Разработка заключительного вечера физики Тайны раскрытия черных ящиков

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка заключительного вечера физики Тайны раскрытия черных ящиков

ВСТУПЛЕНИЕ.

1 ведущий. Наш сегодняшний вечер мы посвящаем физике - одной из древнейших наук, науке, без которой немыслимо дальнейшее развитие человечества, науке интересной, увлекательной, могучей.

2 ведущий. Сильная рука человека забросила ввысь космические корабли. И, глядя на эти золотые звёзды, люди говорят: "Физика - это здорово!"

3 ведущий. Пройдёт несколько лет, и первые люди, высадившись на Марсе, подумают: "Физика - всемогуща!"

1 ведущий. Мы, собравшиеся на этот вечер, говорим: "Физика - это грандиозно!"

Ну, а вначале, давайте разомнемся перед боем!

1 ведущий : «Музыкальная палочка!!!»

Кстати, правильно ответивший получает жетон. По наибольшему количеству жетонов участник получает приз.

Музыкальная викторина.

К заключительному вечеру физики «Раскрытие тайны черных ящиков»

1.Песня о физическом теле, которое обожают все дети и оно может помочь ощутить состояние невесомости (качели)

2.Песня, в которой поется об агрегатном состоянии воды (зима)

3. Песня, про рисунок в виде небесного светила, удаленного от нас на одну астрономическую единицу (солнечный круг)

4 Песня, в которой многократно повторяется числитель, соответствующий греческой приставке МЕГА (миллион алых роз)

5. Песня, о том, как исчезновение света огорчило маленькое животное (розовый слон)

6.Песня, об интересном явлении Земли (притяжение Земли)

7.Песня о о водном виде транспорта, которому как и людям дают имя (на теплоходе)

8.Песня о мальчике, нос которого может объяснить давление на опору. (Буратино)

2 ведущий. Сегодня в нашей школе необычный вечер. Вам предстоит раскрыть тайны "чёрных ящиков".

3 ведущий. Идея использования на вечере "чёрных ящиков" такова: залу задаётся вопрос, на который есть несколько ответов. Выслушав ваши ответы, я раскрываю чёрный ящик.

1 ведущий. Правильным же ответ считается в том случае, если он совпадает с названием предмета, упакованного в "чёрный ящик". Отгадывающему ведущий задаёт физический вопрос, связанный со спрятанным в ящике предметом.

2 ведущий. При обдумывании любого предложенного вопроса, задачи, опыта призываю вас следовать совету Козьмы Пруткова "Смотри в корень!" (показывает на плакате).

"КТО БЫСТРЕЕ СООБРАЗИТ".

Разминка (ведущие предлагают зрителям загадки). К каждой отгадке ставят физический вопрос.

1. Чего в сундук на спрячешь? Ответ: луч света

Вопрос. Какого цвета белый свет? Ответ: белый свет состоит из разноцветных лучей: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового.

2. Ревнул вол на сто сёл, за сто речек. Что это такое? Ответ: гром.

Вопрос. Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию? Ответ: раньше увидим молнию, т. к. скорость распространения света 300000 км/с. Позднее услышим раскаты грома, т. к. скорость звука в воздухе 340 м/с.

3. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? Ответ: лёд.

Вопрос. Когда чайник с кипятком остынет скорее: если поставить на лёд или если лёд положить на крышку? Ответ: тогда, когда лёд положен на крышку чайника, т. к. вокруг льда образуется холодный слой воды, который тяжелее остальной, он и будет опускаться вниз, тёплый слой поднимется вверх.

4. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это такое? Ответ: тень.

Вопрос. Как получить от одной палки тень разной длины? Ответ: нужно наклонять палку под разными углами по направлению к солнцу.

5.На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка,
Эта стрелка наперёд
Нам погоду узнаёт.

Ответ: барометр

Вопрос. Как по этому прибору можно судить о погоде?

Ответ: если атмосферное давление повышается - это означает, что погода будет хорошей: холодной - зимой и жаркой - летом. Если давление резко падает, то можно ожидать появления облачности; понижения давления летом предвещает похолодание, зимой потепление, низкое давление - возможен дождь.

6. Его никто не встречал ни разу, но что ни скажешь, повторяет сразу. Ответ: эхо.

Вопрос. Как возникает эхо? Ответ: звук от источника доходит до какого-то препятствия, отражается от него и возвращается к месту, где он возник.

РАСКРЫТИЕ ТАЙН "ЧЁРНЫХ ЯЩИКОВ".

Ведущий 1. (обращаясь к залу). I ящик. Назовите будильник времён Александра Македонского . ( После нескольких ответов, кто-то говорит "Петух").

Ассистенты вносят "чёрный ящик", ведущий не спеша, открывает ящик и достаёт петуха леденец. К его лапке привязана бирка со словами: "Не дразнить, клюётся!". (Приглашает отгадавшего к себе).

Ведущий 2. Кормить петуха мы надеемся ты знаешь как, а вот поить его будешь из автоматической поилки ( вносят поилку). Петуха получишь, если ответишь на вопрос: как действует эта автопоилка?

