- Преподавателю
- Физика
- Дополнительная программа по физике Готовимся к ЕГЭ
Дополнительная программа по физике Готовимся к ЕГЭ
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шакирьянова Е.В. |
Дата | 06.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 132 Дёмского района
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«Утверждаю» «Утверждаю»
Директор МБОУ ДО «НИМЦ» Директор МБОУ СОШ №132
ГО г. Уфа РБ ___________ (Мелихова О.А.)
________М.В. Фаррахова.
«___»________20___г. «___»________20___г.
Дополнительная образовательная программа
по физике
« Готовимся к ЕГЭ»
для учащихся 10-11 классов
срок реализации программы -2 года
Составитель: Шакирьянова
Евгения Викторовна,
учитель физики
МБОУ СОШ № 132.
Уфа - 2013
Паспорт программы
-
Дополнительная образовательная программа по физике для обучающихся 10-11 классов «Готовимся к ЕГЭ».
-
Руководитель: Заместитель директора по учебной части
МБОУ СОШ №132 Любина И.Е.
-
Рецензент: Руководитель РМО по физике Кляшева Р.Т.
-
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №132 Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Левитана 24, 281-06-85.
-
Автор программы: Шакирьянова Е.В, учитель физики, категория первая.
-
Целевые группы: обучающиеся 10, 11 классов, 10-12 человек, возраст 16-18 лет.
-
Цель программы: подготовка к ЕГЭ, направленность естественнонаучная.
-
Срок реализации: 2 года.
-
Вид - модифицированный.
-
Уровень реализации - углубленный.
-
Способ освоения содержания образования: поисковый, репродуктивный, эвристический.
-
Краткое содержание программы:
-
Пояснительная записка
-
Тематическое планирование
-
Сопроводительный материал учителя и обучающихся (литература, сопутствующие и технические средства обучения).
-
Список литературы.
-
Приложения.
Пояснительная записка.
Одна из проблем профилизации старших классов нашей школы - недостаточное число учащихся для комплектования профильных классов. Поэтому удовлетворить запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на повышенном уровне, можно с помощью элективных курсов. Одним из таких курсов является курс «Готовимся к ЕГЭ по физике», где уровень обучения повышается не столько за счёт расширения теоретической части курса физики, сколько за счёт углубления практической - решения разнообразных физических задач.
Планирование составлено в соответствии с нормативными документами:
-
Областной базисный учебный план (приказ ГУОиН №02-678 от 01.07.04)
-
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089).
1.3Программа: Мякишев Г.Я. Программа «Физика для общеобразовательных учреждений. 10-11 кл.», 2000-2001,Дрофа.
1.Цель элективного курса:
-
Обеспечить дополнительную поддержку учащихся для сдачи ЕГЭ по физике (эта часть программы предусматривает решение задач главным образом базового уровня и отчасти повышенного уровня);
-
Развить содержание курса физики для изучения на профильном уровне (эта часть программы предусматривает решение задач повышенного и высокого уровня).
2.Методические особенности изучения курса:
Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Основное средство и цель его освоения - решение задач. Лекции предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому носят обзорный характер при минимальном объёме математических выкладок.
Эффективность курса будет определяться самостоятельной работой ученика, для которой потребуется не менее 3 - 4 часов в неделю
В процессе обучения важно фиксировать внимание учащихся на выборе и разграничении физической и математической модели рассматриваемого явления, отработать стандартные алгоритмы решения физических задач в стандартных ситуациях (для сдающих ЕГЭ с целью получения аттестата) и в новых ситуациях (для желающих изучить предмет и сдать экзамен на профильном уровне).
Курс рассчитан на 68 часов, поэтому его изучение предполагается начать с 10 класса по одному часу в неделю в 10 и в 11 классе.
3.Формы и виды самостоятельной работы и её контроля:
Самостоятельная работа предусматривается в виде домашних заданий. Минимально необходимый объём домашнего задания - 7 - 10 задач (1 - 2 задачи повышенного уровня с кратким ответом (тип В), 1 - 2 задачи повышенного или высокого уровня с развёрнутым ответом (тип С), остальные задачи базового уровня с выбором ответа (тип А).
