- Преподавателю
- Физика
- Организация подготовки к единому государственному экзамену по физике по теме «Постоянный электрический ток»
Организация подготовки к единому государственному экзамену по физике по теме «Постоянный электрический ток»
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сорокина Е.В. |
Дата | 18.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МОБУ «Хрущевская СОШ им. А.И.Миронова.»
Организация подготовки к единому
государственному экзамену по физике
по теме «Постоянный электрический ток»
Учитель МОБУ «Хрущевская СОШ им. А.И. Миронова»
Сорокина Е.В.
Март, 2014.
ВВЕДЕНИЕ
Любой учитель физики заинтересован в успехе своих учеников на едином государственном экзамене. Одна из необходимых предпосылок этого успеха - организация подготовки к экзамену. Такая организация требует от учителя тщательного изучения материалов по ЕГЭ, подбора дидактических материалов к урокам и многого другого.
В основу методики, используемой мной при подготовке к ЕГЭ, положена идея о том, что в ходе подготовки к экзамену акцент следует делать на формирование общих приемов выполнения заданий, а саму подготовку вести поэтапно согласно целям и задачам итогового экзамена.
Так как времени на повторения на уроках всегда не хватает, поэтому эта методика позволяет создать условия для самостоятельной работы школьников дома. В основном они посвящены систематизации знаний, формированию общих приемов выполнения заданий и актуализации методов решения задач по теме.
При организации повторения каждого раздела физики, представленному в кодификаторе, целесообразно составить работу в виде 5-ти циклов.
Каждый цикл состоит из следующих этапов:
-
систематизацию теоретического материала,
-
решение задач базового уровня,
-
решение задач повышенного уровня части 1ЕГЭ,
-
решение задач повышенного уровня части 2ЕГЭ,
-
актуализация методов решения задач по теме,
-
решение задач высокого уровня,
-
контроль результатов повторения по разделу.
Для успешного выполнения заданий ЕГЭ, физические знания, представленные в перечнях, необходимо выстроить в виде систем, удобных для решения задач.
При решении большинства физических задач требуется осуществить три важных шага:
-
выяснить, о каком физическом явлении идет речь в тексте задачи;
-
смоделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, и представить модель ситуации в виде схематического рисунка;
-
подобрать уравнения, которые описывают эту модель и позволяют получить ответ на вопрос задачи;
Дальнейшие действия учащихся состоят в решении исходных уравнений и, как правило, вызывают меньше затруднений, чем первые три шага.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
В связи с этим систематизацию целесообразно проводить по схеме, помогающей ученику сделать эти шаги в верном направлении. Она имеет вид:
Явление - Модель - Законы.
Наглядно это можно представить в виде таблицы «Система знаний по теме…»
Явление
Графическая модель
Законы
В первом столбце таблицы приводят названия физических явлений, изучаемых в данной теме школьного курса и входящих в «Перечень знаний по теме…»
Во втором столбце изображают графическую модель каждого явления.
В третьем столбце приводят математическую запись физических законов, описывающих графические модели, и дополнительные к законам уравнения.
Системы знаний по темам помогут ученикам справиться с заданиями базового уровня. Однако для выполнения заданий повышенного и высокого уровней их недостаточно. Требуется привлечение знаний не по отдельной теме, а по нескольким темам раздела, разделу в целом, а в последнем задании и по нескольким разделам школьного курса физики. В связи с этим материал из разных тем сводят в общие таблицы «Системы знаний по разделу…». Они объединяют материал0, представленный в нескольких таблицах «Система знаний по теме…», акцентируя внимание на тех вопросах, которые непосредственно работают при выполнении заданий повышенного и высокого уровней.
Для организации деятельности учащихся по систематизации знаний в нашем случае, когда уровень развития учеников в классе различен, ЕГЭ по предмету сдают единицы, приходится использовать способ по домашней расшифровке таблиц, при котором, готовясь к уроку, учащиеся последовательно выполняют три вида деятельности:
-
повторение изученного материала согласно перечню;
-
осмысление содержания таблицы-системы знаний;
-
воспроизведение содержания таблицы.
