Обобщающий урок по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Обобщающий урок по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»    Цели урока: образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал темы, совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач. развивающая: развитие коммуникативных способностей, познавательных интересов и мотивации,  образного мышления; формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в  изученном материале. воспитательная: умение видеть физику вокруг себя;  воспитывать культуру устной и... Все молчит, – лучина с треском Лишь горит багровым блеском, Да по кровле ветр шумит.               Вопрос: Почему лучина горит с треском? (При горении лучины из нее интенсивно испаряется влага. Пар, увеличиваясь в объеме, с треском разрывает волокна дерева.) V.             Подведение итогов урока   Итак! Финиш! Сегодня мы повторили и обобщили материал, изученный нами в этом разделе, и самое главное научились видеть проявления изученных нами закономерностей в окружающей среде. Вершина под названием - Знание, покорена.                
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по теме

«Изменение агрегатных состояний вещества»

Цели урока:

образовательная:

  • повторить, обобщить и систематизировать материал темы,

  • совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач.

развивающая:

  • развитие коммуникативных способностей, познавательных интересов и мотивации, образного мышления;

  • формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в изученном материале.

воспитательная:

  • умение видеть физику вокруг себя;

  • воспитывать культуру устной и письменной речи, культуру работы в группе.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)

  • презентация

  • иллюстрации художников

  • пипетки, мензурки с водой и спиртом

  • дидактический и раздаточные материалы

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Формы и методы:

- частично-поисковый;

- индивидуальная, групповая, фронтальная и самостоятельная работа учащихся

Место урока в учебном плане:

Данный урок является последним в теме: « Изменение агрегатных состояний вещества». Он предназначен для закрепления пройденного материала и включает в себя обобщение знаний по этой теме.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Подготовка к активной деятельности на основном этапе урока

  3. Этап обобщения и систематизации

  4. Применение знаний, полученных раннее, в различных ситуациях

  5. Подведение итогов урока(рефлексия)

Ход урока.

I. Организационный момент

Ребята, сегодня мы заканчиваем изучение большого раздела физики. Тема урока «Изменение агрегатных состояний вещества».

Наша цель состоит не только в том, чтобы повторить и обобщить материал, но и самое главное научиться видеть проявления изученных нами закономерностей в окружающей среде. Поэтому обратимся к литературе, поэзии, устному народному творчеству и покорим ещё одну вершину Знаний. Перед каждым из вас лежит лист контроля который вы будете постепенно заполнять в процессе работы на уроке.


II. Подготовка к активной деятельности на основном этапе урока

(Через мультимедийный проектор осуществляется демонстрация темы урока)

Эпиграф к уроку

« Науку все глубже постигнуть стремись,

Познанием вечного жаждой томись,

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет ».


(Абулькасим Фирдоуси, персидско-таджикский поэт, около 940-1020 г.г)


На этом этапе я использую фронтальный опрос и беседу с целью активизации имеющихся знаний, концентрации внимания, включения учащихся в активную продуктивную работу.

Фронтальный опрос.


  • - Из чего состоит вещество?

(Вещество состоит из атомов и молекул)

  • В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

(Любое вещество может находится в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком, газообразном)

В результате беседы делается обобщение: Любое вещество, состоящее из атомов и молекул может находиться в трех состояниях жидком, твердом. и газообразном.(слайд 4)

-Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от другого?

Делается вывод:

В рaзных агрегатных состояниях расположение атомов и молекул рaзлично;

(слайд 5)

-Какой процесс называется плавлением?

(Переход вещества из твердого состояния в жидкое называют плавлением)

(слайд 6)



-Какой процесс называется кристаллизацией?


(Переход вещества из жидкого состояния в твердое называют отвердеванием или кристаллизацией)


- Какой процесс называется испарением?

(Парообразование, происходящее с поверхности жидкости называется испарением)

Выясним от чего зависит испарение жидкости:

I гр. - На лист бумаги с помощью пипетки наносят по капле воды и спирта и наблюдают за их испарением. Вывод: Скорость испарения спирта больше, чем воды

Скорость испарения зависит от рода жидкости

II гр.- Наносите пипеткой по капле спирта на лист бумаги и на ладонь

Вывод: Капля на руке, имеющая более высокую температуру испарится быстрее, чем капля на бумаге.

Скорость испарения зависит от температуры.

III гр. - Нанесите пипеткой по капле спирта на 2 листа бумаги. Один лист отодвиньте в сторону, а возле второго создайте движение воздуха с помощью бумажного веера.

Вывод: Вторая капля испарится быстрее, чем первая.

Скорость испарения зависит от наличия ветра.(скорости удаления паров с поверхности жидкости)

IV гр. На разные листы бумаги с помощью пипетки нанесите по капле спирта и сразу же увеличьте свободную поверхность одной из капель. Для этого один лист бумаги расположите вертикально, чтобы капля растекалась по нему.

Вывод: Скорость испарения второй капли больше, чем первой.

Скорость испарения зависит от площади свободной поверхности.

Делаем вывод:

Скорость испарения жидкости зависит от:

  • рода жидкости

  • площади свободной поверхности

  • температуры жидкости

  • скорости удаления паров с поверхности жидкости.

- Какой процесс называется конденсацией?

(Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией)

III. Этап обобщения и систематизации


  1. Работа на компьютере (по модулю «Состояние вещества»)

  2. «Читаем график» (слайд 7)

А)

Обобщающий урок по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1. В какой момент времени начался процесс плавления вещества?

2. В какой момент времени вещество кристаллизовалось?

3. Чему равна температура плавления вещества? Температура кристаллизации?

