Рабочая программа по физике 6 класс

СТАТУС ДОКУМЕНТА Учебно-тематическое планирование пропедевтического курса «Введение в физику» для 5-6 класса разработано на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике и естествознанию, примерной программы к учебнику «Физика. Химия. 5-6 классы», А.Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С. Понтак. – Дрофа. - 2011 г. СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА Рабочая программа по физике включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часо...
Раздел Физика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СТАТУС ДОКУМЕНТА

Учебно-тематическое планирование пропедевтического курса «Введение в физику» для 5-6 класса разработано на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике и естествознанию, примерной программы к учебнику «Физика. Химия. 5-6 классы», А.Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С. Понтак. - Дрофа. - 2011 г.


СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА

Рабочая программа по физике включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников; календарно-тематическое планирование.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Физика - основа естествознания. Объем знаний, необходимых для обеспечения высокого научного уровня, неизбежно растет. Количество знаний становится трудно воспринимаемым. Трудности преподавания физики в школе хорошо известны: высокий уровень абстракции языка (математическая форма законов), высокая степень обобщения в фундаментальных физических теориях, малое количество часов. Физический метод можно представить следующий образом: явление - образ - понятие (модель) - величина - феноменологическое описание - фундаментальное обобщение (закон) - фундаментальная теория - предсказания - проверочные эксперименты - приложения. Опора на физический метод позволяет решать проблемы освоения языка физики как части физической теории, подобрать посильный темп, учесть психологические и возрастные особенности восприятия учащихся. Дети 11-12 лет медленно пишут и читают, но быстро думают, фантазируют, изобретают. Данная программа дает возможность проявить свои знания в целостном подходе к окружающему миру и человеку в нем.
Принцип преемственности в современной школе предусматривает непрерывность естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты. С учетом психологических особенностей детей данного возраста предусматривается развитие внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли, описывать явления, что позволит при изучении основного курса физики выдвигать гипотезы, предлагать физические модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира. Для формирования интереса учащихся к изучению предмета и стремления к его пониманию предполагается использование рисунков различных явлений, опытов и измерительных приборов, качественное мультимедийное сопровождение уроков и лабораторных работ, использование игровых ситуаций, а также большое количество качественных вопросов, экспериментальных заданий и лабораторных работ.
Цели и задачи курса:

  • овладение конкретными физическими понятиями, необходимыми для изучения курса физики

  • создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению задач

  • формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях

  • развитие обще-учебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач

  • развитие творческих способностей учащихся

  • развитие коммуникативных умений работать в парах и группе

  • показать практическое применение законов физики через решение экспериментальных задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.

Введение физики на ранней стадии обучения требует изменения как формы изложения учебного материала в учебнике, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в процессе преподавания должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.


2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ФИЗИКЕ

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.



3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.

В результате изучения физики на предпрофильном уровне
ученик должен знать (понимать):

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, гипотеза, теория, пространство, время, физическое тело, вещество и состояние вещества, молекулы, ионы, атом, диффузия, деформация, взаимодействие, плавление, испарение, электрический ток, отражение, преломление, созвездие, затмение, спутник, давление, влажность, механизмы, энергия, энергосбережение, автоматика, новые технологии;

  • смысл физических величин: длина, объём, площадь, путь, скорость, время, масса, плотность, сила, давление, работа, механическая энергия, температура плавления, электрон, электрическое напряжение; угол отражения и угол преломления;

  • смысл физических законов: закон всемирного тяготения, принцип относительности механического движения, условие равновесия тел; закон Паскаля, условие плавания тел, закон сохранения массы, закон сохранения энергии, законы отражения и преломления света по построениям;

  • вклад российских и зарубежных ученых в развитие физики и техники;

уметь:

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: определение размеров физического тела, измерение объёма жидкости, зависимость давления твердого тела от площади опоры и массы; зависимость силы Архимеда от плотности жидкости и объёма тела; расширение тел при нагревании; сборка электрических цепей; получение теней; исследование отражения и преломления света; получение изображений с помощью тонкой линзы; работа с рычагом и блоками;

  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдение и опыт - основа построения научных теорий; физическая теория дает возможность объяснять явления природы, предсказывать неизвестные явления; объяснение природных явления;

  • применять полученные знания для решения физических задач: расчет плотности; расчет давления твердого тела; расчет механической работы;

  • определять: характер физического процесса по графикам, таблице, формуле;

  • измерять: скорость, время, объём, массу тела; силу тяжести, упругости, трения, силу Архимеда; работу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, электрическое напряжение, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей (половина цены деления);

  • работать с мензуркой, термометром, динамометром, рычажными весами, транспортиром;

  • приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики, электродинамики; зрительный и слуховой аппарат человека с точки зрения физики;

  • на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ и научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки информации по физике;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств связи; рационального природопользования (энерго-, тепло- и водосберегающие технологии) и защиты окружающей среды; анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам поведения в природной среде.

