• Преподавателю
  • Физика
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине ОДП 02. ФИЗИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине ОДП 02. ФИЗИКА

В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «физика». В рабочей программе дисциплины, на внеаудиторную самостоятельную работу отводится 85 часов.Задания сгруппированы по разделам и темам программы с указанием количества часов на выполнение.Самостоятельная работа – это, прежде всего, умение применять на практике знаниетеории. При изучении физики применяются...
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГБОУ СПО «Агротехнологический техникум г. Кораблино»







МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по учебной дисциплине

ОДП 02. ФИЗИКА

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ



190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

260807 Технология продукции общественного питания







г. Кораблино

2014г.

ОДОБРЕНО Составлена в соответствии с

метод. комиссией требованиями Федерального

протокол №____ от____ государственного

председатель___________ образовательного стандарта СПО

Заместитель директора по УПР

___________________

«___» _____________2014г.









Разработчик: Ванина Наталья Викторовна, преподаватель.


Аннотация:

В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «физика». В рабочей программе дисциплины, на внеаудиторную самостоятельную работу отводится 85 часов.

Задания сгруппированы по разделам и темам программы с указанием количества часов на выполнение.



















1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Самостоятельная работа обучающегося является наиболее важным фактором, обеспечивающим эффективность процесса обучения.

В цивилизованных странах качество жизни большинства населения пропорционально уровню образования. Навыки производственной, бытовой, социальной жизни становятся столь разнообразными, многоходовыми, информационно насыщенными, что без соответствующего образования невозможно быть успешным ни в одной сфере жизни. Обучение, построенное лишь на усвоении конкретных факторов, изжило себя в принципе. Реалии современной жизни таковы, что полученные знания быстро «устаревают».

Основным качеством успешного работника, по мнению современных работодателей, является умение самостоятельно пополнять знания. Студент, обладающий навыками самостоятельной работы, активнее и глубже усваивает учебный материал, лучше подготовлен к творческому труду, к самообразованию и продолжению учения.

Самостоятельная работа - это, прежде всего, умение применять на практике знание теории. При изучении физики применяются следующие виды самостоятельной работы студентов:

- самостоятельная аудиторная работа в виде выполнения заданий во время учебных занятий;

- самостоятельная внеаудиторная работа в виде:

- завершения заданий, выполняемых студентами во время учебных занятий;

- дополнительного изучения теоретического материала;

- выполнение заданий по обобщению, систематизации и углублению знаний.

Задания, предлагаемые для внеаудиторной самостоятельной работы по физике, раскрывают практическое значение получаемых физических знаний, носят исследовательский характер, развивают мышление и творческие способности студентов, формируют и развивают необходимые учебные умения и навыки.


2.ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ

1.Студент должен выполнить весь объем задания указанный в описании соответствующей самостоятельной работы.

2.После выполнения каждой работы, студент должен представить письменный отчет в сроки, указанные преподавателем.

3.Структура отчетной внеаудиторной работы должна соответствовать необходимым требованиям.

4.Самостоятельные внеаудиторные работы, не выполненные по тем или иным причинам, студент выполняет в обязательном порядке на дополнительных занятиях или самостоятельно.

5.Студент, не отчитавшийся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, не может получить итоговую аттестацию по предмету.


3.СТРУКТУРА ОТЧЕТНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ


1.Название и вид работы.

2.Формулировка задания и исходная информация.

3.Пояснения к выполнению задания (решение, построение графиков, таблиц и т.д.).

4.Расчетная часть (если указано в задании).

5.Графическая часть (если указано в задании).

6.Выводы.

4.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТЧЕТНЫХ ВНЕАУДИТОРНЫХ РАБОТ

При проверке работы преподавателем учитывается:

1.Отношение к работе (уложился ли студент в требуемое время).

2.Грамотность ответов на вопросы.

3.Умение пользоваться профессиональной лексикой.

