой информации образовательного характера:

Поисковые системы:

  • yandex.ru Яндекс.ру

  • google.com Google

  • search.msn.com Live Search

  • ru.search.yahoo.com Yahoo

  • nova.rambler.ru Rambler

и другие.

Использование поисковых машин поможет учащимся найти необходимую информацию для учебной деятельности по предмету: фотоизображений (портреты и фотографии ученых - физиков, изображения опытных установок, фотографий явлений, лабораторий, достижений технического прогресса и др.); аудиозаписи (голоса ученых, звукового сопровождения того или иного явления, комментарии , формулировки определений, др.); видеоизображения (ролики, демонстрирующие процессы, недоступные непосредственному наблюдению, видеофрагменты с показом демонстраций физических процессов и явлений и др.); тексты с подробным изложением теоретического материала, а также справочники, содержащие основной материал курса физики. Весь материал удобно использовать для проведения самостоятельной деятельности учащихся: написания реферата, выполнения проектных заданий, лабораторных работ, решения задач и пр.). Поисковые системы окажут помощь в нахождении информационных источников сложной структуры (цифровые словари по физике; энциклопедии и др.).

4.2. Систематизация собранного материала и размещение собственных образовательных продуктов в сети Интернет:

Средства для хранения закладок1:

  • bobrdobr.ru - БобрДобр (русский интерфейс)

  • Del.icio.us - Делишес (английский интерфейс)

Мне очень понравились мультипликационные ролики в английском интерфейсе Делишес. В нем предоставлены материалы к урокам по различным темам. Я остановилась на темах механическое движение и тепловые явления. Мультипликационный герой выполняет действия и рядом высвечиваются необходимые соотношения (формулы), которым подчиняется происходящий процесс. Необходимые материалы открываются просто, не требуют дополнительных знаний пользователя, единственный недостаток, материалы размещены на английском языке.

  • rumarkz.ru/ - Румарк (русский интерфейс)

  • utx.ambience.ru/ - Цветные полоски (русский интерфейс)

В эти образовательные цифровые ресурсы мне войти не удалось, так как выдавалась надпись «заблокировано фильтром».

Найденные в сети ресурсы можно отметить ключевым словом - тегом, сделать на них закладку и разместить на одном из предложенных средств для хранения закладок, которые позволяют классифицировать различные записи. В качестве учебного задания учащиеся могут составить аннотацию своей коллекции закладок по определенной теме, обменяться интересными находками.

Социальные сетевые сервисы для хранения мультимедийных ресурсов:

  • фотосервисы:

    • Flickr.com - Фликр (английский интерфейс)

    • panoramio.com/ - Панорамио (многоязычный интерфейс)

    • picasaweb.google.com/ - Пикаса (многоязычный интерфейс)

    • foto.mail.ru/ - Фотоархив на Мейл.ру (русский интерфейс)

    • fotodia.ru/ - Фотодия (русский интерфейс)

    • kalyamalya.ru - КаляМаля (русский интерфейс)

  • видеосевисы:

    • youtube.com - Ютьюб (английский интерфейс)

    • rutube.ru -Рутьюб (русскоязычный интерфейс)

    • video.mail.ru/ - Видео@mail.ru (русскоязычный интерфейс)

    • vision.rambler.ru/ - Rambler Vision (русскоязычный интерфейс)

  • аудиосервисы:

    • rpod.ru/

    • studio.odeo.com/

Предложенные сервисы могут быть использованы для размещения продуктов самостоятельной и коллективной учебной деятельности школьников по физике(рефератов, проектам, буклетам и пр.), а также для поиска необходимых учебных материалов.

Сетевые дневники, блоги:

  • Livejournal.ru - Живой журнал ЖЖ

  • Liveinternet.ru - Живой Интернет

  • blogs.mail.ru - Блоги на Мэйл.ру

Сетевой дневник может служить открытой или закрытой средой для организации учебных дискуссий по той или иной теме, площадкой для осуществления рефлексивной деятельности в процессе выполнения учебных заданий, например, в рамках проекта по литературе. Сетевой дневник (блог) учитель может использовать как площадку для организации обучения школьников по основным и дополнительным курсам.

