- Преподавателю
- Физика
- Элективный курс по физике Жидкие камни, твёрдая вода (9 класс)
Элективный курс по физике Жидкие камни, твёрдая вода (9 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горбаткова Т.В. |
Дата | 03.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОРБАТКОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА,
учитель физики МБОУ СОШ № 1
Р.п. Екатериновка Саратовской области
ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ( 9 класс)
«ТВЁРДАЯ ВОДА, ЖИДКИЕ КАМНИ»
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для углубления знаний о строении и свойствах вещества. Этот курс можно отнести к межпредметному элективному курсу, так как вопросы, изучаемые в этом курсе, частично рассматриваются и на уроках географии (ветры, вулканы, круговорот воды в природе, осадки, атмосферное давление), химии (газы, сплавы), экологии ( биосфера), технологии (свойства твёрдых тел). Тема курса является актуальной и важной прежде всего в развитии мировоззренческих представлений об окружающем мире, о природных явлениях. Предлагаемый курс направлен на изучение физических методов познания природы.
В этом курсе должны быть рассмотрены следующие вопросы:
-
строение вещества на основе молекулярно-кинетической теории;
-
графическое построение модели перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое;
-
обсуждение физических, химических и механических свойств тел, находящихся в разных агрегатных состояниях.
Цели: в нестандартной форме расширить и углубить знания учащихся; показать учащимся, что окружающий нас мир познаваем.
Задачи.
Образовательная - закрепить знания учащихся о явлениях, происходящих в природе.
Развивающая - побудить школьников к самостоятельным наблюдениям и экспериментам;
- развивать логическое мышление, любознательность, сообразительность.
Воспитательная - воспитывать навыки технического моделирования
Элективный курс рассчитан на 12 часов. Итоговый образовательный продукт по каждой теме указан учебно-тематическом плане.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы
Название тем и учебных вопросов
Все-го ча-сов
Лек-ции
практика
Форма проведения
Образова-тельный продукт
1
Почему взлетает воздушный шар? (Строение и свойства газов.
Реальные и «идеальные» газы)
2
1
1
1. Лекция
2. Демонст-рация свойств газов
3.Построение чертежей воздушного шара
Изготовле-ние воздушного шара
2
Почему дует ветер?
(Строение воздушной оболочки Земли. Плотность воздуха. Конвекция воздушных масс. Атмосферное давление.)
1
1
1. Лекция.
2. Демонстра-ция конвек-ции.
3. Просмотр видеомате-риала «Ураганы»
Изготовле-ние плакатов-стендов «Примене-ние конвекции в быту и технике»
3
Жидкие камни.
(Твёрдые тела: кристаллические и аморфные. Моно-и поликристаллы. Плавление твёрдых тел. Механические свойства твёрдых тел)
2
1
1
1. Лекция
2. Демонстра-ция плавления твёрдых тел
3. Просмотр видеоматериала «Вулканы»
Коллективное сообщение о Томасе Юнге.
4
Твёрдая вода.
(Строение и свойства жидкостей. Каппилярность. Смачивание. Переход жидкостей в твёрдые тела)
2
1
1
1. Лекция 2.Построение графиков перехода вещества из одного состояния в другое
Практичес-кая работа «Изготовле-ние фигурки из парафина»
5
Почему идёт дождь?
Почему идёт снег?
(Парообразование и конденса-ция. Насыщенный пар. Иней.)
2
1
1
1.Лекция
2. Решение логических тестовых задач
6
Урок - конференция
2
2
Беседа за круглым столом с сообщениями и демонстрациями.
7
Экскурсия на природу
1
1
Запуск воздушного шара
Приложение
Примерный список тем докладов
-
Конвекция в жидкостях.
-
Круговорот воды в природе. Круговорот биогенных металлов в природе.
-
Доменные печи. Плавление металлов.
-
Изобретение воздушного шара.
-
Антуан Лоран Лавуазье и его «Начальный курс химии». Открытие кислорода.
-
Теория упаковки молекул.
Литература
-
Л.Л. Сикорук. Физика для малышей.
-
И.Я.Ланина. Не уроком единым.
-
А. Томилин. В поисках первоначал.
-
М.И. Блудов. Беседы по физике.
-
М.М.Терентьев. Демонстрационный эксперимент по физике.