4.Умение использовать полученные ранее знания для решения конкретных задач.

5.Умение пользоваться знаниями смежных дисциплин.

6.Умение анализировать источники, извлекать из них необходимую информацию.

7.Умение ясно выражать свои мысли в письменной форме.

8.Правильное оформление работы.

5.СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1. Физика и методы научного познания.


Тема 1.1. Введение.

Самостоятельная работа (1ч)

Эссе на тему «Физика в моей профессии».


Раздел 2. Механика.


Тема 2.3. Прямолинейное равноускоренное движение.

Самостоятельная работа (5ч)

Выполнение аналитической работы «Законы равноускоренного движения».

Задание. Решить задачу и на ее основе проанализировать законы равноускоренного движения.

Задача. Из точки А начинает двигаться тело и движется равноускоренно с ускорением 2 м/с2.

1.Какую скорость будет иметь тело в конце первой секунды, в конце второй секунды, в конце третьей секунды, четвертой, пятой и т.д. и в конце десятой секунды?

2.Какой путь пройдет тело за первую секунду, за вторую секунду, за третью секунду, за четвертую секунду, за пятую секунду и т.д. и за десятую секунду?

3.Какой путь пройдет тело за одну секунду, за две секунды, за три секунды, за четыре секунды, за пять секунд и т.д. и за десять секунд?

Указания. В этой задаче 30 действий (на каждый вопрос - десять действий). Запишите ответы по каждому вопросу в таблицу (см. таблицу 1) и проанализируйте значение каждого числа.

Для этого:

1.Рассмотрите числа, стоящие во второй колонке. Это колонка скоростей. Она представляет собой 10 ответов на первый вопрос задачи, т.е. показывает, какую скорость будет иметь тело в конце первой, второй и т.д. и в конце десятой секунды.

Определите: нарастают или убывают скорости тела по мере нарастания времени.

Сделайте вывод, как зависит скорость в равноускоренном движении от времени (прямо пропорционально, обратно пропорционально, не зависит). Запишите вывод. Это первый закон равноускоренного движения.

Таблица 1

Значения расчетных величин

Время

(в сек)

Формула расчета

V = a·t (м/с)

Sп = МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине ОДП 02. ФИЗИКА (2n-1) (м)

S = МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине ОДП 02. ФИЗИКА (м)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


2.Теперь сравнить численное значение пути за первую секунду с численным значением ускорения нашего тела. Сделайте вывод, в каком соотношении находятся эти значения. Запишите вывод. Это второй закон равноускоренного движения.

3.Рассмотрите третью колонку чисел в нашей таблице. Эта колонка представляет собой 10 ответов на второй вопрос задачи. Что выражает каждое из этих чисел?

4.Обратите внимание, как нарастают пути, пройденные телом за отдельные идущие подряд секунды? Сравните это нарастание с последовательностью нечетных чисел. Сделайте вывод и запишите его. Это третий закон равноускоренного движения.

5.Рассмотрите, наконец, четвертую колонку нашей таблицы. Эта колонка содержит ответ на третий вопрос задачи, что выражает каждое из этих чисел?

Ответьте на вопрос: как нарастает путь, пройденный телом за все время, т.е. за все число секунд, вместе взятых? Сравните нарастание пути с нарастанием времени, а точнее, сравните нарастание пути с нарастание квадратов времени. Сделайте вывод и запишите его. Это четвертый закон равноускоренного движения.

Проверьте справедливость законов равноускоренного движения при других значениях ускорения.


Тема 2.12. Закон сохранения импульса.


Самостоятельная работа (4ч)

Чтение учебной литературы с последующим ответом на вопросы к тексту.

Задание.

Прочитайте §27 «Реактивное движение» и §28 «Успехи в освоении космического пространства» по учебнику «Физика 10», В.А.Касьянов, М. Просвещение.2014 г.

Письменно ответьте на следующие вопросы:

1.Что понимается под реактивным движением тела?