4.3. Организация продуктивного общения и совместной деятельности образовательного характера в сети Интернет

Сервисы для общения и сотрудничества в сети:

электронная почта;

среда wiki-wiki (ВикиВики);

документы совместного редактирования материалов, например, docs.google.com/

Реализация деятельностного подхода в преподавании физики в школе на современном этапе предполагает активное включение учащихся в проектную деятельность. С помощью ВикиВики возможно организовать проведение тренинга, семинара, интерактивной лекции, дистанционного курса. В этом случае ведущий тренинга заранее размещает тексты заданий и ссылки на дополнительный материалы. Обучающиеся выполняют задания, фиксируют свою деятельность. Ведущий занятие полностью контролирует деятельность учащихся, имеет возможность исправить ошибки, оставить комментарии, которые немедленно будут видны обучающимся.

Сочетание использования в учебном процессе названных выше сервисов может помочь учителю в проведении сетевых конкурсов, интеллектуальных марафонов, олимпиад и др. по физике с использованием вики-среды. Например, на региональном образовательном сайте Владимирской области «Wiki-Владимир»


5. Развитие ключевых и предметных компетентностей учащихся через различные формы и методы использования ЦОР в школьном образовании.

5.1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновлённого содержания общего образования будут положены "ключевые компетентности". В структуре ключевых компетентностей представлены:

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);

- компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);

- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Активное использование современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий призвано обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, включая:

• фундаментальность общеобразовательной подготовки;

• способность учиться;

• коммуникабельность, умение работать в коллективе;

• способность самостоятельно мыслить и действовать;

• способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.

5.2. Предметные компетенции в образовательном стандарте основного общего образования по физике представлены в виде Требований к уровню подготовки выпускников. Предполагается, что в результате изучения физики у выпускника основной школы должны быть сформированы основы содержания физики , как учебного предмета составляющие которого:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного познания: исследования явлений, проведение наблюдений, планирование и проведение физического эксперимента, обработка результатов измерений и представление их в различной форме(словесной, табличной, с помощью графика и формулы), обнаруживать зависимости между величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять полученные знания на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, оттискивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

На ступени основного общего образования продолжается работа по реализации межпредметных связей, которая направлена на формирование следующих принципов обучения:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности , постановки целей, планирования. Самоконтроля и оценки результатов деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами. Овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

  • формирование умений воспринимать и перерабатывать информацию в различных формах;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска. Анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи. Умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать точку зрения. Признавать право другого человека на свое мнение;

  • овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнение различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, умение вести дискуссию.

Все выше сказанное направлено на реализацию личностно ориентированного подхода, результатами которого являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность и возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники. Отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения

5.3. Способность учиться. Как писал К.Д. Ушинский « Если даже предположить, что ученик поймет мысль, объясненную ему учителем, то и в этом случае мысль эта никогда не уляжется в голове его так прочно и сознательно, никогда не сделается такою полною собственностью ученика, как тогда, когда он сам ее выработает...» Это возможно только тогда, когда мы разовьем в ученике способность учиться.

Федеральный компонент образовательных стандартов и программ по физике, как на базовом, так и на профильном уровне предполагает повышения уровня информационной компетентности учащихся. Систематическое обращение к Интернет-ресурсам за информацией способствует развитию умения работать с различными типами информации, создавать презентации, творческие проекты, формирует культуру самообразования и коммуникативную компетентность. Цифровые образовательные ресурсы могут быть рекомендованы школьникам для использования при выполнении домашних заданий. При наличии соответствующих программных средств учащиеся, используя ЦОРы, могут создавать, компоновать различные виды деятельности, информационно-справочные подборки и т.п.

