Рабочая программа по физике 7 класса

Рабочая программа по физике 7 класса составлена на основе: 1. Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике. 2. Программы для общеобразовательных учреждений.  Физика. Астрономия. 7-11кл. /   сост.  В.А. Коровин, В.А.Орлов- М.: Дрофа, 2009г.; 3. Авторской программы В.Ф Шилова, которая составлена на основе предыдущей программы авторов А.А. Пинского, Ю. И. Дика, В.Ф. Шилова.   4. Сборника  нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадье...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




муниципальное казенное образовательное учреждение

«Троицкая средняя общеобразовательная школа»

Согласовано

Зам.директора по УВР

Семеренко С.С

________________2014г

Принято

решением педагогического совета

протокол № ___ от _____2014г

Утверждаю

директор школы _____________

Е.Н.Ликоровская

приказ № ____ от ________2014г





Рабочая программа учебного предмета

«ФИЗИКА»

для 7 класса





составила Калабина Е.Н.

учитель физики первой

квалификационной категории















2014 - 2015 уч. год.



Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике 7 класса составлена на основе:

1. Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике.

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11кл. / сост. В.А. Коровин, В.А.Орлов- М.: Дрофа, 2009г.;

3. Авторской программы В.Ф Шилова, которая составлена на основе предыдущей программы авторов А.А. Пинского, Ю. И. Дика, В.Ф. Шилова.

4. Сборника нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

При реализации рабочей программы используется УМК: Физика. 7 кл.: академический школьный учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Пинского,В.Г. Разумовский. М.: Просвещение, 2009 г, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.

Рабочая учебная программа по физике конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися

Основные цели и задачи изучения курса физики в 7 классе:

  • удовлетворить и развить познавательные возможности всех учащихся 12-14 лет, опираясь при этом на уже имеющиеся у них представления, математические знания, естественно-научную подготовку;

  • перевести знания из кабинетной сферы применения в повседневную жизнедеятельность. В результате такого перевода природные явления и технические процессы окружающей действительности будут для каждого ученика не за семью печатями таинственности, а вполне понятными, объяснимыми и применимыми;

  • сформировать с учетом возраста учащихся основные научные понятия и закономерности, касающиеся основных научных теорий классической и современной физики, а также астрометрии и астрофизики. Показать одинаковость выполнения законов физики не только в условиях физического кабинета, но и в земных и в космических масштабах;

  • обеспечить научное миропонимание окружающей среды, природы, техники, преобразующей деятельности человека и связанных с этим проблем охраны окружающей среды, проблем экологии;

  • сформировать у учащихся представления о научных методах исследования и познания природы в процессе непрерывной самостоятельной экспериментальной деятельности в классной и домашней обстановке;

  • сформировать у учащихся, проявивших особый интерес к физике, умения и навыки самостоятельного добывания экспериментальных фактов и их интерпретации в целях получения нового знания субъективного и объективного плана;

  • сформировать у учащихся, тяготеющих к технике, практические умения и навыки, позволяющие им проводить вначале регламентную профилактику инструментов, электро- и радиоприборов бытовой техники, а затем и ремонт некоторых из них;

  • возбудить интерес к науке и технике, показать, как добываются научные знания, какую роль выполняет теория и практика, развить познавательные способности школьников, приобщить их к творческой деятельности, показать, что физика - это теоретическая и экспериментальная основа современной и будущей техники, а также технологии и культуры производства.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МКОУ Троицкая СОШ программа рассчитана на преподавание курса физики в 7 классе в объеме 2 часа в неделю, 70 часов в год (за 35 недель).

В программе изучаются физические и астрономические явления, рассматривается их взаимосвязь, что помогает учащимся получать целостное представление об окружающем мире. По программе используются домашние экспериментальные работы, в целях формирования исследовательских умений учащихся. Дифференцированы также вопросы для самоконтроля, качественные и расчетные задачи. Весь материал рассчитан для дальнейшего углубленного изучения физики.