2.Каков принцип действия реактивных двигателей?

3.Сможет ли ракета двигаться в пустоте?

4.Объясните механизм возникновения реактивной силы?

5.Может ли парусная лодка приводится в движение с помощью компрессора, установленного на ней, если струя воздуха направлена на паруса? Что произойдет, если поток воздуха будет направлен мимо парусов?

6.Шланг для полива лежит на земле. Если он изогнут и по нему начинает течь вода, то шланг распрямляется. Почему?

7.Осьминоги и каракатицы перемещаются со скоростью до 60 км/ч, периодически выбрасывая вбираемую в себя воду. По какому принципу перемещаются эти животные.

Тема 2.20. Звук.

Самостоятельная работа (4ч)

Выполнение практической работы.

Задание

«Телефон», применимый на расстоянии до 30 м, можно сделать из отрезка шнура, натянутого между донышками двух консервных банок. Попробуйте применять шнуры, сделанные из различных материалов, выберите наилучший из них. Сделайте такой телефон, продемонстрируйте его и объясните, как он действует.

Самостоятельная работа (5ч)

Работа с учебным текстом:

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы к тексту.

Звуки.


Задумайтесь о происхождении звуков - вот стукнула дверь, ударили кулаком по столу, проехала машина, стучат каблучки по полу. Звук всегда вызывается каким-либо механическим движением. Доски, стол, стены, большинство других предметов от толчков не приходят в видимое движение, если только они не очень сильны. Но они способны несколько прогибаться, и в результате возникает их легкое движение вперед-назад (вибрация). Хорошо иллюстрирует природу колебаний туго натянутая струна или резиновый шнур. Предположим, что мы оттянули середину струны гитары из нормального положения. Струна натягивается, и, когда мы ее отпустим, она вернется назад, но в момент возвращения в свое нормальное положение она будет двигаться. Продолжая движение, постепенно замедляясь, она остановится, но уже по другую сторону от своего первоначального положения. Теперь струна снова натянута и должна двигаться назад. Со временем, после многих таких колебаний струна вернется в состояние покоя.

Подобным способом происходят колебания твердых упругих предметов, если какой-то участок тела толкнуть и вывести из нормального состояния. Колебания одной части предмета оказывают влияние на остальные части. Колеблющиеся участки тянут и толкают соседние, а те тоже начинают колебаться. В свою очередь, они приводят в движение окружающие их участки и т.д. Таким образом, колебания, созданные в одной точке тела, передаются другим его точкам по всем направлениям, так что через какое-то время колеблются все точки внутри сферы с центром в источнике колебаний. Так распространяется звуковая волна в твердом материале.

Вопросы к тексту:

  1. Одинакова ли скорость распространения звука в различных твёрдых материалах?

  2. Только ли в твёрдых материалах распространяется звук?

  3. Можно ли на Земле услышать гул двигателя космического корабля, пролетающего в открытом космосе?


Шумовое загрязнение среды.


Остановитесь и прислушайтесь: по улице с шумом проносятся многотонные МАЗы и ЗИЛы, хлопают двери парадных на мощных стальных пружинах, со двора несутся крики детворы, до глубокой ночи бренчат гитары, оглушают магнитофоны и телевизоры, заводские цеха встречают нас грохотом станков и других машин... Картина вроде обыденная. Но нормально ли это?

Наш век стал очень шумным. Трудно сейчас назвать область техники, производства и быта, где в звуковом спектре не присутствовал бы шум, т.е. мешающая и раздражающая нас смесь звуков. За определенный комфорт, удобства связи и передвижения, благоустройство быта и совершенствование производства современному человеку приходится слушать не скрип телег, я вой автомобилей, лязг трамваев, рев реактивных самолетов. Внедрение в промышленность новых технологических процессов, рост мощности и быстроходности транспорта, механизация производственных процессов привели к тому, что человек в производстве и быту постоянно подвергается воздействию шума высоких уровней.

