Конспект урока в 9 классе по теме Электромагнитная индукция

В соответствии с календарно-тематическим планированием курса физики 9-го класса урок по теме «Электромагнитная индукция» является 5-м уроком в теме «Магнитное поле и электромагнитная индукция», он проводится после изучения основных свойств магнитного поля и магнитной индукции. Опорными понятиями урока являются «магнитный поток» и «электромагнитная индукция». Предметная цель урока – обучающиеся в конце урока дают определение электромагнитной индукции. Задачи, выполнение которых позволяет достичь ...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ


Цель урока: обучающиеся в конце урока дают определение электромагнитной индукции.

Задачи урока:

  1. Повторить следующие сведения о магнитном поле:

  • источник магнитного поля;

  • магнитная индукция как физическая величина, характеризующая поле в данной точке пространства;

  • однородное и неоднородное магнитное поле;

  • линии магнитной индукции.

  1. Повторить из курса физики 8 класса условия существования электрического тока в проводнике (часть домашнего задания к уроку).

  2. Ввести понятие магнитного потока и выяснить, от чего зависит магнитный поток.

  3. Выяснить, при каких условиях возникает индукционный ток в катушке (замкнутом контуре).

  4. Сформулировать определение электромагнитной индукции.

Метапредметные результаты урока:

- развитие навыка поиска нужной информации в тексте конспекта и учебника;

- развитие умения получать информацию о физическом явлении из опытов и демонстраций;

Личностные результаты урока:

- развитие навыков самоконтроля и рефлексии;


Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку, информация об отсутствующих. Запись в дневники домашнего задания к следующему уроку (без комментариев).


  1. Создание проблемной ситуации.

На уроке продолжим изучение магнитного поля и электромагнитных явлений.

Вопрос на повторение пройденного материала:

  • Что является источником магнитного поля? (ответ: магнитное поле создается электрическим током или движущимися заряженными частицами).

  • Если электрический ток создает магнитное поле, то не может ли магнитное поле быть источником электрического тока в проводнике? (ответ: нет, потому что для возникновения электрического тока необходимо электрическое поле, которое создается источниками тока).

  • На доске (или мультимедийном экране) схема цепи, состоящей из катушки и гальванометра. Вопрос: может ли в такой цепи существовать электрический ток? (ответ: нет, так как в цепи отсутствует источник тока).

  • Демонстрация опыта. Возьмем постоянный полосовой магнит и введем его внутрь катушки. Видим, что при этом стрелка гальванометра отклоняется, значит, в цепи возникает электрический ток. Получается, что электрический ток существует в цепи при отсутствии в ней источника тока. Это явление впервые было обнаружено английским физиком Майклом Фарадеем в 1831 году.

  • Вопрос: что же является источником электрического тока в данном случае? (ответа нет).


  1. Актуализация знаний, необходимых для разрешения проблемной ситуации.

Проводится в форме фронтального устного опроса. Учащиеся отвечают с места, если возникают затруднения, они могут в качестве «шпаргалки» использовать краткие опорные конспекты, составленные ими на прошлых уроках (ОК-1 по теме «Магнитное поле» и ОК-2 по теме «Индукция магнитного поля»).

  • Какая величина характеризует магнитное поле в данной точке пространства? (ответ: это векторная физическая величина магнитная индукция).

  • Как графически изображают магнитные поля? (ответ: магнитные поля изображают с помощью линий магнитной индукции).

  • Как густота этих линий связана с магнитной индукцией? (ответ: в тех областях пространства, где магнитная индукция имеет большее значение, линии располагаются гуще).

  • Что представляют собой линии магнитной индукции магнитного поля полосового магнита? (ответ: это искривленные линии, направленные вне магнита от его северного полюса к южному).

  • Чем однородное магнитное поле отличается от неоднородного? (ответ: в однородном магнитном поле магнитная индукция во всех точках поля одинакова, магнитные линии такого поля параллельны друг другу, и густота линий магнитной индукции одинакова в отличие от неоднородного магнитного поля).

Вопрос: Достаточно ли этих знаний для объяснения возникновения электрического тока в катушке при движении постоянного магнита внутри катушки? (ответ: нет, пока еще непонятно, почему возникает электрический ток). Поэтому продолжим изучение темы.

IY. Получение новых знаний и разрешение проблемы

Учащиеся получают шаблон опорного конспекта по теме урока и работают с конспектом и учебником под руководством учителя. Ученикам разрешается работать в парах.

Задания:

  1. Запишите в тетради тему урока - «Электромагнитная индукция».

  2. Пропустите в конспекте 4-5 строк для записи в конце урока определения электромагнитной индукции.

  3. Изобразите в левой части таблицы линии магнитной индукции однородного магнитного поля, вектор магнитной индукции которого В1 направлен горизонтально вправо.

