Конспект урока по физике в 7 кл Плавание судов. Воздухоплавание

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-50 11.03.16 7 кл

Тема: Плавание судов. Воздухоплавание.

Цели урока:

продолжить изучение условий плавания тел, рассмотреть устройство судов, ознакомить школьников с видами судов и их применением; совершенствовать умения характеризовать поведение тел в жидкости и газа; продолжить работу по расширению кругозора учащихся, повышению интереса к книгам по физике.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- Обобщить и систематизировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела;

- Понимать смысл понятий: Осадка, Ватерлиния, Водоизмещение, Грузоподъёмность;

- Уметь объяснять плавание судов;

- Сформировать знания обучающихся об условиях плавания тел в жидкости на уровне понимания и применения, с использованием логики научного познания

2. Развивающие:

- развить навыки обрабатывать и представлять информацию в разных формах (словесно, рисунков и структурных схем);

- развить умения сравнивать, анализировать и обобщать факты;

- развить творческие способности учащихся в ходе выполнения творческих заданий;

- развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации

- расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике;

3. Воспитательные:

- Воспитание умения слушать и быть услышанным.

- воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.

. Тип урока: Комбинированный

Методы обучения: Постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный.

Форма работы: Беседа. Рассказ. Экспериментальная работа. Демонстрация презентации. Логические выводы и интуитивные догадки школьников. Записи на доске и в тетрадях.

1.Оборудование: прозрачные емкости для воды, воздушный шарик наполненный гелием, модель парусника, сосуд с водой, пластилин,, соль, фломастеры..

2. Компьютер, проектор, компьютерная презентация, карточки с заданиями, плакаты, видеоролики, «Воздушный шар

План урока.

  1. Оргмомент -2 мин

  2. Подготовка к изучению нового материала- 5-7 мин

  3. Постановка проблемы 1-2мин

  4. Изучение новой темы -20 мин

  5. Первичное осмысление и применение изученного - 10 мин

  6. Подведение итогов урока - 3 мин

  7. Домашнее задание - 1 мин

Ход урока

  1. Оргмомент.


  1. Подготовка к изучению нового материала (три ученика выполняют задание у доски, остальные на месте выполняют тест с взаимопроверкой )

1. Работа по карточке

а) расставить силы, действующие на тела в воде Конспект урока по физике в 7 кл Плавание судов.Воздухоплавание

б) пользуясь справочным материалом, выполнить задание, на сравнение сил Архимеда. Конспект урока по физике в 7 кл Плавание судов.Воздухоплавание

в) Конспект урока по физике в 7 кл Плавание судов.Воздухоплавание

2.Решить задачи

1. Определите силу Архимеда, действующую на мальчика, нырнувшего в воду. Объем тела мальчика V=0,03 м3. g=10 Н/кг.

Дано:

V= 0,03 м3

g=10 Н/кг

Fвыт - ?

Решение:

Конспект урока по физике в 7 кл Плавание судов.Воздухоплавание

Конспект урока по физике в 7 кл Плавание судов.ВоздухоплаваниеН

Ответ: Fвыт = 300 Н.

2 На тело, погруженную в керосин, действует выталкивающая сила F= 16 Н. Определите объем тела.

Дано:

F = 16 H = Конспект урока по физике в 7 кл Плавание судов.Воздухоплавание

V - ?

Решение:

FAr gV V= FA//ρr g

V=16 Н/10 800=0,002м3

Ответ: 0,002м3

3. Тест

Вариант 1

1. В каких единицах измеряется выталкивающая сила в СИ?

а) Н б) кг с) Па д) Н/кг

2. Если плотность тела равна плотности жидкости, то тело…

а) плавает б) тонет с) всплывает

3. Найдите верную формулу архимедовой силы:

а) Fa = ρт Vт g б) Fa = ρж Vт g с) Fa = ρж Vж g д) Fa = ρт Vж g

4. Переведи в СИ 1,9 кН

а) 190 Н б) 1900 Н с) 19 000 Н д) 0,19 Н

5. При увеличении пламени горелки подъемная сила воздушного шара…

а) уменьшится б) увеличится с) не изменится

6. В сосуд налиты три жидкости: вода, керосин, ртуть. Как они будут расположены, считая от дна сосуда?

(Плотность воды 1000 кг/м3, керосина 800 кг/м3, ртути 13600 кг/м3)

а) ртуть, керосин, вода б) керосин, вода, ртуть с) ртуть, вода, керосин

д) вода, керосин, ртуть

7. Чему равна архимедова сила, действующая на стеклянное тело объемом 125 см3 при полном его погружении в воду? Плотность воды 1000 кг/м3, стекла 2500 кг/м3

а) 1250 Н б) 125 Н с) 12,5 Н д) 1,25 Н

Вариант 2

1. В каких единицах измеряется подъемная сила воздушного шара в СИ?

