ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИКЕ (9 класс)

                                “ Световые явления вокруг нас”.                                                                               Вот бесспорно самая странная из гипотез…                                           Кто бы мог подумать, что свет,  слагаясь                                            со светом, может вызвать мрак.                                                                                                    Д.Ф.Араго.               Программа элективный курс “ Световые...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

Учитель физики МКОУ СОШ с.Хумалаг

Калоева Ф.З.

" Световые явления вокруг нас".

Вот бесспорно самая странная из гипотез…

Кто бы мог подумать, что свет, слагаясь

со светом, может вызвать мрак.

Д.Ф.Араго.

Программа элективный курс " Световые явления вокруг нас " разработана в рамках экспериментальной концепции " Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов, " в соответствии с требованиями закона РФ " Об образовании". Программа примерная. Курс является предметно - ориентированным, включает углубленное изучения раздела "Оптика".

Необходимо заинтересовать учащихся своим предметом, помочь им в выборе дальнейшего профиля в изучении курса физики.

Этот курс целесообразно изучать в 9 классе. Курс рассчитан на 17 часов, в нём рассматриваются световые явления.

В курсе предлагается подробнее изучить ученикам блок, посвящений оптике. Оптика - ученье о свете, световых явлениях, составляет очень важный раздел физики. Без света мы не представляем жизни. Значение основных законов оптики имеет большой познавательный и практический интерес. Мы живём в мире разнообразных световых явлений. Чтобы выяснить причины тех или иных световых явлений, нужно обнаружить связь наблюдаемого явления с другими явлениями и объяснить его на основании определённого закона природы.

Целью данного курса является:

- углубление знаний о природе света на основе знакомства со световыми явлениями;

- овладения умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы, строить модели для объяснения экспериментальных фактов;

- созданий условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

Ожидаемый результат курса:

- успешная самореализация школьников в учебной деятельности;

- знание основных понятий оптики и её законов, её места и значимости в жизни;

- опыт дискуссий, работа в коллективе, умение искать, отбирать и оценивать информацию;

- систематизировать знания;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Учащиеся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различной исторической информации, в том числе средств современных информационных технологий;

- возможность обоснованного выбора профессиональной ориентации.

Курс разработан на основе практико - ориентированного подхода и предполагает выделение базисных, ключевых оптических явлений и экспериментов в качестве содержательного ядра. Учебный процесс в рамках данного курса организуется в форме учебной исследовательской деятельности.

Важной составляющей курса является наблюдение и построение первичных моделей, её анализ, разработка и проведение эксперимента, самостоятельная исследовательская работа, в малых группах, индивидуальная работа с информационными источниками, презентации результатов работы в виде дискуссии, коллективного творчества, в форме доклада с необходимым количеством рисунков и графиков. При этом другие ученики могут оценить как его, так и свой уровень знания. В результате в учебном коллективе с участием учителя формируется конструктивный и значительный групповой стандарт учебного результата.

Контроль и оценивание учебной деятельности учащихся основывается на заранее предъявленных и общедоступных критериях об уровне и качестве выполнения работы, в накопительной форме: по содержанию представленных результатов, на основе наблюдения учителем личностного роста учащихся в ходе работы его самооценки в коллективно распределённой учебной деятельности.

содержание

всего

лекции

семинар

круглый стол

практ.

форма завершения

1.

Вводное занятие

1

1


2.

Исторические сведения

2

1

1

3.

Свет и живые организмы

2

2


4.

Приборы, вооружающие глаз

2

1

1

5.

Светопроекционная техника

2

1

1

6.

Светосигнальная техника

1

1

7.

Источники света

2

1

1

8.

Виды излучения

1

1


9.

Фотоэффект

1

1

10.

Оптика когерентных лучей

1

1

11.

Заключительное занятие

2

1

1

Защита реферата

Итого:

17

7

7

1

2

ПРОГРАММА.


  1. Вводное занятие (1ч).

Начать желательно с краткого изложения содержания курса. Акцент делается на то, что им предстоит в течение 17 часов изучить материал.

Дать характеристику того, что учащиеся узнают, завершив изучение данного курса.


  1. Исторические сведения, природа света (2ч).

Рассказать о первых представлениях о свете. Оптика арабов. Экспериментальный метод исследования. Открытие интерференции, дифракции и поляризации света. Х. Гюйгенс, Р. Гук, И.Ньютон.

3. Свет и живые организмы (2ч).

Фотосинтез углеводов. Восприятие света растениями животными.Устройство глаза. Зрение днем и ночью. Стереоскопическое зрение. Зрительные иллюзии. Учение о свете.


  1. Приборы, вооружающие глаз (2ч).

Лупа. Микроскоп. Недостатки линз. Применение микроскопа. Телескопы. Волоконная оптика.

Практическая работа: сборка перископа, калейдоскопа.

5. Светопроекционная техника (2ч).

Фотография. Исторические сведения и применения. Современный фотоаппарат. Цветная фотография. Проекционные аппараты. Стробоскопические игрушки. Кинопанорама. Современный кинопроектор.

Практическое занятие: устройство фотоаппарата, фотография и ее распечатка.

6. Светосигнальная техника (1ч).

Оптические виды связи. Оптические сигнализации на море (маяки, судовые огни).

7. Источники света (2ч)

Солнце. От костра первобытного человека до керосиновой лампы. Усовершенствование лампы. Электрические источники света. Современная электрическая лампа. Фейерверк.

8. Виды излучения и спектры (1ч).

Тепловое излучение. Свечение живых организмов. Газосветные трубки. Спектры и астрономия.

9. Фотоэлектрический эффект и его использование (1ч).

Фотоэлемент с внешним и внутренним фотоэффектом. Практическое использование фотоэффекта. Фототелеграф. Цветное телевидение.

10. Оптика когерентных световых лучей (1ч).

Квантовые генераторы света. Принцип голографии. Достоинства и возможности голографии.

11. Заключительное занятие (2ч).

Защита реферата. Физический вечер.

Литература.


  1. Перельман Я.И. Занимательна физика - М. Детская литература, 1978.

  2. Билимович Б.Ф. Световые явления вокруг нас - «Просвещение», 1986.

  3. Кабардин О.Ф. Внеурочная работа по физике - М. «Просвещение», 1987.

  4. Ф. Ола и др. Занимательные опыты и эксперименты Айрис-пресс, 2006

5. Перышкин А.В. Факультативный курс физики.


© 2010-2022