• Преподавателю
  • Физика
  • Выступление на конференции. Тема: Причины неуспеваемости и организация работы учителя с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Выступление на конференции. Тема: Причины неуспеваемости и организация работы учителя с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Причины неуспеваемости и организация работы учителя с учащимися имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Неуспеваемость глазами педагога.

В наше время педагог должен обладать не только знаниями того предмета, который он ведет, но и быть тонким психологом для того, чтобы определить проблему неуспеваемости ученика и подобрать верный способ решить ее

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения.

Все трудности, возникающие у детей, учитель связывает главным образом с успеваемостью. Отличник - хороший ученик, получает двойки - плохой.

Проще всего отнести такого ребенка к разряду "неспособных" или ещё хуже "умственно отсталых". Учителя перестают обращать на них внимание, ставят тройки только для того, чтобы перевести в следующий класс, и не думают, о том, что этим самым обрекают детей на стойкую неуспеваемость, положение изгоя в классе. Как правило, у таких детей в дальнейшем развивается негативное отношение к школе.

Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимают комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиции. Педагогически запущенные часто бросают школу, пополняют группу риска.

Неуспеваемость - извечная головная боль учителя. В решении этой проблемы есть два пути - перевод отстающих в следующий класс, где обучение осуществляется по облегченной программе и второгодничество.

Чтобы найти средство преодоления неуспеваемости, надо знать причины. У каждого ученика своя причина.

Каждому учителю знакомы эти рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой работоспособностью, усталость у них возникает уже на первом уроке. Они с трудом понимают объяснения учителя, сидят с безучастным видом, ложатся на парту. Утомление у них выражается резко сниженной умственной работоспособностью, замедленным темпом деятельности.

Требовать грамотного письма, быстрого чтения от ученика невозможно, тогда как быстрое и правильное ему генетически недоступно. Так уже устроен его мозг. Считать такого ребенка ущербным - значит совершать грубейшую педагогическую ошибку.

Можно выделить определенный тип неуспевающих:

низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учебе;

высоко качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе;

низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Виды неуспеваемости:

1 вид - общее и глубокое отставание - по многим или учебным предметам длительное время;

2 вид - частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному - трем сложным предметам;

3 вид- неуспеваемость эпизодическая-то по одному, то по другому предмету.

Причины неуспеваемости:

Педагогические причины:

1. Отсутствие системы и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся за предыдущие годы .

2. Отрицательное отношение к учению.

3. Отсутствие навыков умственного труда.

4. Недостаточное дифференцированное обучение и индивидуальная работа учителя.

5.Конфликт с учителем, коллективом класса

Психологические причины:

  1. Особенности развития внимания, памяти;

  2. медленность понимания;

  3. недостаточный уровень развития речи;

4.Отсутствие познавательных интересов;

  1. отсутствие учебной и преобладание игровой мотивации

6. Низкий уровень волевых качеств, недисциплинированность.

Физиологические причины:

1.Общая слабость здоровья;

2. Слабое развитие фонематического слуха, нарушения зрения, речи.

3. Нарушения двигательных функций,

4. Болезни нервной системы (случаи легкой умственной отсталости, задержки психического развития, последствия минимальных мозговых дисфункции, легких церебральных нарушений)

5. Частые болезни,

6. Большое количество пропусков уроков

Социально-бытовые причины:

1.Неблагополучные условия жизни;

2.Недостойное поведение родителей;

3. Материальная обеспеченность семьи;

4.Отсутствие домашнего режима;

5. Отсутствие систематического контроля дома.

Зная истинные причины, учитель может дифференцированно оказывать помощь каждой группе учащихся. В работе со слабоуспевающими учащимися учителя, в основном, используют индивидуальную форму обучения, однако наблюдения и результаты исследований говорят о том, что наиболее продуктивны групповые занятия.

Организованная групповая работа на разных этапах урока, где слабоуспевающие совместно с сильными учащимися решают учебные задачи, очень эффективна. В данном случае сильные учащиеся являются образцом для подражания.

Одно из важных средств предупреждения неуспеваемости - разно уровневое обучение, получившее в последнее время широкое распространение.