Для изучения курса используется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, как по физике, так и по астрономии, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ, 5 контрольных работ.

В результате изучения физики в 7 классе ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;

  • смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • рационального применения простых механизмов;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.

Курс физики 7 класса представлен 5 темами:

1. Физика и астрономия - науки о природе (12 ч)

Природа и человечество. Физика. Астрономия - наука о небесных телах. Научные методы познания природы. Эксперимент - метод установления и проверки физических законов. Законы отражения света. Зеркальный телескоп. Явление свободного падения тел - пример опровержения ложной гипотезы. Физическая теория. Физические величины, их измерение. Точность измерений и вычислений. Метрическая система мер. Запись больших и малых чисел. Как измерили радиус Земли.

Фронтальные лабораторные работы:

1. Измерение размеров малых тел.

2. Измерение объема тел с помощью измерительного цилиндра.

Демонстрации:

1. Физические явления: механические, тепловые, электрические, оптические, звуковые. 2. Приборы для измерения физических величин: расстояния, времени, температуры, массы. 3. Законы отражения света. 4. Свободное падение тел. 5. Модель молекулярного строения вещества. 6. Определение цены деления и пределов измерения приборов и инструментов для измерения длины, времени, объема, массы.

2. Движение (11 ч)

Механическое движение. Тело отсчета. Относительность движения. Суточное движение небесных тел. Годичное движение Солнца. Развитие учения о строении Солнечной системы. Гелиоцентрическая система Коперника. Материальная точка. Траектория движения. Координаты точки. Путь и перемещение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. График равномерного прямолинейного движения. Инерция.

Фронтальная лабораторная работа:

3.Изучение равномерного прямолинейного движения.

Демонстрации:

1. Относительность движения и покоя. 2. Равномерное прямолинейное движение и его запись. 3. Измерение скорости равномерного прямолинейного движения. 4. Криволинейное движение и его запись. 5. Движение по инерции.

3. Масса и сила (11 ч)

Масса тела. Плотность вещества. Сила. Деформация. Закон Гука. Динамометр. Сложение сил, действующих по одной прямой. Сила тяжести. Вес. Невесомость. Сила трения. Коэффициент трения.

Фронтальные лабораторные работы:

4. Измерение массы тела и его плотности.

5. Изучение упругих деформаций.

6. Измерение коэффициента трения скольжения.

Демонстрации:

1. Сравнение масс двух тел по их взаимодействию. 2. Взвешивание тел. 3. Сравнение масс различных тел, имеющих одинаковый объем. 4. Сравнение объемов тел, имеющих одинаковые массы. 5. Измерение плотности твердого тела. 6. Зависимость величины деформации от деформирующей силы. 7. Измерение сил динамометрами. 8. Сложение и измерение сил, действующих по одной прямой. 9. Измерение веса тела и демонстрация невесомости. 10. Измерение силы трения скольжения. 11. Измерение коэффициента трения скольжения.

4. Энергия (15 ч)

Работа. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергия. Механическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. Потенциальная энергия тела, на которое действует сила тяжести. Потенциальная энергия деформированной пружины. Кинетическая энергия. Преобразование механической энергии при свободном падении тел.

Момент силы. Принцип действия рычажных весов. Закон сохранения энергии и золотое правило механики. Коэффициент полезного действия механизмов и машин.

Фронтальные лабораторные работы:

7. Проверка правила моментов сил

8. Измерение КПД наклонной плоскости.

Демонстрации:

1. Измерение механической работы. 2. Измерение механической мощности. 3. Зависимость кинетической энергии тела от его массы и скорости движения. 4. Потенциальная энергия сжатой пружины. 5. Потенциальная энергия сжатого газа. 6. Закон сохранения механической энергии на примере маятника Максвелла или банки-бумеранга. 7. Проверка правила моментов сил. 8. Рычажные весы: устройство, принцип действия. 9. Проверка золотого правила механики. 10. Измерение КПД простого механизма.