Задача учителя при этом способе организации этапа систематизации знаний состоит в том, чтобы пояснить смысл таких заданий и помочь их выполнить. В дальнейшем достаточно консультировать учащихся по возникающим у них затруднениям и периодически контролировать результаты их домашней работы путем проведения различного рода проверочных работ.
Перечень знаний по теме «Постоянный электрический ток»
Проверяемые элементы содержания (по «Кодификатору»)
Теоретический материал, который нужно повторить
-
Постоянный электрический ток. Сила тока.
Определение понятий: «проводник», «электрический ток», «источник тока», «постоянный электрический ток», «сила тока», «электрическая цепь»
-
Постоянный электрический ток. Напряжение.
Определение понятия: «напряжение»
-
Закон Ома для участка цепи.
Графическая модель: электрического тока в участке цепи; формулировка, уравнение и график закона Ома для участка цепи
-
Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление вещества.
Определение понятий: «сопротивление», «удельное сопротивление», «зависимость сопротивления от длины и площади поперечного сечения»
-
Электродвижущая сила. Внутреннее сопротивление источника тока.
Определение понятий: «сторонние силы», «внутреннее сопротивление источника тока», «ЭДС источника тока»
-
Закон Ома для полной электрической цепи
Закон Ома для полной электрической цепи (формулировка и управление)
-
Параллельное и последовательное соединение проводников
Определение понятий: «последовательное и параллельное соединение проводников»;
графические модели электрического тока в участке цепи при последовательном и параллельном соединении проводников;
законы последовательного и параллельного соединения проводников
-
Смешанное соединение проводников
графические модели электрического тока в участке цепи при смешанном соединении проводников;
-
Работа электрического тока. Закон Джоуля-Ленца
Определение понятия: «работа электрического тока»;
закон Джоуля-Ленца (формулировка и формула),
формулы работы тока
-
Мощность электрического тока
Определение понятия: «мощность электрического тока»;
формулы мощности электрического тока
-
Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах
Определение понятий: «электролитическая диссоциация», «ионная проводимость», «электролиз», «электрический разряд», «ионизация», «термоэлектронная эмиссия»; графические модели электрического тока в металле, электролите, газе, вакууме;
закон Фарадея (формулировка и формула)
-
Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников, Полупроводниковый диод.
Определение понятий: «полупроводник», «собственная и примесная проводимость», «донорные примеси», «акцепторные примеси», графические модели электронной и дырочной проводимостей, строения полупроводника, тока в полупроводнике, график зависимости удельного сопротивления полупроводников от температуры
В правой части таблицы конкретизировано, какие определения, формулировки, графики и графические модели следует повторить по каждому элементу «Кодификатора». При повторении первой темы учитель тренирует учеников в выполнении подобной работы на уроке: задает вопросы, комментирует ответы, дает возможность поработать в парах. В дальнейшем соответствующую подготовку учащиеся делают дома.
Далее целесообразно перейти к формированию общего приема систематизации знаний помощью таблиц-систем знаний, в которой каждая строка может служить опорой в решении задач определенного типа.
В процессе обсуждения первой строки таблицы, учитель изображает элементы таблицы на доске, а учащиеся в тетрадях:
-
сформулируйте определение явления…,
-
поясните условные обозначения на модели,
-
сформулируйте законы, описывающие эти модели,
-
соотнесите рисунок … с определением явления…,
-
установите соответствие графиков и уравнений, представленных в таблице.
Система знаний по теме
«Постоянный электрический ток»
Явление
Графическая модель
Законы
Постоянный электрический ток:
-
через металлический проводник
-
в участке цепи, содержащем последовательно и параллельно соединенные потребители
-
в замкнутой цепи
I
U R
U R1 R2 I
U1 U2
I1
R1 I
R2 I2 U
ε,r
I R
U
I = R = ρ
ρ = ρ0(1 + αt)
I
R1
R2>R1
U
I = I1 = I2
U = U1 + U2
R = R1 + R2
I = I1 + I2
U = U1= U2
I =
ε = ε1 + ε2 - ε3 + …
ε =
U = IR
Действия электрического тока:
-
тепловое
-
механическое
-
Химическое
-
магнитное
I Р, А
U R
Q
Е1
h
m
E2
A = IUt
P =
Q = ηA (Q = I2Rt)
ηA= |Е2 - Е1 |
m = kIΔt
k =
A = Wм
Wм =
Учитель дает пояснения к таблице и организует работу по ее обсуждению:
В таблице систематизированы знания о постоянном электрическом токе и его действиях (явлениях, сопровождающих протекание тока в потребителе).
