• Преподавателю
  • Физика
  • План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ

НАТЕМУ «СТРОЕНИЕ ЯДРА АТОМА.РАДИОАКТИВНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ РАДИОАКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ» .

ДЛЯ 11 КЛАССА













ПОДГОТОВЛЕНО УЧИТЕЛЕМ ФИЗИКИ

ХАРЬКОВСКОЙ ГИМНАЗИИ №55

ЗАЙЦЕВОЙ СВЕТЛАНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ





















Тема урока: Строение ядра атома. Радиоактивные превращения.

Биологическое действие радиоактивного излучения.

Цели урока:

Образовательная: обобщение и повторение в занимательной форме изученного материала; развитие практических навыков обоснования своих высказываний; ознакомление с новым физическим понятием «поглощенная доза облучения»; повторение алгоритмов решения основных типов задач;

Развивающая: развитие логического, самостоятельного, творческого мышления учеников; умения анализировать, делать выводы; развивать физико-математический язык учеников;

Воспитательная: показать, что знание атомной и ядерной физики необходимо каждому; формирование познавательного интереса к физике; воспитание внимательности, быстроты реакции, активность, находчивость; в процессе подготовки к защите проектов формировать навыки самостоятельной работы и работы в группе; приучать детей к выступлениям перед аудиторией.

Тип урока: урок обобщения и повторения знаний.

Задачи урока:

Учебные: воспроизвести знания о строении атома и ядра, о типах ядерных реакций; об энергии связи, о дефекте масс; систематизировать знания о радиоактивности и видах радиоактивного излучения; продолжить формировать умение рассчитывать энергетический выход реакций; записывать ядерные реакции;

Воспитательные: воспитывать интерес к физике, уважительное отношение друг к другу; активность, умение кооперативно принимать решение и оценивать результаты своей работы и деятельность одноклассников;

Развивающие: развивать умение анализировать и квалифицировать факты; творческие способности, умение видеть занимательные моменты во время изучения основных положений атомной и ядерной физики.

Ожидаемые результаты урока:

после данного урока ученики смогут знать: 1) строение атома и ядра,

2)типы ядерных реакций;

3)понятие энергии связи и дефекта масс;

4)понятие радиоактивности;

5) закон радиоактивного распада;

6) виды радиоактивного излучения;

7) понятие дозы излучения;

смогут уметь: 1) распознавать состав ядра атома;

2) записывать радиоактивные превращения;

3) записывать ядерные реакции;

4) рассчитывать дефект масс и энергию связи;

5) применять закон радиоактивного распада;

6) рассчитывать энергетический выход реакций.

Структура урока:

  1. Организационно - психологическая часть урока.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Проверка степени усвоения содержания учебного материала.

  4. Обсуждение выступлений докладчиков. Полемика между группами.

  5. «Микрофон»

  6. Подведение итогов урока, оценивание результатов урока.

  7. Домашнее задание.

Оборудование:

таблицы «Строение атома», « Опыт Резерфорда»;

песочные часы на 3 минуты и на 5 минут; музыкальное оформление,

раздаточный материал с групповым заданием и «Дозы излучений»,

таблички Д. И. Менделеева; листы полуватмана и цветные маркеры

(красный, синий, зеленый, фиолетовый и черный) для каждой группы;

конверты для оценивания, разноцветные фишки.


Ход урока:

I. Организационно - психологическая часть урока.

Объявление темы, целей и задач урока. Класс разбивается на 5 групп.

Для каждой группы приготовлен лист полуватмана и маркер определенного цвета, конверты с разноцветными фишками.

За неделю до урока были даны темы рефератов: Атомная физика в конце XIX - начале XX веков. Открытия В.К.Рентгена, Э. Резерфорда, А. Беккереля, Марии и Пьера Кюри, Ирен и Фредерика Жолио - Кюри.

2. Установочно-мотивационный этап урока.

Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке вам предлагается, работая в группах, не просто вспомнить теоретические сведения согласно плану урока , но и постараться создать свой проект-презентацию по каждому вопросу при помощи юмористических рисунков, значков, символов и защитить его.

На отдельных карточках записаны задачи, которые должны будут решить у доски представители от каждой группы с целью закрепления теоретических знаний по каждому из вопросов.

Также от каждой группы необходимо представить докладчика с рефератом.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Коллективная работа групп над проектами (5 минут)

2. Обмен проектами с соседними группами и дополнение информации в проекты других групп (по 3 минуты на каждый проект)

План урока:

1. Строение атома. Опыт Резерфорда.

2. Ядерные реакции. Изотопы.

3. Радиоактивность. Альфа, бета и гамма излучения.