Предусматриваются виды контроля, позволяющие оценивать динамику усвоения курса учащимися и получить данные для определения дальнейшего совершенствования курса:
1)текущие (десятиминутные) контрольные работы в форме тестовых заданий с выбором ответа;
2)получасовые контрольные работы-тесты (по окончании каждого раздела);
3)итоговое тестирование в форме репетиционного экзамена.
4.Оценивание задач контрольной работы: задачи типа А - 1 балл, типа В - 2 балла, типа С - 4 балла.
Критерии оценивания контрольной работы: оценка «5» - 9 - 10 баллов, оценка «4» - 7 - 8 баллов, оценка «3» - 4 - 6 баллов, оценка «2» - 0-3 балла.
Для итогового тестирования используются варианты работ по 10 заданий в каждом.
Распределение задач итогового тестирования по разделам:
Тип А (с выбором ответа - 7 задач): механика - 1 задача, молекулярная физи-ка - 1,
электростатика-1, электродинамика - 1, колебания и волны - 1, оптика - 1,
квантовая физика - 1 задача.
Тип В (с кратким свободным ответом)- 2 задачи.
Тип С ( с развёрнутым свободным ответом) - 1 задача высокого уровня сложности из любого раздела.
Оценивание задач экзаменационной работы: задача типа А - 1 балл, типа В - 2 балла, типа С - 3 балла.
Критерии оценивания работы итогового тестирования: оценка «5» - 13 - 15 баллов,
оценка «4» - 9 -12 баллов, оценка «3» - 6 - 8 баллов, оценка «2» - 0 - 5 баллов.
5. Описание содержания разделов программы курса.
(10-11 класс, 1 ч. в неделю, 68ч.)
1. Эксперимент (1 ч.)
Основы теории погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.
2. Механика (10 ч.)
Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.
Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения.
Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.
Движение тел со связями - приложение законов Ньютона.
Законы сохранения импульса и энергии .
3. Молекулярная физика и термодинамика (12 ч.)
Основное уравнение МКТ газов.
Уравнение состояния идеального газа - следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы.
Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.
Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей.
4. Электродинамика
(электростатика и постоянный ток) (16 ч. )
Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.
Конденсаторы. Энергия электрического поля
Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.
Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция
5.Колебания и волны. (10 ч.)
Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс.
Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний.
Переменный ток..
Механические и электромагнитные волны.
6. Оптика (11ч. )
Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Построение изображений неподвижных предметов в тонких линзах, плоских зеркалах.
Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света.
7. Квантовая физика (6 ч.)
Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами
Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа в задачах о ядерных превращениях.
Экзамен - 2 ч.
6.В результате изучения курса « Готовимся к ЕГЭ» в 10-11 классах ученик должен знать/понимать:
1. смысл физических величин, физических формул и уметь их применять при решении задач;
2. смысл физических законов и уметь их применять при решении задач;
3. уметь описывать и объяснять физические явления;
4. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
5. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
6. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
7. приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
7. В процессе обучения старшеклассники приобретают следующие конкретные умения:
1. Умение анализировать содержание задачи, кодировать его, а также умение выполнять отдельные операции, общие для большого класса задач.
2. Овладение операциями, связанными с особенностями использования различных способов решения задач (вычислительных, графических, экспериментальных, качественных).
3. Овладение системой способов и методов решения задач, алгоритмами решения по конкретным темам и общим алгоритмом решения задач по физике.
4. Овладение новыми способами решения физических задач по конкретным темам и разделам.
8. Литература для учителя.
1. Подготовка к ЕГЭ по физике. Методические рекомендации. Тамбов. 2012г.
2. ЕГЭ 2012. Физика. Типовые тестовые задания. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. (2012, 192с.)
3. ЕГЭ-2012. Физика. Типовые экзаменационные варианты: 32 варианта: 9-11 классы. Под ред. Демидовой М.Ю. (2011, 272с.)
4. Физика. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2012. Вишнякова Е.А. и др. (2012, 84с.)
5. ЕГЭ 2012. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Бобошина С.Б. (2012, 144с.)
6. ЕГЭ 2012. Физика. Тренировочные задания. Фадеева А.А. (2011, 144с.)
7. Физика для старшеклассников и абитуриентов: интенсивный курс подготовки к ЕГЭ. Касаткина И.Л. (2012, 736с.)
8.ЕГЭ 2012. Физика. Решение задач. Сдаем без проблем! Зорин Н.И. (2012, 320с.)