Данная программа предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Не предполагается заучивание материала в форме логически строгих определений, пересказ учебника. Учебник «Физика, химия» 5-6 классы рассматривается как последовательность экспериментальных, практических, теоретических, закрепляющих заданий. Учащиеся не только приобретают знания по физике, а также развивают способности самостоятельного приобретения знаний, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения, выслушивать другие мнения и конструктивно их обсуждать. Поэтому формами проведения занятий могут являться дискуссии, защита изобретения или проекта, рассказ об интересном наблюдении. Опыты, демонстрации, наблюдения и самостоятельные исследования рассчитаны на использовании типового оборудования кабинета физики. В качестве контроля может использоваться система тестов на основе контрольных работ по курсу «Физика и химия» для 5-6 классов (книга для учителя А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак «Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы», Издательство «Просвещение»,













4. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН.

Преподавание физики, как и других предметов, предусматривает индивидуально- тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание трех основных элементов: теоретических знаний, умений применять их при решении типовых задач и экспериментальных умений.
При существующем на настоящий момент разнообразии методов обучения контрольно- оценочная деятельность учителя физики может строиться по двум основным направлениям.


Традиционная система.

В этом случае по теме учащийся должен иметь:

оценку за устный ответ или другую форму контроля теоретического материала,
за контрольную работу по решению задач,

а также за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных выше.

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится, если ответ ученике удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.
Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Для оценки контрольных и проверочных работ по решению задач удобно пользоваться обобщенной инструкцией по проверке письменных работ, которая приведена ниже.

Оценка практических работ.
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка 1 ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Перечень ошибок.

Грубые ошибки:

Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.

Неумение выделить в ответе главное

Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

Неумение определить показание измерительного прибора.

Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки:

Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.

Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Орфографические и пунктуационные ошибки

5. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. (34 часов)

Автор программы Гуревич А.Е.

Введение (5 часа)

Природа. Явления природы. Что изучает физика? Наблюдения и опыты - методы научного познания. Измерение физических величин. Абсолютная погрешность измерения. Измерения и измерительные приборы. Погрешность измерений. Измерение линейных размеров тел. Единицы измерения.

Фронтальные лабораторные работы:

  • Измерение размеров физических тел.

Предметными результатами по данной теме являются:

  • умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: длину, промежуток времени;

  • владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения;

- понимание роли ученых в развитии физики.

Тела и вещества (14 часов)

Строение вещества. Молекулы. Атомы. Движение молекул. Взаимодействие молекул. Состояния вещества. Плотность вещества. Единицы плотности. Измерение площади. Измерение объёма тел. Измерительный цилиндр (мензурка). Масса. Измерение массы.

Фронтальные лабораторные работы:

  • Измерение объема жидкости и твердого тела с помощью мензурки.

  • Измерение температуры жидкости

  • Измерение массы тела с помощью рычажных весов.

  • Определение плотности вещества.

Предметными результатами по данной теме являются:

  • умение ответить на вопрос: «Что значит измерить физическую величину?»

  • умение проводить измерения с помощью мензурки, термометра, записывать результаты измерений с учетом абсолютной погрешности;

  • овладение экспериментальными умениями определения размеров малых тел;

  • понимание того факта, что точность измерений зависит от точности прибора и метода измерения

Взаимодействия (12 часов)

Сила тяжести. Всемирное тяготение. Сила упругости. Измерение сил. Трение. Силы трения. Давление твёрдых тел. Давление в жидкостях и газах. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы:

  • Измерение силы с помощью динамометра.

  • Исследование зависимости силы упругости от деформации.

  • Изучение трения.

  • От чего зависит архимедова сила.

  • Выяснение условий плавания тел.

Предметными результатами по данной теме являются:

  • понимание и способность объяснять явления: всемирное тяготение, давление жидкостей и твердых тел, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, плавание тел, воздухоплавание;

  • умение определять равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой;

  • умение изготавливать шкалу прибора с заданной ценой деления;

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от силы нормального давления, силы Архимеда от плотности жидкости и объема погруженного тела, гидростатического давления от глубины, условий плавания тела в жидкости от соотношения силы тяжести и силы Архимеда;

  • понимание смысла и умение применять на практике закон Архимеда, закон Паскаля.

