Проект по физике на тему: Реактивное движение

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект по физике «Реактивное движение»

Визитная карточка проекта

Авторы проекта: Троилина Галина Александровна-преподаватель физики ГБПУ СПО ХГТ; студенты 1 курса

Краткая аннотация проекта

Тема: «Реактивное движение»

Учебная деятельность обучающихся на уроках по данной теме организована в форме выполнения проекта, реализация которого нацелена на обеспечение:

-активной, самостоятельной и инициативной позиции в учении;

-развитие общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;

-формирование компетенций сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;

-приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса обучающихся;

-реализацию принципа связи обучения с жизнью.

Тип проекта:

По доминирующей деятельности: исследовательский-поисковый

По характеру контактов: внутригрупповой

По продолжительности: краткосрочный

По количеству участников: индивидуально-групповой

Предмет: физика,1курс

Продолжительность проекта: 3 недели

Основа проекта:

Образовательные стандарты: Импульс тела. Реактивное движение

Планируемые результаты обучения:

После завершения проекта обучающиеся приобретут необходимые знания, умения

-личностные:навыки проектной деятельности, пользовательские навыки работы с ПК(текстовый, графический, создание презентации);

-метапредметные: понимание связи физики с историей, биологией,техникой;

-предметные: ЗУН по теме: «Реактивное движение», расширенные знания по теме;

-умение осуществлять поиск и анализировать различные источники информации, в том числе в сети Интернет

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: ракета может, как ускоряться, так и тормозиться и поворачиваться без какого-либо взаимодействия с другими телами в отличие от всех других транспортных средств. В чем сущность движения?

Проблемные вопросы:

-Кто является основоположником развития современной ракетной техники?

-Что с собой представляет реактивное движение?

-Какой закон позволяет объяснить и получить основные уравнения, описывающие реактивное движение?

-Каково практическое применение реактивного движения?

Сведения о проекте

Этапы проекта

Проблема

1.Работа в соответствии с вводной презентацией преподавателя.

2.Выдвижение гипотезы.

3.Построение дерева проблем.

4.Построение дерева целей

Проектирование

1.Формирование групп по интересам.

2.Составление плана совместных действий.

Поиск информации

1.Поиск и изучение научной литературы, Интернет ресурсов по данному вопросу.

2.Проведения эксперимента.

3.Анализ полученных результатов.

4.Формулировка выводов.

Продукт

1.Оформление отчета о проделанной работе.

2.Оформление презентации по теме: «Реактивное движение».

Презентация

1. Подготовка и проведения урока-защиты проекта с мини-спектаклем по теме: «Реактивное движение»

Методы исследования

1. Изучение научной литературы.

2. Изучение Интернет-ресурсов.

3.Работа с цифровыми образовательными ресурсами, электронными таблицами.

4. Обобщение теоретических знаний.

5.Проведение эксперимента.

6.Анализ полученных результатов.

7. Обобщение и систематизация полученных знаний.

8. Углубление знаний.

Оценка проекта на разных этапах

Текущий мониторинг (выполнение тестов, лабораторных работ, работа в сети Интернет, объем найденной информации, качество информации, полнота, достоверность, решение задач)

Этапы постановки проблемы, проектирование и поиска информации.

Критерии оценки презентации, инсценировки

Этапы получения конечного продукта, защиты продукта

Оборудование и ресурсы для выполнения проекта

Компьютер, проектор, выход в интернет, дополнительная литература, электронные учебники, энциклопедии




Урок №1

Тема урока: «Импульс тела. Реактивное движение» (в рабочей программе преподавателя)

Оборудование: компьютер, проектор, презентация преподавателя

Задачи:

-Постановка проблемы исследования.

-Выдвижение гипотезы, ее объясняющие и требующие доказательств.

-Определения направления поиска информации по работе с гипотезами.

-Организация группы детей, мотивированные к поиску информации.

-Избрание лидеров групп, определение роли каждого члена группы.

План урока:

1. Актуальность проблемы. Просмотр презентации преподавателя.-5 мин

2. Построение дерева проблем и дерева целей.-20 мин

3. Организация обучающихся в группы по направлениям.-10 мин

4. Определение направлений работы каждой группы и постановка домашнего задания.-10 мин

Краткое содержание урока:

1. Урок начинается с презентации преподавателя, которая содержит проблему, решение которой требует приобретения дополнительных знаний.

За мамонтом гнался наш предок без страха.

О скорости тоже понятье имел:

нижний предел - как ползет черепаха,

орлиный полет - это верхний предел.

Века миновали. Другая картина.

Теперь черепаха, как лошадь, не в счет.

Нижний предел - как несется машина,

Верхний предел - как летит самолет.

Основополагающий вопрос проекта: В чем сущность реактивного движения? Почему для полетов в космос используют ракеты?

Обучающиеся пытаются найти решение проблемы и выдвигают различные гипотезы, Объясняющие движения ракет, перемещение животных подводного мира.

Проект по физике на тему: Реактивное движение

Обучающимся предлагается провести эксперимент с воздушным шаром.

Проект по физике на тему: Реактивное движение

Преподаватель начинает объяснение с демонстрации движения воздушного шарика после того как его надули, а затем отпустили. Пронаблюдайте за движением шарика и предположите причину его такого движения (гипотезы учащихся).
В связи с этим данным фактором выделяется ряд проблемных вопросов.