Основной смысл заключается в адаптации учебного процесса к познавательным возможностям; способностям и интересам каждого ученика. Если ученику не дается физика, если он её не любит, не успевает по этому предмету, нельзя ли сделать так, чтобы он занимался по программе минимального уровня? Почему бы не разрешить заниматься этому ученику по индивидуальному учебному плану, такое обучение стимулирует развитие познавательных интересов и помогает школьникам преодолевать трудности и успешно учиться

Дайте возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Пусть он не очень хорошо пишет, считает, но может быть поет, рисует, знает и любит животных, знает все марки машин. Учебные успехи - это ещё не всё. Уважение других ведь начинается с уважения себя.У школьников, имеющих затруднения в обучении, может не быть снижения интеллектуального развития, и если вовремя установить характер и причины этих затруднений, провести весь комплекс необходимой педагогической коррекции можно предотвратить развитие стойкой неуспеваемости .

Организация работы учителя с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Организация учебной деятельности школьников с низкой мотивацией к учебно-познавательному процессу одна из основных методических проблем. Решение проблемы несколько облегчается при наличии в школе классов коррекции, т.к. дети в таком классе подбираются приблизительно одного уровня подготовленности и с ними можно совместно отрабатывать те или иные элементы знаний.

Гораздо сложнее работать в классах, где подобраны ученики с разными способностями. Следует признать, что учащиеся с низкой учебной мотивацией есть в каждом обычном школьном классе. Причинынизкой учебной мотивации:

- невозможность усвоить минимум образовательных дисциплин по индивидуальным особенностям (состояние здоровья, и т.д.);

- нежелание или неумение преодолевать трудности, связанные с процессом обучения, т.к. этому не научили родители в раннем детстве;

- закомплексованность, когда при сравнении с одноклассниками возникает чувство ущербности.

Учащиеся, которые не могут усвоить программный материал в обычном темпе и объеме, выбирают для себя две линии поведения: или ничего не делают, или пытаются механически переписывать информацию с доски или тетради своего одноклассника. Осознать учебный материал на уроке они могут только при непосредственной помощи учителя. Но учитель, из-за необходимости работать со всем классом, не может выделить достаточное количество учебного времени на уроке для общения со слабоуспевающими учениками.

Для организации работы с низко мотивированными учащимися необходимо:

1) определить причины непонимания учащимися учебного материала, чтобы помочь ему преодолеть возникшие трудности;

2) правильно разместить учащихся в классе - ближе к доске для контроля со стороны учителя, совместно с хорошо успевающими учениками, чтобы они могли помочь им при работе в парах;

3) завести дополнительную тетрадь для индивидуальной работы, т.к. эти ученики часто забывают рабочие тетради дома;

4) заинтересовать - сформулировать интересную проблему или задание.

5) подготовить соответствующий дидактический материал, который может иметь вид карточек, содержащих не только задания, но и элементы помощи, обеспечивающие успешность самостоятельной работы таких школьников.

Так как слабоуспевающие учащиеся не очень ответственно относятся к ведению записей в тетрадях и допускают много ошибок при воспроизведении того или иного материала, им целесообразно предоставлять помощь:

а) системой наводящих вопросов, направляющих ход рассуждений учащихся;

б) образцами выполнения аналогичных заданий с краткими комментариями, поясняющими отдельные элементы учебного действия;

в) фрагментами учебной информации, необходимой для выполнения задания.

Методика отработки умений такова:

1) объяснение учителя;

2) закрепление:

а) выполнение учащимися аналогичных действий. Помощь учителя осуществляется фронтально: один ученик выполняет задание у доски, а учитель комментирует и исправляет допущенные им ошибки;

б) самостоятельная работа учащихся.( Учитель оказывает помощь индивидуально. На этом этапе низко мотивированные учащиеся работают по специальным дидактическим карточкам, при выполнении которых они могут проявить себя) Не могут решать задачи - предложите задание, для выполнения которого требуется устный ответ.

Кроме этого, учащимся необходимо предоставлять алгоритм или схему выполняемых действий.

Чтобы выполнение подобных заданий не превращалось в «натаскивание», необходимо использовать элементы новизны в каждом последующем задании.

Использование подобного дидактического материала позволяет низко мотивированным школьникам выполнять в перспективе все более трудные задания, которые не только развивают учащихся, но и стимулируют их работоспособность.



© 2010-2022