- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа ФИЗИКА 7 класса с УУД 2015-2016 уч. год
Рабочая программа ФИЗИКА 7 класса с УУД 2015-2016 уч. год
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маринина С.Г. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Черемхово»
Ивановского района Амурской области
«Согласовано»
Руководитель МО
____________Гончарова Т.П.
«____»____________2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МОБУ СОШ с. Черемхово
_____________ Репина С. А.
«____»____________2015г.
«Утверждено»
Директор МОБУ СОШ
с. Черемхово
_____________Медведчук Л.Г.
Приказ № ___ от «___»____2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
ДЛЯ 7 КЛАССА базового уровня
НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Перышкин, А. В. Физика. 7 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин. - М. : Дрофа, 2013. - 221 с. : ил.
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Разработчик программы
учитель физики
Маринина Светлана Геннадьевна
Педагогический стаж 15 лет,
I квалификационная категория
c. Черемхово
2015 год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 ч из расчета 2 ч в неделю для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классе. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
-
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
-
учебниками (включенными в Федеральный перечень):
-
Перышкин А.В. Физика-7 - М.: Дрофа, 2008;
-
сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
-
Зорин Н. И. Контрольно-измерительные материалы. Физика 7 класс/ Сост. Н. И. Зорин.-2-ое изд.перераб.-М.:ВАКО, 2013.-80с.
-
Перышкин А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», Физика. 9 класс»/А. В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцова.- 7-е изд., перераб. И доп.- М.:Издательство «Экзамен», 2012. - 269с.
-
Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. - М.: Просвещение, 2008. - 192с.
-
Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. - М.:Дрофа, 2013. - 79с.
Цели изучения курса - выработка компетенций:
-
общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
-
предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII классе 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 часа (2,8%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
Содержание курса физики в 7 классе
Физика и физические методы изучения природы
Физика наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира. Краткая история основных научных открытий. Наука и техника.
Механические явления
Кинематика.
Материальная точка как модель физического тела.
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь - скалярная величина. Скорость - векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Динамика.
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса - скалярная величина. Плотность вещества. Сила - векторная величина. Движение и силы. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести. Условия равновесия твердого тела.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Законы сохранения импульса и механической энергии
Механические колебания и волны.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Возобновляемые источники энергии.
Строение и свойства вещества.
Атомно-молекулярное строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.
Место курса в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение физики в основной школе отводит: 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 210 уроков, по 70 часов в год. Учебное время может быть увеличено до 3 уроков в неделю за счет вариативной части базисного плана.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса
В примерной программе по физике для 79 классов основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта, определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
5) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
6) формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;
2) понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
5) развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
1) знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
2) умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
3) умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
4) умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
5) формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
6) развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
7) коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами изучения курса физики в 7 классе являются:
1) понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
2) умение измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию;
3) овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды;
4) понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике (закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии);
5) понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
6) овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
7) способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Учебно-тематический план
Раздел
Тема
Количество
часов
В том числе, контр. раб.
В том числе, лабораторных работ
Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)
I
Физика и физические методы изучения природы
5
3
Фаза постановки и решения системы учебных задач
II
Первоначальные сведения о строении вещества
6
III
Взаимодействие тел
21
2
4
IV
Давление твердых тел, жидкостей и газов
18
1
2
V
Работа и мощность. Энергия
12
1
2
Рефлексивная фаза
VI
Обобщающее повторение
6
1
Резерв
2
Итого
70
5
11
Календарно-тематический план
№
п/п
Тема урока
Основное содержание темы, термины и понятия
Этап учебной
деятельности
Характеристика основных видов
деятельности
(предметный
результат)
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Кол-во часов
Дата
Примечания,
д/з
По плану
фактически
Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)
Физика и физические методы изучения природы
5 ч
1
1
Физика - наука о природе.
Техника безопасности (ТБ) в кабинете
физики.