9. Литература для обучающихся.
1. ЕГЭ 2013. Физика. Типовые тестовые задания. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. (2013, 144с.)
2. ЕГЭ-2013. Физика. Самое полное издание типовых вариантов заданий. Грибов В.А. (2013, 192.)
10. Сопутствующие средства обучения:
-
Микро-лаборатория по оптике.
-
Микро-лаборатория по механики.
-
Набор для наблюдений по электродинамике.
-
Микро-лаборатория по статике.
-
Виртуальные лабораторные работы по физике «Nova».
11. Технические средства обучения:
1. Интерактивная доска.
2. Ноутбук.
3. Проектор.
Тематический учебный план к программе
элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по физике»
10-11 класс (68ч., 1 ч. в неделю)
№№
Наименование
разделов
Всего часов
В том числе
Лекции
Практическое занятие
10 класс
I
Эксперимент
1
1
-
II
Механика
11
4
7
III
Молекулярная физика и термодинамика
12
3
9
IV
Электродинамика
(Электростатика и постоянный ток)
10
2
8
ИТОГО
34
10
24
11 класс
V
Электродинамика
(Магнитное поле. Электромагнитная индукция)
6
1
5
VI
Колебания и волны (механические и электромагнитные)
10
2
8
VII
Оптика
11
3
8
VIII
Квантовая физика
6
1
5
Экзамен 2
2
ИТОГО
34
7
27
Тематическое планирование учебного материала при прохождении курса
в течение 2 лет
( 10-11 класс, 68 ч., 1 ч. в неделю )
№ урока
Тема занятия
Вид занятия
Дата
10 класс (34 ч., 1 ч. в неделю)
I . Эксперимент (1 ч.)
1/1
Основы теории погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.
Лекция 1
II. Механика (11 ч.)
2/1
Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров
Лекция 2
3/2
Решение задач по кинематике поступательного и вращательного движения.
Практическое занятие 1
4/3
Решение задач по теме «Графики основных кинематических параметров»
Практическое занятие 2
5/4
Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике.
Лекция 3
6/5
Решение задач по теме «Законы Ньютона»
Практическое занятие 3
7/6
Решение задач по теме «Силы в механике»
Практическое занятие 4
8/7
Решение задач по теме «Статика»
Практическое занятие 5
9/8
Решение задач по теме «Гидростатика»
Практическое занятие 6
10/9
Законы сохранения
Лекция 4
11/10
Решение задач по теме «Законы сохранения»
Практическое занятие 7
12/11
Контрольная работа №1 «Механика»
Практическое занятие 8
III. Молекулярная физика и термодинамика (12 ч.)
13/1
Основное уравнение МКТ газов. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.
Лекция 5
14/2
Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ»
Практическое занятие 9
15/3
Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа»
Практическое занятие 10
16/4
Решение задач по теме «Изопроцессы»
Практическое занятие 11
17/5
Решение графических задач по теме «Изопроцессы»
Практическое занятие 12
18/6
Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.
Лекция 6
19/7
Решение задач по теме «Первый закон термодинамики»
Практическое занятие 13
20/8
Решение задач по теме «Агрегатные состояния вещества»
Практическое занятие 14
21/9
Решение задач на уравнение теплового баланса
Практическое занятие 15
22/10
Решение задач по теме «Насыщенный пар»
Практическое занятие 16
23/11
Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей.
Лекция 7
24/12
Контрольная работа № 2. «Молекулярная физика»
Практическое занятие 17
IV. Электродинамика (электростатика, постоянный ток) (10 ч.)
25/1
Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.
Конденсаторы. Энергия электрического поля
Лекция 8
26/2
Решение задач по теме «Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала»
Практическое занятие 18
27/3
Решение задач по теме «Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов»
Практическое занятие 19
28/4
Решение задач по теме « Конденсаторы. Энергия электрического поля»
Практическое занятие 20
29/5
Решение задач по теме «Движение электрических зарядов в электрическом поле»
Практическое занятие 21
30/6
Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.
Лекция 9
31/7
Решение задач по теме «Закон Ома для однородного участка цепи»
Практическое занятие 22
32/8
Решение задач по теме «Закон Ома для полной цепи»
Практическое занятие 23
33/9
Решение задач на расчет работы мощности электрического тока.
