- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока по физике в 7 кл Плавание судов. Воздухоплавание
Конспект урока по физике в 7 кл Плавание судов. Воздухоплавание
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Горохова Н.С. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок-50 11.03.16 7 кл
Тема: Плавание судов. Воздухоплавание.
Цели урока:
продолжить изучение условий плавания тел, рассмотреть устройство судов, ознакомить школьников с видами судов и их применением; совершенствовать умения характеризовать поведение тел в жидкости и газа; продолжить работу по расширению кругозора учащихся, повышению интереса к книгам по физике.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела;
- Понимать смысл понятий: Осадка, Ватерлиния, Водоизмещение, Грузоподъёмность;
- Уметь объяснять плавание судов;
- Сформировать знания обучающихся об условиях плавания тел в жидкости на уровне понимания и применения, с использованием логики научного познания
2. Развивающие:
- развить навыки обрабатывать и представлять информацию в разных формах (словесно, рисунков и структурных схем);
- развить умения сравнивать, анализировать и обобщать факты;
- развить творческие способности учащихся в ходе выполнения творческих заданий;
- развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации
- расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике;
3. Воспитательные:
- Воспитание умения слушать и быть услышанным.
- воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
. Тип урока: Комбинированный
Методы обучения: Постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный.
Форма работы: Беседа. Рассказ. Экспериментальная работа. Демонстрация презентации. Логические выводы и интуитивные догадки школьников. Записи на доске и в тетрадях.
1.Оборудование: прозрачные емкости для воды, воздушный шарик наполненный гелием, модель парусника, сосуд с водой, пластилин,, соль, фломастеры..
2. Компьютер, проектор, компьютерная презентация, карточки с заданиями, плакаты, видеоролики, «Воздушный шар
План урока.
-
Оргмомент -2 мин
-
Подготовка к изучению нового материала- 5-7 мин
-
Постановка проблемы 1-2мин
-
Изучение новой темы -20 мин
-
Первичное осмысление и применение изученного - 10 мин
-
Подведение итогов урока - 3 мин
-
Домашнее задание - 1 мин
Ход урока
-
Оргмомент.
-
Подготовка к изучению нового материала (три ученика выполняют задание у доски, остальные на месте выполняют тест с взаимопроверкой )
1. Работа по карточке
а) расставить силы, действующие на тела в воде
б) пользуясь справочным материалом, выполнить задание, на сравнение сил Архимеда.
в)
2.Решить задачи
1. Определите силу Архимеда, действующую на мальчика, нырнувшего в воду. Объем тела мальчика V=0,03 м3. g=10 Н/кг.
Дано:
V= 0,03 м3
g=10 Н/кг
Fвыт - ?
Решение:
Н
Ответ: Fвыт = 300 Н.
2 На тело, погруженную в керосин, действует выталкивающая сила F= 16 Н. Определите объем тела.
Дано:
F = 16 H =
V - ?
Решение:
FA=ρr gV V= FA//ρr g
V=16 Н/10 800=0,002м3
Ответ: 0,002м3
3. Тест
Вариант 1
1. В каких единицах измеряется выталкивающая сила в СИ?
а) Н б) кг с) Па д) Н/кг
2. Если плотность тела равна плотности жидкости, то тело…
а) плавает б) тонет с) всплывает
3. Найдите верную формулу архимедовой силы:
а) Fa = ρт Vт g б) Fa = ρж Vт g с) Fa = ρж Vж g д) Fa = ρт Vж g
4. Переведи в СИ 1,9 кН
а) 190 Н б) 1900 Н с) 19 000 Н д) 0,19 Н
5. При увеличении пламени горелки подъемная сила воздушного шара…
а) уменьшится б) увеличится с) не изменится
6. В сосуд налиты три жидкости: вода, керосин, ртуть. Как они будут расположены, считая от дна сосуда?
(Плотность воды 1000 кг/м3, керосина 800 кг/м3, ртути 13600 кг/м3)
а) ртуть, керосин, вода б) керосин, вода, ртуть с) ртуть, вода, керосин
д) вода, керосин, ртуть
7. Чему равна архимедова сила, действующая на стеклянное тело объемом 125 см3 при полном его погружении в воду? Плотность воды 1000 кг/м3, стекла 2500 кг/м3
а) 1250 Н б) 125 Н с) 12,5 Н д) 1,25 Н
Вариант 2
1. В каких единицах измеряется подъемная сила воздушного шара в СИ?
а) Н б) кг с) Па д) Н/кг
2. Если вес тела больше архимедовой силы, то тело …
а) всплывает б) тонет с) плавает
3. Найдите верную формулу (Р - вес тела в вакууме, Р1 - вес тела в жидкости)
а) Р1 = Р + Fа б) Fа = Р + Р1 с) Р1 = Р - Fa д) Р1 = Fа - Р
4. Переведи в СИ 50 см3
а) 0,5 м3 б) 0,05 м3 с) 0,005 м3 д) 0,00005 м3
5. Тело плавает в жидкости на глубине 1м. Если его погрузить на глубину 2 м, то выталкивающая сила…
а) уменьшится б) увеличится с) не изменится
6. Какие из металлов: золото, серебро, медь не потонут в ртути? (Плотность ртути
13600 кг/м3 , золота 19300 кг/м3, серебра 10500 кг/м3, меди 8900 кг/м3
а) золото, серебро б) золото. медь с) серебро, медь д) все металлы
7. Чему равен объем тела, если при полном погружении в воду на него действует выталкивающая сила 16 Н
а)
0,0016 м3 б) 0,016 м3 с) 1,6 м3 д) 16000 м3
1
2
3
4
5
6
7
1 вар
а
а
б
б
б
с
д
2 вар
а
б
с
д
б
с
а
Постановка проблемы.
