Урок - иследование Сообщающиеся сосуды

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Остапенко Жанна Анатольевна

учитель физики

МАОУ «Лицей №102»

г. Железногорска Красноярского края


Урок-исследование по теме «Сообщающиеся сосуды» для 7 класса


Цель: подготовка учащихся, усвоивших условия плавания тел.

Методическая цель: подготовка учащихся, владеющих методами исследовательской работы.

Задачи:

  • продолжить формировать умение учащихся проводить опыты и делать из них выводы;

  • развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

  • воспитание интереса к предмету;

  • знакомство с методами научного познания и их взаимосвязи;

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Технологии:

Здоровьесбережения: менять виды деятельности, при работе создавать условия для подвижности, переноса взгляда.,

Педагогическая технология: технология исследовательской деятельности,

проблемные.

Методы: групповая работа, экспериментальная работа.

Планируемые результаты

Метапредметные:


  • Самостоятельно планировать пути достижения целей исследования: ставить цель, выдвигать гипотезу, проводить эксперимент, делать выводы

  • формирование умения работать в группе, умения докладывать о результатах своего исследования.

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника.

Личностные:

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

  • развитие навыков сотрудничества.

Предметные:

  • понимание и способность объяснять физические явления;

  • развитие умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • формирование владения экспериментальными методами исследования


КОНСПЕКТ УРОКА

  1. В географии все высоты принято отсчитывать от «уровня моря». Королева Анна предлагала отсчитывать их от Средиземного моря, а герцог Бекингем - от Северного. Удастся ли им договориться?


  1. На рисунке изображены сосуды для жидкости. Я полагаю, что среди этих приборов есть лишние. Какие? Почему? Что произойдет, если в них налить воду? Выделите общие признаки.

Урок - иследование Сообщающиеся сосуды


  1. У нас есть два сосуда, соединенные между собой резиновым шлангом. Перекроем шланг зажимом, нальем воду в трубки: в одну побольше, в другую - поменьше. Вода в трубках находится на разных высотах. Что будет, если зажим открыть?

ПУрок - иследование Сообщающиеся сосудыредположим, что в нижней части трубки стоит перегородка ab.

Ответьте на вопросы:

- Одинаковые ли давления оказывают столбики жидкости справа

и слева на перегородку?

- От чего зависит давление на нее?

- Будет ли в равновесии перегородка, если давления справа и

слева неодинаковы?

- И каково следствие этого?

- И как долго она будет перетекать?

-А что можно сказать об уровнях жидкости в обоих коленах сообщающихся сосудов, если движения жидкости в ней нет?

Давайте сделаем вывод.


  1. А теперь я предлагаю вам проверить справедливость нашего вывода экспериментально, с помощью предложенного оборудования.

Перед началом работы давайте распределим роли внутри группы (распределение групповых ролей в приложении)


  • Попробуйте менять уровень сосудов, изменится ли уровень жидкости?

  • А если мы в сосуд нальем разнородные жидкости, например - воду и керосин. На каком уровне они установятся?

  • Определите по таблице у какой жидкости плотность больше?

  • А теперь, зная свойство сообщающихся сосудов и формулу для расчета давления жидкости, выведите зависимость между высотой уровня и плотностью жидкости в коленах сообщающихся сосудов.

Давайте сделаем вывод.


  1. Ддавайте вернемся к нашему первому вопросу - удастся ли договориться Королеве Анне и герцогу Бекингему.


  1. А теперь обсудим практическое значение сообщающихся сосудов. Я предлагаю список приборов, устройств и сооружений и утверждаю, что это все сообщающиеся сосуды (фонтан, шлюзы, водомерное стекло, жидкостный манометр, гидравлическая машина, водопровод). Каждая команда должна найти в схеме прибора сосуды, которые сообщаются, разобраться в принципе работы и назначении данного прибора и изготовить из подручных средств модель этого прибора.

Группа «Шлюзы»

Рассмотреть рис.113 учебника. Ответить на вопросы:

  • Что такое шлюзы? Для чего они нужны?

  • Какое явление используется в работе шлюзов.

  • Объяснить принцип работы шлюзов на модели.

Группа «Водомерное стекло»

Рассмотреть рис.111 учебника. Ответить на вопросы:

  • Что такое водомерное стекло? Для чего они нужны?

  • Какое явление используется в работе этого прибора.

  • Изготовить модель прибора из подручных средств (пластиковая бутылка, бумага, соломинки для коктейля, шило, скотч).

Группа «Водопровод»

Рассмотреть рисунки. Ответить на вопросы:

  • Что такое водопровод? Для чего он нужен? Что такое водонапорная башня?

  • Какое явление используется в работе водопровода?

  • Собрать виртуальную модель водопровода с помощью интерактивной доски.

Урок - иследование Сообщающиеся сосуды

Урок - иследование Сообщающиеся сосуды



Группа «Фонтан»

Рассмотреть рисунки и предложенную модель. Ответить на вопросы:

  • Какое явление используется в работе фонтана?

  • До какого уровня должна подниматься вода в фонтане? Проведите опыт.

  • Совпали ли ваши предсказания с опытом? Почему?

Группа «Жидкостный манометр»

Откройте стр.108 учебника, рассмотрите рисунок и прочитайте текст учебника.

  • Что такое манометр ? Для чего он нужен?

  • Какое явление используется в работе этого прибора?

  • Воспользовавшись манометром и сосудом с водой продемонстрируйте:

- давление в жидкости зависит от глубины;

- давление в жидкости на определенной глубине по всем направлениям одинаково.


Приложение:

Роль в группе

Обязанности

Член группы (Ф.И.)

Разминка

(буквы ответа)

Выполнение

обязанностей

(отл., хор., удовл.)

Активность

(+, -)

Оценка за урок (отл., хор., удовл.)

1

Координатор

Обеспечивать равное участие членов группы


2

Мудрец

Убеждаться в понимании


3

Секретарь

Записывать идеи


4

Заводила

Отмечать свершения группы и ее членов


5

Бодрила

Воодушевлять членов группы



© 2010-2022