Практическое занятие 24
34/10
Контрольная работа № 3
«Электродинамика ( электростатика, постоянный ток)»
Практическое занятие 25
11 класс (34ч., 1ч. в неделю)
V . Электродинамика (магнитное поле, электромагнитная индукция) (6 ч.)
1/1
Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция
Лекция 1
2 /2
Решение задач по теме «Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей»
Практическое занятие 1
3/3
Решение задач по теме «Сила Ампера»
Практическое занятие 2
4/4
Решение задач по теме «Сила Лоренца»
Практическое занятие 3
5/5
Решение задач по теме «Электромагнитная индукция»
Практическое занятие 4
6/6
Контрольная работа № 4 «Электродинамика (магнитное поле, электромагнитная индукция)»
Практическое занятие 5
VI. Колебания и волны (10 ч.)
7/1
Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс.
Лекция 2
8/2
Решение задач по теме «Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы».
Практическое занятие 6
9/3
Решение задач по теме «Кинематика механических колебаний»
Практическое занятие 7
10/4
Решение задач по теме «Превращения энергии при механических колебаниях»
Практическое занятие 8
11/5
Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний
Лекция 3
12/6
Решение задач по теме «Электромагнитные колебания в контуре»
Практическое занятие 9
13/7
Решение задач по теме «Превращения энергии в колебательном контуре»
Практическое занятие 10
14/8
Решение задач по теме «Переменный ток. Резонанс напряжений и токов»
Практическое занятие 11
15/9
Решение задач по теме «Механические и электромагнитные волны»
Практическое занятие 12
16/10
Контрольная работа № 5 «Колебания и волны»
Практическое занятие 13
VII. Оптика (11 ч.)
17/1
Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света
Лекция 4
18/2
Решение задач по теме «Законы преломления».
Практическое занятие 14
19/3
Построение изображений предметов в тонких линзах, плоских зеркалах
Лекция 5
20/4
Построение изображений в плоских зеркалах
Практическое занятие 15
21/5
Построение изображений в тонких линзах
Практическое занятие 16
22/6
Решение задач на формулу линзы.
Практическое занятие 17
23/7
Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света.
Лекция 6
24/8
Решение задач по теме «Волновая оптика»
Практическое занятие 18
25/9
Решение задач по теме «Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума»
Практическое занятие 19
26/10
Решение задач по теме «Дифракционная решетка»
Практическое занятие 20
27/11
Контрольная работа № 6 «Оптика»
Практическое занятие 21
VIII. Квантовая физика (6 ч.)
28/1
Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомам и Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа в задачах о ядерных превращениях.
Лекция 7
29/2
Решение задач по теме «Уравнение Эйнштейна»
Практическое занятие 22
30/3
Решение задач по теме «Применение постулатов Бора»
Практическое занятие 23
31/4
Решение задач по теме «Закон радиоактивного распада»
Практическое занятие 24
32/5
Решение задач по теме «Применение законов раcпада в задачах о ядерных превращениях»
Практическое занятие 25
33/6
Контрольная работа № 7 «Квантовая физика»
Практическое занятие 26
34
Экзамен (итоговое тестирование) Практическое занятие 27
Список литературы:
1)Терновая Л. Н., Бурцева Е. Н., Пивень В. А. Физика. Подготовка к ЕГЭ 10 - 11 классы. Издательство "Экзамен" Москва, 2013.
2)Куперштейн Ю. С. Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. 10 класс. Издательский дом "Сентябрь" Санкт-Петербург, 2004.
3)Куперштейн Ю. С. Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. 11 класс. Издательский дом "Сентябрь" Санкт-Петербург, 2004.
4)Самойленко П. И., Сергеев А. В. Контрольные и проверочные работы по физике. 10 - 11 классы. Издательство "ОНИКС. Мир и Образование" Москва, 2005.
5)Единый государственный экзамен: физика: контрол. измерит. материалы: 2012/ под редакцией И.И. Нурминского; -М.: Просвещение, 2012. -95 с.
6)Сборник программ элективных курсов по физике. Тамбов. 2012г
Приложение 1
Эксперимент при подготовке к ЕГЭ.
В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ есть задачи, в которых данные представлены в виде рисунка или фотографии экспериментальной установки. Для решения этих задач им необходимы навыки работы с приборами. Поэтому при подготовке к экзамену необходимо повторить демонстрационные и фронтальные эксперименты из программы курса физики общеобразовательной школы.
