- Преподавателю
- Физика
- Разработка заключительного вечера физики Тайны раскрытия черных ящиков
Разработка заключительного вечера физики Тайны раскрытия черных ящиков
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Джунусова А.С. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ВСТУПЛЕНИЕ.
1 ведущий. Наш сегодняшний вечер мы посвящаем физике - одной из древнейших наук, науке, без которой немыслимо дальнейшее развитие человечества, науке интересной, увлекательной, могучей.
2 ведущий. Сильная рука человека забросила ввысь космические корабли. И, глядя на эти золотые звёзды, люди говорят: "Физика - это здорово!"
3 ведущий. Пройдёт несколько лет, и первые люди, высадившись на Марсе, подумают: "Физика - всемогуща!"
1 ведущий. Мы, собравшиеся на этот вечер, говорим: "Физика - это грандиозно!"
Ну, а вначале, давайте разомнемся перед боем!
1 ведущий : «Музыкальная палочка!!!»
Кстати, правильно ответивший получает жетон. По наибольшему количеству жетонов участник получает приз.
Музыкальная викторина.
К заключительному вечеру физики «Раскрытие тайны черных ящиков»
1.Песня о физическом теле, которое обожают все дети и оно может помочь ощутить состояние невесомости (качели)
2.Песня, в которой поется об агрегатном состоянии воды (зима)
3. Песня, про рисунок в виде небесного светила, удаленного от нас на одну астрономическую единицу (солнечный круг)
4 Песня, в которой многократно повторяется числитель, соответствующий греческой приставке МЕГА (миллион алых роз)
5. Песня, о том, как исчезновение света огорчило маленькое животное (розовый слон)
6.Песня, об интересном явлении Земли (притяжение Земли)
7.Песня о о водном виде транспорта, которому как и людям дают имя (на теплоходе)
8.Песня о мальчике, нос которого может объяснить давление на опору. (Буратино)
2 ведущий. Сегодня в нашей школе необычный вечер. Вам предстоит раскрыть тайны "чёрных ящиков".
3 ведущий. Идея использования на вечере "чёрных ящиков" такова: залу задаётся вопрос, на который есть несколько ответов. Выслушав ваши ответы, я раскрываю чёрный ящик.
1 ведущий. Правильным же ответ считается в том случае, если он совпадает с названием предмета, упакованного в "чёрный ящик". Отгадывающему ведущий задаёт физический вопрос, связанный со спрятанным в ящике предметом.
2 ведущий. При обдумывании любого предложенного вопроса, задачи, опыта призываю вас следовать совету Козьмы Пруткова "Смотри в корень!" (показывает на плакате).
"КТО БЫСТРЕЕ СООБРАЗИТ".
Разминка (ведущие предлагают зрителям загадки). К каждой отгадке ставят физический вопрос.
1. Чего в сундук на спрячешь? Ответ: луч света
Вопрос. Какого цвета белый свет? Ответ: белый свет состоит из разноцветных лучей: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового.
2. Ревнул вол на сто сёл, за сто речек. Что это такое? Ответ: гром.
Вопрос. Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию? Ответ: раньше увидим молнию, т. к. скорость распространения света 300000 км/с. Позднее услышим раскаты грома, т. к. скорость звука в воздухе 340 м/с.
3. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? Ответ: лёд.
Вопрос. Когда чайник с кипятком остынет скорее: если поставить на лёд или если лёд положить на крышку? Ответ: тогда, когда лёд положен на крышку чайника, т. к. вокруг льда образуется холодный слой воды, который тяжелее остальной, он и будет опускаться вниз, тёплый слой поднимется вверх.
4. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это такое? Ответ: тень.
Вопрос. Как получить от одной палки тень разной длины? Ответ: нужно наклонять палку под разными углами по направлению к солнцу.
5.На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка,
Эта стрелка наперёд
Нам погоду узнаёт.
Ответ: барометр
Вопрос. Как по этому прибору можно судить о погоде?
Ответ: если атмосферное давление повышается - это означает, что погода будет хорошей: холодной - зимой и жаркой - летом. Если давление резко падает, то можно ожидать появления облачности; понижения давления летом предвещает похолодание, зимой потепление, низкое давление - возможен дождь.
6. Его никто не встречал ни разу, но что ни скажешь, повторяет сразу. Ответ: эхо.
Вопрос. Как возникает эхо? Ответ: звук от источника доходит до какого-то препятствия, отражается от него и возвращается к месту, где он возник.
РАСКРЫТИЕ ТАЙН "ЧЁРНЫХ ЯЩИКОВ".
Ведущий 1. (обращаясь к залу). I ящик. Назовите будильник времён Александра Македонского . ( После нескольких ответов, кто-то говорит "Петух").
Ассистенты вносят "чёрный ящик", ведущий не спеша, открывает ящик и достаёт петуха леденец. К его лапке привязана бирка со словами: "Не дразнить, клюётся!". (Приглашает отгадавшего к себе).
Ведущий 2. Кормить петуха мы надеемся ты знаешь как, а вот поить его будешь из автоматической поилки ( вносят поилку). Петуха получишь, если ответишь на вопрос: как действует эта автопоилка?
