• Преподавателю
  • Физика
  • Практико-ориентированное обучение как один из методов системно – деятельностного подхода

Практико-ориентированное обучение как один из методов системно – деятельностного подхода

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практико-ориентированное обучение как один из методов системно - деятельностного подхода.

Учитель физики:

Глушкова Т.С.

"Я слышу - я забываю,

я вижу - я запоминаю,

я делаю - я усваиваю

Китайская мудрость

Работа в лицее (в классах с не очень хорошей успеваемостью), Новонадеждинская школа, учитель года, введение стандартов в начальной школе. Не за горами время когда они придут и к нам, в среднее и старшее звено (нельзя сегодня работать так, а завтра придти на урок и работать по-новому). Да и сами ученики совсем не те, что были 10 лет назад.

В основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход.

Что значит "деятельность"?

Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, которая нацелена на результат. Который может быть разным для каждого отдельного ученика (один и тот же результат для кого-то достижение, а для кого-то шаг назад). С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности который заключен в развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция). Важно увидеть, что все действия не разорваны.

В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.


Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.

Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

В связи с этим меняется позиция учителя и ученика, задачи урока и т.д.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).


Существуют различные методы обучения способствующие повышению эффективности образовательного процесса, при использовании системно - деятельностного подхода, это :

-Проблемное объяснение нового материала (целеполагание)

- Групповая форма обучения

- Проектная деятельность учащихся

- Самостоятельное изучение нового материала, работа с источниками, ЦОР, интернетом.

- Работа в парах,

- Практико-ориентированное обучение и т.д. (можно много перечислять)

Бессистемное использование хороших методов приведёт неизбежно к снижению их результативности, потому передо мной встала проблема создания своей собственной системы работы, которая отвечала бы определенным требованиям.

Проработав немало лет в школе, имея дело с различным контингентом учащихся, я пришла к выводу: нужно стремиться, не только сообщать ученику новые знания, но и помогать ему лучше и глубже познать то, что он уже знает, и сделать «живыми» основные научные сведения, научить сознательно и самостоятельно ими распоряжаться, пробудить желание применять их.

Такие условия можно создать при практико-ориентированного подходе.

Практико-ориентированное обучение - это процесс взаимодействия учителя и ученика с целью развития личности, направленный с одной стороны на совершенствование ряда психологических характеристик (внимание, мышление, мотивация), с другой стороны - на самостоятельное приобретение новых знаний, формирования практического опыта, их применения в окружающей действительности при решении жизненно важных задач и проблем.

Пр-Ор обучение предполагает:

1) деятельностную подачу содержания обучения;

2) систематическое и последовательное рассмотрение прикладного аспекта физических знаний;

3) осуществление взаимосвязи физики с предметами естественного цикла (биологией, географией, химией)- это уже традиционно. Но не только, можно привлечь рисование.(почему рисует карандаш? Как идет процесс растворения красок?), музыка (распространение звука, струнные инструменты - колебания 9 класс). Физику можно связать с любым предметом.



Цели и задачи практико-ориентированного подхода

  1. развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы;

  2. умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов;

  3. развитие творческих способностей учащихся;

  4. раскрытие роли физики в современной цивилизации;

  5. помощь выпускникам школы в определении профиля их дальнейшей деятельности.

Таким образом с помощью такого метода обучения можно Не углубляясь в сложные математические вычисления или сложные эксперименты, без дорогостоящего экспериментального оборудования, оживить предмет разбором ежедневно встречающихся жизненных ситуаций, на простых примерах можно раскрыть перед учениками физическую картину мира, причины и взаимосвязи явлений окружающей природы. Такое миропонимание необходимо любому образованному человеку независимо от того, какую карьеру он выберет в дальнейшем.

Мы живём в мире разнообразных физических явлений. Многие из них - например, такие, как радуга, сияющая от горизонта до горизонта; зори, когда небо и облака над горами как будто пылают в огне или полярные сияния - весьма красочны. Другие - оптические иллюзии, сияние далеких звезд и маленького светлячка, шум прибоя - кажутся завораживающими и загадочными. Иные - гроза, смерч, ночное свечение в море или в лесу - пугают нас. Большинство же - падение дождинок, мерцающее пламя свечи, работа термометра или компаса, полет птицы, - кажутся привычными, но ненамного более понятными. Чтобы выяснить причины тех или иных физических явлений, нужно обнаружить связь наблюдаемого явления с другими и объяснить его на основании определённого закона природы. Загадочность явления не исчезнет, но мы приобретаем о нём научное знание.

