Программа факультативного курса для 11 класса

Программа факультативного курса "Физические задачи и информационные технологии" для 11 класса. Программа составлена на основе следующих нормативных документов: ·       Закон РФ «Об образовании»; ·       Закон РБ «Об образовании»; · «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказ Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089; · «Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ», приказ Минобраз...
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования МО «Тункинский район»

МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа»



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла протокол № ___

«___» ______________2014г.

руков.МО__________

/Янданова И.К.

СОГЛАСОВАНО

«___»__________2014г.

зам.директора по УВР

___________________

/Бадлуева Д.Д.

УТВЕРЖДЕНО

педсовет №___

от «___» ___________2014г.

Директор МБОУ _________

/Янданова Т.П.



Программа

факультативного курса

«Физические задачи и информационные технология»

Составитель: ЯНДАНОВА ИНГА КИМОВНА

учитель физики, 1 категории












Торы

2014

Содержание

1. Пояснительная записка

1.1. Обоснование актуальности курса.

1.2. Контингент и уровень подготовки школьников, посещающих курс.

1.3. Общие цели курса.

1.4. Задачи курса.

1.5. Особенности структуры и содержания программы курса.

1.6. Формы проведения занятий факультативного курса.

1.7. Требования к уровню подготовки учащихся, посещающих курс.

1.8. Условия реализации программы.

1.9. Критерии оценивания результатов обучения детей по программе курса.

2. Содержание программы.

2.1. Программа курса.

2.2. Учебно-тематическое планирование.

2.3. Перечень учебно-методического и дидактического сопровождения.

3. Перечень литературы для учащихся.

4. Перечень литературы для учителя.

5. Валеологические требования к занятиям.








1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Закон РБ «Об образовании»;

  • «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказ Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089;

  • «Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ», приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312;

  • Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;

  • Методическое письмо «О преподавании физики в средней школе с учетом результатов ЕГЭ»;

  • Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом от 07.12.2005г. №302. Рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

1.1. Обоснование актуальности курса.


Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. Деятельность людей во всё большей степени зависит от их способностей использовать различную информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках специалист любого профиля учится получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью двух информационных сфер:

1. Естественной информации (информации творческого взаимодействия человека с миром). Зрение, слух, мышление и другие информационные методы, относящиеся к биологическим объектам, считаются естественными.

2. Искусственной информации (банк данных накопленных цивилизацией в процессе развития). Широко известно использование телескопов, микроскопов, радиоприёмников и других устройств. Компьютер позволяет объединить различные искусственные методы.

Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития к информационному.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

В одобренной правительством РФ концепции модернизации российского образования перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущим является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Поэтому жить в современном мире, адекватно этому миру, сможет тот, кто сам умеет использовать информационные технологии, владеет современными ИКТ.

Современному выпускнику необходимо интегрироваться в социальную среду. Формирование его компетентностей, происходящее в процессе обучения, включает новые требования в условиях информационного общества. Наряду с учебно-организационными, интеллектуальными умениями и навыками, необходимо развивать у него учебно-информационные умения и навыки, которые включают в себя умение пользоваться каталогом и компьютерным источником информации, справочной компьютерной литературой, компьютерными коммуникационными системами.

В старших классах происходит ещё более тесная связь курса физики и информатики. Изучение основ информатики и вычислительной техники позволяют широко использовать материал курса физики. Физика помогает наглядно и доступно осваивать информатику, а компьютер способствует освоению физики. На уроках информатики учащиеся закрепляют текущий материал по физике, составляют программы для лабораторных работ, больше времени удается уделить экспериментальной работе, закреплению практических навыков, работе с измерительными приборами. Технология как строго научное понятие означает определенный комплекс научных и инженерных знаний, воплощенный в способах, приемах труда, наборах производственно-вещественных факторов производства. Под информационными технологиями понимается переработка информации на базе компьютерных вычислительных систем.

Факультативный курс «Физические задачи и информационные технология» предназначен для учащихся 11 класса. Предполагает решение задач, как один из надежных способов углубления понимания физических теорий, поэтапного формирования логического мышления, видения функциональных связей физических величин, анализа, классификации; как один из возможных способов подготовки к единому государственному экзамену по физике.


  1. Контингент и уровень подготовки школьников,

посещающих курс.