2. Дерево проблем

Проблемные вопросы привязаны к конкретной учебной теме поддерживают и обеспечивают ответ на основополагающий вопрос.

Построение дерева целей для нашего проекта осуществляем исходя из ранее построенного «дерева проблем»



3.На следующем этапе урока происходит распределение по группам. Для реализации данного проекта создаются 3 группы: Теоретики, Экспериментаторы и Поисковики, название которых отражают суть и направление деятельности каждой группы. В каждой группе выбирается инициатор, который будет координировать работу всей группы и контролер, отслеживающий ведение документации по проекту.

4. На заключительном этапе урока обсуждаются направления работы каждой группы и ставится для домашнего задания основная цель: сбор материала и оборудования для работы на следующем уроке.

Урок №2

Тема урока: «Импульс тела. Реактивное движение» (в рабочей программе преподавателя)

Оборудование: компьютеры, проектор, оборудование для проведения лабораторных работ, подключение к Интернету, ссылки на Интернет-ресурсы.

Задачи проектной работы:

-Определить предварительно в группах, а затем в результате общей дискуссии, методы исследования.

-Работа в группах по отдельным направлениям.

-Обмен информацией между группами.

-Обсуждение достигнутых результатов и подведение итогов работы всей группы.

-Проведение рефлексии и мониторинга данного этапа проекта.

План урока:

1. Групповое и коллективное обсуждение методов исследования.-5мин.

2. Работа в группах по направлениям.-15 мин.

3. Обмен информацией, обсуждение проблем, выявление неточностей.-15 мин.

4. Подведение итогов и постановка домашнего задания.-10 мин.

Краткое содержание урока: На первом этапе урока каждая группа намечает план. На втором этапе группы делятся на подгруппы, каждая из которых выполняет свою часть задания. Результаты работы подгрупп объединяются и оформляются в дневнике проекта.

Работа № 1

Тема: Импульс тела.

Цель: сравнить зависимости импульса тел от их скорости и массы.

Оборудование: 2 шарика (тела) на нити, штатив

.

Ход работы

  1. Подвесьте на штативе шарик на нити. Отклоните шарик и отпустите его. Поставьте на пути шарика руку. Ощутите действие импульса шарика на руку.

  2. Отклоните шарик на больший угол и отпустите его. Сравните импульсы тел в первом и втором случаях. Как зависит импульс тел от скорости?

  3. Подвесьте другой шарик и проделайте то же самое. Как зависит импульс тел от массы?

Работа 2

Тема: Сохранение импульса.

Цель: Пронаблюдать сохранение импульса.

Оборудование: Пять одинаковых кружочков.

Ход работы

  1. Разложите кружочки в один ряд. Один из них отведите в сторону и ударьте им по оставшейся цепочке. Что наблюдаете?

  2. Проделайте это же, оставив в цепочке три, два, один кружочков. Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Работа 3

Тема: Реактивное движение.

Цель: Пронаблюдать реактивное движение.

Оборудование: резиновый шарик.

Ход работы

  1. Надуйте шарик и отпустите его. Пронаблюдайте движение шарика.

  2. Надуйте шарик чуть сильнее. Опять отпустите и пронаблюдайте.

  3. Сделайте вывод (как двигался шарик и от чего зависела его скорость). Как можно увеличить скорость шарика?

группы

цели

ресурсы

Теоретики

Вывод формулы

Проект по физике на тему: Реактивное движение

Работа с учебником, цифровыми образовательными ресурсами

Учебник Дмитриева для НПО и СПО

Экспериментаторы

Выяснение факторов от которых зависит или не зависит импульс тела

Проект по физике на тему: Реактивное движение

Лабораторные установки для наблюдения импульса тела, реактивного движения

Поисковики

Поиск способов определения импульса тела

Проект по физике на тему: Реактивное движение

Во второй части урока происходит:

-обмен информацией между группами.

-Заполнение отчетов по проделанной работе.

-Определение аргументов, подтверждающих выдвинутые гипотезы.

-Выставление оценок.

Для самооценки работы обучающиеся заполняют «Лист самооценки»

Лучше всего

я понял

Я не очень

хорошо понял

Больше всего

я хочу знать

Вот что мне для этого нужно

Домашнее задание: заполнение дневников проекта с основными выводами и формулами, продолжить работу по направлениям.

Урок №3

Урок защиты проекта.

Подготовка к уроку: завершение работы групп над проектом, оформление выводов в виде презентаций, оформление тезисов к презентациям.

Во время подготовительного этапа обучающиеся консультируются с преподавателем, работают в компьютерном классе, библиотеке, проходят репетиции презентаций.

Продукты проекта: буклеты, презентации, мини-спектакль.

План урока:

1. Инсценировка-10 мин.

2. Защита каждой группы собственного продукта, оформленного в виде буклетов и презентаций-по 10 мин.

3. Оценка проекта

*цель определена, ясно сформулирована, четко обоснована;

*развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;

*тема проекта раскрыта, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки учебной программы;

*работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;

*представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывающихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы;

*работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;

*Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;

*на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией;

*проектный продукт полностью соответствует требованиям качества.

Итоги: обучающиеся проводят самоанализ и раскрывают о всех положительных и отрицательных моментах работы над проектом, выставляют оценку другой группе после просмотров буклетов и презентаций. Итоговая оценка выставляется преподавателем по результатам текущего и итогового мониторинга каждому обучающемуся.


© 2010-2022