- Преподавателю
- Физика
- Самоанализ деятельности учителя физики
Самоанализ деятельности учителя физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ткаченко М.В. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 44
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
Проект
по освоению и внедрению современных образовательных технологий,
реализуемых учителем физики Ткаченко М.В.
в МБУ «Школа №44» за период c 2012 по 2015 год
Современные меняющиеся условия в котором живет наше общество, новые требования к продукту образовательной деятельности учителя, научно-технический прогресс поставили предо мной задачу непрерывного образования, освоения современных образовательных технологий.
Цель проекта:
проанализировать результаты своей деятельности по освоению и внедрению современных образовательных технологий, определить и скорректировать траекторию по использованию СОТ в обучении.
Вступление.
При всем многообразии Современных образовательных технологий ни одна из них отдельно не может полностью и всесторонне обеспечить развитие познавательных и творческих способностей. При разработке уроков на любой из ступеней обучения использую как отдельные технологии, так и комплексное использование элементов нескольких эффективных педагогических технологий. Применяю технологию «Портфолио», когда ребята видят конкретные результаты своего труда, сравнивают себя с самим собой, понимают, чего достигли за определённый период и что ещё предстоит сделать, чтобы итог обучения был положительным. В моём арсенале и интерактивные формы работы, проблемное обучение, проектная деятельность, ИКТ, технология деятельностного подхода, технология дифференцированного обучения. Всё это делает уроки интересными и повышает мотивацию учащихся. При проведении уроков использую цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), мультимедийные учебные пособия. Основными направлениями в моей работе является:
-
опора на достигнутый уровень интеллектуального развития;
-
учет пробелов в развитии познавательных способностей;
-
соответствие методов обучения зоне актуального развития и творческой самостоятельности школьников при дифференциации учебного процесса;
-
учет интересов школьников при организации работы в зоне творческой самостоятельности;
-
опору на типологические особенности учащихся при отборе содержания и методов обучения;
-
оптимальный психологический климат учебного процесса.
Изучение СОТ проходило:
- по ИОЧ на курсах повышения квалификации работников образования
в ФБГОУВПО СГУ 12.10.2015-23.10.2015г. по теме «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»;
в ГАОУДПОС СИПКРО 26.10.2015-30.10.2015г. по теме «Проектирование системы задач для подготовки старшеклассников к ЕГЭ по физике»;
в ФБГОУВПО ПГСГА 25.02.2013-05.03.2013г. по теме «Проектирование и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе»;
- на курсах повышения квалификации в ФБГОУВПО НИУ ВШЭ 31.032015-24.04.2015г. по теме « Модели государственно-общественного управления в условиях реализации ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- на курсах повышения квалификации в АНО ДПО «Центр независимой оценки качества образования и образовательного аудита» в 2014 году по теме «Оптимизация управления образовательным процессом»;
- на семинарах, организованных Ресурсным центром по целевой программе «Методическое сопровождение предметов естественно-научного цикла»;
- при изучении методической, дидактической и иной литературы;
- на семинарах городского научного общества по изучению и внедрению технологии ТРИЗ.
Направления в моей педагогической деятельности.
В течение последних двух лет работаю над темой: «Эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающего разноуровневую подготовку учащихся; воспитание духовно развитой, всесторонне грамотной, креативной и мобильной личности, способной к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, умеющей легко адаптироваться в современных условиях». Это достигается через
-
внедрение ИКТ в образовательный процесс;
-
внедрение проектной деятельности, как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую, игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта;
-
внедрение технологии деятельностного подхода, которая помогает учителю на каждом уроке независимо от предметного содержания включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность.
Задача учителя на современном этапе состоит в том, чтобы вооружить обучающихся знаниями, навыками, добывать эти знания, умениям и отзывчиво, и инициативно сотрудничать с другими. В зависимости от типологии урока и возраста ставлю разные цели: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации; расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов на уроках открытия нового знания; формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа и коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. на уроках рефлексии; формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и систематизация учебного материала, выявление логики развития содержательно-методических линий курсов на уроках обобщения; формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов на уроке развивающего контроля. Это позволяет добиться технология деятельностного метода обучения. Что делает уроки интересными и повышает мотивацию учащихся.
При проведении уроков использую цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), мультимедийные учебные пособия. Учащиеся работают с сервисами Web 2.0. Это имеет важное значение, так как у меня разработан набор тестовых заданий, презентаций, созданных мной и моими обучающимися.
Важное место занимает ИКТ и при подготовке проектов. Я ориентируюсь в своей работе на формирование информационных, коммуникативных, социальных компетенций у обучающихся. Обучающийся создает вокруг себя информационное поле: каждый может взять консультации по выполнению определенного вида упражнения, по подборке литературы по предмету, обменяться идеями по реализации учебных целей, получить информацию о правильности своих действий. При выстраивании модели обучения я использую учебный проект как средство обобщения и систематизации полученных знаний в предметной области и дополнительной программы в рамках элективного курса и как средство расширения кругозора обучающихся и познания целостной картины мира. Консультирую обучающихся в создании продуктов учебных проектов через ИКТ технологии. Применение данной технологии с 2012 года помогает готовиться к участию в научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Учащиеся сначала представляют свои проекты на школьной, затем на городской конференциях.
