- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока в 9 классе по теме Электромагнитная индукция
Конспект урока в 9 классе по теме Электромагнитная индукция
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Никонова Т.А. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ
Цель урока: обучающиеся в конце урока дают определение электромагнитной индукции.
Задачи урока:
-
Повторить следующие сведения о магнитном поле:
-
источник магнитного поля;
-
магнитная индукция как физическая величина, характеризующая поле в данной точке пространства;
-
однородное и неоднородное магнитное поле;
-
линии магнитной индукции.
-
Повторить из курса физики 8 класса условия существования электрического тока в проводнике (часть домашнего задания к уроку).
-
Ввести понятие магнитного потока и выяснить, от чего зависит магнитный поток.
-
Выяснить, при каких условиях возникает индукционный ток в катушке (замкнутом контуре).
-
Сформулировать определение электромагнитной индукции.
Метапредметные результаты урока:
- развитие навыка поиска нужной информации в тексте конспекта и учебника;
- развитие умения получать информацию о физическом явлении из опытов и демонстраций;
Личностные результаты урока:
- развитие навыков самоконтроля и рефлексии;
Ход урока
-
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку, информация об отсутствующих. Запись в дневники домашнего задания к следующему уроку (без комментариев).
-
Создание проблемной ситуации.
На уроке продолжим изучение магнитного поля и электромагнитных явлений.
Вопрос на повторение пройденного материала:
-
Что является источником магнитного поля? (ответ: магнитное поле создается электрическим током или движущимися заряженными частицами).
-
Если электрический ток создает магнитное поле, то не может ли магнитное поле быть источником электрического тока в проводнике? (ответ: нет, потому что для возникновения электрического тока необходимо электрическое поле, которое создается источниками тока).
-
На доске (или мультимедийном экране) схема цепи, состоящей из катушки и гальванометра. Вопрос: может ли в такой цепи существовать электрический ток? (ответ: нет, так как в цепи отсутствует источник тока).
-
Демонстрация опыта. Возьмем постоянный полосовой магнит и введем его внутрь катушки. Видим, что при этом стрелка гальванометра отклоняется, значит, в цепи возникает электрический ток. Получается, что электрический ток существует в цепи при отсутствии в ней источника тока. Это явление впервые было обнаружено английским физиком Майклом Фарадеем в 1831 году.
-
Вопрос: что же является источником электрического тока в данном случае? (ответа нет).
-
Актуализация знаний, необходимых для разрешения проблемной ситуации.
Проводится в форме фронтального устного опроса. Учащиеся отвечают с места, если возникают затруднения, они могут в качестве «шпаргалки» использовать краткие опорные конспекты, составленные ими на прошлых уроках (ОК-1 по теме «Магнитное поле» и ОК-2 по теме «Индукция магнитного поля»).
-
Какая величина характеризует магнитное поле в данной точке пространства? (ответ: это векторная физическая величина магнитная индукция).
-
Как графически изображают магнитные поля? (ответ: магнитные поля изображают с помощью линий магнитной индукции).
-
Как густота этих линий связана с магнитной индукцией? (ответ: в тех областях пространства, где магнитная индукция имеет большее значение, линии располагаются гуще).
-
Что представляют собой линии магнитной индукции магнитного поля полосового магнита? (ответ: это искривленные линии, направленные вне магнита от его северного полюса к южному).
-
Чем однородное магнитное поле отличается от неоднородного? (ответ: в однородном магнитном поле магнитная индукция во всех точках поля одинакова, магнитные линии такого поля параллельны друг другу, и густота линий магнитной индукции одинакова в отличие от неоднородного магнитного поля).
Вопрос: Достаточно ли этих знаний для объяснения возникновения электрического тока в катушке при движении постоянного магнита внутри катушки? (ответ: нет, пока еще непонятно, почему возникает электрический ток). Поэтому продолжим изучение темы.
IY. Получение новых знаний и разрешение проблемы
Учащиеся получают шаблон опорного конспекта по теме урока и работают с конспектом и учебником под руководством учителя. Ученикам разрешается работать в парах.
Задания:
-
Запишите в тетради тему урока - «Электромагнитная индукция».
-
Пропустите в конспекте 4-5 строк для записи в конце урока определения электромагнитной индукции.
-
Изобразите в левой части таблицы линии магнитной индукции однородного магнитного поля, вектор магнитной индукции которого В1 направлен горизонтально вправо.
-
Изобразите в правой части таблицы линии магнитной индукции однородного магнитного поля, вектор магнитной индукции которого В2 направлен горизонтально вправо, но при этом В2 > В1.