Наука. Виды наук. Научный метод познания. Физика - наука о природе. Физические явления. Физические термины. Понятие, виды понятий. Абстрактные и конкретные понятия. Материя, вещество, физическое тело
Постановочный
(вводный) урок
Демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают физические явления
Пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (наука, природа, человек).
Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют классифицировать объекты
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно
Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения
§1-2
2
2
Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин
Физические методы изучения природы. Наблюдения. Свойства тел. Физические величины. Измерения. Измерительные приборы. Цена деления.
Лабораторная работа
№ 1. "Определение цены деления измерительного прибора"
Решение общей учебной задачи - поиск и открытие нового способа действий
Описывают известные свойства тел, соответствующие им величины и способы их измерения. Выбирают необходимые измерительные приборы, определяют цену деления
Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Умеют заменять термины определениями. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
Осознают свои действия. Учатся строить понятные для партнера высказывания. Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания
§3-5
3
3
Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений
Физические величины. Время как характеристика процесса. Измерения времени и длины. Погрешности измерений. Среднее арифметическое значение.
Лаб. Работа № 3. "Измерение объема тела"
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач
Измеряют расстояния и промежутки времени. Предлагают способы измерения объема тела. Измеряют объемы тел
Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выделяют формальную структуру задачи. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, вносят коррективы в способ своих действий
Владеют вербальными и невербальными средствами общения. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь
Повт.
§3-5,
Лабораторная работа № 2 Измерение размеров малых тел"
4
4
Научные методы познания
Гипотезы и их проверка. Физический эксперимент. Моделирование объектов и явлений природы
Реш.частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач
Наблюдают и описывают физические явления. Высказывают гипотезы и предлагают способы их проверки
Выделяют формальную структуру задачи. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают знаково-символические средства для построения модели
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
Умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения, планировать общие способы работы
§6 «Физика и техника» составить таблицу
5
5
Физика и мир, в котором мы живем
История физики. Наука и техника. Физическая картина мира
Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях
Проходят тест по теме "Физика и физические методы изучения природы". Составляют карту знаний (нач. этап)
Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выполняют операции со знаками и символами
Ставят учебную задачу на год, предвосхищают временные характеристики достижения результата и уровень усвоения
Умеют слушать собеседника, формулировать вопросы. Понимают относительность оценок и выборов, совершаемых людьми
§6, повт. §1-5
Личностные результаты освоения темы: готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика, готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности, познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива, готовность к равноправному сотрудничеству, оптимизм в восприятии мира
Фаза постановки и решения системы учебных задач
Первоначальные сведения о строении вещества
6 ч
6
1
Строение вещества. Молекулы
Атомное строение вещества. Промежутки между молекулами. Тепловое движение атомов и молекул. Взаимодействие частиц вещества
Постановка и реш. учебной з-чи - поиск и открытие нового способа действия
Наблюдают и объясняют опыты по тепловому расширению тел, окрашиванию жидкости
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Владеют вербальными и невербальными средствами общения
§7, 8
7
2
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах
Броуновское движение. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
Наблюдают и объясняют явление диффузии
Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы
Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования позн-ной задачи
Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь
§9, 10, задание 1 или 2
Стр. 29
8
3
Взаимное притяжение и отталкивание молекул
Взаимодействие частиц вещества. Деформация. Пластичность и упругость. Смачивание и несмачивание
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
Выполняют опыты по обнаружению сил молекулярного притяжения
Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выделяют обобщенный смысл наблюдаемых явлений
Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи
Строят понятные для партнера
высказывания. Обосновывают и доказывают свою точку зрения. Планируют общие способы работы
§11,
Задание 1 или 2 стр.33
9
4
Агрегатные состояния вещества
Агрегатные состояния вещества. Свойства газов. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел. Строение газов, жидкостей и твердых тел
Обобщение и систематизация новых ЗУН и СУД
Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества
Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
§12
10
5
Строение вещества
Свойства газов. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел. Строение газов, жидкостей и твердых тел
Контроль и коррекция - формирование самоконтроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения
Объясняют явления диффузии, смачивания, упругости и пластичности на основе атомной теории строения вещества.
Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона
Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения
§13
Таб. Строение вещества
11
6
Строение вещества
Агрегатные состояния вещества. Строение газов, жидкостей и твердых тел
Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения ЗУН и СУД
Приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и технике
Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат
Понимают относительность оценок и выборов, совершаемых людьми. Осознают свои действия
Личностные результаты освоения темы: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; доброжелательное отношение к окружающим.
Взаимодействие тел
21 ч
12
1
Механическое движение. Скорость
Механическое движение. Траектория. Путь. Скорость. Скалярные и векторные величины. Единицы пути и скорости
Вводный урок - постановка учебной задачи, поиск и открытие нового способа действия
Изображают траектории движения тел. Определяют скорость прямолинейного равномерного движения
Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий
Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений
§14, 16
Упр.2 №1, 4
13
2
Равномерное и неравномерное движение
Равномерное и неравномерное движение. Средняя скорость
Реш.частных задач - осмысление, конкрети-зация и от-работка нового способа действия
Измеряют скорость равномерного движения. Представляют результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков.
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
Сличают свой способ действия с эталоном
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки деятельности
§15,16,
Задание стр.44, упр. 3 №1 или 2 и №3
14
3
Расчет пути и времени движения
Определение пути и времени движения при равномерном и неравномерном движении
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
Определяют пройденный путь и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Рассчитывают путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении.
Выделяют формальную структуру задачи. Выражают структуру задачи разными средствами. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи
Составляют план и последовательность действий
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
§17,
упр. 4 № 2 и 4
15
4
Взаимодействие тел. Инерция.
Изменение скорости тела и его причины. Инерция. Понятие взаимодействия. Изменение скоростей взаимодействующих тел
Реш.общей учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия
Обнаруживают силу взаимодействия двух тел. Объясняют причину изменения скорости тела
Выделяют и формулируют проблему. Выполняют опе-рации со знаками и символами, за-меняют термины определениями
Предвосхищают результат и уровень усвоения
(какой будет результат?)
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию
§18,19
Упр. 5 или задание стр. 53
16
5
Масса тела
Зависимость изменения скорости взаимодействующих тел от их массы. Масса - мера инертности. Единицы массы.
Реш.част. з - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
Приводят примеры проявления инертности тел, исследуют зависимость быстроты изменения скорости тела от его массы
Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. Выполняют операции со знаками и символами
Сличают свой способ действия с эталоном
Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия
§20 упр. 6 №1 и 3
17
6
Масса тела
Способы измерения массы. Весы.
Лабораторная работа
№ 4 "Измерение массы на рычажных весах"
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
Измеряют массу тела на рычажных весах. Пред-лагают спо-собы опре-деления массы больших и маленьких тел
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Составляют план и последовательность действий
Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, коррек-тировать его действия
§21, задание стр. 60
18
7
Плотность вещества
Плотность. Единицы плотности. Плотность твердых тел, жидкостей и газов
Реш.частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
Объясняют изменение плотности вещества при переходе из одного агрегат-ного состояния в другое
Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки
Составляют план и последовательность действий
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений
§22, упр.7 №1 и 4
19
8
Плотность вещества
Вычисление плотности твердых тел, жидкостей и газов. Лабораторная работа № 5 "Определение плотности твердого тела"
Реш.частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
Измеряют плотность вещества
Анализируют условия и требо-вания задачи, создают алго-ритмы деятель-ности, выполняют операции со зна-ками и символами
Составляют план и последовательность действий
Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия
Повт. §22,
Упр.7 №5
20
9
Расчет массы и объема тела по его плотности
Расчет массы тела при известном объеме. Расчет объема тела при известной массе. Определение наличия пустот и примесей в твердых телах и жидкостях
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
Вычисляют массу и объем тела по его плотности. Предлагают способы про-верки на нали-чие примесей и пустот в теле
Анализируют условия и тре-бования задачи. Выражают стру-ктуру задачи разными сред-ствами, выбирают обобщенные стра-тегии решения
Принимают и сохраняют позн-ую цель, регулируют весь процесс и четко выпо-лняют тре-бования позн.задачи
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию
§23, упр.8 №2 и 4
21
10
Движение и взаимодействие.