Итоговое повторение (3 ч)

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

































6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ-ХИМИИ В 6 «А», 6 «Б»,6 «В», 6 «Г», 6 «Д» КЛАССАХ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ (ВСЕГО 34 ЧАСА)

Учитель: Канатникова Ирина Викторовна.



6.1. Тематическое планирование

№п/п

Тема

Количество часов

1.

Введение.

5

2.

Тела и вещества.

14

3.

Взаимодействие тел.

12

4.

Повторение.

3



6.2. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Тип урока

Плановые сроки прохождения

Корректировка

Введение. Цель: показать учащимся связь человека с природой, подготовить их к восприятию материала.

1

Что изучает физика.

1

Вводный



2

Методы исследования физики.

1

Обучающий



3

Измерения. Измерительные приборы.

1

Обучающий



4

Цена деления. Погрешность.

1

Обучающий



5

Л.р.№1 «Измерение размеров физических тел»

1

Лабораторня работа



Тела и вещества. Цель: познакомить учащихся со строением и свойствами вещества.

6

Характеристика тел и вещества.

1

Обучающий



7

Л.р.№2 «Измерение объема жидкости и твердого тела с помощью мензурки»

1

Лабораторня работа



8

Состояние вещества.

1

Обучающий



9

Температура.

1

Обучающий



10

Л.р.№3 « Измерение температуры»

1




11

Строение вещества: молекулы, атомы, ионы.

1

Обучающий



12

Движение и взаимодействие частиц.

1

Обучающий



13

Масса.

1

Обучающий



14

Л.р.№4 « Измерение массы тела с помощью рычажных весов»

1

Лабораторня работа



15

Плотность.

1

Обучающий



16

Решение задач на связь между массой, объемом и плотностью.

1

Обучающий



17

Л.р.№5 « Определение плотности вещества»

1

Лабораторня работа



18

Решение задач.

1

Обучающий



19

К.р.№1 «Тела и вещества»

1

Конторольная работа



Взаимодействие тел. Цель: познакомить учащихся с различными видами взаимодействия, ввести понятие силы и давления.

20

Сила. Действие и противодействие. Всемирное тяготение.

1

Обучающий



21

Сила тяжести.

1

Обучающий



22

Динамометр. Л.р.№6 « Измерение силы с помощью динамометра»

1

Комбинированный



23

Решение задач на расчет силы тяжести.

1

Обучающий



24

Деформация. Сила упругости.

1

Обучающий



25

Л.р.№7 «Исследование зависимости силы упругости от деформации»

1

Лабораторня работа



26

Трение. Л.р.№8 « Изучение трения»

1

Комбинированный



27

Архимедова сила. Л.р.№9 «От чего зависит архимедова сила»

1

Комбинированный



28

Решение задач на расчет архимедовой силы.

1

Обучающий



29

Л.р.№10 «Выявление условия плавания тел»

1

Лабораторня работа



30

К.р.№2 «Взаимодействие тел»

1

Конторольная работа



31

Электрические силы. Магнитное взаимодействие.

1

Обучающий



Повторение. Цель: повторить и закрепить

32

Тела и вещества.

1

Обучающий



33

Тела и вещества.

1

Обучающий



34

Взаимодействие тел.

1

Обучающий





7. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ.

Главы планирования

Контрольные работы

Лабораторные работы

Введение.

-

1

Тела и вещества.

1

4

Взаимодействие тел.

1

5

Повторение.

-

-

Итого.

2

10



8. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Гальперштейн Л. Забавная физика. - М.: Детская литература, 1993 г.

Древо познания. Энциклопедия.

Ланина И.Я 100 игр по физике. - М.: Просвещение, 1995 г.

Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. - М.: Наука, 1974 г.

Меркулов А. Раскрывая тайны природы. - М.: Московский рабочий, 1972 г.

Перельман Занимательная физика. 1 и 2 часть - М.: Наука. 1991 г.

Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. - М.: Школьная пресса, 2002 г.

Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: физика в художественной литературе. - М.: Просвещение, 1996 г.

Усова А.В. Краткий курс истории физики. - Челябинск, Факел, 1995 г .

Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей. - М.: Омега, 1994 г.

Шабловский В. Занимательная физика. - С-Пб., Тригон, 1997 г.

Я познаю мир. Энциклопедия













© 2010-2022