Проектная деятельность дает возможность формировать у учащихся умение работать с различными видами цифровых образовательных ресурсов. В ходе выполнения проектной деятельности учащиеся учатся сравнивать информацию, полученную с помощью различных источников, что приводит к формированию таких мыслительных действий, как анализ и синтез. Именно эти операции лежат в основе сравнения. Ученики находят общее в заданных предметах или явлениях, усваивают новые законы, мировоззренческие идеи. Они развивают навыки вычленения наиболее важных моментов, сходств или отличий, устанавливают взаимосвязь между ними, формулируют общие выводы. Приобретенные умения и навыки в дальнейшем будут способствовать дальнейшему самообразованию.

5.4 Коммуникабельность, умение работать в коллективе;

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, диалог, выражать свои мысли, выслушивать собеседника, понимая его точку зрения, признавая его право на ошибку.

Формированию названных компетенций в значительной степени способствует организация проектной деятельности по предмету, в том числе и в сети Интернет (см. п. 4.3). При условии сформированности общеучебных и интеллектуальных умений и навыков у учащихся возникнет необходимость поделиться полученными знаниями с другими учащимися. И здесь коммуникабельность и умение работать в коллективе будут иметь не последнюю роль. Учитель должен помочь сформировать и развить такое умение, как доказательство, состоящее из трех звеньев: тезис-аргумент-обоснование. Но кроме этого научить быть толерантными. При этом нужно помнить, что у аппонента может быть другая точка зрения, к которой нужно обязательно прислушиваться. Метод проектов способствует позволит сформировать компетентность в сфере общения, разовьет коммуникативные умения докладывть о результатах своего исследования. Учавствовать в дискуссиях, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать различные источники информации, в том числе и ЦОРы.

5.5. Способность самостоятельно мыслить и действовать - одна из ведущих качеств личности. Убежденность в возможности самостоятельного познания природы, необходимость разумного использования достижений науки и новых технологий для дальнейшего развития общества обязательно приведет учителя и учеников к использованию ЦОР, что будет способствовать развитию самостоятельности при изучении нового материала, закреплении знаний, умений и навыков, самопроверке. Это возможно при использование электронных учебников, таблиц, схем, демонстраций, образовательных сайтов в сети Интернет.

Самостоятельно полученные знания помогут овладеть стандартами образования по физике. Ученик может самостоятельно наблюдать за опытом, устанавливать зависимость физических величин, получать информацию о жизнедеятельности ученых, проводить лабораторную работу, проводить тренинг по решению задач не только с помощью учебника, но и с помощью разнообразной информации ЦОР ресурсов. ЦОР помогают формированию не только знаний, умений и навыков по предмету, но и способствуют саморазвитию и самореализации учащихся. Развивают их креативность.

Использование ИКТ создает условия для новых видов самостоятельной работы школьников: компьютерных презентаций по темам школьной программы, написания рефератов, выполнение проектов как информационного, так исследовательского характера.

5.6. Способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки;

Использование ИКТ открывает новые возможности для работы по всем перечисленным направлениям при изучении физики, позволяет решать проблемы образования по предмету.

Таким образом, появление и внедрение в школьную практику преподавания физики новых компьютерных технологий неизбежно влечет за собой следующие изменения:

  • расширяется источниковая база преподавания физики, так как учитель и учащиеся получают доступ к ранее недоступным для них материалам;

  • учитель получает возможность самостоятельно формировать необходимые для преподавания физики базы данных, включающие в себя разного рода материалы:слайды, видеоролики, таблицы, схемы, тестовые задания.

  • использование компьютерных технологий резко повышает динамику преподавания физики и меняет характер учебной деятельности учителя и учащихся;

  • использование компьютерных технологий и цифровых ресурсов при изучении физики предполагает освоение учителем новых информационных компетентностей, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;

  • использование компьютерных технологий и цифровых ресурсов способствует активизации деятельности учащегося и влияет на повышение образовательного уровня по предмету

  • использование компьютерных технологий и цифровых ресурсов влияет на совершенствование методики преподавания физики;

  • использование компьютерных технологий и цифровых ресурсов способствует индивидуализации образования по предмету, что согласуется с программными установками профильной школы.

Таким образом, ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя физики, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, ИКТ помогают решить (постепенно и органично, в реальном процессе) вопросы формирования ключевых и предметных компетенций, создавая условия успешной социализации выпускников.

1

© 2010-2022