Ответ: если уровень воды в корытце понизится и горлышко бутылки выйдет из воды, часть воды из бутылки выльется (если ответа не последует, то петух остаётся у ведущего, а ответы дают другие ученики из зала).
II ящик
Ведущий 1. Задаю вопрос: приспособление для передачи мыслей на расстояния. Что это такое? (называют радио, телевизор, телефон, конверт).
Ведущий не фиксирует правильный ответ, а предлагает вскрыть второй "чёрный ящик" и приглашает отгадавшего ученика. (В ящике красочный конверт с маркой, а в конверте - ещё конверт, а в том - ещё один). Отгадавший достаёт первый конверт.
Ведущий 2. Кому из сидящих в этом зале ты хотел бы передать свои мысли "через расстояние"? (Ученик называет своего товарища и его приглашают на сцену). Ведущий вынимает второй конверт и передаёт вышедшему. Он читает вслух, на конверте: "Думаю, что ты знаешь этих великих людей планеты Земля" и вытаскивает из конверта ещё один конверт, на котором крупным шрифтом написано: "Ба, знакомые всё лица!" ( внутрь вложены портреты крупных учёных физиков Г. Ом, Б. Паскаль, И. Ньютон, М.В.Ломоносов, Архимед ).
Ведущий 1. Ваша задача такая : один из вас вытаскивает из конверта любую открытку и называет по портрету фамилию и имя учёного, а второму нужно ответить, что учёный открыл или в какой области физики работал (если кто из них не справился с заданием, помогает зал и при правильных ответах можно обращаться к залу за подтверждением.
В конверте маленькие портреты, а на магнитную доску вывешивают большие портреты).
Ответы.
Георг Ом - открыл знаменитый закон : сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению
И. Ньютон - английский физик: сформулировал законы движения.
М. В. Ломоносов- русский учёный: в физике развил молекулярно-кинетическую теорию.
Б. Паскаль - открыл закон о давлении жидкости на дно и стенки сосуда
Архимед - доказал, что на любое тело, находящееся в жидкости действует выталкивающая сила.
РАСКРЫТИЕ ТАЙН "ЧЁРНЫХ ЯЩИКОВ".
Ведущий 1. III ящик. У меня вопрос: Что такое шапка-невидимка ? (выслушивает самые различные ответы и просит внести третий "чёрный ящик"). Обращается к гостям вечера:
Кто желает раскрыть тайну этого "чёрного ящика"? (желающий раскрывает ящик, а в нём картонная картина со словами: « Зря стараешься, всё равно не увидишь. На это она и невидимка").
Ведущий 2. Хочу спросить вас (обращается к залу): в каком случае вещество, помещённое внутрь прозрачного материала, будет невидимым?
Ответ. В том случае, если оба вещества имеют одинаковые показатели преломления лучей света или их разница очень мала. n-отношению скоростей света в средах, на границе между которыми происходит преломление.
Ведущий 1. IV ящик. У меня есть ещё один вопрос ни рыба, ни мясо. Что это такое? (выслушивает разные ответы, правильный - солёный огурец).
После этого из 4-го "чёрного ящика" он извлекает этот предмет. Обращается к отдавшему. Какое физическое явление используется при засолке огурцов? Ответ: явление диффузии. Добавляет: "При правильном ответе получишь огурец и конфету".
ФИЗИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
"И в шутку и всерьёз" (ставятся занимательные физические опыты).
1.Как достать монет, находящуюся в блюдце с водой, не замочив руки.( На столе стакан или стеклянная банка, спички, бумага)
2.Вырезать из тонкого картона полоску шириной2-3 см и склейте из нее кольцо диаметром10-15 см. Положите его на горлышко пустой бутылки. На кольцо положите монету, а внутрь введите линейку и резким горизонтальным движением выбейте кольцо из-под монеты. Монета упадет в бутылку. Как объяснить наблюдаемое явление?
3.Опыты на плотность вещества:
а) В фужер налить немного подсолнечного масла. Затем, сделав бумажную воронку, осторожно, направив воронку вертикально к стенке фужера налить крашенную чистую воду, затем подкрашенный раствор соленого раствора. Почему жидкости так расположились?
Затем бросить в фужер таблетку аспирина. Посмотрите данное явление.
б) Похожий опыт только берем подсолнечное масло и молоко.
РАСКРЫТИЕ ТАЙН "ЧЁРНЫХ ЯЩИКОВ".
Ведущий 1. V ящик. У меня такой вопрос к залу: Заменитель футбольного мяча. Что это? (выслушав ответы - картофелина, надувной шар, бумажная коробка и др. Он извлекает из V ящика консервную банку. Обращается к отгадавшему).
На днище и на крышке консервной банки концентрические окружности - гофры. Каково их назначение? Ответ. Гофры не дают возможность крышке и днищу сильно деформироваться при попадании, например, в тёплое помещение, при этом содержимое банки может расширяться за счёт их выгибания. Если бы гофры отсутствовали, то при нагревании в банках могли бы возникнуть щели, что привело бы к порче консервов.
