Рабочая программа по физике 9 класс

Данная рабочая программа разработана  применительно к примерной Программе  для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М., Дрофа, 2008 г..     Программа  составлена  на базе Образовательного минимума  содержания физического образования и  с учетом  содержания  учебника  А.В. Перышкин , Е.М.Гутник «Физика 9 класс» ( с сеткой 2 часа в неделю, всего 68 часов ). Учебная программа реализуется на основе учебника: Физика. 9 кл.: учебник для общеобра...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кузнеченская средняя общеобразовательная школа »

Рассмотрено

На заседании МО

Протокол №____

от «__»_________2014 г.

Руководителем МО

________Комарова Г.С.

Согласовано

Зам. директора

___________Дёмина С.В.

«__»_______2014 г.

Утверждаю

Директор МОУ

«Кузнеченская СОШ»

___________Жищинская Л.С.

Приказ №___

от «___»________2014 г.








Рабочая программа по физике

9 класс (базовый уровень)

(основного общего образования)


Разработал: Чернова Н.И.





















2014 г.


Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана применительно к примерной Программе для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М., Дрофа, 2008 г..

Программа составлена на базе Образовательного минимума содержания физического образования и с учетом содержания учебника А.В. Перышкин , Е.М.Гутник «Физика 9 класс» ( с сеткой 2 часа в неделю, всего 68 часов )

Физика - наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому , как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества , одновременно формируя научное мировоззрение.

Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на достижение следующих целей :

  • формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира;

  • развитие мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  • развитие научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты;

  • развитие познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных намерений ;

  • знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни;

Планирование авторов учебника составлено из расчёта 2 часа в неделю (68 ч в год), что соответствует региональному базисному учебному плану, но некоторые темы, обязательные для изучения в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, включеные в Программу для общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Гутника и А.В. Перышкина (2008 года издания).

Учебная программа реализуется на основе учебника: Физика. 9 кл.: учебник для общеобразоват.учреждений/А.В. Перышкин, Е.М. Гитник.- 17-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2012.





Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса физики ученик должен:

Знать / понимать:

  • Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение

  • Смысл физических величин: скорость, путь, ускорение, сила, импульс, период, частота, энергия связи, дефект масс.

  • Смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения. сохранения импульса,

Уметь:

  • Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, дисперсию, свойства ЭМВ

  • Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, скорости, периода, частоты колебаний

  • Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника и его частоты от длины нити, периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза,

  • Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ

  • Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях

  • Решать задачи на применение изученных физических законов

  • Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично)

  • Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

Содержание программы

Законы взаимодействия и движения тел (26 часов)


  1. Основы кинематики (9 часов)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Демонстрации:

  1. Равномерное прямолинейное движение

  2. Равноускоренное движение

Лабораторные работы.

Лабораторная работа №1 по теме «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»


  1. Основы динамики ( 12 часов)

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий закон Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения.

Демонстрации

  1. Относительность движения

  2. Явление инерции

  3. Второй закон Ньютона

  4. Третий закон Ньютона

  5. Свободное падение тел в трубке Ньютона

  6. Направление скорости при равномерном движении по окружности

Лабораторные работы.

Лабораторная работа №2 по теме «Исследование ускорения свободного падения тел»

3.Законы сохранения в механике ( 4 часа)

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации

  1. Закон сохранения импульса

  2. Реактивное движение





Механические колебания и волны. Звук

(10 часов)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Демонстрации:

  1. Механические колебания

  2. Зависимость периода колебаний груза на пружине от массы груза

  3. Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити

  4. Превращение энергии при механических колебаниях

  5. Механические волны

  6. Звуковые колебания

  7. Условия распространения звука

Лабораторная работа.

Лабораторная работа №3 « Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

Электромагнитное поле

Электромагнитные колебания и волны

(17 часов)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Опыты фарадея. Электромагнитная индукция.

Переменный ток. Генератор переменного тока.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Электромагнитная природа света.

Демонстрации:

  1. Электромагнитная индукция

  2. Электромагнитные колебания

  3. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле

  4. Устройство генератора переменного тока

Лабораторная работа

Лабораторная работа №4 по теме « Изучение явления электромагнитной индукции»

Строение атома и атомного ядра

Квантовые явления

( 11 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма- излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель строения атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдений и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция.

