Программа внеурочной деятельности по физике

Рабочая программа разработана для учащихся 3   классов общеобразовательной школы. Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа может использоваться в общеобразовательных учебных заведениях разного профиля.Разработанный курс построен на основе метода научного познания. Он способствует началь­ному формированию и дальнейшему ра...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование город Яровое Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

ПРИНЯТО ШМО учителей начальных классов

Протокол №__________

от « » __________20__г.

Руководитель ШМО:

________/_____________

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

___________________.

от « » ________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

____________

Приказ №

от « » _________20__г.


Рабочая программа

по внеурочной деятельности

научно-познавательного направления

«Занимательная физика для малышей»

для учащихся 3 классов



Срок реализации: 2014- 2015 учебный год


Составитель: Бухарова Галина Яковлевна, учитель физики высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №19, г.Яровое.





Яровое 2014

Пояснительная записка.


Рабочая программа по составлена на основании:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ от 06.10.2009 г. № 373.

  2. Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН.

  3. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ

  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

  5. Положение о рабочей программе педагога МБОУ СОШ №19 г.Яровое Алтайского края принятое Управляющим советом 28.02.2013 г. протокол № 16 и утвержденное приказом №23 от 14.03.2013 г.

Рабочая программа разработана для учащихся 3 классов общеобразовательной школы. Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа может использоваться в общеобразовательных учебных заведениях разного профиля.

Разработанный курс построен на основе метода научного познания. Он способствует началь­ному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у учащихся целостного пред­ставления о мире.

Освоение метода научного познания предоставляет уче­никам инициативу, независимость и свободу в процессе об­учения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений.

В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательско­го, проблемного эксперимента. Ребенок в процессе позна­ния, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти пе­реживания пробуждают и побуждают процесс мышления.

Целями изучения курса являются:

  1. развитие интереса и творческих способностей младших школьников при освоении ими метода научного позна­ния на феноменологическом уровне;

  2. приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы;

  3. формирование представлений об изменчивости и позна­ваемости мира, в котором мы живем.

Достижение этих целей обеспечивается решением сле­дующих задач:

  1. знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моде­лирование явления, формулировка гипотез и постанов­ка задач по их проверке, поиск решения задач, подведе­ние итогов и формулировка вывода);

  2. приобретение учащимися знаний о механических, теп­ловых, электрических, магнитных и световых явлени­ях, физических величинах, характеризующих эти явле­ния;

  3. формирование у учащихся знаний о физических вели­чинах путь, скорость, время, сила, масса, плотность как о способе описания закономерностей физических явле­ний и свойств физических тел;

  4. формирование у учащихся умения наблюдать и опи­сывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;

  5. овладение общенаучными понятиями: природное явле­ние, эмпирически установленный факт, проблема, гипо­теза, теоретический вывод, результат эксперименталь­ной проверки;

  6. понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения быто­вых, производственных и культурных потребностей че­ловека.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Общими предметными результатами обучения при изу­чении курса являются:

  1. феноменологические знания о природе важнейших фи­зических явлений окружающего мира и качественное объяснение причины их возникновения;

  2. умения пользоваться методами научного познания, про­водить наблюдения, планировать и выполнять экспери­менты, обрабатывать результаты измерений, представ­лять обнаруженные закономерности в словесной фор­ме или в виде таблиц:

  • научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;

  • научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения прос­тейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпири­ческие закономерности;

  1. умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простей­ших задач;

  2. умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств (например, сборка устойчивых конструкций, конструирование простейшего фото­аппарата и микроскопа, изготовление электронного ключа и источника тока), решения практических за­дач повседневной жизни, обеспечения безопасности сво­ей жизни, рационального природопользования и охра­ны окружающей среды;

  3. умение применять знания по физике при изучении дру­гих предметов естественно-математического цикла;

  4. формирование убеждения в закономерности связи и по­знаваемости явлений природы, в объективности научно­го знания, в высокой ценности науки в развитии матери­альной и духовной культуры людей;

  1. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-след­ственные связи между величинами, которые его характе­ризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

