Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация

Современный урок требует от учителя не только владения содержанием предмета, который он преподает, но и соответствующей формы, которая бы способствовала лучшему усвоению материала. Именно в этом и помогут компьютерные программы, позволяющие не только наблюдать, но и моделировать решения многих физических задач, демонстрировать физические явления и проверять знания учащихся быстро и результативно.Далее представлено описание урока по теме «Плавление твердых тел. Кристаллизация »с применением компь...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение №1

Жидкость

Твердое тело

ГазРазработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Газ

Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.

Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.

Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.

Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.

«ВОЛЬНО !»

«СМИРНО!»«РАЗОЙДИСЬ!»

Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.

1. В разных агрегатных состояниях расположение атомов и молекул различно;

2. Внутренняя энергия одинаковых масс твердого тела,

жидкости и газа при одинаковых температурах различна.






Приложение №2

ЖИДКОСТЬ

Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.

Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.


Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.

Твердое тело

ГАЗРазработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.

сублимация

десублимация



Существует шесть процессов, которые определяют варианты перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.





Приложение №3

1. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество

1. только в твердом

2. только в жидком

3. только в газообразном

4. только в жидком и газообразном

5. в жидком, твердом и газообразном

2. В процессе плавления энергия расходуется на…

1. увеличение температуры

2. разрушение кристаллической решетки

3. выделение количества теплоты нагреваемым телом

4. увеличение кинетической энергии тела

3. Удельная теплота плавления обозначается буквой…

1. Q

2. c

3. q

4. m

5. Разработка урока физики. Плавление твердых тел и кристаллизация.

4. В алюминиевом стакане (tпл= 660оС) можно расплавить…

1. цинк (tпл= 420оС)

2. медь (tпл= 1085оС)

3. олово (tпл= 232оС)

4. золото (tпл= 1064оС)

5. чугун (tпл= 1200оС)

6. железо (tпл= 1535оС)

5. Какому процессу соответствует участок ВС ?

1. нагреванию твердого тела.

2. нагреванию жидкости

3. плавлению твердого тела

4. кристаллизации

5. охлаждению твердого тела.

6. Зимой озеро замерзает. При замерзании воды …

1. внутренняя энергия повышается

2. образуется кристаллическая решетка льда

3. температура замерзающей воды понижается

7. В теплое помещение внесли льдинку

1. При таянии льдинка отдает тепло.

2. при таянии нарушается порядок в расположении молекул.

3. при таянии молекулы изменяются, превращаясь в молекулы воды.

Приложение №4

Лист оценивания


  1. Тестовое задание (7б.)


  1. Лидерство и взаимодействие (1-3б.)


  1. Физкультминутка 1-2б.)


  1. Дополнительные баллы (1-2б.)


  1. Активность (1б.)

Всего:







Донецкая общеобразовательная школа I - III ступеней№85

учитель - методист высшей категории

Ряшко Светлана Васильевна

Пояснительная записка

Современный урок требует от учителя не только владения содержанием предмета, который он преподает, но и соответствующей формы, которая бы способствовала лучшему усвоению материала. Именно в этом и помогут компьютерные программы, позволяющие не только наблюдать, но и моделировать решения многих физических задач, демонстрировать физические явления и проверять знания учащихся быстро и результативно.

Далее представлено описание урока по теме «Плавление твердых тел. Кристаллизация »с применением компьютерных программ:

« Открытая физика »и« Библиотека электронных наглядностей », программы« My test student »и презентации учеников, сделанных заранее.

Урок является частью темы «Изменение агрегатного состояния вещества». Он длится 45 минут.

Тема: Плавление твердых тел. Кристаллизация.

Дидактическая цель:

• Рассмотреть физические особенности различных агрегатных состояний вещества;

• Сформировать понятия: процесс плавления и затвердевания веществ, температура плавления и кристаллизации;

• Раскрыть содержание фазового перехода «жидкость - твердое тело»;

• Расширить кругозор учащихся путем решения задач.


Развивающая цель:

• Формировать умение выступать перед аудиторией, четко формулировать свое мнение;

• На основе ассоциаций развивать гибкость мышления;

• Развивать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Воспитательная цель:

• Воспитывать интерес к науке и умение рационально использовать рабочее время

Тип урока: комбинированный урок с применением компьютеров.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, таблицы, карты, рабочие тетради, емкость с водой, в которой плавает лед (температура 0), термос, диск с медленной музыкой.

Программное обеспечение: компьютерная программа «Библиотека электронной наглядности» («Просвещение» - физика. Основная школа 7-9 класс, часть 2), программа «My test student».

Структура урока:

I. Организационный этап (1 мин.)

II. Мотивация учебной деятельности (1 мин.)

Сообщение темы и цели урока (1 мин.)

