Урок по физике Тепловые явления 8 класс Гуманитарное направление

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA»

Учитель - Москаленко Владимир Григорьевич.


Тема «Тепловые явления»

Класс : 8 (Гуманитарное направление)
Проблема-урок
Цель: закрепить знания, полученные по пройденной теме, использовать их для объяснения природных явлений.

Задачи :
Обучающая: научить видеть проявление изученных закономерностей в окружающей жизни, углубленное понимание сущности известного понятия, закона, явления путём его использования, для объяснения природного явления.
Развивающая: развивать смекалку, эффективное внимание и аналитическое мышление, познавательную активность учащихся, интерес к получаемым знаниям по предмету, любознательность.
Воспитывающая: воспитывать коллективизм, сплоченность, внимательность.

Критерии успеха:

Я знаю, что такое тепловое явление.

Я могу объяснить любое тепловое явление.

Я смогу объяснить другим сущность явления.


Тип урока : обобщающий урок- соревнование.
Оборудование урока: проверочные закрытые тесты, отрывок рассказа

ПЛАН УРОКА:

1. Стадия вызова. Подготовительный этап (физ. диктант и его проверка)

2. Стадия осмысления

- решение конкурсных физических задач

- решение литературных задач

3. Итоги урока, рефлексия.

ХОД УРОКА:

Как наша прожила б планета
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей.
А. Мицкевич.

1.Вступительное слово. Стадия вызова. Подготовительный этап .

Вот и закончили мы с вами изучать раздел физики «Тепловые явления». И сегодня на уроке мы должны подвести итог, показать наши знания, а главное умение применять эти знания при объяснении природных явлений.

Наш урок пройдёт под девизом «Я умею и знаю всё». Для этого нам необходимо разделиться на две команды.

Первый конкурс: «Я знаю определения и формулы».
Сейчас вы должны ответить, как называются процессы и виды теплопередач, и переходы веществ из одного состояния в другое. То есть должны показать знания всех определений, которые вы изучали в этом разделе. Отвечать будете по тестам с самопроверкой. Как только все закончат, вы сами проверите правильность ответов и поставите себе оценки.


  1. Дать определение молекулы,

  2. Дать определение атома.

  3. Дать понятие внутренней энергии.

  4. Способы изменения внутренней энергии.

  5. Виды теплопередач

  6. Формула расчёта количества теплоты при нагревании.

  7. Формула расчёта количества теплоты при плавлении

  8. Формула расчёта количества теплоты при парообразовании.

  9. Формула расчёта количества теплоты при сгорании топлива

  10. Уравнение теплового баланса.

Даётся время для самооценки 3минуты.(сравнивается с правильными ответами)

Ну что ж, оценки вы выставили. Перейдём к следующему этапу соревнований. Он пройдёт под девизом «Я умею правильно объяснять явления».
2. Стадия осмысления

Второй конкурс «Я умею правильно объяснять явления».
А вопросы у нас будут из серии « Термодинамика на кухне». Для этого мне нужны помощники - по одному из каждой команды. Вы прекрасно знаете, что этот раздел физики, имеет широкое применение в нашей жизни. Все изученные явления можно пронаблюдать, например, на кухне. (по возможности помощники демонстрируют опыты).
Игроки команд могут пополнить копилку команды и свою собственную. За каждый ответ даётся фишка.
1. В какой посуде пища быстрей пригорает: в медной или чугунной? Почему?
2. В каком чайнике закипит вода быстрее: в старом или новом? Почему?
3. В каком чайнике вода остынет быстрее: светлом или тёмном? Почему?
4. Почему ручки чайников делают пластмассовыми или деревянными?
5. Прежде, чем налить кипяток в стакан, в стакан опускают чайную ложку. Объясните, для чего это делается?
6. Почему вы обжигаете губы, когда пьёте из металлической кружки и не обжигаете, когда пьёте из фарфоровой кружки, если температура чая одинаковая?
7. Почему температура воды в открытом стакане всегда бывает немного ниже температуры в комнате?
8. В двух одинаковых тарелках налит жирный и постный суп. В какой тарелке суп остынет быстрее?
9. Почему чай остывает быстрее, если в него добавить молоко?
По окончании этого этапа подвести итоги.