Представлены три модели электрического тока: в металлическом проводнике, в участке цепи, содержащем последовательно и параллельно соединенные потребители, в замкнутой
электрической цепи. Для каждой модели приведены соответствующие законы. Законы, описывающие первую модель, применимы и для двух других.
Действия электрического тока описаны с помощью четырех моделей. Первая модель является общей и относящиеся к ней уравнения применимы для любого действия тока. Остальные модели и уравнения описывают тепловое, химическое и магнитное действия тока, а также превращение электрической энергии в механическую, названное механическим действием тока.
Готовясь дома, учащиеся последовательно выполняют три вида деятельности: 1) повторение изученного материала согласно перечню, 2) осмысление содержания таблицы-системы знаний, 3) воспроизведение содержания таблицы.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Проверка умения подбирать опорные знания
Выпишите формулировки и формулы, которые обходимо применить при выполнении следующих заданий. В ходе работы используйте таблицу «Система знаний…»
Вариант 1
А1. Конденсатор емкостью 200 мкФ заряжается до напряжения 100 В за 0,5 с. Чему равно среднее значение силы зарядного тока?
1) 1 А 2) 100 мкА 3) 40 мА 4) 4 А
А2. Три одинаковых резистора, соединенные последовательно, имеют общее сопротивление 9 Ом. Какое сопротивление будет иметь участок схемы, если эти резисторы соединить параллельно?
1) 3 Ом 2) 1 Ом 3) 0,5 Ом 4) 9 Ом.
A3. На рисунке представлены вольт-амперные характеристики I,А 1
двух резисторов разной длины, одинакового сечения,
изготовленных из одного металла. Каково отношение 1 ________
длин l1 и l2 резисторов?
1) l1 /l2 = 2 2) l2 /l1 = 2 3) l2/l1= 4 4) l2 = l1 0 1 2 3 4 U,В
А4. К источнику постоянного тока с ЭДС 2В и внутренним сопротивлением 1 Ом подключен резистор 19 Ом. Определить полезную мощность Р и коэффициент полезного действия η схемы.
-
Р = 190 мВт, η = 95% 3) Р = 100 мВт, η = 50 %
-
Р = 200 мВт, η = 80 % 4) Р = 100 мВт, η = 100 %
А5. Какой ток нужно пропустить через электролитическую ванну с раствором соли никеля, чтобы за 2 часа на катоде выделилось 25 г никеля? Валентность никеля 2, молярная масса 60 г/моль, постоянная Фарадея F = 9,6 • 10-6 кг/Кл.
1)1,5 А 2) 2,1 А 3)5,5 А 4) 11,6 А
Вариант 2
А1. Проводник длиной 200 м с площадью поперечного сечения 0,5 см2 обладает электрическим сопротивлением 10 Ом. Удельное электрическое сопротивление материала равно:
-
5,5 • 10 -6 Ом • м 3) 2,5 • 10 -6 Ом • м
-
3,2 • 10 -6 Ом • м 4) 1,2 • 10 -6 Ом • м
А2. Определите общее сопротивление участка цепи, если R1
R1= R2 = 10 Ом, R3 = 5 Ом. R3
-
25 Ом 3) 2,5 Ом
2) 10 Ом 4) 15 Ом R2
2 U, В
A3. На рисунке представлены вольт-амперные характеристики
двух резисторов, изготовленных из разных материалов.
Как соотносятся удельные сопротивления этих материалов
р1 и р2, если резисторы имеют одинаковую длину и
площадь поперечного сечения?
1) ρ1 = 2ρ2 2) ρ2 = 2ρ1 3) ρ1 = ρ2
4) недостаточно данных для однозначного ответа
А4. Лампа сопротивлением 90 Ом подключена к генератору ЭДС 220 В и внутренним сопротивлением 15 Ом. Сопротивление подводящих проводов 5 Ом. Найти силу тока в лампе и
отношение мощности тепловых потерь к полезной мощности.