Демонстрации:

  1. Модель опыта Резерфорда

Лабораторные работы.

Лабораторная работа №5 по теме «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.»

Лабораторная работа №6 по теме «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.»

Резерв ( 4 ч. )

Формы и средства контроля


В ходе изучения курса физики 9 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 5:


  • Контрольная работа №1 по теме « Равномерное и равноускоренное движение»

  • Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

  • Контрольная работа №3 по теме « Механические колебания и волны. Звук»

  • Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»

  • Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока ( от 10 до 20 минут).







Календарно тематическое планирование

По физике 9 класса

2014/2015 уч.г.

дата

Название урока

Демонстрация

Д/з

Взаимодействия и движения тел - 26 ч.

В задачи обучения физики в данном разделе входят:

* развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания;

* овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, идеальных моделях, используемых в физике; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

* подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии

Изучив данный раздел, учащиеся должны знать (понятия) и уметь решать задачи на заданные темы: Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

  2. Измерение ускорения свободного падения

1/1

Материальная точка. Система отсчета

Определение координаты (пройденного пути, траектории, скорости) материальной точки в заданной системе отсчета (по рис. 2 в учеб.)

§1

2/2

Перемещение. Определение координаты движущегося тела

§2,3

3/3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

§4

4/4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

§5

5/5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

§6

6/6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

§7

7/7

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальном скорости

Зависимость перемещения от времени (по рис.2 и по рис. 20 в учеб.)

§8 подг. К л/р 1

8/8

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

§8 повт.

9/9

Решение задач по теме «Равноускоренное движение»

Задачи, подг. К к/р

10/10

Контрольная работа №1 по теме «Равномерное и равноускоренное движение»

11/11

Относительность движения

Относительность движения (таб. 4,5)

§9

12/12

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

Опыты, иллюстрирующие закон инерции и взаимодействие тел

§10

13/13

Второй закон Ньютона

Второй закон Ньютона

§11

14/14

Третий закон Ньютона

Третий закон Ньютона

§12

15/15

Свободное падение тел

Падение тел в воздухе и разреженном пространстве. Стробоскоп

§13

16/16

Движение тела, брошенного вертикально вверх

§14, подг. К л/р 2

17/17

Лабораторная работа №2 по теме «Исследование свободного падения»

Задачи

18/18

Закон Всемирного тяготения

Гравитационное взаимодействие

§15

19/19

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

§16

20/20

Решение задач.

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

Прямолинейное и криволинейное движение

§18,19

21/21

Решение задач по теме «Движение по окружности»

Задачи

22/22

Искусственные спутники Земли

Космические полеты (таб.6)

§20

23/23

Импульс тела. Закон сохранения импульса

§21,22

24/24

Реактивное движение. Ракеты

§23

25/25

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

Задачи

26/26

Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

§17-для доп.чт.

Механические колебания и волны. Звук - 10 ч.

В задачи обучения физики в данном разделе входят:

* развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания;

* овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, идеальных моделях, используемых в физике; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

* подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии

Изучив данный раздел, учащиеся должны знать (понятия) и уметь решать задачи на заданные темы: Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник, амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.

Фронтальные лабораторные работы:

1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

27/1

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник

Примеры колебательных движений

§24,25

28/2

Величины, характеризующие колебательное движение

Зависимость периода колебаний от длины нити, массы груза и жесткости пружины

§26, подг. К л/р №3

29/3

Лабораторная работа №3 по теме «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

§26- повт.

§27 для доп. Чт.

30/4

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Преобразование энергии в процессе свободных колебаний. Затухание свободных колебаний

§28,29

§30-для доп. Чт.

31/5

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

Образование и распространение продольных и поперечных волн

§31,32

32/6

Длина волны. Скорость распространения волн

Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач

Колеблющееся тело, как источник звука

§33

§34

33/7

Высота и тембр звука. Громкость звука

§35,36

34/8

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука

Необходимость упругой среды для передачи звуковых волн

§37,38

35/9

Отражение звука. Эхо. Решение задач

Отражение звуковых волн

§39

36/10

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны»

Электромагнитное поле - 17 ч.

В задачи обучения физики в данном разделе входят:

* развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания;

* овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, идеальных моделях, используемых в физике; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

* усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

* подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии

Изучив данный раздел, учащиеся должны знать (понятия) и уметь решать задачи на заданные темы: Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Фронтальные лабораторные работы:

1. Изучение явления электромагнитной индукции

37/1

Магнитное поле и его изображение.