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела. Тему урока я предлагаю определить вам самим.
Экспериментальное задание
-
На столе вода и пластилин. Скатать из него шарик и опустить в воду.
Как ведет себя шарик? ( тонет)
-
Слепите из пластилина какую-нибудь лодку.
Как ведет себя лодка? ( плавает)
Почему?
Наша сегодня задача ответить на этот вопрос.
3 .Изучение новой темы
Необходимость преодолевать водные преграды, перевозя грузы по воде, уже в глубокой древности привело к изобретению человеком плавучих средств. Как вы догадались, темой сегодняшнего урока будет «Плавание судов. Воздухоплавание
Дети объявляют тему урока Тема урока? Плавание судов. Воздухоплавание.
Раньше моряки называли корабль - посудина. От какого слова образовалось это название? ( посуда)
У вас на столе есть желтенькая посудина, опустите ее в воду. Она плавает тоже.
Наша задача на уроке узнать:
1.Почему плавают корабли?
2.Что такое осадка?
3.Что такое ватерлиния?
4.Водоизмещение ? (работа с книгой)
5. Грузоподъемность? (работа с книгой)
6. Механизм полета шара. (киноролик)
Экспериментальное задание
Опустить кораблик на воду и насыпать в него немного соли, что произошло?
Осадка - глубина, на которую судно погружается в воду.
Продолжаем загружать корабль. До каких пор мы это будем делать? ( до определенной линии) (Модель корабля с красной ватерлинией)
Ватерлиния - красная линия на судне, которой отмечена наибольшая допускаемая осадка.
Водоизмещение - вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом.
Грузоподъёмность - вес груза, перевозимого судном. Грузоподъёмность равна разности водоизмещения и веса самого судна.
Принцип плавания судов - при плавании тела на поверхности жидкости тело своей погруженной частью вытесняет столько жидкости, что вес ее равен весу тела в воздухе, или силе тяжести, действующей на тело. На этом основано плавание судов в воде.
Экспериментальное задание
На столе обыкновенные надувные шарики, надуйте его - взлетит ли он?
Почему не взлетает?
Что нужно сделать , чтобы он взлетел? Наполнить гелием. Или нагреть воздух.
Демонстрация полета шара с гелием.
Не одна тысяча лет прошла с тех пор, как человек начал мечтать о полете. Но сила тяжести прочно привязывала его к земле. Впервые ее удалось преодолеть с помощью нагретого воздуха.
-
"Воздухоплавание"
-
Подъёмная сила - это вес груза, который может поднять воздушный аппарат.
-
Аэростаты.
-
Воздушные шары-стратостаты.
-
Видеофрагмент «Воздухоплавание».
-
Физкультминутка.
-
Люди тонут потому, что боятся полностью погрузиться в воду. Они стремятся выскочить из воды, а ведь при этом архимедова сила уменьшается. Чтобы плавание не закончилось трагично, наберите воздуха и присядьте на дно (свернувшись в комочек). Вскоре вы всплывете, и будете держаться на поверхности, как поплавок.
Итак, встаньте, на мгновение закройте глаза и представьте, что вы стоите в водоеме, и вы потеряли уверенность в себе, а чтобы не случилось несчастье, вам необходимо собраться с духом и применить знания по силе Архимеда.
-
Первичное осмысление и применение изученного
Задачи на смекалку
1 .Как изменится осадка теплохода при переходе из реки в море?
Ответ Уменьшается, так как увеличивается выталкивающая сила.
-
Подводная лодка всплыла на поверхность воды в Северном Ледовитом океане и обледенела.
Труднее или легче будет опускаться лодке под воду?
Ответ Ледяной покров создаёт дополнительную выталкивающую силу и затрудняет движение лодки
-
С какой целью воздухоплаватели берут с собой мешки с песком (балласт)?
Ответ Выбрасывая балласт, увеличивают подъёмную силу, действующую на воздушный шар.
-
В каком случае подъёмная сила, действующая на воздушный шар , заполненный горячим воздухом больше в холодную погоду или в тёплый солнечный день?
Ответ Чем больше разница в плотностях воздуха и газа , заполняющего шар, тем больше подъёмная сила. Поэтому подъёмная сила больше в холодный день, когда воздух менее прогрет.
5 .Рефлексия Предположим, что мы долго путешествовали и вернулись в родные края. Нас встречают родные, близкие, любопытные. Каждый хочет знать, где вы были, что видели, чего узнали? Что вы расскажите На каком транспорте передвигались?Что нового узнали? увидели?
6. .Итог урока7.Д/з. п 51 -52 Упр 26, 27 «Современные суда и их назначение» презентация