Расчет скорости, пути и времени движения. Расчет плотности, объема и массы тела.
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД
Решают качественные, количественные и экспериментальные задачи повышенной сложности по теме "Взаимодействие тел"
Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности
22
11
Контрольная работа№1 по теме "Взаимодействие тел"
Скорость, путь и время движения. Средняя скорость. Плотность, масса и объем тела.
Контроль
Демонстрируют умение решать задачи по теме "Взаимодействие тел"
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий
Осознают качество и уровень усвоения
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме
23
12
Сила. Сила тяжести
Сила - причина изменения скорости. Сила - мера взаимодействия тел. Сила - векторная величина. Изображение сил. Явление тяготения. Сила тяжести. Единицы силы. Связь между массой тела и силой тяжести
Решение общей учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Исследуют зависимость силы тяжести от массы тела
Выделяют и формулируют проблему. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают знаково-символические средства для построения модели
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
§24, 25
Упр. 9
§28, 29
Упр.10 №2 , 3
24
13
Сила упругости. Закон Гука. Динамометр
Деформация тел. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр.
Лабораторная работа № 6 "Градуирование пружины"
Реш.частных з-ч - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
Исследуют зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, выводят следствия из имеющихся данных
Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией
§26, 30
25
14
Вес тела. Невесомость
Действие тела на опору или подвес. Вес тела. Вес тела, находящегося в покое или движущегося прямолинейно, равномерно. Определение веса тела с помощью динамометра
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
Объясняют действие тела на опору или подвес. Обнаруживают существование невесомости
Устанавливают причинно-следственные связи. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме
Составляют план и последовательность действий
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной дея-ти
§27
26
15
Равнодействующая
сила
Равнодействующая сила. Сложение двух сил, направленных по одной прямой
Реш.частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
Экспериментально находят равнодействующую двух сил
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
§31
27
16
Сила трения. Трение покоя
Сила трения. Трение покоя. Способы увеличения и уменьшения трения. Лабораторная работа № 7 "Измерение силы трения с помощью динамометра"
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
Исследуют зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
Составляют план и последовательность действий
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориен-тировки пред-метно-практи-ческой или иной дея-сти
§32, 33
28
17
Движение и взаимодействие. Силы вокруг нас
Сила как мера взаимодействия тел и причина изменения скорости. Сила тяжести, сила упругости, сила трения и вес тела.
Обобщение и систематизация материала
Составляют опорный конспект по теме "Взаимодействие тел"
Структурируют знания. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают каче-ство и ур.ус-ия
Общаются и взаимодействуют с партне-рами по совместной деят-ти или обмену инф-ей
29
18
Движение и взаимодействие. Силы вокруг нас
Вычисление сил тяжести, упругости, трения, равнодействующей двух и более сил
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД
Решают задачи базового уровня сложности по теме "Взаимодействие тел"
Анализируют условия и требования задачи, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
30
19
Движение и взаимодействие. Силы вокруг нас.
(урок-консультация)
Расчет скорости, пути и времени движения. Расчет плотности, объема и массы тела. Вычисление сил тяжести, упругости, трения, равнодействующей двух и более сил
Контроль и коррекция - формирование действия самоконтроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения
Осуществляют индивидуально-групповую подготовку к контрольной работе
Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам
31
20
Контрольная работа №2 по теме "Силы"
Силы в природе
Контроль
Демонстрируют умение решать задачи по теме "Силы"
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий
Осознают качество и уровень усвоения
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме
32
21
Движение и взаимодействие.