III. Актуализация опорных знаний (5 мин.)

IV. Этап усвоения новых знаний (20 мин.)

V. Этап закрепления новых знаний (10 мин.)

VI. Подведение итогов урока (3 мин.)

VII. Этап информирования учащихся о домашнем задании (2 мин.)

VIII. Интерактивное упражнение «Доска настроения» (1 мин.)


I. Организационный момент

Физика - это замечательная наука, которая изучает различные явления природы и связи между ними. Иногда эти связи очень сложные, но обнаружив их, вы чувствуете удовлетворение от выполненного задания. Я приглашаю вас к сотрудничеству. Оставьте все трудности за дверью кабинета, улыбнитесь друг другу и начнем, ведь тема, которую мы изучаем имеет практическое значение.

II. Мотивация учебной деятельности

(раздается запись «Метелица», на мультимедийном экране изображение снежинки, слайд№1).

Сейчас зима. Представьте себе зимний лес. Белый снег медленно падает на землю. Тишина ... У Константина Бальмонта есть такие строки:

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

В лучах блистающих

Скользит, Умелая,

Средь хлопьев тающих,

Сохранно-белая.

Сегодня на уроке мы получим возможность с помощью знаний, которые мы уже имеем, объяснить свойства снежинки, снега с точки зрения их молекулярного строения; найдем пути перехода снега в воду и наоборот, объясним эти фазовые переходы, получим механизм решения задач, связанных с переходами веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Пусть эта важная тема будет для вас интересной и легкой, как пушистая снежинка. Но с начала давайте проверим, готовы ли вы к изучению темы.

III. Актуализация опорных знаний.

Класс делится на 6 групп. В каждой есть спикер, который отвечает за порядок ответа. Работа в группах происходит по направлениям:

1 группа: выявить особенности взаимодействия движения частиц, из которых состоит вещество в твердом состоянии;

2 группа: в жидком состоянии;

3 группа: в газообразном состоянии;

4 группа: дать сравнительную характеристику различных состояний веществ (обратить внимание на движение, взаимодействие частиц, их кинетическую энергию, а также на свойства веществ в различных состояниях)

5 группа: за время, отведенное на групповое задание эта группа готовит домашние презентации по теме «Главные особенности веществ в разных агрегатных состояниях»

6 группа: сделать сравнительные рисунки трех агрегатных состояний веществ.

После того, как отведенное время прошло, начинается обсуждение. Каждая группа дает ответ на вопрос, а другие слушают, и если нужно вступают в дискуссию. Эта работа заканчивается тем, что дети смотрят обобщающую презентацию, подготовленную заранее на мультимедийном экране с комментарием учеников, которые ее подготовили.

После повторения материала учащиеся должны четко знать:

• Чем отличается одно состояние вещества от другого?

• Какие главные свойства веществ, в различных агрегатных состояниях? (слайд №2)

Выводы записываются в тетради (слайд №3, №4)

IV. Усвоение новых знаний

4.1. Объяснение нового материала

В начале объяснения нового материала перед учащимися ставится проблемный вопрос, ответ на который они должны дать после объяснения нового материала.

Проблемный вопрос:

Зимой во время мороза птиц возможно в большом количестве увидеть на поверхности реки или другого водоема, покрытого льдом. Почему они там находятся, а не на дереве, например? (вопрос остается на доске)

Далее учитель рассказывает о том, как перевести твердое тело в жидкость.

Изложение нового материала начинается с демонстрации: стакан с водой, в которой плавает лед, он плотно закрыт, температура воды 0оС.

Вопросы учителя:

1. При каких условиях существует ситуация, когда вещество в разных состояниях может быть при одной температуре? (слайд №4)

2. При каких условиях лед начнет таять? (Слушаем мысли учеников) (лед 0оС и вода 0оС)

С целью объяснения материала учащимся предлагается посмотреть анимационный фрагмент «Поведение молекул жидкости, газа и твердого тела». («Библиотека электронной наглядности»)

После этого объяснения происходит на слайдах №6 и №7. Они проецируются на экран. Кроме этого они в распечатанном виде на столе в качестве опорного конспекта (Приложения №1, №2)

Разбор материала происходит одновременно с показом слайдов и формулировкой выводов, что дает возможность хорошо запомнить материал.

Постепенно заполняется схема с эскизом №7. Ученики работают в группах, созданных в начале урока, дают ответы на вопросы:

1. Что такое плавления?

2. Что такое кристаллизация?

3. При каких условиях происходит процесс плавления?

4. Какие условия должны быть для кристаллизации?

5. Что такое температура плавления?

6. Что такое сублимация (десублимация)?