  2. коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения в курсе, на которых основываются общие результаты, являются:

  1. умение приводить примеры и способность объяснять на качественном уровне физические явления: равномерное и неравномерное движения, колебания нитяного и пру­жинного маятников, расширение тел при нагревании, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жид­костей и твердых тел, виды теплопередачи, электриза­ция тел, нагревание проводников электрическим током, отражение и преломление света;

  2. умения измерять расстояние, промежуток времени, ско­рость, массу, силу, температуру, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

  3. овладение экспериментальными методами исследова­ния в процессе самостоятельного изучения зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от веса тела, архимедовой силы от объема тела, периода колеба­ний маятника от его длины, угла отражения от угла па­дения света;

  4. умение применять элементы молекулярно-кинетической и электронной теорий для объяснения явлений при­роды: расширение тел при нагревании, большая сжима­емость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, электризация тел;

  5. умение использовать полученные знания, умения и на­выки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здо­ровья, охрана окружающей среды, техника безопаснос­ти и пр.).

Метапредметными результатами обучения при изучении курса физики являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, по­становки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  2. овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;

  3. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, сим­волической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  4. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных ис­точников и новых информационных технологий для ре­шения познавательных задач;

  5. развитие монологической и диалогической речи, уме­ния выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  6. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  7. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаи­вать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Личностными результатами обучения при изучении курса физики являются:

  1. сформированность познавательных интересов, интел­лектуальных и творческих способностей учащихся;

  2. убежденность в возможности познания природы, в необ­ходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отно­шение к физике как к элементу общечеловеческой куль­туры;

  3. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  4. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  5. формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к резуль­татам обучения;

  6. приобретение положительного эмоционального отноше­ния к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и яв­ления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  7. приобретение умения ставить перед собой познаватель­ные цели, выдвигать гипотезы, конструировать выска­зывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Формы проведения:

  • наблюдение экспериментов и их комментарий,

  • проведение фронтальных экспериментов,

  • создание простых устройств и оборудования.

Программа рассчитана на 34 часа.

Ожидаемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия:

 Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика».

 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные универсальные учебные действия:

 Умение принимать и сохранять учебную задачу.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

 Оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

 Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

 Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

 Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

 Договариваться и приходить к собственному решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 Задавать вопросы.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ.

Контроль проводится в игровой форме - решение кроссвордов, посредством выполнения творческих заданий.









Содержание курса

3 класс

  1. Введение. (1 час)

Природа. Явления природы. Что изучает физика. Измерительные приборы. Что мы знаем о строении Вселенной.

Демонстрации:

  1. Различные измерительные приборы.

2. Время (2 часа)

Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь.

Демонстрации:

  1. Измерение интервалов времени.

Экспериментальные работы:

  1. Стробоскопический способ измерения интервалов вре­мени при движении бруска по наклонной плоскости.

3. Движение (7 часов)

Механическое движение. Инерция. Ориентация на местности. Движение планет Солнечной системы

Демонстрации:

  1. Различные методы измерения длины.

  2. Движение по инерции.

  3. Компас.

Экспериментальные работы:

  1. Ориентация на местности при помощи компаса.

  2. Оживление движения солдата.

4. Строение вещества. Тепловые явления (22 часа)

Строение вещества. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещес­тва. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Модели газа, жидкости и твердого тела. Агрегатные состояния вещества.

Температура. Связь температуры с хаотическим дви­жением частиц. Термометр.

Демонстрации:

  1. Микроскоп.

  2. Сжимаемость газов.

  3. Свойство газа занимать весь предоставленный ему объем.

  4. Термометр.

  5. Барометр. Обнаружение атмосферного давления.

Экспериментальные работы:

  1. Исследование строения вещества.

  2. Исследование броуновского движения.

  3. Измерение температуры вещества.

  1. Исследование свойств воды: капиллярность, плавание тел, выталкивание, поверхностное натяжение.

  2. Исследование свойств воздуха.

  3. Исследование свойств твёрдого тела.