-
Проверьте себя, сравнив свой рисунок с рис. 123 (а,б) в § 47 учебника или с рисунком на доске (мультимедийном экране).
-
Представьте, что в каждое из изображенных магнитных полей поочередно помещают замкнутый проводник (проводящий контур) перпендикулярна линиям индукции.
-
Сравните число линий магнитной индукции, пересекающих плоскость контура в каждом случае, и определите, в каком случае это число больше (ответ: во втором случае число магнитных линий, пересекающих контур, больше, чем в первом). Принято говорить, что во втором случае магнитный поток через контур больше, чем в первом случае.
-
Обратите внимание, что во втором случае модуль вектора магнитной индукции имеет большее значение.
-
Запишите это в свой конспект (магнитный поток зависит: 1) от модуля вектора магнитной индукции).
-
От чего еще может зависеть магнитный поток через контур? (ответа нет).
-
Найдите ответ на этот вопрос в учебнике (§ 48) и запишите его в тетрадь (ответ: 2)от площади контура; 3)от расположения плоскости контура по отношению к линиям магнитной индукции).
-
Начертите схему опыта Фарадея.
-
Проверьте себя, сравнив свой рисунок с рис. 125 (а) в § 48 учебника или с рисунком на доске (мультимедийном экране).
-
Нарисуйте линии магнитной индукции магнитного поля постоянного магнита, поднесенного к катушке.
-
Определите, как изменяется число магнитных линий, пересекающих витки катушки (сопровождается демонстрацией):
- при приближении магнита к катушке (ответ: увеличивается);
- при удалении магнита от катушки (ответ: уменьшается).
-
Определите, как меняется магнитный поток через катушку (сопровождается демонстрацией):
- при приближении магнита к катушке (ответ: увеличивается);
- при удалении магнита от катушки (ответ: уменьшается).
-
В какие промежутки времени в катушке возникает электрический ток? (ответ: электрический ток возникает только при движении магнита, когда магнит неподвижен, гальванометр показывает отсутствие тока в катушке).
-
Какой вывод можно сделать из вышесказанного? Запишите этот вывод в свой конспект. Если сомневаетесь в правильности сделанного вывода, найдите его в § 48 учебника и проверьте себя.
-
Конспект по теме урока практически готов. Чего в нем не хватает? (ответ: нет определения электромагнитной индукции).
-
Сформулируем это определение. Что должно быть указано в определении физического явления? (ответ: где протекает это явление, при каких условиях, в чем суть явления и т.д. - учащиеся отвечают, опираясь на памятку «Что нужно знать о физическом явлении).
-
Каждый ученик составляет свое определение явления электромагнитной индукции и записывает его на отдельном листочке, листочки сдаются учителю.
-
Учитель получив листочки с определениями, просматривает их, выборочно зачитывает некоторые определения (можно не называть фамилии обучающихся), ученики их комментируют, отмечая полноту и правильность определения. После этого выбирается самое «правильное» определение, сверяется с определением, данным в учебнике, и записывается в конспект (в начале урока для него были пропущены строчки).
Y. Рефлексия
-
Что нового узнали на уроке, чего не знали раньше (ответ: мы не знали, что электрический ток можно получить без источника тока).
-
С какой новой физической величиной познакомились на уроке? (ответ: магнитный поток).
-
Какое новое физическое явление изучили на уроке? (ответ: явление электромагнитной индукции).
-
Что вы еще хотели бы узнать об электромагнитной индукции? (ответ: используется ли это явление в жизни или только изучается на уроке).
-
На ближайших уроках мы будем изучать устройство генератора электрического тока, в основе работы которого лежит явление электромагнитной индукции. Такие генераторы работают на всех электростанциях, обеспечивая нас электрической энергией.
YI. Домашнее задание
-
Что вам нужно будет сделать дома? (ответ: прочитать параграфы в учебнике по теме урока, выучить наизусть определение электромагнитной индукции). Правильно, кроме этого для самоконтроля ответьте устно на вопрос 1 к § 47, вопрос 3 к § 48 и выполните задание 2 из упражнения 39 (задание записано в дневники в начале урока).
-
Прочитайте задание 2 из упражнения 39. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос? (ответ: нужно с помощью рисунка определить, будет или нет изменяться магнитный поток, пронизывающий кольцо. Если магнитный поток изменяется, значит, ток в кольце возникает).
-
Рассмотрите дома рисунки к этому заданию и ответьте для каждого случая на вопрос.
Урок закончен, всем спасибо за работу.