(урок-презентация)
Проявление и применение явлений инерции, тяготения, упругости и трения в природе и технике
Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения ЗУН и СУД
Демонстрируют результаты проектной деятельности (доклады, сообщения, презентации, творческие отчеты)
Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей
Оценивают достигнутый результат
Вступают в диалог, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Личностные результаты освоения темы: позитивная моральная самооценка; доброжелательное отношение к окружающим; уважение личности и ее достоинства; готовность к равноправному сотрудничеству; основы социально-критического мышления, умение конструктивно разрешать конфликты, вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
Давление твердых тел, жидкостей и газов
18 ч
33
1
Давление
Понятие давления. Формула для вычисления и единицы измерения давления. Способы увеличения и уменьшения давления
Постановка и решение общей учебной задачи
Приводят примеры необходимости уменьшения или увеличения давления. Предлагают способы изменения давления
Выделяют и формулируют проблему. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки
Предвосхищают результат и уровень усвоения
(какой будет результат?)
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию
§35, 36
Упр. 14 №2 или 3
34
2
Давление твердых тел
Вычисление давления в случае действия одной и нескольких сил. Вычисление силы, действующей на тело и площади опоры по известному давлению
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
Знают формулу для расчета давления. Умеют вычи-слять силу и площадь опоры. Объясняют явления, вызы-ваемые дав-лением твер-дых тел на опору или подвес
Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Повт.
§35, 36
35
3
Давление газа
Механизм давления газов. Зависимость давления газа от объема и температуры
Реш.частных задач - ос-мысление, конкретизация и отработка нового спо-соба действия
Наблюдают и объясняют опыты, демо-нстрирующие зависимость давления газа от V и t
Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Вступают в диалог, участ-вуют в коллек-тивном обсуж-дении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи
§37
36
4
Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Зависимость давления от высоты (глубины). Гидростатический парадокс
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие передачу давления жидкостями и газами
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
§38, 39
37
5
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
Формула для расчета давления на дно и стенки сосуда. Решение качественных, количественных и экспериментальных задач
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
Выводят формулу давления внутри жидкости, приводят примеры, свидетельствующие об увеличении давления на глубине
Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами
Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соотоветствии с задачами и условиями коммуникации
§40
Упр 17 №2
Задание 1 или 2 стр. 118
38
6
Сообщающиеся сосуды
Сообщающиеся сосуды. Однородные и разнородные жидкости в сообщающихся сосудах. Фонтаны. Шлюзы. Системы водоснабжения
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД
Приводят примеры устройств с использованием сообщающихся сосудов, объясняют принцип их действия
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы внеурочной деятельности
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
§41
Задание стр. 123
39
7
Вес воздуха. Атмосферное давление
Способы определения массы и веса воздуха. Строение атмосферы. Явления, доказывающие существование атмосферного давления
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД
Предлагают способы взвешивания воздуха. Объясняют причины существования атмосферы и механизм возникновения атмосферного давления
Извлекают необходимую информацию из текстов различных жанров. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей
Составляют план и последовательность действий
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности
§42
Упр 19 №2
Задание 1 или 2 стр.125
40
8
Измерение атмосферного давления. Барометры
Способы измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли. Ртутный барометр. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД
Объясняют устройство и принцип действия жидкостных и безжидкостных барометров, причину зависимости давления от высоты
Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности
§43, 44, 45, 46
Упр. 21 №3 и 4
Задание стр.131
41
9
Измерение давления. Манометры
Методы измерения давления. Устройство и принцип действия жидкостных и металлических манометров. Способы градуировки манометров
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД
Сравнивают устройство барометра-анероида и металлического манометра. Предлагают методы градуировки
Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности
§47
Упр. 24 №2
42
10
Поршневой жидкостный насос. Гидравлическая машина
Гидравлические машины (устройства): пресс, домкрат, усилитель, поршневой насос, их устройство, принцип действия и области применения
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД
Формулируют определение гидравлической машины. Приводят примеры гидравлических устройств, объясняют их принцип действия
Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
§48, 49
43
11
Архимедова сила
Выталкивающая сила, вычисление и способы измерения. Закон Архимеда.