5. Резерв (2 часа)






Тематический план.

3 класс



Тема занятий и название разделов

Форма проведения

Деятельность учащихся.

Планируемые результаты обучения



Тема 1. Введение. (1 час)




1.

1.1.

Давайте познакомимся. Природа. Явления
природы. Что изучает физика


Беседа.

1.Знакомство с приборами.

2.Работа с пипеткой, трубочкой.

Уметь применять понятия: природа, явления природы, наблюдение, опыт, измерительный прибор.



Тема 2. Время (2 часа)

2

2.1

Время. Календарь

Беседа. Эксперимент.

Знакомство с секундомером.

Уметь применять понятия: интервал времени, сутки, месяц, год.

Уметь использовать

секундомер, электро­магнитный отметчик для измерения интер­валов времени

3

2.2

Измерение интервалов времени.

Эксперимент

Стробоскопический способ измерения интервалов вре­мени при движении бруска по наклонной плоскости.



Тема 3. Движение

(7 часов)

4.

3.1

Движение тела.

Относительность.

Беседа.

Знакомство с понятием «движение»

Уметь применять понятия: длина, путь, инерция.

Уметь правильно пользоваться линей­кой.

Создание проекта по пройденной теме.

5.

3.2

Использование мер длины: метр, дециметр, сантиметр.

Эксперимент.

Знакомство с датчиком расстояния. Рисуем змейку.

6.

3.3

Электронные эмоции.

Эксперимент.

Построение графиков

7.

3.4

Инерция. Движение по инерции.

Беседа. Эксперимент.

Исследование движения тела по инерции

8.

3.5

Ориентация в пространстве.

Беседа. Эксперимент.

Ориентация на местности при помощи компаса.

9.

3.6

Движение планет Солнечной системы.

Беседа.

Знакомство с Солнечной системой и её движением.

10.

3.7

Работа над созданием проекта

Беседа

Работа в группах по созданию проекта



Тема 4.

Строение вещества. Тепловые явления (22 часа)


11.

4.1

Строение вещества

Эксперимент.

Исследование строения вещества

с помощью:

1. микроскопа

2. расширения и сжатия.

3. Растворимость веществ в воде


Уметь применять

положение о том, что все тела состоят из молекул, которые находятся в непрерывном беспорядочном движении и взаимодействии, различия между агрегатными состояниями вещества.

Уметь применять понятия:

температура.

Уметь использовать термометр.

12.

4.2

Молекулы

Эксперимент.

Нюхаем, рисуем, варим.

13.

4.3

Движение молекул.

Эксперимент.

Исследование броуновского движения.

14.

4.4

Как вещества проникают друг в друга?

Эксперимент.

Исследование свойств вещества.

( Ёмкость, соль ,краски, речной песок, глина).

15.

4.5

Температура

Эксперимент.

Измерение температуры
вещества. Тёплые ли у нас ладони?.

16.

4.6

Три царства состояний вещества.

Беседа. Эксперимент.

Изучение свойств воды в твердом, жидком и газообразном состояниях. (Пластиковые бутылочки по 0,5 л 1- воздух, 2- вода, 3- замороженная вода).

Уметь объяснять свойство воды: выталкивание, смачивание, расширение, поверхностное натяжение, смешивание жидкостей

17.

4.7

Вода. Три шарика.

Яйцо в солёной воде.

Эксперимент.

Исследование свойств воды: выталкивание. Исследование плавания тел. ( Ёмкость для воды, тела разные по форме и массе, соль, картошка).

18.

4.8

Коварная жидкость.

Смачивание и несмачивание

Эксперимент.

Исследование свойств воды: капиллярность.

( Листки бумаги смазанные парафином, различные куски материала смачиваемые водой и нет, перья водоплавающих птиц (гусь, утка)).

19.

4.9

Есть ли у воды кожа?

Эксперимент.

Исследование свойств воды: поверхностное натяжение.

20.

4.10

Холодная как лёд.

Эксперимент

Исследование воды со льдом , с солью.

21.

4.11

Испарение воды.

Беседа Эксперимент.