Шумом является всякий нежелательный для человека звук. При нормальных физических условиях скорость звука в воздухе 344 м/с. Звуковое поле - это область пространства, в которой распространяются звуковые волны. При распространении звуковой волны происходит перенос энергии. Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, децибелах (дБ), это давление воспринимается не беспредельно. Шум в 20-30 дБ практически безвреден для человека и составляет естественный звуковой фон, без которого невозможна жизнь. Допустимая граница поднимается примерно до 80 дБ. Шум в 130 дБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а достигнув 150 дБ, становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь «под колокол»; колокольный звон убивал человека. На многих оживленных магистралях даже ночью шум не бывает ниже 70 дБ, в то время как по санитарным нормам он не должен превышать 40 дБ.

Шум, даже когда он не велик, создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости, стойкой бессоннице и атеросклерозу. Под воздействием шума 85-90 дБ снижается слуховая чувствительность на высоких частотах. Недомогание, головокружение, тошнота, чрезмерная раздражительность - все это результат пребывания в шумных условиях. В настоящее время воздействие звука, шума на функции организма изучает наука аудеология. Было установлено, что шумы природного происхождения (шум морского прибоя, листвы, дождя и др.) благотворно влияют на организм, успокаивают его, нормализуют сон. В 1980 г. был принят закон «Об охране атмосферного воздуха», в котором в статье 12 отмечается, что «в целях борьбы с производственными и иными шумами должны, в частности, осуществляться: внедрение малошумных технологических процессов, улучшение планировки и застройки городов и других населенных пунктов, организационные мероприятия по предупреждению и снижению бытовых шумов».

Вопросы к тексту:

  1. Какой уровень шума безвреден для человека?

  2. Какой допустимый уровень шума для человека?

  3. Как называется наука, изучающая воздействие звука и шума на человека?

  4. Как влияют сверхдопустимые уровни шумов на человека?


По всему разделу 2. Механика.

Самостоятельная работа (5ч)

1) Дайте характеристику физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, механическая энергия.

2) Дайте характеристику физических законов: закон всемирного тяготения, законы Ньютона, закон Гука, закон сохранения энергии, закон сохранения импульса.

3) Дайте характеристику физических явлений: свободное падение, реактивное движение, резонанс, звук.

4) Дайте характеристику математической модели: математический маятник.

План характеристики физической величины:

  1. Определение;

  2. Формула;

  3. Единицы измерения.

План характеристики физического явления:

  1. Определение;

  2. Условия протекания;

  3. Примеры проявления (использования).

План характеристики научной гипотезы:

1. Формулировка;

2. Математическая запись;

3. Экспериментальное подтверждение.

План характеристики физического устройства:

1. Условное обозначение;

2. Устройство;

3. Принцип действия;

4. Область применения.

План характеристики математической модели:

  1. Описание;

  2. Формула;

  3. Степень соответствия реальному объекту.

План характеристики физического закона:

1. Формулировка;

2. Математическая запись;

3. Границы применимости;

4. Примеры проявления (использования).

План характеристики физической теории: 1. Основные положения;

2. Экспериментальное подтверждение;

3. Границы применимости;

4. Значение для дальнейшего развития науки.

Раздел 3. Молекулярная физика. Термодинамика


Тема 3.1. Основы молекулярно - кинетической теории

Самостоятельная работа (4ч)

Выполнение исследовательской работы « Изучение размеров очень маленьких тел»

Задание.

1.Возьмите бумагу в клетку из тетради и покройте одну клетку площадью ¼ см2 очень мелким песком (или мелкой манной крупой) в один слой.

2.Обравняйте края иголкой и при помощи той же иголки сосчитайте число песчинок, уместившихся в этой клетке. (При этом хорошо пользоваться увеличительным стеклом).

3.Определите число песчинок на площади в 1 см2.