Л/р № 8 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело"
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД
Обнаруживают существование выталкивающей силы, выводят формулу для ее вычисления, предлагают способы измерения
Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
Работают в группе. Умеют слушать и слышать друг друга. Интере-суются чужим мнением и высказывают свое
§50-51
44
12
Плавание тел
Условия плавания тел.
Л/р № 9 "Выяснение условий плавания тел в жидкости"
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД
Исследуют и формулируют условия плавания тел
Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений
Составляют план и последовательность действий
Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия
§52
45
13
Решение задач по теме "Давление тв.тел, жид-тей и газов"
Плавание судов. Водоизмещение. Расчет максимального веса, загружаемого на плот. Способы увеличения вместимости судов
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД
Делают сообщения из истории развития судоходства и судостроения. Решают задачи
Самостоятельно создают алго-ритмы деятель-ности при реше-нии проблем творческого и поискового хар-ра
Оценивают достигнутый результат
Общаются и взаимодействуют с партне-рами по сов-местной деят-ти или обмену информацией
§53
46
14
Решение задач по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"
Подводные лодки, батисферы, батискафы. Воздухоплавание: воздушные шары, аэростаты и дирижабли. Возможность воздухоплавания на других планетах
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД
Делают сообщения из истории развития судоходства и судостроения. Решают задачи
Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей
Осознают качество и уровень усвоения
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией
§54
47
15
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда
Обобщение и систематизация материала
Работают с "картой знаний"
Структурируют знания
Осознают качество и уровень усвоения
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
48
16
Давление твердых тел, жидкостей и газов
(урок-консультация)
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел
Контроль и коррекция - формирование действия самоконтроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения
Выявляют наличие пробелов в знаниях, определяют причины ошибок и затруднений и устраняют их
Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам
49
17
Контрольная работа №3 по теме "Давление тв.тел, жид-тей и газов"
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел
Контроль
Демонстрируют умение решать задачи по теме "Давление тв. тел, жид-ей и газов"
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий
Оценивают достигнутый результат
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности
50
18
"На земле, под водой и в небе..."
(урок-презентация)
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел
Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях
Демонстрируют результаты проектной деятельности (доклады, сообщения, презентации, творческие отчеты)
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Определяют основную и второстепенную информацию
Оценивают достигнутый результат
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие
Личностные результаты освоения темы: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к равноправному сотрудничеству; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Работа и мощность. Энергия
12 ч
51
1
Механическая работа
Работа. Механическая работа. Единицы работы. Вычисление механической работы
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия
Измеряют работу силы тяжести, силы трения
Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию
§55
Упр.30
52
2
Мощность
Мощность. Единицы мощности. Вычисление мощности
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия
Измеряют мощность
Умеют заменять термины определениями. Устанавливают причинно-следственные связи
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию
§56
Упр. 31
53
3
Простые механизмы
Механизм. Простые механизмы. Рычаг и наклонная плоскость. Равновесие сил
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД
Предлагают способы облегчения работы, требующей применения большой силы или выносливости
Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений
§57
54
4
Момент силы. Рычаги
Плечо силы. Момент силы. Л/р № 10 "Условия равновесия рычага"
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД
Изучают условия равновесия рычага
Выбирают знаково-символические средства для построения модели
Составляют план и последовательность действий
Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия
§58-60
55
5
Блоки
Блоки. Подвижные и неподвижные блоки. Полиспасты
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД
Изучают условия равновесия подвижных и неподвижных блоков, предлагают способы их использования, приводят примеры применения
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия
Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия
§61
56
6
"Золотое правило" механики