§43,44

38/2

Неоднородное и однородное магнитное поле

§44

39/3

Направление тока и направление линий его магнитного поля

Правило буравчика

§45

40/4

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки

Движение прямого проводника в магнитном поле

§46

41/5

Решение задач на правило буравчика

42/6

Индукция магнитного поля

§47

43/7

Решение задач по теме «Индукция магнитного поля»

44/8

Магнитный поток

§48

45/9

Решение задач по теме «Магнитный поток»

46/10

Явление электромагнитной индукции

Опыт Фарадея

§49 подг к л/р №4

47/11

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Устройство и принцип действия индуктивного генератора переменного тока

§49 повт

48/12

Получение переменного электрического тока

§50

49/13

Электромагнитное поле

Источники электромагнитного поля

§51

50/14

Электромагнитные волны

§52

51/15

Электромагнитная природа света.

§53

52/16

Подготовка к контрольной работе

Повторить материал 3 главы

53/17

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер - 11 ч.

В задачи обучения физики в данном разделе входят:

* развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания;

* овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, идеальных моделях, используемых в физике; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

* усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

* подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии

Изучив данный раздел, учащиеся должны знать (понятия) и уметь решать задачи на заданные темы: Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Методы наблюдения и регистрация частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Фронтальные лабораторные работы:

1. Изучение деления ядра атома урона по фотографии треков

54/1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

Модели атомов. Опыт Резерфорда

Опыт Иоффе-Миллекена

Таблица «Опыт Резерфорда»

§55

§56

55/2

Радиоактивные превращения атомных ядер

§57

56/3

Экспериментальные методы исследования частиц

Счетчик Гейгера, камера Вильсона

§58

57/4

Открытие протона. Открытие нейтрона

§59,60

58/5

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

Протонно-нейтронная модель ядра

§61,64

59/6

Энергия связи. Дефект масс

Деление ядер урана. Цепная реакция

Деление ядер урана (табл.)

§65,

§62-63-для доп.чт

§66,67, подг к л/р №5

60/7

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

§68

61/8

Лабораторная работа №5 по теме «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

62/9

Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

63/10

Атомная энергетика. Биологическое действие радиации .Термоядерная реакция. Подготовка к контрольной работе

§69, 70, 71

§72

64/11

Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»


Повторение - 4 ч.

65/1

Повторение Гл.1.,2 Решение задач

§1-23

§24-42

66/2

Повторение Гл. 3,4. Решение задач

§43-52

§55-72

67/3

Итоговое тестирование за курс 9 класса

68/4

Заключительное занятие








Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Физика 9 класс.: Учеб. для общеобразоват. учреждений/А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.- 17-е изд., испр.- М.: Дрофа, 2012.

  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2008.

  3. Физика. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник/ авт.-сост. С.В. Боброва.- Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Волков В.а. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В. Громова и А.В. Перышкина. 9 класс. М.: «ВАКО», 2004.

  5. Гутник Е.М., Шаронина Е.В., Доронина Э.И. Физика. 9 кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутника. «Физика 9 класс». 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.

  6. Сборник задач по физике: 7-9 классы: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика 7 класс», «Физика 8 класс», «Физика 9 класс»/ А.В. Перышкин, Сост. Н.В. Филонович.- М.: Издательство «Экзамен», 2004.

  7. Физика и экология. 7-11 классы. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию/сост. Г.А. Фадеева, В.А. попова.- Волгоград: Учитель, 2005.

  8. Г.Н. Степанова. Сборник вопросов и задач по физике 7-9. СПб.: «Специальная литература», 1995.

  9. Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.И. Лукашик, Е.В. Иванова.- 23-е изд.- М.: Просвещение, 2009.

  10. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 7,8,9 кл.: книга для учителя/ А.Е. Марон, Е.А. Марон.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2005.

  11. Гельфгат И.М., Ненашев И.Ю., Петракова М.А. Контрольные работы по физике для основной школы. 7-9 классы.- М.: Илекса, 2011.

  12. Физика. 7-11 классы: организация внеклассной работы. Банк методических идей. Творческие мероприятия/авт.-сост. В.С. Благодаров, Ж.И. Равуцкая.- Волгоград: Учитель, 2011.


© 2010-2022