Ответ: если уровень воды в корытце понизится и горлышко бутылки выйдет из воды, часть воды из бутылки выльется (если ответа не последует, то петух остаётся у ведущего, а ответы дают другие ученики из зала).

II ящик

Ведущий 1. Задаю вопрос: приспособление для передачи мыслей на расстояния. Что это такое? (называют радио, телевизор, телефон, конверт).

Ведущий не фиксирует правильный ответ, а предлагает вскрыть второй "чёрный ящик" и приглашает отгадавшего ученика. (В ящике красочный конверт с маркой, а в конверте - ещё конверт, а в том - ещё один). Отгадавший достаёт первый конверт.

Ведущий 2. Кому из сидящих в этом зале ты хотел бы передать свои мысли "через расстояние"? (Ученик называет своего товарища и его приглашают на сцену). Ведущий вынимает второй конверт и передаёт вышедшему. Он читает вслух, на конверте: "Думаю, что ты знаешь этих великих людей планеты Земля" и вытаскивает из конверта ещё один конверт, на котором крупным шрифтом написано: "Ба, знакомые всё лица!" ( внутрь вложены портреты крупных учёных физиков Г. Ом, Б. Паскаль, И. Ньютон, М.В.Ломоносов, Архимед ).

Ведущий 1. Ваша задача такая : один из вас вытаскивает из конверта любую открытку и называет по портрету фамилию и имя учёного, а второму нужно ответить, что учёный открыл или в какой области физики работал (если кто из них не справился с заданием, помогает зал и при правильных ответах можно обращаться к залу за подтверждением.

В конверте маленькие портреты, а на магнитную доску вывешивают большие портреты).

Ответы.

Георг Ом - открыл знаменитый закон : сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению

И. Ньютон - английский физик: сформулировал законы движения.

М. В. Ломоносов- русский учёный: в физике развил молекулярно-кинетическую теорию.

Б. Паскаль - открыл закон о давлении жидкости на дно и стенки сосуда

Архимед - доказал, что на любое тело, находящееся в жидкости действует выталкивающая сила.

РАСКРЫТИЕ ТАЙН "ЧЁРНЫХ ЯЩИКОВ".

Ведущий 1. III ящик. У меня вопрос: Что такое шапка-невидимка ? (выслушивает самые различные ответы и просит внести третий "чёрный ящик"). Обращается к гостям вечера:

Кто желает раскрыть тайну этого "чёрного ящика"? (желающий раскрывает ящик, а в нём картонная картина со словами: « Зря стараешься, всё равно не увидишь. На это она и невидимка").

Ведущий 2. Хочу спросить вас (обращается к залу): в каком случае вещество, помещённое внутрь прозрачного материала, будет невидимым?

Ответ. В том случае, если оба вещества имеют одинаковые показатели преломления лучей света или их разница очень мала. n-отношению скоростей света в средах, на границе между которыми происходит преломление.

Ведущий 1. IV ящик. У меня есть ещё один вопрос ни рыба, ни мясо. Что это такое? (выслушивает разные ответы, правильный - солёный огурец).

После этого из 4-го "чёрного ящика" он извлекает этот предмет. Обращается к отдавшему. Какое физическое явление используется при засолке огурцов? Ответ: явление диффузии. Добавляет: "При правильном ответе получишь огурец и конфету".

ФИЗИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

"И в шутку и всерьёз" (ставятся занимательные физические опыты).

1.Как достать монет, находящуюся в блюдце с водой, не замочив руки.( На столе стакан или стеклянная банка, спички, бумага)

2.Вырезать из тонкого картона полоску шириной2-3 см и склейте из нее кольцо диаметром10-15 см. Положите его на горлышко пустой бутылки. На кольцо положите монету, а внутрь введите линейку и резким горизонтальным движением выбейте кольцо из-под монеты. Монета упадет в бутылку. Как объяснить наблюдаемое явление?

3.Опыты на плотность вещества:

а) В фужер налить немного подсолнечного масла. Затем, сделав бумажную воронку, осторожно, направив воронку вертикально к стенке фужера налить крашенную чистую воду, затем подкрашенный раствор соленого раствора. Почему жидкости так расположились?

Затем бросить в фужер таблетку аспирина. Посмотрите данное явление.

б) Похожий опыт только берем подсолнечное масло и молоко.

РАСКРЫТИЕ ТАЙН "ЧЁРНЫХ ЯЩИКОВ".

Ведущий 1. V ящик. У меня такой вопрос к залу: Заменитель футбольного мяча. Что это? (выслушав ответы - картофелина, надувной шар, бумажная коробка и др. Он извлекает из V ящика консервную банку. Обращается к отгадавшему).

На днище и на крышке консервной банки концентрические окружности - гофры. Каково их назначение? Ответ. Гофры не дают возможность крышке и днищу сильно деформироваться при попадании, например, в тёплое помещение, при этом содержимое банки может расширяться за счёт их выгибания. Если бы гофры отсутствовали, то при нагревании в банках могли бы возникнуть щели, что привело бы к порче консервов.