Использование простых механизмов. Равенство работ, "золотое правило" механики
Комплексное применение ЗУН и СУД
Вычисляют работу, выполняемую с помощью механизмов, определяют "выигрыш"
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных
Формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности
§62-64
57
7
Коэффициент полезного действия
Коэффициент полезного действия. КПД наклонной плоскости, блока, полиспаста. Лабораторная работа № 11"Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости"
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД
Измеряют КПД наклонной плоскости. Вычисляют КПД простых механизмов
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки
Принимают и сохраняют познавательную цель при выполнении учебных действий
Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
§65
58
8
Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия
Энергия. Единицы измерения энергии. Кинетическая и потенциальная энергия. Формулы для вычисления энергии
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия
Вычисляют энергию тела
Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами
Принимают и сохраняют познавательную цель при выполнении учебных действий
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи
§66-67
59
9
Превращения энергии
Превращение одного вида механической энергии в другой. Работа - мера изменения энергии. Закон сохранения энергии
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД
Сравнивают изменения кинетической и потенциальной энергии тела при движении
Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
§68
60
10
Решение задач по теме "Работа и мощность. Энергия"
Вычисление кинетической, потенциальной и полной механической энергии тела. Определение совершенной работы и мощности
Комплексное применение ЗУН и СУД
Измеряют совершенную работу, вычисляют мощность, КПД и изменение механической энергии тела
Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
61
11
Работа и мощность. Энергия
Вычисление работы, совершенной при помощи различных механизмов, производимой при этом мощности и количества энергии, превратившегося из одного вида в другой
Обобщение и систематизация знаний
Работают с "картой знаний". Выявляют наличие пробелов в знаниях, определяют причины ошибок и затруднений и устраняют их
Структурируют знания. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией
62
12
Контрольная работа №4 по теме "Работа и мощность. Энергия"
Простые механизмы. Кинетическая, потенциальная и полная механическая энергия. Механическая работа и мощность. КПД
Контроль
Демонстрируют умение решать задачи по теме "Работа и мощность. Энергия"
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий
Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения
Описывают содержание совершаемых действий
Личностные результаты освоения темы: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях
Рефлексивная фаза
Обобщающее повторение
6 ч
63
1
Физика и мир, в котором мы живем
Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и взаимодействие. Силы. давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность
Обобщение и систематизация знаний. Контроль и коррекция
Работают с "картой знаний". Обсуждают задачи, для решения которых требуется комплексное применение усвоенных ЗУН и СУД
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие
64
2
Физика и мир, в котором мы живем
Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и взаимодействие. Силы. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность
Обобщение и систематизация знаний. Контроль и коррекция
Работают с "картой знаний". Обсуждают задачи, для решения которых требуется комплексное применение усвоенных ЗУН и СУД
Проводят анализ способов решения задач с точки зрения их рациональности и экономичности. Структурируют знания
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам
65
3
Итоговая контрольная работа
Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и взаимодействие. Силы. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность
Контроль
Демонстрируют умение решать задачи базового и повышенного уровня сложности
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выбирают наиболее эффективные способы р/задач
Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориен-тировки пред/-прак. или иной деятельности
66
4
"Я знаю, я могу..."
Движение и взаимодействие. Силы. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность
Развернутое оценивание - самоконтроль и самооценка
Оценивают достигнутые результаты. Определяют причины успехов и неудач
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений
67
5
"На заре времен..."
Движение и взаимодействие. Силы. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность
Развернутое оценивание - общественный смотр знаний
Демонстрируют результаты проектной деятельности (доклады, сообщения, презентации, творческие отчеты)
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме
Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения
Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества
68
6
"На заре времен..."