Едим горячее. Пьём чай.


22.

4.12

Что мы знаем о воде?

Отчет.

Обобщение знаний через демонстрацию опытов.

23.

4.13

Работа над созданием проекта

Беседа

Работа в группах по созданию проекта

24.

4.14

Газы. Опыты со стаканом.

Эксперимент.

Содержание кислорода в воздухе Исследование свойств воздуха: давление.

( Стакан, блюдце, свеча, шприц).

Уметь объяснять свойства газов, давление, назначение барометра. Уметь объяснять назначение варежек, термоса.

25.

4.15

Давление воздуха


Эксперимент.

Знакомство с барометром

26.

4.16

Фонтан.

Творческая мастерская

Создание и испытание фонтана.

27.

4.17

Почему в варежках тепло? Удерживаем холод.

Эксперимент.

Исследуем тепло от батареи, лампы, Солнца. Исследуем термос.

28.

4.18

Что мы знаем о воздухе?

Отчет.

Обобщение знаний через демонстрацию опытов.

29.

4.19

Твёрдые тела


Эксперимент.

Исследование проводимости тепла

Уметь объяснять свойства твёрдых тел

30.

4.20

Свойства твёрдых тел

Беседа

Исследование свойств жидкого камня; снега.


31

4.21

Работа над созданием проекта

Беседа

Работа в группах по созданию проекта

32

4.22

Итоговое занятие

Отчёт

Обобщение знаний через демонстрацию опытов, презентаций, проектов.

Уметь высказывать своё мнение, представлять результаты работы



Резерв -2 часа




Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


В результате изучения физики по данной программе обучающиеся должны:

Знать/понимать:

  • основные положения МКТ

  • понятия: время, длина, движение тела, температура, инерция, масса, сила тяжести, выталкивающая сила, давление.

Уметь:

  • применять основные положения МКТ для объяснения различия между агрегатными состояниями вещества, давления газа.

  • решать качественные задачи на сравнение давлений внутри жидкости; на зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и объема погруженной в жидкость части тела; на применение условий плавания тел; на определение температур тел, длин.

Использовать приобретенные знания и умения на практике и в повседневной жизни:

  • выше названных понятий и законов в простых механизмах,

  • определение цены деления и прямых измерений;

  • правильно пользоваться измерительными приборами: линейкой, термометром, электронными секундомером, термометром, микроскопом, измерителем расстояний.

Учащиеся имеют возможность:

  • ставить эксперименты,

  • создавать проекты.



Ставим опыты сами

(алгоритм планирования эксперимента, его выполнения и записи результатов).


1. Выбор темы эксперимента. Выбор темы - непростая задача. Это может оказаться труднее, чем проведение самого эксперимента. Подумайте, что тебя больше всего интересует. Загляни в Интернет, посмотри разные книги.

2. Постановка вопроса. Чётко сформулируй поставленную задачу и изложи на бумаге. Это поможет тебе быстрее найти ответ.

3. Ответ. Как ты думаешь, каким может быть ответ на твой вопрос? Это называется предположением. Запиши его.

4. Подготовка к опыту. Составь список предметов, которые тебе понадобятся. Возможно, кое-что тебе придется поискать или купить.

5. Представление результатов. Подумай, в каком виде ты будешь записывать результаты. Это может быть фотография, таблица, плакат, на котором будет наглядно показано, что ты делал и что получил.

6. Вывод. Было ли твоё предположение верным? Напиши, с какими трудностями ты столкнулся. Даже если эксперимент или исследование пошли не так, как были запланированы, это не означает, что время потрачено впустую. Сделав выводы из ошибок, и поставив опыт заново, ты получишь более точные результаты. Изменил бы ты что-нибудь, снова проводя эксперимент?

7. Помни! Грамотный эксперимент - увлекательное занятие, в ходе которого ты можешь узнать много нового. Необходимо подумать, от чего могут зависеть результаты эксперимента.