Как я это делаю

Мне очень нравится выражение «Физика вокруг нас».

Использование Пр-ор обучения при изучение новой темы:

  1. Начинаем изучать рычаг в 7 классе (качаемся на качелях).

  2. Взаимодействие в 7 классе или 3 закон Ньютона в 9 классе (катаемся на коньках - опыт с пережиганием нити).

  3. Закон преломления ( карандаш в стакан с водой - излом. Почему?).

  4. Многое человек подсмотрел у природы, она над этим трудилась миллионы лет ( закон сохранения импульса, реактивное движение, подводные лодки, погружение, всплытие, форма крыла самолета и т.д).

  5. Электризация - зима стреляемся током, а что это?

Таким образом активизируем познавательную активность. Даем возможность всем ученикам проявить себя ( н-р, Вовчок 8 кл).

Практикую домашние минилабораторные работы.

- интересна учащемуся, увлекать его;

- выполнима;

- доступной, и соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Например:

  1. Положите монету на лист фанеры или деревянную доску. Прижмите монету к доске и двигайте ее быстро то в одну, то в другую сторону. Заметьте сколько раз надо подвинуть монету, чтобы она стала теплой, горячей. Сделайте вывод о связи между выполненной работой и увеличением внутренней энергии.

  2. В два одинаковых блюдца налейте по одинаковому количеству воды (например по 3 столовые ложки). Одно блюдце поставьте в холодное место, а другое в теплое. Запишите, за какое время испарится вода в том и другом блюдцах. Объясните разницу в скорости испарения.

  3. Из металлической фольги сделайте маленький шарик, подвесьте его на нити. Зарядите шарик от пластмассовой линейки, потертой о шерсть (шелк или бумагу). Вновь зарядите линейку трением о то же самое тело. Подносите наэлектризованную линейку к шарику, постепенно уменьшая расстояние между ними (например на 20см, 15 см, 10 см, 5 см). пронаблюдайте явление, сделайте вывод.

  4. Налейте в один стакан холодной воды, в другой - теплой. Опустите в каждый из них несколько кристалликов марганцовки (или краски). Объясните наблюдаемое явление.

  5. Смочите два листочка бумаги: один - водой, другой - растительным маслом. Слипнутся ли они? Ответ обоснуйте.

Такая форма обучения позволяет ученику не только расширить и углубить знания по физике, но и развить универсальные способности: научиться вести наблюдение; получать, обрабатывать данные; строить на их основе логические умозаключения - другими словами, проводить самостоятельно полный цикл несложного учебного исследования.



Задачи.

Одним из эффективных средств и методов является решение сюжетных задач.
Под сюжетными мы понимаем задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), с целью нахождения определённых количественных характеристик или значений. При этом сюжетные задачи чаще всего мы придумываем сами.


  1. Свободное падение. В учебнике «Тело падает с высоты 10м, определите время когда тело достигнет Земли». Что у нас «телефон падает со 2 этажа,при этом мы приблизительно прикидываем…

  2. Давление на различных высотах (из географии гора, считает давление, а обед себе там сможем приготовить?).

  3. Соединение проводников (рассчитываем елочные гирлянды).

Связь обучения с жизнью, практикой, бытом является мощным средством воспитания интереса школьников к предмету.

Творческие работы.

Рисунки по теме «Рычаги в быту и технике», способы уменьшения и увеличения давления в природе ПРИДУМАЙТЕ КАРТИНКИ - ЧЕМ БОЛЬШЕ ПЛОЩАДЬ ОПОРЫ, ТЕМ МЕНЬШЕ ДАВЛЕНИЕ.(это в основном на начальном этапе изучения физики 7 класс).

Изготовление простейших физических приборов.

( поилки для птицы, и т.д)

Заключение.

Таким образом

Практические работы - неотъемлемая составная часть процесса обучения физике, поскольку она позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащегося и их навыки применения знаний на практике. Творческие работы обеспечивают высокий уровень развития творческой инициативы учащихся. Сюжетные задачи учат видеть и правильно объяснять с точки зрения физики повседневные явления. Формируют способности и умения решать любые задачи. А это важно потому, что вся жизнедеятельность человека связана с решением задач: каждое самостоятельное действие - это решение некоторой задачи, возникающей в силу сложившихся условий и обстоятельств. Вооружить учащихся такой культурой жизнедеятельности является нашей главной целью.

Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому, и я научусь.



© 2010-2022