5. Давление (15ч)


Давление и сила давления. Передача давления твердым телом, жидкостью и газом. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Давление жидкости и газа, вызванное силой тяжести. Зависимость давления, вызванного действием силы тяжести, от плотности жидкости. Сообщающиеся сосуды. Водопровод. Атмосферное давление. Барометр-анероид. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание. Определение плотности жидкости методом гидростатического взвешивания.

Фронтальные лабораторные работы:

9. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

10. Выяснение условия плавания тел в жидкости.

Демонстрации:

1. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. 2. Передача давления жидкостью и газом. 3. Гидравлическая машина: устройство и принцип действия. 4. Идентификация силы давления жидкости на дно сосуда. 5. Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах. 6. Подъем воды в трубке за поршнем. 7. Принцип действия насосов. 8. Обнаружение атмосферного давления. 9. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. 10. Обнаружение и измерение архимедовой силы. 11. Картезианский водолаз: условия его погружения и всплывания. 12. Воздухоплавание на примере мыльного пузыря или детского воздушного шарика. 13. Ареометр: устройство и принцип действия.

6. Повторение (6ч).

Учебно-тематический план



п/п



Тема

Кол-во

часов

Лабораторные

работы

Контрольные

работы

1

Физика и астрономия - науки о природе.

12

1. Измерение размеров малых тел.

2. Измерение объема тел с помощью

измерительного цилиндра.

_

2






Движение.

11

3.Изучение равномерного прямолинейного движения.

Контрольная работа №1 по теме «Движение материальной точки»

3






Масса и сила.

11

4. Измерение массы тела и его плотности.

5. Изучение упругих деформаций.

6. Измерение коэффициента трения скольжения.

Контрольная работа №2 по теме «Масса и сила»

4








Энергия.

15

7. Проверка правила моментов сил

8. Измерение КПД наклонной плоскости.

Контрольная работа №3 по теме «Энергия»

5




Давление.

15

9. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

10. Выяснение условия плавания тел в жидкости.

Контрольная работа №4 по теме «Давление»

6




Повторение.

6

Итоговая контрольная работа №5


Итого

70

10

5















Календарно - тематическое планирование

Тема урока

§

Кол-во

часов

Дата



1

2

3



4

5

6



7

8(1)

9



10(2)



11

12











13



14

15

16

17



18



19

20

21(3)



22

23



24

25

26(4)

27

28(5)



29



30

31

32(6)

33

34



35

36

37

38

39



40

41

42



43

44

45(7)

46



47(8)



48

49





50



51

52

53(9)





54

55

56

57

58

59

60

61(10)



62

63

64







65

66

67

68

69

70

Глава 1.

Физика и астрономия - науки о природе



Природа и человечество. Физика и астрономия.

Научные методы изучения природы.

Эксперимент - метод установления и проверки физических законов. Зеркальный телескоп.

Свободное падение тел.

Физическая теория.

Физические величины и их измерение.

Точность измерений и вычислений.

Решение задач.

Л/р 1 «Измерение размеров малых тел».

Метрическая система мер. Запись больших и малых чисел.

Л/р 2 «Измерение объема с помощью измерительного цилиндра».

Как измерили радиус Земли.

Обобщающее повторение темы «Физика и астрономия - науки о природе». Самостоятельная работа № 1.

Глава 2.

Движение.

Механическое движение. Тело отсчета. Относительность движения. Суточное движение небесных тел.

Годичное движение Солнца

Развитие учения о строении Солнечной системы.

Гелиоцентрическая система мира.

Материальная точка. Траектория движения.

Координаты точки, перемещение и путь.

Равномерное и неравномерное движение.

Скорость.

График равномерного прямолинейного движения.

Решение задач.

Л/р 3 « Изучение равномерного прямолинейного движения.».

Инерция.

Контрольная работа 1 по теме «Движение»

Глава 3.

Масса и сила.

Масса тела. Плотность вещества.

Решение задач.

Л/р 4 «Измерение массы тела и его плотности».