4. При помощи иголки плотно уложите и подсчитайте, сколько песчинок уложится на протяжении одного линейного сантиметра.

5.Определите число песчинок в объеме 1 см3.

6.Вычислите во сколько раз песчинка больше молекулы газа.

7. Отчет оформите в письменном виде.


Тема 3.3. Агрегатное состояние вещества.

Самостоятельная работа (4ч)

Исследовательская работа «Свойства твердых тел»

Задание.

Познакомьтесь с твердостью тел и ее определением.

Решение:

Чтобы определить,какое из двух тел тверже, нужно поцарапать острым углом одного тела по поверхности другого тела и наоборот. Если первое тело оставляет на втором заметную царапину, но само не получает царапин, то первое тело тверже второго. Самым твердым веществом в природе является алмаз.

Твердость имеет важное значение в современной технике. Твердость металла связана с его износоустойчивостью. Для повышения износоустойчивости металлов их подвергают термической и термохимической обработке: закалке, цементации и т.д.

Ковка и штамповка металла также увеличивают его твердость (кованая сталь тверже литой). Твердость сплава обычно больше, чем твердость веществ, составляющих сплав. Так, дюралюминий тверже составляющих его алюминия, меди, магния и марганца; сталь тверже чистого железа и чистого углерода, бронза тверже меди и олова.

1.Приготовьте несколько тел из разных веществ, например, латунную монету, железный гвоздь, кусочек стекла с острым краем, лезвие стальной бритвы, пластинку из плексиглаза, алюминия, меди, кусочек свинца и если возможно, достаньте резец для токарного станка. Список тел можно увеличить.

2.Поцарапайте железным гвоздем стальную бритву, а затем поцарапайте бритвой по гвоздю. Вы видите, что гвоздь не оставляет царапины на бритве, но бритва оставляет царапину на гвозде. Отсюда вывод: сталь тверже железа.

3.Также поцарапайте все остальные вещества друг о друга, чтобы узнать какое из них тверже, какое мягче, и когда испробуете все ваши вещества, то расположите и запишите название в порядке возрастающей твердости.

4.В минералогии для определения твердости минералов пользуются десятичной шкалой, которая соответствует набору десяти минералов, расположенных по возрастающей твердости.

Познакомьтесь со шкалой твердости (школой МООСА)

1.Тальк

2.Каменная соль

3.Известковый шпат

4.Плавиковый шпат

5. Апатит

6.Ортоклаз

7.Кварц

8.Топаз

9.Корунд

10.Алмаз

Пользуясь методом нанесения царапины шкалой твердости, можно классифицировать (правда, приблизительно) различные вещества по их твердости. Если вещество оставляет черту (царапину) на каком - либо эталоне шкалы твердости и само царапается им же, считают твердость веществ одинаковой. Если какое - либо вещество тверже, например, плавикового шпата (эталон 4), но слабее апатита (эталон 5), то его можно обозначить номером 4,5.

5.Посмотрите таблицу некоторых веществ, расположенных по возрастающей твердости, согласно шкале твердости:

Таблица 2

Таблица твердости веществ

Вещество

№ твердости

Воск

глина

графит

тальк

0,2

0,3

0,5-1

1

Каолин, мел

Асфальт

Свинец

Олово

Каменная соль

1

1,2

1,5

1,8

2

Гипс, селитра, железный купорос, алюминий

Антрацит

Янтарь

Висмут, медный купорос

Медь, золото, серебро

Слюда

Известковый шпат



2

2,2

2-2,5

2,5

2,5-3

2,8

3

Латунь, мрамор

Сурьма

Плавиковый шпат

3,4

3,8

4

Платина

Железо

апатит

4,3

4,5

5

Стекло

ортоклаз

4,5-6,5

6

Полевой шпат, магнитный железняк, иридий

Иридистая платина

Сталь

кварц



6

6,5

5-8,5

7

Турмалин

Бериллий

Топаз

корунд

7,3

7,8

8

9

Карборунд

алмаз

9,6

10

6.Определите приближенно № твердости рассмотренных и записанных вами тел из различных веществ.