  4. Изобразите в правой части таблицы линии магнитной индукции однородного магнитного поля, вектор магнитной индукции которого В2 направлен горизонтально вправо, но при этом В2 > В1.

  5. Проверьте себя, сравнив свой рисунок с рис. 123 (а,б) в § 47 учебника или с рисунком на доске (мультимедийном экране).

  6. Представьте, что в каждое из изображенных магнитных полей поочередно помещают замкнутый проводник (проводящий контур) перпендикулярна линиям индукции.

  7. Сравните число линий магнитной индукции, пересекающих плоскость контура в каждом случае, и определите, в каком случае это число больше (ответ: во втором случае число магнитных линий, пересекающих контур, больше, чем в первом). Принято говорить, что во втором случае магнитный поток через контур больше, чем в первом случае.

  8. Обратите внимание, что во втором случае модуль вектора магнитной индукции имеет большее значение.

  9. Запишите это в свой конспект (магнитный поток зависит: 1) от модуля вектора магнитной индукции).

  10. От чего еще может зависеть магнитный поток через контур? (ответа нет).

  11. Найдите ответ на этот вопрос в учебнике (§ 48) и запишите его в тетрадь (ответ: 2)от площади контура; 3)от расположения плоскости контура по отношению к линиям магнитной индукции).

  12. Начертите схему опыта Фарадея.

  13. Проверьте себя, сравнив свой рисунок с рис. 125 (а) в § 48 учебника или с рисунком на доске (мультимедийном экране).

  14. Нарисуйте линии магнитной индукции магнитного поля постоянного магнита, поднесенного к катушке.

  15. Определите, как изменяется число магнитных линий, пересекающих витки катушки (сопровождается демонстрацией):

- при приближении магнита к катушке (ответ: увеличивается);

- при удалении магнита от катушки (ответ: уменьшается).

  1. Определите, как меняется магнитный поток через катушку (сопровождается демонстрацией):

- при приближении магнита к катушке (ответ: увеличивается);

- при удалении магнита от катушки (ответ: уменьшается).

  1. В какие промежутки времени в катушке возникает электрический ток? (ответ: электрический ток возникает только при движении магнита, когда магнит неподвижен, гальванометр показывает отсутствие тока в катушке).

  2. Какой вывод можно сделать из вышесказанного? Запишите этот вывод в свой конспект. Если сомневаетесь в правильности сделанного вывода, найдите его в § 48 учебника и проверьте себя.

  3. Конспект по теме урока практически готов. Чего в нем не хватает? (ответ: нет определения электромагнитной индукции).

  4. Сформулируем это определение. Что должно быть указано в определении физического явления? (ответ: где протекает это явление, при каких условиях, в чем суть явления и т.д. - учащиеся отвечают, опираясь на памятку «Что нужно знать о физическом явлении).

  5. Каждый ученик составляет свое определение явления электромагнитной индукции и записывает его на отдельном листочке, листочки сдаются учителю.

  6. Учитель получив листочки с определениями, просматривает их, выборочно зачитывает некоторые определения (можно не называть фамилии обучающихся), ученики их комментируют, отмечая полноту и правильность определения. После этого выбирается самое «правильное» определение, сверяется с определением, данным в учебнике, и записывается в конспект (в начале урока для него были пропущены строчки).

Y. Рефлексия

  1. Что нового узнали на уроке, чего не знали раньше (ответ: мы не знали, что электрический ток можно получить без источника тока).

  2. С какой новой физической величиной познакомились на уроке? (ответ: магнитный поток).

  3. Какое новое физическое явление изучили на уроке? (ответ: явление электромагнитной индукции).

  4. Что вы еще хотели бы узнать об электромагнитной индукции? (ответ: используется ли это явление в жизни или только изучается на уроке).

  5. На ближайших уроках мы будем изучать устройство генератора электрического тока, в основе работы которого лежит явление электромагнитной индукции. Такие генераторы работают на всех электростанциях, обеспечивая нас электрической энергией.

YI. Домашнее задание

  1. Что вам нужно будет сделать дома? (ответ: прочитать параграфы в учебнике по теме урока, выучить наизусть определение электромагнитной индукции). Правильно, кроме этого для самоконтроля ответьте устно на вопрос 1 к § 47, вопрос 3 к § 48 и выполните задание 2 из упражнения 39 (задание записано в дневники в начале урока).

  2. Прочитайте задание 2 из упражнения 39. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос? (ответ: нужно с помощью рисунка определить, будет или нет изменяться магнитный поток, пронизывающий кольцо. Если магнитный поток изменяется, значит, ток в кольце возникает).

  3. Рассмотрите дома рисунки к этому заданию и ответьте для каждого случая на вопрос.

Урок закончен, всем спасибо за работу.



© 2010-2022