Рабочая программа по физике 11 класс

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Пояснительная записка

Рабочая программа по физике 11 класса УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. для базового уровня составлена на основе:

-Базисного учебного плана образовательных школ Российской Федерации (Приказ Мин. образования РФ от 9.03.2004)

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Мин. Образования РФ от 5.03.2004)

-Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

- Авторской программы Генденштейна Л.Э и Дика Ю.И.

Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплектом:

  • Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик. Физика: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2009. - 352 с.

  • Физика. 11 класс: рабочие программы по учебнику Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик. «Физика. 11 класс» / авт.-сост. В.А.Попова - Москва: Издательство «Глобкс», 2009. - 248 с.

  • Универсальные поурочные разработки по физике: 11 класс/ Волков В.А.. - М.: «ВАКО», 2007. - 400с.

Место предмета в учебном плане.

Федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования (68 часов в 11 классе из расчёта 2 ч в неделю.)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:


  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:


  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать неизвестные ещё явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Курс физики 11 класса структурирован на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, термодинамика.

Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цели изучения физики.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.









Содержание программы 11класс (68 часов; 2 ч в неделю)

Электродинамика (37 ч)

  1. Закон постоянного тока (12ч)

Электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Действия электрического тока.

Электрическое сопротивление закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Измерения силы тока и напряжения.

Работа тока и закон Джоуля -Ленца. Мощность тока.

ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Передача энергии в электрической цепи.

  1. Магнитные взаимодействия (5 ч)

Взаимодействие магнитов. Взаимодействие проводников с токами и магнитами. Взаимодействие проводников с токами. Связь между электрическим и магнитным взаимодействием. Гипотеза Ампера.

Магнитное поле. Магнитная индукция. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущиеся заряженные частицы.

Демонстрации.

Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Магнитная запись звука.

Лабораторные работы.

1.Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

2. Наблюдение действия магнитного поляна проводник с током.

3. Электромагнитное поле (10 ч)

Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Производство, передача и потребление электроэнергии. Генератор переменного тока. Альтернативные источники энергии. Трансформаторы.

Электромагнитные волны. Теория Максвелла. Опыты Герца. Давление света.

Передача информации с помощью электромагнитных волн. Изобретение радио и принципы радиосвязи. Генерирование и излучение радиоволн. Перспективы электронных средств.

Демонстрации.

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Генератор переменного тока.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Лабораторные работы

3.Изучение явления электромагнитной индукции.

4. Изучение устройства и работы трансформатора.

4.Оптика (12 ч)

Природа света. Развитие представлений о природе света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света.

Линзы. Построение изображений в линзах. Глаз и оптические приборы.

Световые волны. Интерференция света. Дифракция света. Соотношение между волновой и геометрической оптикой.

Дисперсия света. Окраска предметов. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение.

Демонстрации

Интерференция света.

Дифракция света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Поляризация света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

Оптические приборы.

Лабораторные работы.

5. Определение показателя преломления стекла.

6.Наблюдение интерференции и дифракции света.

Квантовая физика (5 )

Равновесное тепловое излучение. Ультрафиолетовая катастрофа. Гипотеза Планка. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта.

Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Атомные спектры. Спектральный анализ. Энергетические уровни. Лазеры. Спонтанное и вынужденное. Применение лазеров.

Элементы квантовой механики. Корпускулярно-волновой дуализм. Вероятностный характер атомных процессов. Соответствие между классической и квантовой механикой.

Атомное ядро и элементарные частицы (9 ч)

Строение атомного ядра. Ядерные силы.

Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Ядерные реакции. Энергия связи атомных ядер. Реакции синтеза и деления ядер.

Ядерная энергетика. Ядерный реактор. Цепные ядерные реакции. Принцип действия атомной энергетики. Перспективы и проблемы ядерной энергетики. Влияние радиации на живые организмы.

Мир элементарных частиц. Открытие новых частиц. Классификация элементарных частиц. Фундаментальные частицы и фундаментальные взаимодействия.

Демонстрации

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения.

Лазер.

Счетчик ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

7. Наблюдение сплошного и линейчатого спектра.

8. Изучение треков заряженных частиц по фотографиям.

9. Моделирование радиоактивного распада.

Строение и эволюция вселенной (9ч)

7. Солнечная система. (3 ч)

Размеры Солнечной системы. Солнце. Источник энергии Солнца. Строение Солнца.

Природа тел Солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты -гиганты. Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы.

8. Звезды, галактики, Вселенная(6ч)

Разнообразие звёзд. Расстояние до звезд. Светимость и температура звезд. Судьбы звёзд.

Наша Галактика - Млечный путь. Другие галактики.

Происхождение и эволюция Вселенной. Разбегание галактик. Большой разрыв.

Подведение итогов учебного года (1ч)

Подготовка к итоговому тематическому оцениванию (3ч)

Резерв учебного времени (3ч)






Тематическое планирование уроков физики

УМК авт. Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. Физика 11

11 класс

Лабораторные работы

Контрольные работы

1.

Электродинамика

37 часа

5 часов

1 час

1.1

Постоянный электрический ток

12

часов

1. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

2. Измерение элементарного заряда

1.2

Магнитные взаимодействия

5 часов

3. Измерение магнитной индукции

1.3

Электромагнитное поле

10 часов

1.4

Оптика

10 часов

4. Определение показателя преломления стекла

5. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

1. Контрольный урок по теме «Электродинамика»

2.

