Обобщающий урок по физике на тему Агрегатные состояния вещества

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по теме

«Изменение агрегатных состояний вещества» в 8 классе.

Автор: Лунина Людмила Алексеевна, учитель физики

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Брянска.

Цель урока: оценить уровень знаний учащихся по данной теме, подготовить учащихся к контрольной работе.

  • Образовательные задачи: обобщить и систематизировать знания по теме «Изменение агрегатного состояния вещества», продолжить учить решать задачи по данной теме, учить применять знания на практике.

  • Развивающие задачи: развитие логического мышления учащихся, расширение понятийного аппарата учащихся, формирование представления об изменении внутренней энергии вещества при переходе из одного агрегатного состояния в другое, формирование умений анализировать информацию и представлять её в виде таблицы.

  • Воспитательные задачи: формирование умения культуры общения (внимательно слушать друг друга, анализировать услышанное), умения работать коллективно и в парах.

Планируемые результаты:

  • Усвоение учебного материала по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

  • Развитие способности учеников работать самостоятельно, обобщая полученную информацию и свои знания.

  • Использование полученных знаний для решения практической задачи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, карточки для игры «Домино», карточки-задания для практической работы, термометры, стакан с водой, кусочек марли, психрометрическая таблица, учебник физики (для работы с таблицами).

Тип урока: обобщение учебного материала с использованием дифференцированных заданий.

План урока:

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

2. Актуализация полученных ранее знаний для обеспечения продуктивной деятельности учащихся при обобщении и систематизации знаний. (Игра «Домино»).

3. Организация повторения материала темы, используя мультимедийную презентацию.

4. Организация практической деятельности учащихся. (Работа в парах, измерение относительной влажности воздуха).

5. Организация осмысления учащимися изученной темы. Самостоятельная индивидуальная работа: заполнение обобщающей таблицы.

6. Организация деятельности учащихся по закреплению умения решать качественные и расчетные задачи.

7. Итог урока (достижение цели урока, оценивания работы учащихся).

8. Домашнее задание.

9. Рефлексия (на экране разные цвета).

Ход урока.

1.Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

На столах у учащихся лежат карточки для игры «Домино», таблица для дальнейшего заполнения (для каждого учащегося), термометр, стакан с водой, кусочек марли, инструкция по выполнению практической работы в парах.

Раздаточный материал. Карточки для игры «Домино» для каждого ученика одна:

Относительной влажностью воздуха φ называют отно­шение абсолютной влажности воздуха ρ к плотности ρо насыщенного водяного пара при той же температуре, вы­раженной в процентах.

Относительную влажность воздуха можно определить по формуле Обобщающий урок по физике на тему Агрегатные состояния вещества

1.Какие физические явления называют тепловыми?

Явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел, с изме­нением температуры, называются …..

Что характе­ризует температура?

Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо сообщить кристаллическому телу массой 1 кг, чтобы при температуре плавления полностью перевести его в жидкое состояние, называется …… .

Какой буквой обозначается удельная теплота плавления? В каких единицах измеряется?

……… - физическая величина, характеризующая степень нагретости тел.

Какое движение называется тепловым?

Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, …….. .

Что называют внутренней энергией тела?

Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называю ……. .

Что называют количеством теплоты?

Энергия, которую получает или теряет тело при теп­лопередаче, называется ……… .

Что называется удельной теплоемкостью тела?

Физическая величина, численно равная количеству теп­лоты, которое необходимо передать телу массой 1 кг для того, чтобы его температура изменилась на 1оС , называ­ется ……..

Какой буквой обозначается удельная теплоемкость вещества и в каких единицах она измеряется?

………… обозначается буквой С и измеряется в Дж/кг • ОС

Назовите формулу для расчета количества теплоты при нагревании тела.

Чтобы рассчитать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении, следует удельную теплоемкость умножить на массу тела и на разность между конечной и начальной температурами.

Q= c m(t2-t1)

В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?