Тема 3.5. Температура.

Самостоятельная работа (3ч)

Подготовка доклада

Задание

Подыщите материал и подготовьте доклад о максимальных и минимальных термометрах.


Тема 3.13. Первый закон термодинамики

Самостоятельная работа (4ч)

Составление таблицы «Применения первого закона термодинамики к различным процессам»

Задание. Прочитать §57 по учебнику «Физика 10» В.Я. Касьянов, М. «Просвещение» 2013 г.

Заполните следующую таблицу:

Таблица 3

Применения первого закона термодинамики к различным процессам

1-ое начало термодинамики

Вид процесса

Работа газа А (=0 или ≠0)

Кол-во теплоты Q (=0 или ≠0)

Изменение внутренней энергии системы (газа)∆U

Вывод

1.


2.


3.


4.



Раздел 4. Электродинамика

Тема 4.2. Электрическое поле


Самостоятельная работа (4ч)

Выполнение домашней лабораторной работы

Задание. Лабораторная работа «Изучение взаимодействия заряженных тел»

Оборудование: пластмассовые расчески (2 шт.); полиэтиленовая пленка; нить (шелковая или синтетическая); газета. Все материалы должны быть сухими

Ход работы

1.Подвесьте на нити к спинке стула (или в другом месте) расческу, перевязанную в середине нитью. Потрите расческу газетой, свернув газету в несколько рядов. Потрите газетой вторую расческу. Поднесите вторую расческу к первой. Пронаблюдайте за поведением подвешенной расчески.

2.Поднесите газету, которой натирали расчески к подвешенной расческе. Пронаблюдайте за движением подвешенной расчески. Сделайте выводы.

3.Вырежьте две полоски размером приблизительно 20 х 3 см из полиэтиленовой пленки и одну такую же полоску из газеты.

4.Положите на стол две полоски из полиэтиленовой пленки и проведите по ним несколько раз рукой. Взяв полоски за концы, медленно сведите руки. Пронаблюдайте за поведением полосок.

5.На полиэтиленовую полоску положите изготовленную из газеты полоску. Проведите по полоскам несколько раз рукой. Удерживая полоски за концы, сближайте руки. Понаблюдайте за поведением полосок. Сделайте выводы.

Тема 4.6. Электрический ток


Самостоятельная работа (4ч)

Написание доклада

Задание. Написать доклад по теме: «Электрическая цепь»

В этой работе необходимо:

1.Дать схемы различных электрических цепей.

2.Показать способы соединения проводников и источников тока (последовательное, параллельное и пр.).

3.Рисунки и схемы различных источников тока (гальванические элементы, их батареи, аккумуляторы, их батареи, машины переменного и постоянного тока и пр.).

4.Рисунки и схемы различных приемников, т.е. потребителей тока (лампочки, звонки, электромагниты, электромоторы, нагревательные приборы, электролитические ванны и пр.).

5.Рисунки и схемы включающих и выключающих ток приборов (ключ, кнопка, выключатель, штепсель, рубильник).

6.Рисунки и схемы измерительных приборов (амперметров, вольтметров и пр.).

7.Рисунки и схемы приборов, регулирующих ток (реостатов, магазинов сопротивлений).

Тема 4.12. Электрический ток в газах

Самостоятельная работа (4ч)

Выполнение практической работы «Экономьте электроэнергию»

Задание.

Для этого необходимо:

1.Узнать мощность N одной электролампы в вашем кабинете и подсчитать общее число ламп во всех кабинетах колледжа.

2. Пользуясь формулой А = N·t подсчитайте количество энергии в киловатт - часах, которая будет израсходована без пользы, если при выходе на большую перемену не погасить свет в кабинетах.