Квантовая физика. Элементы астрофизики

29 часов

1 час

1 час

2.1

Кванты и атомы

9 часов

2.2

Атомное ядро и элементарные частицы

12 часов

6. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

2. Контрольный урок по теме «Квантовая физика и физика атомного заряда»

2.3

Элементы астрофизики

8 часов

3.

Резерв времени

2 час


















Поурочное планирование по физике, 11 класс, 2 часа в неделю

Учебник Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. «Физика-11»


урока

Тема урока

К-во часов

Л.. р.


Тема 1. Электродинамика (12ч)

1/1

Электрический ток. Сила тока

1

2/2

Определение заряда электрона.

1

3/3

Закон Ома для участка цепи

1

4/4

Последовательное и параллельное соединение проводников

1

5/5

Измерение силы тока и напряжения

1

6/6

Работа силы тока. Закон Джоуля-Ленца

1

7/7

Мощность электрического тока

1

8/8

Закон Ома для полной цепи

1

9/9

Следствия из закона Ома для полной цепи

1

10/10

Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

1

11/11

Обобщающий урок по теме «Законы постоянного тока»

1

12/12

Контрольная работа по теме «Законы постоянного тока»

1


Тема 2.Магнитные взаимодействия (5ч)

13/1

Взаимодействие магнитов и источников

1

14/2

Магнитное поле

1

15/3

Сила ампера и сила Лоренца

1

16/4

Измерение магнитной индукции

1

17/5

Линии магнитной индукции

1


Тема 3.Электромагнитное поле (10ч)

18/1

Электромагнитная индукция

1

19/2

Закон электромагнитной индукции

1

20/3

Правило Ленца

1

21/4

Явление самоиндукции

1

22/5

Производство, передача и потребление энергии

1

23/6

Трансформатор

1

24/7

Электромагнитные волны

1

25/8

Передача информации с помощью электромагнитных волн

1

26/9

Обобщающий урок по темам «Магнитные взаимодействия» «Электромагнитное поле»

1

27/10

Контрольная работа по темам «Магнитные взаимодействия» «Электромагнитное поле»

1


Тема 4.Оптика (12ч)

28/1

Природа света

1

29/2

Законы геометрической оптики

1

30/3

Определение показателя преломления стекла

1

31/4

Линзы

1

32/5

Построение изображений с помощью линз

1

33/6

Глаз и оптические приборы

1

34/7

Световые волны

35/8

Цвет

1

36/9

Интерференция света

1

37/10

Дифракция света

1

38/11

Определение спектральных границ чувствительности глаза

1

39/12

Невидимые лучи

1


Тема 5. Квантовая физика ( 9 )

40/1

Зарождение квантовой теории

1

41/2

Применение фотоэффекта

1

42/3

Строение атома

1

43/4

Теория атома Бора

1

44/5

Атомные спектры

1

45/6

Наблюдения сплошного и линейчатого спектров

1

46/7

Лазеры

1

47/8

Корпускулярно-волновой дуализм

1

49/9

Обобщающий урок

1


Тема 6.Атомное ядро,элементарные частицы (9)

50/1

Атомное ядро

1

51/2

Радиоактивность

1

52/3

Ядерные реакции.

1

53/4

Энергия связи. Дефект масс

1

54/5

Деление ядер урана

1

55/6

Ядерный реактор

1

56/7

Классификация элементарных частиц

1

57/8

Повторение темы «Квантовая физика. Физика атомного ядра»

1

58/9

Контрольная работа по теме «Квантовая физика», «Физика атомного ядра»

1


Тема 7.Строение и эволюция вселенной (8)

59/1

Размеры Солнечной системы

1

60/2

Природа тел Солнечной системы

1

61/3

Солнце и другие Звёзды

1

62/4

Галактики и Вселенная

1

63-65/5-7

Современная научная картина мира.

3

66/8

Обобщающий урок

1

67-68

Итоговое тестирование

1


Итого

68

6






Список литературы


  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования, Москва, 2004.

  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования, базовый уровень , 10-11 классы.

  3. «Физика для базового уровня». Л.Э. Генденштейн, Л.А.Кирик. // «Первое сентября», М., «Просвещение», 2006. № 13.

Издательство «Илекса».

  1. УМК «Физика-10». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ

  2. УМК «Физика -10». Генденштейн и др. Учебник для 10 кл, 2-е издание,

  3. УМК «Физика-10». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ

  4. УМК «Физика-10». Кирик ЛА, . Методические материалы , 2 -е издание

  5. УМК «Физика-10». Кирик ЛА, и др.. Сб.заданий и самостоятельных работ, 2-е издание

  6. УМК «Физика-11». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ

  7. УМК «Физика -11». Генденштейн и др. Учебник для 10 кл, 2-е издание,

  8. УМК «Физика-11». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ

  9. УМК «Физика-11». Кирик ,ЛА, . Методические материалы, 2-е издание

  10. УМК «Физика-11». Кирик ,ЛА, и др.. Сб.заданий и самостоятельных работ, 2-е издание

  11. Кирик Л.А, Физика 9-11: Самостоятельные и контрольные работы,

  12. Кирик Л.А, Физика 9-11: Самостоятельные и контрольные работы,

  13. Кирик Л.А. Астрономия. 11: Разноуровневые самостоятельные работы.











© 2010-2022