Движение и взаимодействие. Силы. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность
Развернутое оценивание - общественный смотр знаний
Демонстрируют результаты проектной деятельности (доклады, сообщения, презентации, творческие отчеты)
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме
Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения
Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества
Личностные результаты освоения курса: сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения
График контрольных и лабораторных работ физика 7 класс
Физика и физические методы изучения природы
л/р
прим. сроки
к/р
прим. сроки
Определение цены деления измерительного прибора
-
Измерение размеров малых тел
Измерение объема тела
Строение вещества
л/р
прим. сроки
к/р
прим. сроки
-
-
Взаимодействие тел
л/р
прим. сроки
к/р
прим. сроки
Измерение массы на рычажных весах
Механическое движение. Масса. Плотность
Измерение плотности твердого тела
Силы. Равнодействующая сила
Градуирование пружины и измерение сил динамометром
Измерение силы трения с помощью динамометра
Давление твердых тел, жидкостей и газов
л/р
прим. сроки
к/р
прим. сроки
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Выяснение условий плавания тела
Работа. Мощность. Энергия
л/р
прим. сроки
к/р
прим. сроки
Выяснение условий равновесия рычага
Работа. Мощность. Энергия
Определение КПД наклонной плоскости
Учебно-методический комплекс
Учебно-методическая литература для учащихся
-
Лукашик В.И., Е. В. Иванова. Сборник задач по физике для 7-9 классов
общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2008 -
Перышкин А.В. Физика. 7класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.-2-е изд.- М. Дрофа, 2013
-
Перышкин А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: уучебникам А.В. Пёрышкина и
др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс»/А.В. Пёрышкин.-2-е
изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Учебно-методическая литература для учителя
-
Гутник Е. М. Физика 7 кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику
А.В. Пёрышкина и др. «Физика. 7 класс»/ Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред.
Е. М. Гутник.- 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа,2008. -
Зорин Н. И. Контрольно-измерительные материалы. Физика 7 класс/ Сост. Н. И. Зорин.-2-ое изд.перераб.-М.:ВАКО, 2013.-80с.
-
Кабардин О.Ф. и др. Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11
кл.:Метод. Пособие/О.Ф. Кабардин, С. И.Кабардина, В.А. Орлов.-5-е изд.,стереотип.- М.: Дрофа,2001 -
Лукашик В.И. , Е. В. Иванова. Сборник задач по физике для 7-9 классов
общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2005 -
Перышкин А.В. Физика. 7класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.-2-е изд.- М. Дрофа, 2008
-
Перышкин А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: у учебникам А.В. Пёрышкина и
др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс»/А.В. Пёрышкин.-2-е
изд., стереотип. -М.: Издательство «Экзамен», 2008. -
Семке А.Н. Нестандартные задачи по физике./ А.И. Семке.- Ярославль: Академия
развития, 2008
-
Ханнов Н.К. Физика. Тесты. 7 класс/ Н.К. Ханнов, Т.А. Ханнова.- М.:Дрофа,2008
-
Якушевская Н.А. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и
внеклассных мероприятиях, 7-9 классы: диктанты, тесты, кроссворды, внеклассные
мероприятия. Методическое пособие с электронным приложением./ Н. А.
Якушевская.- М.: Издательство «Глобус»,2009
Интернет-ресурсы:
1. Библиотека - всё по предмету «Физика». - Режим доступа: proshkolu.ru
2. Видеоопыты на уроках. - Режим доступа: fizika-class.narod.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru
4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам. - Режим доступа : class-fizika.narod.ru
5. Цифровые образовательные ресурсы. - Режим доступа: openclass.ru
6. Электронные учебники по физике. - Режим доступа: fizika.ru
Информационно-коммуникативные средства:
-
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (все предметы) (СD).
-
Физика. Астрономия. Информатика. Образовательные программы и стандарты. Тематическое планирование. Издательство «Учитель»
-
Физика 7 класс. Мультимедийное сопровождение уроков. Издательство «Учитель»
-
Физика 7-11 классы. Рекомендации. Разработки уроков. Дополнительный материал. Издательство «Учитель»
5 Электронное приложение к книге Н. А. Янушевской «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы» (СD).
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.