Ведущий 2. VI ящик. Теперь моя очередь задавать вопросы сидящим в зале. В данном "чёрном ящике" находится несколько физических приборов. Назовите их. Даю подсказку1: их используют при сборке электрических цепей. Ответ: амперметр и вольтметр.

Даю подсказку 2. :помогают исследовать жидкость Ответ: ареометр.

Даю подсказку 3: помогают делать измерения. Ответ: динамометр, термометр

Приглашают 5 человек: каждый берёт из "чёрного ящика" по одному прибору ( не видя их заранее - можно закрыть глаза, когда берёт).

- Даю вам 30 секунд на обдумывание. Назовите прибор и расскажите всё, что вы знаете о нём.

Ответы:

Амперметр - измеряет силу тока, последовательно включается в цепь. Вольтметр - измеряет напряжение, в цепь включается параллельно.

Термометр - измеряет температуру воды.

Ареометр - прибор, которым измеряют плотность вещества.

Динамометр - можно измерять силы, градуирован в Ньютонах.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

А сейчас ребята продемонстрируют решение своих проектных задач. Капитан команды оценит работу каждого члена своей группы и каждый за это задание получит оценку в журнал.

Задача первой команды:

Рассчитать массу воздуха классной комнаты.

  1. Сформулировать самим условие задачи

  2. Распределить обязанности в группе

  3. Произвести нужные измерения и обсудить решение задачи

  4. Формулы, которые помогут решить задачу

  5. Оформить решение на слайде и сделать вывод.

Задача второй команды:

Рассчитать какой вес оказывает ваша команда на опору.

1)Сформулировать самим условие задачи

2)Распределить грамотно обязанности в группе

3)Произвести необходимые измерения

4)Вывести необходимые формулы

5)Оформить решение задач на слайде и сделать вывод

Оценивание ЭКСПЕРТАМИ работу групп.

ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА ПОД ВОДОЙ (гасят свет в зале

Ведущий 1.

- За 4-5 секунд вокруг света,
Прямым сообщением без билета,
Всем доступно, всем бесплатно
Весёлое путешествие туда и обратно,
Любители сверхбыстрого движения,
Скорей сюда, без промедления!

Выходит один желающий из зала. К нему подходит "Водяной" и спрашивает согласие на путешествие. После его согласия, в зале гасят свет и на столе зажигают свечу. Ученику "Водяной" даёт стакан с водой и просит поднять его над головой.

Водяной:

- Счастливого пути! (Говоря это, Водяной обводит ученика вокруг стола, на котором горит свеча. Когда "путешествие" заканчивается, т. е. стол обойдён, Водяной произносит, глядя в зал, следующее).

- Надеюсь, вы не будете отрицать, что совершили путешествие вокруг света (показывает на свечу) под водой (указывает на поднятый над головой стакан с водой). У нас без обмана! Как в рекламе! Всего доброго, отважный путешественник! Прежде чем я отпущу тебя, ответь: действовала на тебя во время путешествия выталкивающая сила (и чему она была равна). (Выслушивает ответ)

Ответ: действовала, была равна весу воздуха, вытесненного телом путешественника и стакана.

РАСКРЫТИЕ ТАЙН "ЧЁРНЫХ ЯЩИКОВ".

Ведущий 1. VII ящик. А сейчас, изюминка нашего вечера.

Ведущий 2. -Не нужно скучать и без дела сидеть, зайдите изюминку к нам посмотреть.

Выходит желающий и начинает распаковывать ящик. Сначала вынимает один, потом второй ящик, из второго - третий и т. д. В последнем ящике (зритель этого не видит) - тарелка, на которой лежит обыкновенная изюминка, которую ученик рассматривает через двояковыпуклую линзу. Ученика предупреждают, чтобы он не говорил, что увидел. Затем подходят по очереди другие ребята (3-4 человека). Последний ученик извлекает из ящика тарелку с изюминкой и показывает всем.

Ведущий 1. - Это и есть изюминка нашего вечера. Большего мы вам не обещали. Чем богаты, тем и рады. Ещё один маленький вопрос: Куда исчезла энергия солнечного света при сушке винограда для получения изюминки.

Ответ: Пошла на испарение влаги и биологические процессы.

Ведущий (учитель) подводит итоги недели физики.

1)всем участникам написать о том, что вам понравилось, а что не понравилось.

2) подсчет жетонов учащихся

3)первые три ученика, набравшие большое количество жетонов получают приз.

Все участники пьют чай с пирогом с начинкой из изюма.

Ведущий 1:

- Мы раскрыли с вами тайны 7 чёрных ящиков. Надеемся, что это было для вас интересным походом в мир природы и физики. Всего вам доброго.

Используемая литература:

1). Журнал «Физика в школе» №1 1991гРазработка учителя Ю.П.Федотова.

2)Проектные задачи составлены автором разработки.

3) «Лучшая коллекция интеллектуальных игр, школьных викторин, олимпиад, конкурсов /Составитель О,П,Вологодская. - М, : Центрполиграф, 2009 г./


© 2010-2022