- Преподавателю
- Физика
- Урок - иследование Сообщающиеся сосуды
Урок - иследование Сообщающиеся сосуды
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Остапенко Ж.А. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Остапенко Жанна Анатольевна
учитель физики
МАОУ «Лицей №102»
г. Железногорска Красноярского края
Урок-исследование по теме «Сообщающиеся сосуды» для 7 класса
Цель: подготовка учащихся, усвоивших условия плавания тел.
Методическая цель: подготовка учащихся, владеющих методами исследовательской работы.
Задачи:
-
продолжить формировать умение учащихся проводить опыты и делать из них выводы;
-
развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
-
воспитание интереса к предмету;
-
знакомство с методами научного познания и их взаимосвязи;
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Технологии:
Здоровьесбережения: менять виды деятельности, при работе создавать условия для подвижности, переноса взгляда.,
Педагогическая технология: технология исследовательской деятельности,
проблемные.
Методы: групповая работа, экспериментальная работа.
Планируемые результаты
Метапредметные:
-
Самостоятельно планировать пути достижения целей исследования: ставить цель, выдвигать гипотезу, проводить эксперимент, делать выводы
-
формирование умения работать в группе, умения докладывать о результатах своего исследования.
-
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника.
Личностные:
-
формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-
развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
-
развитие навыков сотрудничества.
Предметные:
-
понимание и способность объяснять физические явления;
-
развитие умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
-
формирование владения экспериментальными методами исследования
КОНСПЕКТ УРОКА
-
В географии все высоты принято отсчитывать от «уровня моря». Королева Анна предлагала отсчитывать их от Средиземного моря, а герцог Бекингем - от Северного. Удастся ли им договориться?
-
На рисунке изображены сосуды для жидкости. Я полагаю, что среди этих приборов есть лишние. Какие? Почему? Что произойдет, если в них налить воду? Выделите общие признаки.
-
У нас есть два сосуда, соединенные между собой резиновым шлангом. Перекроем шланг зажимом, нальем воду в трубки: в одну побольше, в другую - поменьше. Вода в трубках находится на разных высотах. Что будет, если зажим открыть?
Предположим, что в нижней части трубки стоит перегородка ab.
Ответьте на вопросы:
- Одинаковые ли давления оказывают столбики жидкости справа
и слева на перегородку?
- От чего зависит давление на нее?
- Будет ли в равновесии перегородка, если давления справа и
слева неодинаковы?
- И каково следствие этого?
- И как долго она будет перетекать?
-А что можно сказать об уровнях жидкости в обоих коленах сообщающихся сосудов, если движения жидкости в ней нет?
Давайте сделаем вывод.
-
А теперь я предлагаю вам проверить справедливость нашего вывода экспериментально, с помощью предложенного оборудования.
Перед началом работы давайте распределим роли внутри группы (распределение групповых ролей в приложении)
-
Попробуйте менять уровень сосудов, изменится ли уровень жидкости?
-
А если мы в сосуд нальем разнородные жидкости, например - воду и керосин. На каком уровне они установятся?
-
Определите по таблице у какой жидкости плотность больше?
-
А теперь, зная свойство сообщающихся сосудов и формулу для расчета давления жидкости, выведите зависимость между высотой уровня и плотностью жидкости в коленах сообщающихся сосудов.
Давайте сделаем вывод.
-
Ддавайте вернемся к нашему первому вопросу - удастся ли договориться Королеве Анне и герцогу Бекингему.
-
А теперь обсудим практическое значение сообщающихся сосудов. Я предлагаю список приборов, устройств и сооружений и утверждаю, что это все сообщающиеся сосуды (фонтан, шлюзы, водомерное стекло, жидкостный манометр, гидравлическая машина, водопровод). Каждая команда должна найти в схеме прибора сосуды, которые сообщаются, разобраться в принципе работы и назначении данного прибора и изготовить из подручных средств модель этого прибора.
Группа «Шлюзы»
Рассмотреть рис.113 учебника. Ответить на вопросы:
-
Что такое шлюзы? Для чего они нужны?
-
Какое явление используется в работе шлюзов.
-
Объяснить принцип работы шлюзов на модели.
Группа «Водомерное стекло»
Рассмотреть рис.111 учебника. Ответить на вопросы:
-
Что такое водомерное стекло? Для чего они нужны?
-
Какое явление используется в работе этого прибора.
-
Изготовить модель прибора из подручных средств (пластиковая бутылка, бумага, соломинки для коктейля, шило, скотч).
Группа «Водопровод»
Рассмотреть рисунки. Ответить на вопросы:
-
Что такое водопровод? Для чего он нужен? Что такое водонапорная башня?
-
Какое явление используется в работе водопровода?
-
Собрать виртуальную модель водопровода с помощью интерактивной доски.
Группа «Фонтан»
Рассмотреть рисунки и предложенную модель. Ответить на вопросы:
-
Какое явление используется в работе фонтана?
-
До какого уровня должна подниматься вода в фонтане? Проведите опыт.
-
Совпали ли ваши предсказания с опытом? Почему?
Группа «Жидкостный манометр»
Откройте стр.108 учебника, рассмотрите рисунок и прочитайте текст учебника.
-
Что такое манометр ? Для чего он нужен?
-
Какое явление используется в работе этого прибора?
-
Воспользовавшись манометром и сосудом с водой продемонстрируйте:
- давление в жидкости зависит от глубины;
- давление в жидкости на определенной глубине по всем направлениям одинаково.
Приложение:
№
Роль в группе
Обязанности
Член группы (Ф.И.)
Разминка
(буквы ответа)
Выполнение
обязанностей
(отл., хор., удовл.)
Активность
(+, -)
Оценка за урок (отл., хор., удовл.)
1
Координатор
Обеспечивать равное участие членов группы
2
Мудрец
Убеждаться в понимании
3
Секретарь
Записывать идеи
4
Заводила
Отмечать свершения группы и ее членов
5
Бодрила
Воодушевлять членов группы