Сила. Деформация. Закон Гука.

Динамометр. Л/р 5 «Изучения упругих деформаций»

Сложение сил, действующих вдоль одной прямой. Решение задач.

Сила тяжести. Вес тела. Невесомость.

Сила трения. Решение задач.

Л/р 6 « Измерение коэффициента трения скольжения».

Решение задач.

Контрольная работа 2 по теме «Масса и сила».

Глава 4.

Энергия.

Работа. Мощность.

Решение задач.

Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергии.

Закон сохранения энергии в механике. С/р 2.

Потенциальная энергия тела, на которое действует сила тяжести.

Потенциальная энергия деформированной пружины.

Кинетическая энергия. Решение задач.

Преобразование механической энергии при свободном падении тела.

Момент сил.

Решение задач. Принцип действия рычажных весов.

Л/р 7 «Проверка правила моментов сил».

Закон сохранения энергии и «золотое правило механики».

КПД механизмов и машин. Лабораторная работа 8 «Измерение КПД наклонной плоскости».

Решение задач.

Контрольная работа 3 теме «Энергия».

Глава 5.

Давление.

Давление и сила давления. Передача давления твердым телом, жидкостью и газом. Закон Паскаля.

Гидравлические механизмы.

Решение задач

Давление жидкости и газа, вызванное действием силы тяжести. Лабораторная работа 9 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Сообщающиеся сосуды. Водопровод.

Решение задач.

Атмосферное давление.

Решение задач. Насосы.

Архимедова сила. С/р 3.

Условия плавания тел.

Решение задач.

Л/р 10 « Выяснение условия плавания тел в жидкости»

Водный транспорт. Воздухоплавание.

Решение задач.

Контрольная работа 4 по теме «Давление».

Повторение курса физики за 7 класс.

Повторение «Масса и сила».

Повторение «Движение».

Итоговая контрольная работа.

Анализ контрольной работы

Повторение «Давление» и «Энергия»

Повторение «Физические величины»

I гл.

1,2

3



4,5

6

7

8,9





стр.178

10,11



стр.179

12







1,2



3

4

5

6,7



8,9



10



стр.181

11







1,2



стр.183

3,4,5

стр.184

6



7

8,9

10













1,2



3,4



5

6



7

8

9



10

11

стр.189



12



13













1,2



3



4,5



6,7



8

9

10

11



стр.190

12,13



12 ч.





































11ч.































11ч.

































15 ч.

















































15ч.







































6 ч.
































































Форма контроля знаний.

Контроль осуществляется в форме контрольных, проверочных, самостоятельных работ, тестов, лабораторных работ.

Контрольно - измерительные материалы, направленные на изучение уровня:

  • знаний основ физики (монологический ответ, экспресс - опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента)

  • приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся (в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач)

  • развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.


Литература

1. Физика: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, Ю. И. Дик и др.; под ред. А. А. Пинского, В. Г. Разумовского. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2009.

2. Методика преподавания физики и астрономии в 7- 9 классах общеобразовательных учреждений: кн. для учителя / А. А. Пинский, Н. К. Гладышева, И. Г. Кириллова и др.; под ред. А. А. Пинского, И. Г. Кирилловой. - М.: Просвещение.

3. Шилов В. Ф. Физический эксперимент по курсу «Физика и астрономия» в 7-9 классах общеобразовательных учреждений: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2006.

4. Шилов В. Ф. Примерное планирование учебного материала по учебнику «Физика и астрономия - 7» // Физика в школе.

5. Шилов В. Ф. О преподавании в основной школе по учебникам «Физика и астрономия» // Физика в школе.

6. Шилов В. Ф. Тетрадь для лабораторных работ по физике: 7 класс. - М.: Просвещение, 2002.

7. Заботин В. А. Комиссаров В. Н. Контроль знаний, умений и навыков учащихся при изучении курса «Физика и астрономия»: 7-9 классы. - М.: Просвещение,


© 2010-2022