Кинематика.
При повторении кинематики повторяем демонстрационный эксперимент по равномерному и равноускоренному движению.
Рисунок 1. Определение скорости равномерного движения.
Рисунок 2. Зависимость перемещения от времени при равномерном движении.
После этого учащиеся собирают установку для изучения равноускоренного движения и, выполняя необходимые измерения, решают задачи.
-
Определить ускорение движения с начальной скоростью, равной нулю.
-
Определить значение скорости тела, двигающегося прямолинейно равноускоренно, в заданной точке траектории.
-
Вычислить время, за которое каретка проходит расстояние 20см. Проверить полученный результат экспериментально.
Далее рассматриваем несколько задач из материалов ЕГЭ.
Задача А7 из демонстрационного варианта 2012 года.
На фотографии показана установка для исследования равноускоренного скольжения каретки массой 0,1 кг по наклонной плоскости, установленной под углом 30° к горизонту.
В момент начала движения верхний датчик включает секундомер, а при прохождении каретки мимо нижнего датчика секундомер выключается. Числа на линейке обозначают длину в сантиметрах. Какое выражение описывает зависимость скорости каретки от времени? (Все величины указаны в единицах СИ.)
-
V=1,25t 2) V=0,5t 3) V=2,5t 4) V=1,9t
Задача А1 из демонстрационного варианта 2012 года.
Велосипедист съезжает с горки, двигаясь прямолинейно и равноускоренно. За время спуска скорость велосипедиста увеличилась на 10м/с. Ускорение велосипедиста 0,5м/с2. Сколько времени длится спуск?
-
0,05с 2) 2с 3) 5с 4) 20с
Приложение 2
Образец домашнего задания по теме «Кинематика».
Основные понятия.
Прочитать, понять, запомнить!
Механическое движение. Система отсчёта. Относительность механического движения.
Материальная точка. Траектория. Путь. Перемещение. Координаты точки.
Векторные величины. Модуль вектора. Проекции векторов на координатные оси.
Прямолинейное и криволинейное движение.
Равномерное и неравномерное прямолинейное движение. Графики скорости, перемещения, координаты механического движения.
Свободное падение. Движение с начальной скоростью, направленной горизонтально и под углом к горизонту.
Выписать в тетрадь. ВЫУЧИТЬ!
Физические величины, единицы измерения величин, обозначения.
Путь, перемещение, скорость равномерного движения, средняя скорость, мгновенная скорость, время, ускорение, ускорение свободного падения.
Формулы.
Связь перемещения с начальной и конечной координатой.
Скорость равномерного движения.
Средняя скорость.
Ускорение.
Уравнение скорости равномерного и равноускоренного движения.
Уравнение перемещения равномерного и равноускоренного движения.
Уравнение координаты.
Формула для вычисления перемещения, в которую не входит время.
Решение задач.
А1-А3, В1 (вариант 1,2)
Приложение 3
Образец контрольной работы.
По теме: «Механика».
а, м/с2
2
А1. Ускорение автомобиля, начинающего движение,
изменяется, как показано на графике. Средняя 1
скорость автомобиля за первые 8 с движения равна:
1. 1 м/с 2. 2 м/с 3. 3 м/с 4. 4 м/с
0 4 8 t, с
А2. На рисунке изображён конический маятник -
груз, вращающийся на нити с постоянной
частотой. Вектор ускорения груза имеет а
направление b
1. а 2. b 3. c 4. d
Fтр Н c d
А3. Ученик измерял силу трения, перемещая по
горизонтальной поверхности брусок, который он
нагружал гирями разной массы. Ученик построил
график зависимости силы трения от массы гирь.
Воспользуйтесь этим графиком для определения
коэффициента трения.
1. 0,001 2. 0,01 3. 0,5 4. 1
0 100 200 300 m, г
А4. В подвешенный на нити шар массой М попадает пуля массой m, летящая со скоростью ν, и застревает в нём. В результате шар поднимается на высоту h. Закон сохранения механической энергии для этого случая следует записать в виде:ц
фэ
1. = Mgh 2. = (M + m)gh 3. = Mgh 4. = (M + m)gh
В. Рассчитайте центростремительное ускорение льва, спящего на экваторе, в системе отсчёта, две оси координат которой лежат в плоскости экватора и направлены на неподвижные звёзды, а начало координат совпадает с центром Земли. Ответ округлить до тысячных. Радиус Земли принять равным 6400 км.