Третий конкурс. «Я умею объяснить опыт».

1. Явление кипения воды.
2. Явление конденсации.
Явление теплопередачи.
Оцениваются: воспроизведенная модель явления, понимание протекания явления, точный ответ, активность команды.

Четвертый конкурс: «Я умею искать ошибки».

В прочитанном отрывке найти ошибки и объяснить их.
Рассказ «Дорога ошибок».
« В яркий солнечный день дети отправились в поход. Чтобы было не жарко, ребята оделись в тёмные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок был сухим и чистым. Идти было легко. Дальше путешественники свернули на луг и пришлось сбавить шаг.
На ночлег расположились на берегу реки. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам стало теплее.
Над костром повесели два чайника: круглый и цилиндрический. В первом вода закипела быстро. После захода солнца на небе показался серп луны. Было очень красиво.»
За каждую исправленную ошибку получите фишку.

Пятый конкурс. Тепловые явления очень широко описываются многими поэтами. « В стихах мы отыщем суть».


Поясните, о каком явлении идёт речь в отрывке.

  1. Татьяна перед зеркалом стояла,
    На стёкла хладные дыша,
    Прелестным пальчиком писала
    На затуманенном стекле
    Заветный вензель О и Е.


  1. Туман над озером дымился,
    И красный месяц в облаках
    Тихонько по небу катился.
    ( почему вечером над водоёмами появляется туман?)


  1. Проснулся утра шум приятный.
    Открыты ставни. Трубный дым
    Столбом восходит голубым.
    (почему дым поднимается к верху?)


  1. Смотри, бревно грызёт пила,
    Остра, зубаста и светла.
    Попробуй, тёпел срез бревна,
    А вот пила, - как жжет она
    Так почему, скажи быстрей,
    Пила намного горячей?


  1. Жарче день - обильней росы
    Серебрят ночную тьму.
    Осаждаются повсюду.
    Кто ответит почему?


  1. То мороз, то снег с водой,
    А в тазу бельё горой.
    Высохнет когда быстрей:
    В день морозный иль сырой?


  1. Зимнем днём расселись гости
    Всюду в комнате моей,
    Окна быстро запотели. Почему,
    Скажи скорей?


Вы отвечали на вопросы в стихах, но и в устном народном творчестве очень часто используются тепловые явления. Вам необходимо пояснить о чём говорится в поговорках.
1. Куй железо пока горячо.
2. И горячая вода остынет.
3. Щи поел - словно шубу одел.
За верный ответ учащийся получает фишку.

3. Рефлексия. Вот и закончилось наше соревнование.
Учитель предлагает учащимся обсудить урок и свою деятельность.

Подведение итогов работы на уроке. «Рефлексивный ринг».


  • Вернёмся к поставленным в начале урока целям.

  • Какие из них мы выполнили?

  • Какие задачи мы решали?

Ребята нам остался последний этап: оценить свою работу.

  • Кто оценил свою работу на "отлично"?

  • Кто оценил свою работу на "хорошо"?

  • Кто считает, что сегодня не его день и у него не было желания работать?

Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал… Я научился…

Меня удивило… У меня получилось…

Было трудно… Я смог …


Метод ЗХУ.

Знаю

Хочу узнать

Узнал


Подведение итогов. Озвучить командные и персональные оценки учащихся.

Домашнее задание: Давайте подсчитаем сколько же энергии мы получим, когда выпьем чай с бутербродом.
1. Какое количество теплоты получит человек, выпив чашку чая массой 200 грамм, нагретого до температуры 45,6°С? Температура человека 36,6°С.
2. Какую энергию получит человек, съев кусочек хлеба с маслом массой 100 гр? Удельная теплота сгорания пшеничного хлеба со сливочным маслом 19280 Дж/ кг.


© 2010-2022