1) I = 2 A, Pт/P = 0,9 3) I = 0,5 A, Pт/P = 0,18
2)I = 0,5 А, Рт/Р = 0,22 4) I = 2 A, Pт/P = 0,22
А5. В электровакуумном диоде сила тока насыщения Iн = 40 мА. Какое количество электронов N вылетает с катода за секунду? Модуль заряда электрона е = 1,6 • 10 -19 Кл.
1) 2,5 • 1017 2) 5 • 1016 3) 2,5 • 1018 4) 4 •1019
Ответы к проверочной работе
Вариант 1: А1 - 3; А2 - 2; A3 - 1; А4 - 1; А5 - 4.
Вариант 2: А1 - 3; А2 - 2; A3 - 3; А4 - 4; А5 - 1.
Тренировка в решении задач базового уровня
На этом этапе ученики выполняют тренировочные упражнения под руководством учителя. Каждый пункт в задании соответствует определенному элементу содержания
по «Кодификатору»: 1) решите задачи первого варианта; 2) сверьте ответы и выделите те пункты, которые выполнены неверно; 3) выполните работу над ошибками; 4) выполните выборочно второй вариант (те пункты, по которым имелись ошибки в первом варианте).
I. При напряжении 10 В сила тока в никелевой спирали равна 2 А.
Рассчитайте:
1) сопротивление спирали;
2) площадь поперечного сечения спирали длиной 2 м (удельное сопротивление никеля - 42∙10 -8 Ом∙м);
3) скорость упорядоченного движения электронов в проводнике, если концентрация электронов равна 8,5∙1028 м-3;
-
мощность тока в спирали;
-
количество теплоты, выделяющееся за 10 с;
6) заряд, переносимый через поперечное сечение проводника в течение 5 мин.
II. На рисунке представлены соединения резисторов сопротивлениями R1 = 2 Ом, R2 = 3 Ом, R3 = 5 Ом, R4 = 4 Ом, внутреннее сопротивление источника тока r = 0,5 Ом.
Рассчитайте:
-
полное сопротивление цепи;
-
ЭДС источника тока, если амперметр показывает R1 R2 R4
силу тока10А;
3) напряжение на участке АВ; А В
4) силу тока в проводнике сопротивлением R3;
A5) падение напряжения на источнике тока; R3
6) работу сторонних сил по перемещению элементарного
ряда.
ε,r
Вариант 2
I.В медном электропроводе сопротивлением 8,5 Ом сила тока равна 2 А.
Рассчитайте:
1) напряжение на концах провода;
2) длину провода площадью поперечного сечения 2 мм2 (удельное сопротивление меди - 1,7∙ 10 -8 Ом∙м);
3) скорость упорядоченного движения электронов в проводе, если концентрация электронов равна 1028 м-3;
-
мощность тока в проводе;
-
количество теплоты, выделяющееся за 10 с;
6) заряд, переносимый через поперечное сечение проводника в течение 2 мин.
II. На рисунке представлены соединения резисторов сопротивлениями: R1 = 2 Ом, R2 = 2 Ом, R3 = 6 Ом, R4 = 4 Ом, внутреннее сопротивление источника тока r = 0,6 Ом.
R3
R1Рассчитайте:
1) полное сопротивление цепи; А В
R2
R4
ЭДС источника тока, если
амперметр показывает силу тока 5 А;
Анапряжение на участке АВ;
4) силу тока в резисторе сопротивлением R2;
5) падение напряжения на источнике тока;
6) работу сторонних сил по перемещению элементарного ε,r
заряда.
Ответы к тренировочной работе
Задание
I
1
2
3
4
5
6
Вариант 1
5 Ом
1,7∙10-7м2
0,9 мм/с
20 Вт
200 Дж
600 Кл
Вариант 2
17 В
1 км
0,6 мм/с
34 Вт
340 Дж
240 Кл
Задание
II
1
2
3
4
5
6
Вариант 1
7 Ом
70 В
25 В
5 А
5 В
1,1∙10-17Дж
Вариант 2
4 Ом
20 В
5 В
2,5 А
3 В
3,2∙10-18Дж