У учащихся 11 класса уже сформированы некоторые компетенции:

Познавательная деятельность:

 использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

 формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

 овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

 приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

 владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

 владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

 организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

1.3 Цель курса


Цель курса - показать необходимость развития в процессе обучения физике информационно-коммуникативной компетентности, позволяющего решать задачи по физике при подготовке к сдаче единого государственного экзамена и дальнейшему обучению выпускника в ВУЗе.

1.4 Задачи курса

Задачи курса:

  • Внедрение информационных технологий в организацию решения задач;

  • Формирование обобщённых умений и навыков работы с компьютерными программами, с целью использования их при решении задач по физике, а также по другим предметам;

  • Формирование творческих способностей учеников и повышение интереса к предмету за счёт использования новых возможностей получения и применения знаний, умений и навыков работы с компьютером.

1.5. Особенности курса.

Программа курса рассчитана на 35 часов, которые проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю и составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и согласована с требованиями государственного стандарта.

По программе предусмотрено следующие темы для создания проектов:

  • Составление тестового задания по любой теме курса физики;

  • Составление задач к модели;

  • Анализ существующих задач по любой теме курса физики;

  • Составление модели;

  • Составление задач различного уровня сложности;

  • Составление графических задач.

1.6. Формы проведения занятий факультативного курса

При изучении программы используются следующие формы занятий:

  • рассказ учителя;

  • беседа;

  • выступление учеников;

  • подробное объяснение решения задач;

  • коллективная постановка экспериментальных задач;

  • индивидуальная и коллективная работа по составлению задач.

Курс предполагает выполнение мультимедийных презентации по выбранным темам и задачам, самостоятельные работы над тестовыми заданиями, решение занимательных и экспериментальных задач, итоговое компьютерное тестирование.

1.7. Требования к уровню подготовки учащихся, посещающих курс

Ученик должен:

Знать/понимать:

 смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

 смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

 смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

 отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

 приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

 оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

 рационального природопользования и защиты окружающей среды.

1.8. Условия реализации программы

Для качественной реализации данной программы созданы благоприятные условия. Все учащиеся обеспечены учебной литературой, справочниками, пособиями для подготовки к ЕГЭ, электронными образовательными ресурсами, а также разнообразным дидактическим материалом Преподавание осуществляется в кабинете физики, который соответствует требованиям Сан ПиН 2.4.2.1178-02.

Материально-техническая база кабинета соответствует всем современным требованиям к оснащению образовательного процесса.

1.9 Критерии оценивания результатов обучения учащихся

по программе курса.


Контролем усвоенных знаний и приобретенных умений в течение года обучения по данной программе могут служить следующие виды работ:

  • создание компьютерной программы, иллюстрирующей явление или процесс, положенным в основе решения той или иной задачи;

  • создание презентации, отражающей последовательность действий при решении задачи;

  • конкурс на составление лучшей задачи, презентации.

Оценивание письменных работ осуществляется в процентном отношении с дальнейшим переводом в отметку следующим образом:

Оценка «5». Ответ содержит 90 - 100% элементов знаний;

Оценка «4». Ответ содержит 70 - 89% элементов знаний;

Оценка «3». Ответ содержит 50 - 69% элементов знаний;

Оценка «2». Ответ содержит менее 50% элементов знаний.

2. Содержание программы


2.1. Программа курса


Наименование раздела

Кол-во часов

Из них

Теория, ч

Практика, ч

1

Механика

6

3

3

2

Молекулярная физика

6

3

3

3

Электродинамика

6

2

4

4

Колебания и волны

6

2

4

5

Оптика

6

2

4

6

Квантовая и атомная физика

4

2

2

7

Итоговое компьютерное тестирование

1


1


Итого

35

14

21

2.2. Календарно - тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата проведен

1

Механика

6


1.1

Кинематика

1

02.09.

1.2

Решение задач

1

09.09.

1.3

Динамика

1

16.09.

1.4

Решение задач

1

23.09.

1.5

Законы сохранения

1

30.09.

1.6

Решение задач

1

07.10.

2

Молекулярная физика

6


2.1

Молекулярно-кинетическая теория

1

14.10.

2.2

Решение задач

1

21.10.

2.3

Термодинамика

1

28.10.

2.4

Решение задач

1

11.11.

2.5

Жидкости и твердые тела

1

18.11.

2.6

Решение задач

1

25.11.

3

Электродинамика

6


3.1

Постоянный ток

1

02.12.