3.Перепишите в тетрадь следующие данные о киловатт - часе:

Единица энергии 1 квт - ч = 1000 Вт - ч = 3600000 Дж = 900000 кал = 900 ккал

4.Имейте в виду, что энергией равной 1 квт - ч можно выполнить любую из следующих работ:

а)изготовить 10 м хлопчатобумажной ткани;

б) вскипятить 50-55 стаканов чая;

в) изготовить на прокатном стоне до 50 м стильных рельс;

г) добить и поднять «на горы» до 75 кг каменного угля

д) выдать электродоильной машиной 40-45 метров;

е) вывести в электрическом инкубаторе до 30 цыплят и т.д.

5.Нарисуйте плакат «Экономьте электроэнергию» и вывесите его в техникуме.

Тема 4.14. Магнитное поле.

Самостоятельная работа (4ч)

Составление таблицы

Задание. Составить сравнительную таблицу «Сравнение электрического и магнитного полей»

В таблице необходимо указать:

1.Чем создаются электрические и магнитные поля

2.На что действуют электрические и магнитные поля

3.Как можно обнаружить электрическое или магнитное поле

4.Когда впервые было обнаружено электрическое (магнитное) поле?

5.Как изображаются электрические и магнитные поля?

6.Свойства электрических и магнитных полей

7.Физические величины, характеризующие электрическое поле.

8.Физические величины, характеризующие магнитное поле.

Самостоятельная работа (3ч)

Практическая работа «Электроизмерительные приборы»

Задание.

1. Осмотрите ваш счетчик электроэнергии. Нарисуйте внешний вид счетчика и спишите все надписи, относящиеся к электрическому току, которые имеются на циферблате счетчика: единица измерения энергии (гектоватт-часы или киловатт-часы), напряжение, сила тока, число периодов в секунду и пр.

2. Запишите число (гектоватт- часы или киловатт-часы), которое показывает ваш счетчик в данный момент без нагрузки, (т.е. когда он не действует). Пользуясь выключателем или штепселем, включите какой-нибудь потребитель тока (лампочку, чайник, плитку и пр.) и наблюдайте в течение нескольких минут за вращением алюминиевого диска и за перемещением цифр, показывающих доли гектоватт или киловатт-часа.

3. Глядя на циферблат, выключите ток и наблюдайте, как останавливается диск.

4. Вспомните или узнайте, какое значение имеют здесь токи Фуко.

Тема 4.17. Электромагнитная индукция

Самостоятельная работа (4ч)

Работа с учебной литературой.

Задание.

Прочитать дополнительную литературу по теме: «Роль магнитных полей в явлениях происходящих на солнце. Солнечная активность»

Составить конспект прочитанного.

Указание. Конспект - это краткая запись основного содержания прочитанного

Для того чтобы лучше понять внутреннюю логику изучаемого текста, проще всего составить развернутый план. А затем кратко изложить то, что по этому поводу источник. Всю статью при этом можно не читать, а только выбирать в ней нужные для конспектирования места.

Тема 4.24. Трансформатор

Самостоятельная работа (4ч)

Расчетно - графическая работа «Зависимость КПД трансформатора от нагрузки»

Задание.

На рисунке дана схема установки, с помощью которой можно изучать зависимого КПД трансформатора от нагрузки (в частности от сопротивления переменного резистора). В серии опытов были получены данные, которые представлены в таблице 1.

Таблица 4

Данные опытов

R, Ом

I1, А

U1, В

I2, А

U2, В

КПД %

2

0,09

31,5

0,27

1,7


5

0,07

32

0,22

2,4


7

0,06

32

0,19

2,6


10

0,06

32

0,16

2,8


15

0,06

32

0,12

2,9


20

0,06

32

0,1

3,0


По данным таблицы определите КПД трансформатора и постройте график зависимости КПД от сопротивления переменного резистора.

