Статья Использование ИКТ на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование информационно- коммуникативной технологии на уроках физики


Данная работа представляет собой собственные изыскания автора на основе опыта работы.

За годы моей работы найдено много приемов и методов обучения, но каждый день я продолжаю поиски новых уроков, которые добавили бы значимости моему предмету и процессу обучения в целом.

В своей педагогической деятельности я использую элементы многих технологий. Так как я работаю в малокомплектной школе, то при обучении каждого ученика использую индивидуальный подход.

Интегрированные уроки дают возможность реализовать метапредметные связи.

Технология критического мышления, применяемая на уроках физики, позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Игровые технологии используются мной на начальном этапе изучения физики, так как в любой игре заложены одновременно огромные воспитательные и образовательные возможности. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческие способности.

Знание современной информационно-коммуникационной технологии () значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Необходимо отметить, что ИКТ - это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию.
Созданные на ее основе ЭОР широко и эффективно используются при организации учебного процесса. Отличительными характеристиками данных ресурсов являются небольшой объем, повышенная наглядность, интерактивность, автономность и самодостаточность

Они могут использоваться на всех этапах обучения:

• при объяснении нового материала;

• закреплении;

• повторении;

• контроле знаний, умений и навыков.

Их можно использовать в различных моделях учебного процесса:

  • при фронтальной классной работе с использованием проектора или интерактивной доски;

  • при самостоятельной работе в компьютерном классе;

  • при самостоятельной работе ученика в условиях самообучения (домашний компьютер);

  • при проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная технология предназначена для привлечения внимания учащихся к ключевым проблемам урока, для предъявления интересного, нестандартного материала, для организации поисковой и творческой работы по той или иной теме.

Большинство педагогов, и я, как учитель физики, наблюдаю снижение интереса детей к изучению физики. Дети имеют широкий доступ к информации, но не стараются ее приобретать. Вследствие этого, не реализуется прочный познавательный, развивающий и воспитательный потенциал предмета. Это побуждает меня к поискам новых инновационных форм обучения и воспитания.

Использование информационно-коммуникативной технологии прежде всего повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету; развивает познавательную активность, возможность творческого самовыражения.

В связи с введением ФГОС и постоянно увеличивающимся информационным потоком перед учителем встает проблема выбора ресурсов для обучения учащихся. Есть готовые электронные приложения. Например, издательство «Дрофа» предлагает электронное приложение к учебнику физики Перышкина для среднего звена. Для 10-11 классов издательство «Просвещение» предлагает электронное приложение к учебнику Мякишева. Оба ресурса содержат видеоматериалы, анимации, рисунки, таблицы, а также тематические тесты, и конечно, я использую эти ресурсы в своей работе. Но я считаю, учитель должен осуществлять контроль знаний на каждом уроке и возникает потребность в создании авторских ЭОР.

Еще одна проблема - организация самостоятельной работы ученика и ее проверка. Учитель должен ее организовывать, а где взять время на ее проверку?

В нашей школе используется интерактивная доска IQBoard V4.6 ,к ней имеется программное обеспечение, позволяющее создавать материалы к уроку. Этот ресурс я освоила, но созданные материалы не подойдут для использования на доске другой марки.

Также для создания подобных ресурсов в образовательном процессе давно используется программа Microsoft Power Point, но и она уже не может удовлетворить возрастающие потребности как учителя, так и обучающихся, поскольку введение ФГОС на уроках физики подразумевает использование интерактивных материалов.

Возникшее противоречие заставило меня заняться поиском такой информационно-коммуникативной технологии, которая бы удовлетворяла необходимым критериям с точки зрения современного образования:

- простота в создании материала

- возможность создания переходов между слайдами, объектами

- возможность создания тестов, опросов, анкет

- способность к подсчету результатов контроля

- интерактивность

- возможность вставки мультимедийных элементов

- автономность

- здоровьесбережение.

Результатом моих поисков стала программа iSpring, которая отвечает моим требованиям. Это разработка молодых программистов города Йошкар-Ола, которая функционирует на рынке программного обеспечения России уже более 10 лет. За это время компания вышла на мировой уровень, представляет сейчас линейку продуктов для развития бизнеса и электронного корпоративного обучения. В этой линейке продуктов для школьного учителя будет интересна продукт iSpring QuizMaker . Именно его я смогла применить для создания интерактивных материалов для насыщения своих уроков. ispring.ru/company.html

Данная программа имеет ряд преимуществ перед использованием MS Power Point (Таблица 1). Я буду сравнивать iSpring только с MS Power Point, поскольку этот ресурс информационно-коммуникативной технологии известен широкому кругу слушателей, а не только физикам.