С. С высоты Н = 20 м свободно падает стальной шарик. Через t = 1c после начала падения он сталкивается с неподвижной плитой, плоскость которой наклонена под углом 30о к горизонту. На какую высоту h над поверхностью Земли поднимется шарик после удара? Удар шарика о плиту считать абсолютно упругим. Сопротивление шарика мало.
Приложение 4
Образец итогового тестирования.
A1. Автобус везёт пассажиров по прямой дороге со скоростью 10 м/с. Пассажир равномерно идёт по салону автобуса со скоростью 1 м/с относительно автобуса, двигаясь от задней двери к кабине водителя. Чему равен модуль скорости пассажира относительно дороги?
1) 11м/с 2) 10 м/с 3) 9 м/с 4) 1м/с
A 2.В инерциальной системе отсчёта сила сообщает телу массой m ускорение . Ускорение тела массой 2m под действием силы в этой системе отсчёта равно
1) 2) 3) 4)
A 3 На брусок массой 5 кг, движущийся по горизонтальной поверхности, действует сила трения скольжения 10 Н. Чему будет равна сила трения скольжения после уменьшения массы тела в 2 раза, если коэффициент трения не изменится?
1) 5 Н 2) 10 Н 3) 20 Н 4) 40 Н
A 4 На рисунке приведён график зависимости проекции импульса тела на ось Ох, движущегося по прямой, от времени. Как двигалось тело в интервалах времени 0-1 и 1-2?
1) в интервале 0-1 равномерно, в интервале 1-2 не двигалось
2) в интервале 0-1 равноускоренно, в интервале 1-2 равномерно
3) в интервалах 0-1 и 1-2 равноускоренно
4) в интервалах 0-1 и 1-2 равномерно
A 5 Тело движется вдоль оси ОХ под действием силы F = 2 Н, направленной вдоль этой оси. На рисунке приведён график зависимости проекции скорости vx тела на эту ось от времени t. Какую мощность развивает эта сила в момент времени t = 3 с?
1) 3 Вт 2) 4 Вт 3) 5 Вт 4) 10 Вт
A 6 При гармонических колебаниях пружинного маятника координата груза изменяется с течением времени t, как показано на рисунке. Период Т и амплитуда колебаний А равны соответственно
1) T = 7 с, A = 2 см
2) Т = 4 с, А = 4 см
3) T = 6 с, A = 2 см
4) T = 9 c, A = 4 cм
A 7 Какие частицы находятся в узлах решетки металла?
1) нейтральные атомы 2) электроны
3) отрицательные частицы 4) положительные ионы
A 8 Какое соотношение справедливо для давления в сосудах с водородом и кислородом , если концентрации газов и среднеквадратичные скорости одинаковы?
1) 2) 3) 4)
A 9 Удельная теплота парообразования воды равна . Это означает, что для испарения
1) любой массы воды при температуре кипения необходимо количество теплоты
2) 1 кг воды при температуре кипения необходимо количество теплоты
3) 2,3 кг воды при температуре кипения необходимо количество теплоты 106 Дж
4) 1 кг воды при любой температуре необходимо количество теплоты
A 10 На рисунке приведён цикл, осуществляемый с идеальным газом. Работа не совершается на участке
1) AB 2) BC 3) CD 4) DA
11. A 11 № 1309. На рисунке представлено расположение двух неподвижных точечных электрических зарядов и .
Направлению вектора напряженности электрического поля этих зарядов в точке A соответствует стрелка
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
A 12 Чему равно сопротивление электрической цепи между точками и , если каждый из резисторов имеет сопротивление ?
1) 2) 3) 4)
A 13 В некоторой области пространства создано однородное магнитное поле (см. рисунок). Квадратная металлическая рамка движется через границу этой области с постоянной скоростью , направленной вдоль плоскости рамки и перпендикулярно вектору магнитной индукции . ЭДС индукции, генерируемая при этом в рамке, равна .
Какой станет ЭДС, если рамка будет двигаться со скоростью ?