Программа по созданию проектов по физике

Усвоение курса способствует успешному овла­дению школьниками естественнонаучными знаниями. Та­кой метод обучения предполагает самостоятельный поиск информации и конструирование на ее основе новых знаний и умений. Учащиеся, в полном объеме используя свой творческий потенциал, учатся ставить перед собой учебные цели и задачи, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Все это приводит к развитию интереса к физике.

Для формирования у учащихся навыков использова­ния методов научного познания предлагается программа по созданию проектов.

Организация проектно-исследовательской деятельнос­ти учащихся

Учащиеся 3 класса не могут выполнять долговре­менные трудоемкие проекты. Для освоения метода проект­но-исследовательской деятельности детям реко­мендуются творческие задания, для выполнения которых отводится короткий срок (например, одна четверть). По каждому проекту готовится учебно-методический пакет, включающий дидактический материал для учащихся и презентацию проекта.

После того как учащиеся, желающие принять участие в проектной деятельности, определятся с выбором темы, учитель назначает индивидуальные консультации. Во вре­мя таких консультаций ученик совместно с учителем ставит конкретные цели, задачи, составляет план работы. Учитель дает рекомендации по выбору способов получения информа­ции, методам выполнения самостоятельных исследований и использованию информационных технологий.

Во время индивидуальных консультаций задача учите­ля состоит в том, чтобы познакомить учащихся с различ­ными способами сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, проведение эксперимен­тов, работа с Интернетом, литературой, со средствами массовой информации (СМИ).

Отобранная информация должна быть подвергнута об­работке. На первых этапах обучения проектной деятель­ности учитель должен показать учащимся, как выбрать на­иболее значимую информацию для выполнения поставлен­ной задачи, как интерпретировать полученные факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Этот этап для учеников является наиболее сложным, и помощь учителя необходима.

Важным является и завершающий этап работы - за­щита проекта. На этом этапе школьники учатся представ­лять свою работу, доказывать правоту суждений, отстаи-вать свое мнение.

Примерный список проектов 3 класс


Основное

содержание

по темам

Примерные темы проектов

Тема 1.

Введение.

Как проводить наблюдения.

Как проводить опыты.

Зачем нужны точные наблюдения.

Измерительные приборы.

История происхождения метра.

Точность измерения.

Тема 2.

Время

Как измеряют время.

История происхождения месяца (года, недели).

История календаря.

От песочных до атомных часов.

Тема 3.

Движение

Способы измерения пройденного пути.

Как измерить расстояние на карте.

Солнечная система.

Тема 4.

Строение вещества. Тепловые явления

Есть ли в беспорядке порядок.

Как измерить температуру.

Что такое диффузия.

Что такое броуновское движение.

Разные термометры.

Лед, вода и пар.

Жара и холод.

Откуда берется теплота.

Останови молекулу.

Мир беспорядка (газы).

Мир порядка (кристаллы).

Почему жидкости несжимаемы.

Как вырастить кристалл.

Почему пишет карандаш.

Почему воробей нахохлился.

Зачем сковородке деревянная ручка.

Почему в термосе чай горячий.

Где лучше сделать форточку.


Литература:


  1. Бруно Донат «Физика в играх» ЗАО «Центрполиграф», издание, оформление, 2012.

  2. Леонович А.А «Я познаю мир»:Дет. Энцикл- ООО «Издательство АСТ», 2008

  3. Лукьянова А.В. «Настоящая физика для мальчиков и девочек». М. Интеллект - Центр, 2013

  4. Сикорук Л. «Физика для малышей». ООО Издательский дом «ИНТЕЛЛЕКТиК», 2012.


Литература для учителя:

  1. Начинаем изучать. Исследуем температуру. ПКТ. «Развитие образовательных систем» Москва, 2011.

  2. Начинаем изучать.Основы естественных наук. ПКТ. «Развитие образовательных систем» Москва, 2012.

  3. Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика. Программа внеурочной деятельности для основной школы. 5-6 классы. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012.

Интернет ресурсы.


  1. Физика для малышей и их родителей: solnet.ee/school/04.html

  2. Креативная физика для детей и их родителей: mascha15.livejournal.com/


© 2010-2022