3.2

Решение задач

1

09.12.

3.3

Решение задач

1

16.12.

3.4

Магнитное поле

1

23.12.

3.5

Решение задач

1

30.12.

3.6

Решение задач

1

14.01.

4

Колебания и волны

6


4.1

Колебания

1

21.01.

4.2

Решение задач

1

28.01.

4.3

Решение задач

1

04.02.

4.4

Волны

1

11.02.

4.5

Решение задач

1

18.02.

4.6

Решение задач

1

25.02.

5

Оптика

6


5.1

Геометрическая оптика

1

04.03.

5.2

Решение задач

1

11.03.

5.3

Решение задач

1

18.03.

5.4

Волновая оптика

1

25.03.

5.5

Решение задач

1

08.04.

5.6

Решение задач

1

15.04.

6

Квантовая и атомная физика

4


6.1

Квантовая физика

1

22.04.

6.2

Решение задач

1

29.04.

6.3

Атомная физика

1

06.05.

6.4

Решение задач

1

13.05.

7

Итоговое компьютерное тестирование

1

20.05.


Итого

35


2.3.Перечень учебно-методического и дидактического

сопровождения

Учебники:

1. Касьянов В.А. Физика 10 класс. -М.: Дрофа, 2007.

2. Касьянов В.А. Физика 11 класс. -М.: Дрофа, 2007.

3. Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотский Н.Н. «Физика 10». -М, Просвещение, 2009.

4. Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотский Н.Н. «Физика 11». -М, Просвещение, 2009.

Справочные пособия:

1. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразова-тельных школ. М.: Просвещение, 1996.

Электронные образовательные ресурсы:

1. Виртуальная физическая лаборатория 7 класс.

2. Виртуальная физическая лаборатория 8 класс.

3. Виртуальная физическая лаборатория 9 класс.

4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по физике.

5. 1С: Репетитор. Физика.

6. Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11.

7. Открытая физика.

8. Живая физика.

Сборники тестов, задач и упражнений.

1. Гельфгап И.М., Гендештейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. - М.: Гимназия, 2004.

2. Баканина Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М. Сборник задач по физике.

-М.: Наука, 2002.

3. Шаскольская М.П., Эльцин И.А. Сборник избранных задач по физике.

-М.: Наука, 2004..

4. Богатин А.С. Пособие для подготовки к централизованному тестированию по физике.- Ростов-на- Дону: «Феникс», 2002.

Образовательные интернет-ресурсы:

1. physics.nad.ru/Physics/Cyrillic/mech.htm

2. experiment.edu.ru/

3. nsu.ru/materials/ssl/text/metodics/ivanov.html

4. nsu.ru/materials/ssl/distance/about.html

5. physica-vsem.narod.ru/

6. www/1september.ru

7. moscowtnt.ru

3. Перечень литературы для учащихся.


1.Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотский Н.Н. «Физика 10». -М, Просвещение, 2009.

2. Касьянов В.А. Физика 10 класс. - М.: Дрофа, 2007.

3. Касьянов В.А. Физика 11 класс. - М.: Дрофа, 2007.

4. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразова-тельных школ. М.: Просвещение, 1996.

5. Гельфгап И.М., Гендештейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. - М.: Гимназия, 2004.

6. Баканина Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М. Сборник задач по физике.

-М.: Наука, 2002.

7. Шаскольская М.П., Эльцин И.А. Сборник избранных задач по физике.

-М.: Наука, 2004..

8. Богатин А.С. Пособие для подготовки к централизованному тестированию по физике.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

9. газета «Первое сентября» 1996-2010 гг.

10. журнал «Вокруг света» 2005-2009 гг.

4. Перечень литературы для учителя.


1. Билимович Б.Ф. Физические викторины. М.: Просвещение, 1977.

2. Кавтрев А.Ф. Методические рекомендации по применению компьютерного курса «Открытая физика».

3.

5. Валеологические требования к занятиям

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

недостаточно рациональный

нерациональ-ный

1

Плотность урока

не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 мин.

11-15 мин.

более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Смена через 15-20 мин.

5

Количество видов преподавания

не менее 3-х

2

1

6

Чередование видов преподавания

не позже чем через 10-15 мин.

Через 15-20 мин.

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (количество)

2-3

1

нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физминуток.

на 20 и 35 мин. Урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

не ранее 40 мин.

не ранее 35-37 мин.

до 30 мин.


© 2010-2022