1) 2) 3) 4)
A 14 Число витков в первичной обмотке трансформатора в 2 раза больше числа витков в его вторичной обмотке. Какова амплитуда колебаний напряжения на концах вторичной обмотки трансформатора в режиме холостого хода при амплитуде колебаний напряжения на концах первичной обмотки 50 В?
1) 50 В 2) 100 В 3) 50 В 4) 25 В
А 15 Точечный источник расположен вблизи системы, состоящей из двух плоских зеркал и , так, как показано на рисунке. Сколько изображений даст эта система зеркал?
1) 0 2) 1 3) 2 4) 3
A 16 Как изменяются частота и длина волны света при переходе из воды с показателем преломления 1,33 в вакуум? Выберите верное утверждение
1) длина волны уменьшается в 1,33 раза, частота увеличивается в 1,33 раза
2) длина волны увеличивается в 1,33 раза, частота уменьшается в 1,33 раза
3) длина волны уменьшается в 1,33 раза, частота не изменяется
4) длина волны увеличивается в 1,33 раза, частота не изменяется
A 17 Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта выражает собой
1) закон сохранения импульса для падающего фотона и выбиваемого им электрона
2) закон сохранения электрического заряда для падающего фотона и выбиваемого электрона
3) закон сохранения энергии для падающего фотона и выбиваемого им электрона
4) все три перечисленных закона для падающего фотона и выбиваемого им электрона
A 18 Атом меди содержит
1) 29 протонов, 34 нейтрона и 29 электронов
2) 34 протона, 29 нейтронов и 34 электрона
3) 29 протонов, 34 нейтрона и 34 электрона
4) 34 протона, 29 нейтронов и 29 электронов
A 19 На рисунке представлен график зависимости активности A радиоактивного источника от времениt. В момент начала наблюдения активность в 5 раз превышает безопасную. Через какое время от начала наблюдения активность достигнет безопасного значения?
1) 5 мин. 2) 15 мин. 3) 25 мин. 4) 30 мин.
A 20 Для того чтобы при постоянном давлении уменьшить температуру молей одноатомного идеального газа на величину , от него нужно отвести количество теплоты . Какую константу можно определить по этим данным?
1) число Авогадро
2) электрическую постоянную
3) универсальную газовую постоянную
4) постоянную Больцмана
A 21 Шарик катится по желобу. Изменение координаты шарика с ием времени в инерциальной системе отсчета показано на графике.
На основании этого графика можно уверенно утверждать, что
1) скорость шарика постоянно увеличивалась
2) первые 2 с скорость шарика возрастала, а затем оставалась постоянной
3) первые 2 с шарик двигался с уменьшающейся скоростью, а затем покоился
4) на шарик действовала все увеличивающаяся сила
A 22 Тонкая палочка равномерно вращается в горизонтальной плоскости вокруг закреплённой вертикально оси OO' проходящей через точку A. Длина палочки 50 см, её угловая скорость вращения 4 рад/с, линейная скорость одного из её концов 0,5 м/с. Линейная скорость другого конца палочки равна
1) 2 м/с 2) 1,5 м/с 3) 1 м/с 4) 0,5 м/с
A 23 Абсолютная влажность воздуха, находящегося в цилиндрическом сосуде под поршнем, равна . Температура газа в сосуде равна 100 °С. Как и во сколько раз требуется изотермически изменить объем сосуда для того, чтобы на его стенках образовалась роса?
1) уменьшить приблизительно в 2 раза
2) увеличить приблизительно в 20 раз
3) уменьшить приблизительно в 20 раз
4) увеличить приблизительно в 2 раза
A 24 П-образный контур с пренебрежимо малым сопротивлением находится в однородном магнитном поле, перпендикулярном плоскости контура (см. рис.). Индукция магнитного поля B = 0,2 Тл. По контуру с постоянной скоростью скользит перемычка длиной l = 20 см и сопротивлением R = 15 Ом. Сила индукционного тока в контуре I = 4 мА. Перемычка движется со скоростью
1) 0,5 м/с 2) 1,5 м/с 3) 2 м/с 4) 4 м/с
A 25 Красная граница фотоэффекта исследуемого металла соответствует длине волны нм. При освещении этого металла светом длиной волны максимальная кинетическая энергия выбитых из него фотоэлектронов в 3 раза меньше энергии падающего света. Какова длина волны падающего света?