Ответы на вопросы ученики дают, пользуясь вспомогательными миниатюрами № 7, 10, 11

Второй анимационный фрагмент: ученики смотрят переход вещества из твердого состояния в жидкое (термометром замеряется температура, она фиксируется и далее строится график зависимости температуры от времени. На нем четко видно, что процесс плавления происходит при постоянной температуре.)

Ученики предлагают свои ответы на вопрос - почему температура плавления остается постоянной?

4.2. Работа с графиком.

Знакомство с особенностями процесса плавления происходит по графику. Ученики учатся читать графики. (Слайд№10)

AB - нагрев льда

BC - плавление

CD - нагревание воды

DE - охлаждение воды

EF - затвердевание воды

FK - охлаждение льда

После «чтения» графика ученики должны усвоить положения по слайду №11:

1. Температура, при которой происходит переход твердого тела в жидкость, называется температурой плавления.

2. При плавлении температура остается постоянной, хотя телу передается количество теплоты, это означает, что внутренняя энергия увеличивается.

3. Температура плавления и кристаллизации одинакова.

4.3.Работа с таблицей №3 (форзац учебника). Температура плавления некоторых веществ.

1. Какой из металлов, приведенных в таблице, является легкоплавким?

2. Какой из металлов самый тугоплавкий?

3. Какой из металлов алюминий или медь можно выбрать, чтобы изготовить сосуд для расплавления в нем другого металла?

4. Какой из металлов стальной или вольфрамовый останется твердым, если его погрузить в расплавленное железо?

5. Будет ли плавиться деталь из чугуна, если ее опустить в расплавленную медь?

6. Олово перешло из одного состояния в другое так, что внутренняя энергия уменьшилась. Затвердело оно или расплавилось?

Далее учитель должен ввести понятие для характеристики энергетических затрат, необходимых для перехода твердого тела в жидкость.

Для этого необходимо ввести новую физическую величину - удельную теплоту плавления (λ). Она равняется количеству теплоты, которое необходимо передать веществу массой 1 кг, взятому при t плавления для обращения ее в жидкость.

Измеряется она в [ Дж / кг].

Значение удельной теплоты плавления приводятся в таблице №3 (форзац учебника).

Последний этап объяснения - это необходимость предоставить ученикам формулу для подсчет количества теплоты, необходимого для плавления.

Q = mλ

(Ученики записывают ее в тетради)

Для обращения 1 кг вещества из твердого состояния в жидкое необходимо такое же количество теплоты, как и при затвердевании.

Qкp = λm

4.4.Физкультминутка

Поскольку ученики 20 минут работали, им необходимы одна или две минуты «делового отдыха». Можно сейчас использовать игру «Физическое или нефизическое». Учитель называет слова, среди которых есть физические термины, имеющие отношение к сегодняшней теме и которые не по этой теме.

Если термин по этой теме, учащиеся поднимают резко левую руку, если нет - правую.

Предложенные слова: температура, лед, сила, давление, плавление, работа, внутренняя энергия, удельная теплота плавления, урок, ученик, задача.

V. Этап закрепления новых знаний

5.1 Учащиеся работают над выполнением теста на ПК (Приложение №3). Учитель проверяет результаты тестов и записывает в протокол. Если кто-то из учеников заканчивает раньше, то он получает дополнительное задание для получения дополнительных баллов.

Упражнение 33 №3,4 [1]

5.2 Этап решения задач. Упражнение 33 (2) [1]

Решение задач происходит у доски, с комментарием учителя.

VI. Подведение итогов урока.

6.1. Экспресс опрос «Что нового я узнал на уроке?»

6.2. Ответ на проблемный вопрос, который был задан в начале урока.

6.3. Оценивание учащихся происходит по результатам выполнения тестов с учетом всех дополнительных баллов (Приложение № 4)

VII.Домашнее задание:

1.Изучить по учебнику §55,56.

2.Выполнить письменно: упр.33 (1,3) .- I группа

№34,35 fizika.ru/ -II группа

Для любознательных: найти в дополнительной литературе занимательные факты по физике фазовых переходов.

VIII. Интерактивное упражнение «Доска эмоций»

Ученики, выходя из класса, закрепляют на доске «смайлики» - лицо с различными улыбками, КОТОРЫЕ ПОКАЗЫВАЮТ ИХ НАСТРОЕНИЕ ПОСЛЕ урока И ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ НЕГО. (Приложение №5)

Слова учителя: «Спасибо за урок. Дорогие дети, вы были невероятно умные сегодня! До свидания »

Литература:

1. Физика: 8кл., Учебник для загл. школ / Е.В. Коршун - К.: Генезис, 2008.


2.Лукашик В.И. Сборник задач и упражнений по физике для 7-9кл., М.: Дрофа, 2005.

3.Кірик А.А., Фізика - 8, самостійні й контрольні роботи, М.:Ілекса, 2003

4.fizika.ru


© 2010-2022