Переход вещества из твердого состояния в жидкое на­зывают ……...

Какой процесс называют отвердеванием?

Одно и тоже вещество может находиться в …. агрегатных состояниях: ….., …….., ………..

Какой процесс называют плавлением?

Переход вещества из жидкого состояния в твердое на­зывают ………….. .

Как называют температуру, при которой вещество плавится и отвердевает?

Температуру, при которой вещество плавится, назы­вают температурой ……… вещества, а отвердевает (кристаллизуется), называют температурой ……. или …….. Вещества отвердевают и плавятся при ……….температуре.

Что называют удельной теплотой плавления?

Удельную теплоту ……. обозначают λ (греч. буква «лямб­да»).

Ее единица - 1 Дж/ кг

Как можно вычислить количество теплоты Q, необходимое для плавления кристаллического тела?

Чтобы вычислить количество теплоты Q, необходимое для ……. кристаллического тела массой т, взятого при его температуре ……. и нормальном атмосферном давлении, нужно удельную теплоту плавления λ умножить на массу тела т: Q = λт.

Какое явление называется парообразованием?

Явление превращения жидкости в пар называется ………….

Какое явление называется конденсацией?

Явление превращения пара в жидкость называется………..

Какой процесс называется испарением?

Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется ……….

Что такое кипение?

……… - это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему ……. жидкости при …….. температуре.

Как называют температуру, при которой кипит жидкость? От чего она зависит для одной и той же жидкости?

Температуру, при которой жидкость кипит, называют ………. . Температура кипения зависит от …. …………..

Что такое удельная теплота парообразования?

Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо сообщить чтобы обратить жидкость массой 1 кг в …., без изменения температуры, называется ………. . L- Дж\кг

Как можно вычислить количество теплоты Q, необходимое для превращения в пар жидкость?

Чтобы вычислить количество теплоты Q, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы т, взятой при его температуре кипения и нормальном атмосферном давлении, нужно ……. L умножить на ……… т: Q = Lт.

Что называется относительной влажностью воздуха?


Таблица для каждого ученика:

Переход их одного агрегатного состояния в другое

твердое →жидкое

жидкое→ твердое

жидкое - газообразное

газообразное - жидкое

Какой процесс


Что происходит с внутренней энергией U


Формула





Инструкция для выполнения практической работы на парту одна:

Определите влажность воздуха в классе.

  1. Измерьте температуру воздуха в классе tсух.=

  2. Измерьте температуру воды в стакане t =

  3. Почему температура воды ниже, чем температура воздуха? _____________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Оберните резервуар термометра кусочком влажной марли и держите некоторое время «влажный» термометр в воздухе. Следите за показанием термометра. Как только показание термометра перестанет меняться запишите его tвлаж.=

  5. Определите разность показаний Δt= tсух.- tвлаж=

  6. По психрометрической таблице определите относительную влажность воздуха.

φ=

Учитель. Здравствуйте, сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему «Изменение агрегатных состояний вещества». (Слайд №1)

Основная цель урока: подготовка к контрольной работе. Дети, а какие цели вы хотели бы поставить перед собой на данном уроке и чего бы вы хотели достичь, или узнать нового.

Выслушиваются высказывания детей, акцентируются общие задачи и цели.

Для решения всех задач, которые мы поставили перед собой, необходимо активно и сосредоточенно работать. По ходу урока каждый из вас должен заполнить таблицу, которая у вас на столах. (Слайд №3). Она будет нужна вам при подготовке к контрольной работе.

2. Актуализация полученных ранее знаний.

А начнем мы с игры «Домино», которая поможет нам повторить необходимые определения, формулы, понятия.

Проводится игра «Домино»

3. Организация повторения материала темы, используя мультимедийную презентацию.

Вопросы:

1. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество? (Слайд №4) 2. Чем определяется то или иное агрегат­ное состояние вещества?