Таблица 1.


Критерии

iSpring

MS Power Point

1

Простота в создании материала.

Понятный интерфейс. Встраивается в MS Power Point.

Понятный интерфейс.

2

Возможность создания переходов между слайдами, объектами.

.

Использует ветвления, которые связывают без гиперссылок слайды между собой. Навыки программирования не требуются.

Использует гиперссылки для связи слайдов, его элементов. Необходимы начальные навыки программирования.

3

Возможность создания тестов, опросов, анкет.

Да. Предоставляет широкий выбор типов вопросов (множественный выбор, одиночный выбор, соответствие и др.)

Возможно с использованием гиперссылок, триггеров, макросов, требующих определенные знания.

4

Способность к подсчету результатов контроля, его наглядность.

Да. Предоставляет результаты прохождения теста, учащиеся видят количество выполненных и невыполненных заданий и количество набранных баллов.

Нет.

5

Интерактивность.

Да.

Возможна при владении определенными навыками программирования.

6

Возможность вставки мультимедийных элементов.

Да.

Да.

7

Автономность

Да. При публикации во флэш-ролик созданный материал может использоваться на любом компьютере с установленным Adobe flash player.

Относительная. Зависит от установленного пакета MS Office.

8

Здоровьесбережение.

Да. Снимает тревожность при выполнении теста, ожидании его результатов. Предоставляет смену деятельности.

Частично. Есть смена деятельности. Нет наглядных количественных результатов выполнения задания.

Исходя из вышеизложенного, я могу с уверенностью сказать, что использование iSpring Quiz Maker облегчает труд учителя, сокращает временные затраты на подготовку к уроку и проверку тестовых работ, позволяет сделать уроки яркими и понятными, а учитель сможет реализовать свое главное призвание - помочь ученикам проявить свои способности, таланты, создавая условия для их реализации.

Если с организацией самостоятельной работы учащихся во внеурочное время дело обстоит достаточно просто (размещение в АСУ РСО и на школьном сайте), то проверка решается также с помощью данной программы: достаточно в настройках при создании теста установить отправку результатов на электронный адрес учителя, а это неоспоримое преимущество. Давайте это посмотрим. (выходим на школьный сайт)

Совокупность этих технологий позволяет мне достигать поставленных целей в обучении детей. Эту возможность я получила, создавая и используя авторские ЭОР, разработанные при помощи программы iSpring Quiz Maker. Наглядно результаты моей работы с использованием данной технологии, выражаются в повышающемся качестве обученности, высоких результатах ЕГЭ (половина учеников выбирает экзамен по физике, и максимальный балл по школе - 92), в желании учеников пробовать свои силы в мероприятиях различного уровня, в их желании заниматься исследовательской деятельностью.

В заключении хочу отметить, что программа iSpring QuizMaker универсальна, применима к любому предмету. Вы, Уважаемые коллеги, сможете наполнить тесты и презентации необходимым именно Вам материалом.

Диаграмма 1

Уровень обученности учащихся по физике






Диаграмма 2

Количество учащихся, участвующих в ЕГЭ по физике в 2014-2015 учебном году, выраженное в процентах


Диаграмма 3

Результаты ЕГЭ по физике в 2014-2015 учебном году






Диаграмма 4

Участие учащихся в мероприятиях различного уровня



Диаграмма 5

Призеры олимпиад различного уровня



Приложение 1


Статья Использование ИКТ на уроках физики


Необходимо отметить, что ИКТ - это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию.
Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:

  • аудирование;

  • говорение;

  • чтение;

  • письмо.

Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из:

  • речевых поступков;

  • речевой ситуации.

Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):

  • ученик спрашивает;

  • подтверждает мысль;

  • побуждает к действию;

  • высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:

  • новая речевая задача;

  • новый собеседник;

  • новый предмет обсуждения.

Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:

  • осознание необходимости общения;

  • потребность использования речи;

  • формируется речевое поведение.

Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:

  • учебная;

  • игровая;

  • трудовая.

Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации:

  • устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;

  • мотивируется общение;

  • презентуется (преподносится) речевой материал;

  • приобретаются речевые навыки;

  • развивается активность детей и самостоятельность общения.

В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка:

  • отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения;

  • возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения).

Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:

  • приносить детям радость;

  • сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.


(по материалам сайтов: sandbox.openclass.ru/wiki-pages/79809, academy.edu.by/sites/logoped/kommtechno.htm)

© 2010-2022