1) 133 нм 2) 300 нм 3) 400 нм 4) 1200 нм
B 1 В сосуд налита вода, в которой плавает деревянный шар. Поверх воды аккуратно наливают не очень толстый слой масла. Как в результате этого изменятся следующие физические величины: давление на дно сосуда; модуль выталкивающей силы, действующей на шар; высота части шара, выступающей над поверхностью жидкости? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.
Цифры в ответе могут повторяться.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
ИХ ИЗМЕНЕНИЕ
А) давление на дно сосуда
Б) модуль выталкивающей силы, действующей на шар
В) высота части шара, выступающей над поверхностью жидкости
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
B 2 На рисунке показан процесс изменения состояния одного моля одноатомного идеального газа (U - внутренняя энергия газа; V - занимаемый им объём). Как изменяются в ходе этого процесса давление, абсолютная температура и теплоёмкость газа?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Температура газа
Давление газа
Теплоёмкость газа
B 3 В начальный момент в сосуде под лёгким поршнем находится только жидкий эфир. На рисунке показан график зависимости температуры t эфира от времени его нагревания и последующего охлаждения. Установите соответствие между процессами, происходящими с эфиром, и участками графика.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) кипение эфира Б) конденсация эфира
УЧАСТКИ ГРАФИКА
1) BC 2) CD 3) DE 4) EF
B 4 Тело, брошенное с горизонтальной поверхности со скоростью под углом к горизонту, в течение t секунд поднимается над горизонтом, а затем снижается и падает на расстоянии Sот точки броска. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало.
Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
А) время подъёма t на максимальную высоту
Б) расстояние S от точки броска до точки падения
ФОРМУЛЫ
1) 2) 3) 4)
C 1 В эксперименте установлено, что при температуре воздуха в комнате на стенке стакана с холодной водой начинается конденсация паров воды из воздуха, если снизить температуру стакана до . По результатам этих экспериментов определите абсолютную и относительную влажность воздуха. Для решения задачи воспользуйтесь таблицей. Поясните, почему конденсация паров воды в воздухе может начинаться при различных значениях температуры. Давление и плотность насыщенного водяного пара при различной температуре показано в таблице:
7
9
11
12
13
14
15
16
19
21
23
25
27
29
40
60
10
11
13
14
15
16
17
18
22
25
28
32
36
40
74
200
7,7
8,8
10,0
10,7
11,4
12,11
12,8
13,6
16,3
18,4
20,6
23,0
25,8
28,7
51,2
130,5
C 2 Шайба массой m начинает движение по желобу AB из точки А из состояния покоя. Точка А расположена выше точки B на высоте . В процессе движения по желобу механическая энергия шайбы из-за трения уменьшается на . В точке B шайба вылетает из желоба под углом к горизонту и падает на землю в точке D, находящейся на одной горизонтали с точкой B (см. рисунок). . Найдите массу шайбы m. Сопротивлением воздуха пренебречь.
C 3 Над одним молем идеального одноатомного газа провели процесс 1-2-3, график которого приведен на рисунке в координатах и где и - объём и давление газа в состоянии 1. Найдите количество теплоты, сообщенное газу в данном процессе 1-2-3.
C 4 Через однородный медный цилиндрический проводник длиной 40 м пропускают постоянный электрический ток. Определите разность потенциалов, если за 15 с проводник нагрелся на 16 К. Изменением сопротивления проводника и рассеянием тепла при его нагревании пренебречь. (Плотность меди , удельное сопротивление , удельная теплоёмкость .)
C 5 Для наблюдения явления интерференции света используется точечный источник света и небольшой экран с двумя малыми отверстиями у глаза наблюдателя. Оцените максимальное расстояние d между малыми отверстиями в экране, при котором может наблюдаться явление интерференции света. Разрешающая способность глаза равна , длина световой волны .
C 6 Согласно гипотезе де Бройля, все частицы обладают волновыми свойствами.
Длина волны для частицы массой , имеющей скорость , составляет , где Дж·с - постоянная Планка.
Для того, чтобы можно было применять модель идеального газа, среднее расстояние между молекулами газа должно быть, в частности, гораздо больше . При какой температуре для инертного газа гелия , если концентрация его молекул равна м-3?
Масса молекулы гелия равна m = г.
27