В своей работе стараюсь творчески подходить к любому делу, постоянно работаю над повышением профессионального и методического уровня преподавания предмета. На уроках стремлюсь развивать абстрактное, логическое мышление, излагать материал доходчиво и интересно, используя разнообразные формы и методы, осуществляю дифференцированный индивидуальный подход к учащимся. Свою главную задачу вижу в том, чтобы пробудить в каждом ребенке творческое начало. Для этого на уроках стараюсь организовать такую деятельность, в которой ученик вынужден творить. С большим интересом применяю в своей деятельности нетрадиционные формы обучения.
Организационно-педагогические условия образовательного процесса.
Провожу уроки в кабинете физики. Кабинет оборудован необходимыми для работы стендами. Имеются приборы и оборудование, необходимые для выполнения лабораторных работ соответственно программе. Имеется дополнительная литература по предмету. Разработан дидактический материал для проведения контрольных, самостоятельных работам, который составлен с учетом разноуровневой дифференциации. Имеются разработки уроков разного типа: семинары, лекции, зачеты, урок-игра, уроки лабораторных работ.
Методическая работа
-
Принимаю активное участие в работе районного и школьного методического объединения учителей физики;
-
Принимаю участие в качестве эксперта в работе РЭК;
-
Принимаю участие в работе комиссии по разработке и внедрению ФГОС ООП ООО с учетом СОТ;
-
Принимаю участие в работе экспертных комиссий по проверке работ районного и окружного этапов олимпиады;
-
Провожу открытые уроки с использованием СОТ;
-
Посещаю уроки, внеклассные мероприятия своих коллег, которые организованы МАОДПОС «Ресурсный центр» Цель:
-
обмен опытом;
-
знакомство с новыми технологиями;
-
Работаю над проектом по самообразованию, в рамках которого изучаю методику проведения уроков с использованием ТРИЗ-технологии, технологии критического мышления;
-
Освоила современные средства ИКТ(« Learningapps.org», «Cacoo.com», «Фабрика кроссвордов», Googl-cервисы, дистанционные формы обучения), приобрела знания правил информационной безопасности и навыки сетевого общения. Я реализовала на практике свои разработки и организовала учебную деятельность учащихся в информационной образовательной среде.
-
-
Владею педагогическими технологиями:
-
Технология личностно-ориентированного обучения.
-
Технология тестового контроля на уроке (тренинг).
-
Использование лабораторного метода на уроке.
-
Использование ИКТ на уроке.
-
Проблемное обучение.
-
Дифференцированное обучение (уровневая дифференциация).
-
Технология деятельностного метода обучения.
-
Дистанционные технологии.
Внеклассная работа по предмету
Одной из форм внеурочной деятельности является элективный курс. На протяжении трех лет вела элективный курс «Методы решения физических задач» в 10-11 классах. Учащиеся с удовольствием посещают курсы, так как они позволяют оценить свои способности и возможность сделать осознанный выбор в жизни.
Важной частью внеурочной работы в преподавании физики является организация и проведение олимпиад. Олимпиада дает возможность проверить подготовленность ученика, его общий кругозор. Каждый год мои учащиеся участвуют в школьных и районных олимпиадах. В 2015 году ученица10 класса Долгих Екатерина участвовала в международной олимпиаде по физике и получила диплом III степени.
Одним из этапов моей работы стало участие в научно-практической конференции «Первые шаги в науку» в 2013 году учащегося 9 класса Бабич Романа, работа которого была размещена в «Сборнике тезисов исследовательских работ IX научно-практической конференции школьников».
Участие в открытых целевых образовательных программах по физике (11.11.13, 8 класс, 3место);
Результаты практической деятельности учащихся .
Стараясь следить за качеством усвоения программного материала, применяю различные виды контроля учащихся: тестирование, устные зачёты и собеседования, контрольные работы. Результаты по предмету достаточно стабильные. В 2011-2012 учебном году средний балл по физике в моих классах составил 3,8; в 2012-2013 гг. - 3,8, в 2013-2014 гг. - 3,83, в 2014-2015 гг. - 3, 85.
Мои ученики проходят итоговую аттестацию в форме ЕГЭ, в 2013 году сдавало 15 учащихся (31%). Средний балл 56,2 балла. Самый высокий результат 86 баллов. В 2014 году 12 выпускников (32%) сдавали ЕГЭ. Средний балл составил 47 баллов. В 2015 году сдавало 8 учащихся (33%). Средний балл составил 46 баллов.
Результаты практической деятельности учителя.
-
Выступление не педагогическом совете с докладом по теме : «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики через проектную деятельность». Протокол № 5 от 24.01.2014 год.
-
Участие на августовских Педагогических чтениях «От компетентного учителя к компетентному ученику» с докладом по теме: «Использование интерактивной доски на уроках физики».
-
Выступление на школьной конференции «Модель социализации личности в образовательном процессе Культуротворческой школы» с докладом по теме: «Стратегия и тактика учителя физики в процессе социализации личности». Опубликовано на сайте wiki.tgl.net.ru/index
Имею следующие поощрения:
-
Почетная грамота за высокую результативность государственной (итоговой) аттестации.
2. Благодарность за подготовку призера городского тура предметной олимпиады.