- Преподавателю
- Физика
- Урок по физике Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало. (8 класс)
Урок по физике Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало. (8 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пименова Е.Ю. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало.
Цели урока:
-
ознакомить учащихся с особенностями распространения света на границе раздела двух сред;
-
сформировать понятия: угол падения, угол отражения, падающий луч и отраженный луч;
-
сформировать знание о связи между углами падения и отражения света;
-
сформулировать закон отражения света;
-
сформировать умения строить падающий и отраженный луч;
-
продолжить учить детей анализировать, выделять главное, обобщать, объяснять понятия продолжить работу по развитию логического мышления учащихся, по формированию умения lделать индуктивные выводы.
Тип урока: комбинированный.
1.Актуализация опорных знаний.
-
Свет.
-
Источники света. Охарактеризовать источник света.
-
Приёмники света.
-
Луч.
-
Тень, образование тени.
-
Затмения.
2. Мотивация учебной деятельности.
Свет по всем направлениям распространяется одинаково. Мы его не видим. Почему свет становится видимым, если в комнате пыль? Почему мы видим окружающие нас тела? Как возникает изображение в зеркале? Каким законам подчиняется отражение света? На эти вопросы мы ответим сегодня на уроке.
Тема урока: "Отражение света. Плоское зеркало".
3. Объяснение нового материала.
Что происходит со светом на границе раздела двух сред?
Демонстрация: оптический диск, стеклянная пластина.
При падении пучка света на границу раздела двух сред пучок раздваивается: одна его часть возвращается в первую среду (и это явление называется отражением света), а другая - проникает во вторую среду, изменив свое направление (это явление называется преломлением света).
Посмотрите на следующие рисунки и скажите, какое явление здесь изображено.
Запишем тему урока: Отражение света. Закон отражения света.
Выясним, какие бывают виды отражения света?
1. Диффузное дают матовые и шероховатые поверхности. Они отражаются во всех направлениях.
2. Зеркальное отражение дают полированные поверхности. Отражение идет строго в определенном направлении.
Подумайте и скажите, благодаря какому отражению мы с вами видим окружающие тела? (Диффузному.)
Можно ли решить проблему, которую мы поставили в начале урока?
Свет видим благодаря диффузному отражению от пылинок.
Можем ли мы увидеть идеальную зеркальную поверхность? (Нет).
Вопрос: под каким углом отражается луч света?
Демонстрация: равенство углов при отражении от зеркальной поверхности.
Законы отражения света:
1. луч падающий и луч отраженный лежат в одной плоскости с перпендикуляром к отражающей поверхности, восстановленным в точке падения;
2. угол падения равен углу отражения.
Падающий и отраженный лучи могут меняться местами. Это свойство лучей называется обратимостью световых лучей.
Построение отраженного луча.
-
Восстанавливаем перпендикуляр DE в точке падения луча АО.
-
Отмечаем угол падения.
-
Отмеряем точно такой же угол с противоположной стороны. Получаем луч ОВ.
-
Показываем угол отражения.
Зная законы отражения можно объяснить положение видимой картинки в плоском зеркале.
Фронтальные опыты с плоскими зеркалами и выводы делают сами учащиеся.
Учитель: ИТАК, эти выводы можно назвать свойствами плоских зеркал, перечислим их еще раз и запишем в тетрадь.
-
Мнимое изображение предмета в плоском зеркале находится на таком же расстоянии от зеркала, как и предмет перед зеркалом.
-
Размеры изображения предмета в плоском зеркале равны размерам предмета.
-
Предмет и его изображения являются фигурами симметричными, но не тождественными
4. Отработка практических навыков построения изображения в плоском зеркале.
Учитель: Итак, что такое зеркало мы узнали, установили его свойства, а теперь должны научиться строить изображение в зеркале, с учетом выше указанных свойств. Работаем вместе со мной в своих тетрадях.
Правила построения изображения
Пример
-
К зеркалу прикладываем линейку так, чтобы одна сторона прямого угла лежала вдоль зеркала.
-
Проводим линию от точки А до зеркала и продляем ее за зеркало на такое же расстояние и получаем точку А1.
-
Аналогично все проделываем для точки В и получаем точку В1
-
Соединяем точку А1 и точку В1, получили изображение А1В1предмета АВ.
Итак, изображение должно быть таким же по размерам, как и предмет, находиться за зеркалом на таком же расстоянии, как и предмет перед зеркалом.
.
1) Человек стоит на расстоянии 2м от плоского зеркала. На каком расстоянии от зеркала он видит свое изображение?
А 2м
Б 1м
В 4м
2) Человек стоит на расстоянии 1,5м от плоского зеркала. На каком расстоянии от себя он видит свое изображение?
А 1,5м
Б 3м
В 1м
Учитель: Где применяют зеркала?
Применение зеркала:
-
в быту (по нескольку раз в день мы проверяем, хороши мы выглядим);
-
в автомобилях (зеркала заднего вида);
-
в аттракционах (комната смеха);
-
в медицине (в частности в стоматологии) и во многих других сферах, особый интерес представляет перископ;
-
перископ (применяют для наблюдения с подводной лодки или из окопов).
5. Закрепление изученного материала.
Решите задачи:
1. Угол падения увеличили на 15 , как изменился угол отражения? (увеличился на 15)
2. Свет падает на поверхность под углом 60. Каким будет угол падения? (30)
3.Угол между падающим и отраженным лучом равен 40. Чему равен угол падения? (20)
4. Постройте дальнейший ход луча при зеркальном отражении:
6. Подведение итогов урока.
Учитель: Вспомним, что мы сегодня изучили на уроке?
-
Что такое зеркало?
-
Какими свойствами оно обладает?
-
Как построить изображение предмета в зеркале?
-
Каким законам подчиняется отражение света?
-
Что такое угол падения света? Отражения?
Деятельность учащихся: отвечают на поставленные вопросы.
7. Домашнее задание.
1. Постройте дальнейший ход луча при зеркальном отражении:
2. Чему равен угол отражения, если угол между лучом и зеркалом равен 30°?
3. Подготовиться к л.р., принести транспортир.