а) Н б) кг с) Па д) Н/кг

2. Если вес тела больше архимедовой силы, то тело …

а) всплывает б) тонет с) плавает

3. Найдите верную формулу (Р - вес тела в вакууме, Р1 - вес тела в жидкости)

а) Р1 = Р + Fа б) Fа = Р + Р1 с) Р1 = Р - Fa д) Р1 = Fа - Р

4. Переведи в СИ 50 см3

а) 0,5 м3 б) 0,05 м3 с) 0,005 м3 д) 0,00005 м3

5. Тело плавает в жидкости на глубине 1м. Если его погрузить на глубину 2 м, то выталкивающая сила…

а) уменьшится б) увеличится с) не изменится

6. Какие из металлов: золото, серебро, медь не потонут в ртути? (Плотность ртути

13600 кг/м3 , золота 19300 кг/м3, серебра 10500 кг/м3, меди 8900 кг/м3

а) золото, серебро б) золото. медь с) серебро, медь д) все металлы

7. Чему равен объем тела, если при полном погружении в воду на него действует выталкивающая сила 16 Н

а)

0,0016 м3 б) 0,016 м3 с) 1,6 м3 д) 16000 м3

1

2

3

4

5

6

7

1 вар

а

а

б

б

б

с

д

2 вар

а

б

с

д

б

с

а

Постановка проблемы.

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела. Тему урока я предлагаю определить вам самим.

Экспериментальное задание

  1. На столе вода и пластилин. Скатать из него шарик и опустить в воду.

Как ведет себя шарик? ( тонет)

  1. Слепите из пластилина какую-нибудь лодку.

Как ведет себя лодка? ( плавает)

Почему?

Наша сегодня задача ответить на этот вопрос.

3 .Изучение новой темы

Необходимость преодолевать водные преграды, перевозя грузы по воде, уже в глубокой древности привело к изобретению человеком плавучих средств. Как вы догадались, темой сегодняшнего урока будет «Плавание судов. Воздухоплавание

Дети объявляют тему урока Тема урока? Плавание судов. Воздухоплавание.

Раньше моряки называли корабль - посудина. От какого слова образовалось это название? ( посуда)

У вас на столе есть желтенькая посудина, опустите ее в воду. Она плавает тоже.

Наша задача на уроке узнать:

1.Почему плавают корабли?

2.Что такое осадка?

3.Что такое ватерлиния?

4.Водоизмещение ? (работа с книгой)

5. Грузоподъемность? (работа с книгой)

6. Механизм полета шара. (киноролик)

Экспериментальное задание

Опустить кораблик на воду и насыпать в него немного соли, что произошло?

Осадка - глубина, на которую судно погружается в воду.

Продолжаем загружать корабль. До каких пор мы это будем делать? ( до определенной линии) (Модель корабля с красной ватерлинией)

Ватерлиния - красная линия на судне, которой отмечена наибольшая допускаемая осадка.

Водоизмещение - вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом.

Грузоподъёмность - вес груза, перевозимого судном. Грузоподъёмность равна разности водоизмещения и веса самого судна.

Принцип плавания судов - при плавании тела на поверхности жидкости тело своей погруженной частью вытесняет столько жидкости, что вес ее равен весу тела в воздухе, или силе тяжести, действующей на тело. На этом основано плавание судов в воде.

Экспериментальное задание

На столе обыкновенные надувные шарики, надуйте его - взлетит ли он?

Почему не взлетает?

Что нужно сделать , чтобы он взлетел? Наполнить гелием. Или нагреть воздух.

Демонстрация полета шара с гелием.

Не одна тысяча лет прошла с тех пор, как человек начал мечтать о полете. Но сила тяжести прочно привязывала его к земле. Впервые ее удалось преодолеть с помощью нагретого воздуха.


  1. "Воздухоплавание"

  • Подъёмная сила - это вес груза, который может поднять воздушный аппарат.

  • Аэростаты.

  • Воздушные шары-стратостаты.

  • Видеофрагмент «Воздухоплавание».

  • Физкультминутка.

  • Люди тонут потому, что боятся полностью погрузиться в воду. Они стремятся выскочить из воды, а ведь при этом архимедова сила уменьшается. Чтобы плавание не закончилось трагично, наберите воздуха и присядьте на дно (свернувшись в комочек). Вскоре вы всплывете, и будете держаться на поверхности, как поплавок.

Итак, встаньте, на мгновение закройте глаза и представьте, что вы стоите в водоеме, и вы потеряли уверенность в себе, а чтобы не случилось несчастье, вам необходимо собраться с духом и применить знания по силе Архимеда.

  1. Первичное осмысление и применение изученного

Задачи на смекалку

1 .Как изменится осадка теплохода при переходе из реки в море?

Ответ Уменьшается, так как увеличивается выталкивающая сила.

  1. Подводная лодка всплыла на поверхность воды в Северном Ледовитом океане и обледенела.

Труднее или легче будет опускаться лодке под воду?

Ответ Ледяной покров создаёт дополнительную выталкивающую силу и затрудняет движение лодки

  1. С какой целью воздухоплаватели берут с собой мешки с песком (балласт)?

Ответ Выбрасывая балласт, увеличивают подъёмную силу, действующую на воздушный шар.

  1. В каком случае подъёмная сила, действующая на воздушный шар , заполненный горячим воздухом больше в холодную погоду или в тёплый солнечный день?

Ответ Чем больше разница в плотностях воздуха и газа , заполняющего шар, тем больше подъёмная сила. Поэтому подъёмная сила больше в холодный день, когда воздух менее прогрет.

5 .Рефлексия Предположим, что мы долго путешествовали и вернулись в родные края. Нас встречают родные, близкие, любопытные. Каждый хочет знать, где вы были, что видели, чего узнали? Что вы расскажите На каком транспорте передвигались?Что нового узнали? увидели?

6. .Итог урока7.Д/з. п 51 -52 Упр 26, 27 «Современные суда и их назначение» презентация




© 2010-2022