4. Сколько длилось: а) нагревание твердого тела;

б) плавление вещества;

с) остывание жидкости?

Б) К каждой из ниже перечисленных ситуаций подберите график, который наиболее верно отражает происходящие с веществом процессы: а) медь нагревают и плавят; б) цинк нагревают до 400 °С; в) плавящийся стеарин нагревают до 100 °С; г) воду, взятую при температуре 20 0С нагрели до 100 0 С и испарили. (слайд 8)

Обобщающий урок по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

3. Вспомни формулы (слайд 9) и реши задачи (слайд 10- 11)

Вы должны решить задачи на расчет количества теплоты при изменении агрегатных состояний вещества. Надеюсь, что при этом вы получите весьма интересный результат.

"Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок" С такой присказкой вы встречались не раз. Во многих литературных произведениях и сказках идет речь об агрегатных состояниях вещества. А теперь вам предстоит ответить на качественные вопросы, связанные с предложенными фрагментами из этих произведений.

Из норвежской сказки

"Кари-Замарашка".

Вот, наконец, добралась она до золотого леса. Он был такой золотой, что золото капало с него золотыми каплями. И ветки, и цветы, и все-все было из чистого золота.

Вопрос: Какая температура должна быть в лесу, чтобы золото падало каплями?

Задача 1

Сколько энергии приобретет при плавлении брусок из цинка массой 0,5 кг, взятый при температуре 20̊ С?

Задача 2

На сколько нагреется серебряная ложка массой 50 г, получив от воды 100 Дж теплоты?

Задача 3

10 кг воды при температуре 30̊С нагрели до температуры кипения. Какое количество сухих дров для этого потребовалось?

Алгоритм решения задач по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»

1. Запишите дано.

2. Переведите единицы в СИ.

3. Выясните, о каких процессах говорится в задаче.

4. Выпишите из таблиц температуру плавления и температуру кипения вещества и постройте графики процессов.

5. Подберите к каждому процессу формулу, запишите её.

6. Выпишите из таблиц недостающие величины (удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования).

7. Вычислите количество теплоты.

8. Проверьте решение по размерности.

9. Запишите ответ.


  1. Применение знаний, полученных раннее, в различных ситуациях

  1. «Посмотри вокруг»

Вашему вниманию предлагается иллюстрация. Найдите в каждой иллюстрации то, что относится к нашей теме.

1. «Зима» Жуковский Станислав Юлианович (слайд 12)

На картине "Зима" деревья и улицы покрыты хлопьями пушистого снега - процесс кристаллизации.

2. «Лед прошел» Сергей Васильевич Герасимов (слайд 13)

На картине "Лед прошел" около деревьев изображены лужи. Лужи чистой воды, которые образуются в результате таяния снега, т.е. плавления.

3. «В голубом просторе» Аркадий Александрович Рылов(слайд 14)

На картине "В голубом просторе" изображены облака. Образование облаков объясняется конденсацией пара. Пары воды, поднимающиеся над землей, превращаются в верхних, более холодных слоях воздуха в мельчайшие капельки воды, т.е. облака.

4. «Ледоход на реке Медведице » Сергей Водолазкин(слайд 15)

На картине "Ледоход» видны большие участки чистой воды, которые образуются в результате таяния снега и льда, т.е. плавления.

Учитель: Мы с вами увидели примеры тепловых явлений в живописи.

  1. "Узнай новое" (слайд 16)

Я предлагаю вам послушать фрагмент песни и найти слова, которые имеют отношение к повторяемой теме. (Звучит фрагмент песни "Зима")

(Текст песни у ребят написан на листе)

У леса на опушке
Жила зима в избушке,
Она снежки солила
В березовой кадушке,
Она сучила пряжу,
Она ткала холсты,
Ковала ледяные да над реками мосты,
Потолок ледяной,
Дверь скрипучая,
За шершавой стеной
Тьма колючая
Как пойдешь за порог,
Всюду иней
А из окон парок синий, синий

Учащиеся: В этой песне прозвучали слова: "снежки", "ледяной", "иней", "парок"

Ошибка в тексте песни: парок синим быть не может. Сам водяной пар невидим. Водяной пар конденсируется в воздухе при охлаждении, образуя мельчайшие капельки - туман. Правильно будет спеть "А из окон туман синий, синий".

  1. Качественные задачи

(слайд 17)

А. С. Пушкин "Евгений Онегин".

В окне увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Курины, кровли и забор,
На стеклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре...

Вопрос: Что представляют с точки зрения физики, "на стёклах лёгкие узоры".

Ответ: Кристаллики замёрзшей воды, её твёрдое состояние.

(слайд 18)

Е. Баратынский "Весна".

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Вопрос: В каком агрегатном состоянии находится вода?

Какие тепловые процессы отражены в этом отрывке?

Ответ: Вода в жидком и твёрдом агрегатном состоянии. Процессы нагревания и плавления.

(слайд 19)

С.Есенин «Зима»

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали

Ей "Спасибо" за труды

Вопрос: Какое физическое явление связано с событием "сковали все пруды"?

(слайд 20)

Фет. Из стихотворения "Метель".

Все молчит, - лучина с треском
Лишь горит багровым блеском,
Да по кровле ветр шумит.

Вопрос: Почему лучина горит с треском?

(При горении лучины из нее интенсивно испаряется влага. Пар, увеличиваясь в объеме, с треском разрывает волокна дерева.)

  1. Подведение итогов урока



Итак! Финиш!

Сегодня мы повторили и обобщили материал, изученный нами в этом разделе, и самое главное научились видеть проявления изученных нами закономерностей в окружающей среде. Вершина под названием - Знание, покорена.





© 2010-2022