Тема 4.26. Электромагнитные волны

Самостоятельная работа (5ч)

Написание реферата

Задание

Выполнить реферат по теме «Школа электромагнитных волн»

Указание: Объем реферата должен быть не менее 5 и не более 15 страниц

Раздел 5. Строение атома и квантовая физика

Тема 5.3. Фотоэффект

Самостоятельная работа (4ч)

Выполнение расчетной работы «Внешний фотоэффект»

Задание.

Вычислить неизвестные величины в следующей таблице:

Таблица 6

Внешний фотоэффект

№ п/п

Физическая ситуация

Работа выхода, ЭВ

Скорость фотоэлектрона м/с

Энергия фотоэлектрона, ЭВ

Частота измерения, Гц

Длина световой волны, нм

Длинноволновая граница фотоэффекта, нм

ответы

1

Облучается Na

2,29

103

-

?

?


5,6·1014Гц; 536 нм

2

Облучается W

4,5

?

?

-

250


420 км/с; 0,5 ЭВ

3

Облучается Cs

1,9

-

-

-

-

?

653 нм

4

Облучается Aq

?

-

-

-

-

260

4,8 ЭВ

Указания: Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

hν = A + МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине ОДП 02. ФИЗИКА ,

где h = 6,6 · 10-34Дж·с - постоянная Планка

ν - частота излучения;

А - работа выхода;

m - масса фотоэлектрона;

V - скорость фотоэлектрона.

Длина световой волны λ = МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине ОДП 02. ФИЗИКА .

Тема 5.5. Строение атома

Самостоятельная работа (5ч)

Выполнение расчетной работы «Физика атомного ядра»

Задание.

По данным таблицы:

Таблица 7

Физика атомного ядра

п/п

изотоп

Обозначение

Объем ядра

Плотность вещества в ядре

1

Магний

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине ОДП 02. ФИЗИКА

?

?

2

Уран

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине ОДП 02. ФИЗИКА

?

?

Вычислить:

  1. Массовое число А.

  2. Число протонов (Z) и число нейтронов (N) в изотопах данных элементов.

  3. Вычислить заряд ядра (Кл).

  4. Вычислить объем атомного ядра.

V = к · А,

где к = 1,1 · 10-44 м 3 - объем одного нуклона

  1. Вычислить массу атома в килограммах по формуле:

m = mотн · 1,66 · 10-27 (кг),

где mотн - масса атома в атомных единицах (см. таблицу).

  1. Вычислить плотность веществ в ядре

ρ = МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине ОДП 02. ФИЗИКА

Раздел 6. Эволюция Вселенной

Тема 6.5. Солнечная система

Самостоятельная работа (5ч)

Чтение дополнительной литературы по теме: «Солнечная система. Диагностическое развитие материального мира»

Задание.

Составить конспект прочитанного.

Указание. Конспект - это краткая запись основного содержания прочитанного

Для того чтобы лучше понять внутреннюю логику изучаемого текста, проще всего составить развернутый план. А затем кратко изложить то, что по этому поводу источник. Всю статью при этом можно не читать, а только выбирать в ней нужные для конспектирования места.








6. ЛИТЕРАТУРА


1.ВА.Касьянов. «Физика 10,11», М., «Просвещение», 2013.

2.Л.С. Жданов, Г.Л. Жданов, «Физика» (для средних специальных учебных заведений), М, «Наука», 2013.

3.Л.И. Анциферов, «Физика», М. А.О. «Московские учебники», 2012.

4. В.Ф. Дмитриева, «Физика», М., «АСАДЕМ», 2012 .

5. С.Ф. Покровский, Опыты и наблюдение в домашних заданиях по физике, М., «Просвещение», 2012.

6. Л.В. Боровикова, Н.А. Виноградов, «Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу», М., «АСАДЕМА», 2012 .

7. Л. Эллиот, У.Уилкокс. Физика, М., «Наука,» 2013.



23


© 2010-2022