4. Радиоактивный распад. Период полураспада.

5. Поглощенная доза излучения. Биологическое действие излучения.

III. Проверка степени усвоения содержания учебного материала.

Защита проекта каждой группы. Заслушивание сообщений.

Самостоятельное решение задач на доске с объяснением.

Группа №1 СТРОЕНИЕ АТОМА.

Сообщение о Э. Резерфорде. Планетарная модель атома.

Состав ядра атома

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения., А=Z+N, где:

Z - 2 - порядковый номер элемента в таблице Менделеева, число е- и р+;

N - число нейтронов в ядре;

А - общее число частиц в ядре (атомная масса элемента);

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения. 11е- 11р+ 12 n°; План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения. 47е- 47р+ 60 n°

Группа №2 ЯДЕРНЫЕ РЕАКЦИИ. ИЗОТОПЫ.

Сообщение об открытии Рентгена.

Ядерные реакции - превращения ядер при взаимодействии с элементарными частицами

или друг с другом.

Например: План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения.

α распад:

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения.

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения.

β распад:

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения.

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения.

Задача: С ядром План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения. происходит 4 α-распада и 2 β - распада.

Ядро какого элемента при этом образуется?

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения.

Ответ: образуется полоний План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения.

Группа №3 РАДИОАКТИВНОСТЬ.

Сообщение об открытии радиоактивности А. Беккерелем.

Опыт Э. Резерфорда.

Закон радиоактивного распада

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения., где

N0 - первоначальное число радиоактивных атомов;

N - число радиоактивных атомов в данный момент времени г.;

Т - период полураспада;

Задача:

Каков период полураспада радона, если за 11,4 дня количество радона уменьшилось в 8 раз?

Дано: План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения.

Найти: T- ?

Группа №4 РАДИОАКТИВНЫЙ РАСПАД. ПЕРИОД ПОЛУРАСПАДА.

Найти энергию связи ядра атома дейтерия План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения.

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения., где План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения. - дефект массы ядра

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения.

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения.

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения.

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения.

Удельная энергия связи - это отношение энергии связи ядра атома к атомной массе элемента.

Задача:

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения.

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения.

1 а.е.м. соответствует энергия 931 МэВ.

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения.

Группа №5 ПОГЛОЩЕННАЯ ДОЗА ИЗЛУЧЕНИЯ.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЗЛУЧЕНИЯ.

Задача:

Вычислить энергетический выход реакции взаимодействия изотопов водорода - дейтерия и трития, в результате которой образуется свободный нейтрон и альфа частица:

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения.

Найдем разность масс частиц, вступающих в реакцию, и частиц, являющихся продуктами данной реакции.

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения.

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения. - энергия выделяется

План-конспект урока физики в 11 классе на тему Строение ядра атома. Радиоактивные превращения. Биологическое действие радиоактивного излучения.

Ответ: в результате реакции выделилась энергия 18 МэВ.

IV. Обсуждение выступлений докладчиков. Полемика между группами.

V. «Микрофон»

Что ожидали от урока? Что больше всего на уроке понравилось и не понравилось?

(каждой группе передается игрушка-микрофон)

VI. Подведение итогов урока, оценивание результатов урока.

Раздаются конверты по количеству учеников в каждой группе и наборы цветных фишек- кружочков: красные (отлично-12 баллов), синие (хорошо-9 баллов) и желтые (удовлетворительно-7 или 6 за участие). Оценивание работы на уроке провести путем «тайного голосования»: каждый ученик подписывает конверт и вкладывает первую фишку (само оценивание работы на уроке и проведенной подготовки к уроку), а затем все ученики группы аналогично оценивают работу каждого на уроке, вкладывая фишку определенного цвета. Конверты по кругу возвращаются к владельцу, анализируются суммарные баллы и сдаются учителю для выставления оценок за урок.

VII. Домашнее задание:

1) повторить основные понятия по теме для зачета по теории: нуклоны, изотопы, изобары, массовое число, радиоактивные излучения, дефект масс, энергия связи, удельная энергия связи, энергетический выход реакции, поглощенная доза облучения;

2) составить и решить задачи, аналогичные рассмотренным задачам на уроке;

3) по желанию придумать кроссворд по атомной и ядерной физике.

Всем спасибо за урок!

















План-конспект

урока физики в 11 классе

на тему:

«Строение ядра атома. Радиоактивные превращения.

Биологическое действие радиоактивного излучения»











Выполнила:

учитель физики

Зайцева С.Н.













г. Харьков, 2008.

© 2010-2022