3. Какой процесс изображен на экране? (Слайд №5) Что можно сказать о температуре плавления вещества? При плавлении к веществу подводят энергию, почему же температура остается постоянной? Что происходит с внутренней энергии вещества при плавлении?

4. Какой процесс вы видите на экране? (Слайд №6). Какой процесс называют отвердеванием? 5. Что можно сказать о температуре, при которой вещество плавится и отвердевает? Что происходит с внутренней энергией вещества при кристаллизации? Куда идет энергия?

5. (Слайд №7) Какой процесс вы видите на экране? Назовите способы парообразования. (Слайды №8 и №9). В чем отличие испарения и кипения друг от друга?

6. (Слайд №10). Что можно сказать о температуре кипения вещества? При кипении к веществу подводят энергию, почему же температура остается постоянной? Что происходит с внутренней энергии вещества при кипении?

7. (Слайды №11, 12, 13). Вы видите красивые природные явления. Каким физическим процессом можно назвать эти явления?

8. (Слайд №14)- Что происходит с внутренней энергией вещества при конденсации?

4. Организация практической деятельности учащихся. (Работа в парах, измерение относительной влажности воздуха).

Мы знаем, что окружающий нас атмосферный воздух вследствие непрерывного испарения воды с поверхности водоемов и растительных покровов всегда содержит в себе водяные пары и воздух бывает различной степени влажности. Предлагаю вам определить относительную влажность воздуха в классе. Кроме того, пока вы ожидаете изменение показания термометра, предлагаю вам до конца заполнить таблицу, которую вы заполняете по ходу урока.

5. Организация осмысления учащимися изученной темы. Самостоятельная индивидуальная работа: заполнение обобщающей таблицы.

После работы слайд №15, 16.(Ответы детей на вопросы в практической работе и проверка таблицы).

Вопрос: Что необходимо, чтобы вещество перешло из одного агрегатного состояния в другое? Как определить количество теплоты при нагревании или охлаждении вещества? Что происходить с внутренней энергией вещества, при его нагревании или охлаждении? (Слайд 17).

6. Организация деятельности учащихся по закреплению умения решать качественные и расчетные задачи.

(Слайд №18) - Объясните, какие процесс вы видите на картинке?

(Слайд №19). Вопросы: 1. Большой сосуд с водой, помещенный в погреб предохраняет овощи от замерзания. Почему? 2. Из чайника налили чай в стакан с сахаром и в стакан без сахара. Почему чай в первом стакане будет холоднее?

(Слайд №20) Лови ошибку.

Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг её морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

А в мире поубавилось тепла.

(Слайд №21) Решить задачу.

Обобщающий урок по физике на тему Агрегатные состояния вещества

Какой процесс изображает график - плавление или отвердевание - и какого вещества? Какие процессы характеризуют части графика АВ, ВС, CD?

Поглощает или выделяет тепло данное вещество.

Определите количество теплоты, выделившееся при процессе на участке СD, если масса вещества 500г.

Решение:

НОбобщающий урок по физике на тему Агрегатные состояния веществаа графике изображен процесс отвердевания. Вещество - олово. АВ - охлаждение жидкого олова, ВС - отвердевание, СD - охлаждение твердого олова. Данный процесс сопровождается выделением энергии.

Обобщающий урок по физике на тему Агрегатные состояния вещества

Q-?Дано: m=0,5 кг, λ=0,59·105 Дж/кг. Q= -λm, Q=- 29500Дж.

7. Итог урока (достижение цели урока, оценивания работы учащихся).

8. Домашнее задание.

Повторить §12-20 (определения, формулы)

Решить задачи Лукашик № 1116 , 1121.

Задание 4 на стр.51

9. Рефлексия. Учитель: выберите тот цвет, который соответствует вашим ощущениям, и постарайтесь объяснить, почему вы его выбрали. Как вам работалось, достигли ли вы тех целей, которые вы перед собой ставили?

Урок окончен.

© 2010-2022