Ведущий 2. VI ящик. Теперь моя очередь задавать вопросы сидящим в зале. В данном "чёрном ящике" находится несколько физических приборов. Назовите их. Даю подсказку1: их используют при сборке электрических цепей. Ответ: амперметр и вольтметр.
Даю подсказку 2. :помогают исследовать жидкость Ответ: ареометр.
Даю подсказку 3: помогают делать измерения. Ответ: динамометр, термометр
Приглашают 5 человек: каждый берёт из "чёрного ящика" по одному прибору ( не видя их заранее - можно закрыть глаза, когда берёт).
- Даю вам 30 секунд на обдумывание. Назовите прибор и расскажите всё, что вы знаете о нём.
Ответы:
Амперметр - измеряет силу тока, последовательно включается в цепь. Вольтметр - измеряет напряжение, в цепь включается параллельно.
Термометр - измеряет температуру воды.
Ареометр - прибор, которым измеряют плотность вещества.
Динамометр - можно измерять силы, градуирован в Ньютонах.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
А сейчас ребята продемонстрируют решение своих проектных задач. Капитан команды оценит работу каждого члена своей группы и каждый за это задание получит оценку в журнал.
Задача первой команды:
Рассчитать массу воздуха классной комнаты.
-
Сформулировать самим условие задачи
-
Распределить обязанности в группе
-
Произвести нужные измерения и обсудить решение задачи
-
Формулы, которые помогут решить задачу
-
Оформить решение на слайде и сделать вывод.
Задача второй команды:
Рассчитать какой вес оказывает ваша команда на опору.
1)Сформулировать самим условие задачи
2)Распределить грамотно обязанности в группе
3)Произвести необходимые измерения
4)Вывести необходимые формулы
5)Оформить решение задач на слайде и сделать вывод
Оценивание ЭКСПЕРТАМИ работу групп.
ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА ПОД ВОДОЙ (гасят свет в зале
Ведущий 1.
- За 4-5 секунд вокруг света,
Прямым сообщением без билета,
Всем доступно, всем бесплатно
Весёлое путешествие туда и обратно,
Любители сверхбыстрого движения,
Скорей сюда, без промедления!
Выходит один желающий из зала. К нему подходит "Водяной" и спрашивает согласие на путешествие. После его согласия, в зале гасят свет и на столе зажигают свечу. Ученику "Водяной" даёт стакан с водой и просит поднять его над головой.
Водяной:
- Счастливого пути! (Говоря это, Водяной обводит ученика вокруг стола, на котором горит свеча. Когда "путешествие" заканчивается, т. е. стол обойдён, Водяной произносит, глядя в зал, следующее).
- Надеюсь, вы не будете отрицать, что совершили путешествие вокруг света (показывает на свечу) под водой (указывает на поднятый над головой стакан с водой). У нас без обмана! Как в рекламе! Всего доброго, отважный путешественник! Прежде чем я отпущу тебя, ответь: действовала на тебя во время путешествия выталкивающая сила (и чему она была равна). (Выслушивает ответ)
Ответ: действовала, была равна весу воздуха, вытесненного телом путешественника и стакана.
РАСКРЫТИЕ ТАЙН "ЧЁРНЫХ ЯЩИКОВ".
Ведущий 1. VII ящик. А сейчас, изюминка нашего вечера.
Ведущий 2. -Не нужно скучать и без дела сидеть, зайдите изюминку к нам посмотреть.
Выходит желающий и начинает распаковывать ящик. Сначала вынимает один, потом второй ящик, из второго - третий и т. д. В последнем ящике (зритель этого не видит) - тарелка, на которой лежит обыкновенная изюминка, которую ученик рассматривает через двояковыпуклую линзу. Ученика предупреждают, чтобы он не говорил, что увидел. Затем подходят по очереди другие ребята (3-4 человека). Последний ученик извлекает из ящика тарелку с изюминкой и показывает всем.
Ведущий 1. - Это и есть изюминка нашего вечера. Большего мы вам не обещали. Чем богаты, тем и рады. Ещё один маленький вопрос: Куда исчезла энергия солнечного света при сушке винограда для получения изюминки.
Ответ: Пошла на испарение влаги и биологические процессы.
Ведущий (учитель) подводит итоги недели физики.
1)всем участникам написать о том, что вам понравилось, а что не понравилось.
2) подсчет жетонов учащихся
3)первые три ученика, набравшие большое количество жетонов получают приз.
Все участники пьют чай с пирогом с начинкой из изюма.
Ведущий 1:
- Мы раскрыли с вами тайны 7 чёрных ящиков. Надеемся, что это было для вас интересным походом в мир природы и физики. Всего вам доброго.
Используемая литература:
1). Журнал «Физика в школе» №1 1991гРазработка учителя Ю.П.Федотова.
2)Проектные задачи составлены автором разработки.
3) «Лучшая коллекция интеллектуальных игр, школьных викторин, олимпиад, конкурсов /Составитель О,П,Вологодская. - М, : Центрполиграф, 2009 г./