Программа курса «Прикладная механика»

Курс «Прикладная механика» является дистанционным курсом и рассчитан на учащихся старших классов (10-11 классы), возрастной диапазон 16-18 лет с ограниченными возможностями здоровья. Он позволяет сформировать у учащихся представления о физике, как науке о природе, методах и методологии научного познания, роли, месте и взаимосвязи теории и практики в процессе познания. Цель курса состоит в развитии мышления учащихся, расширении их кругозора, формировании практически значимых знаний и умений, подг... слородного обменаобменаоборудования
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа курса «Прикладная механика»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Курс «Прикладная механика» является дистанционным курсом и рассчитан на учащихся старших классов (10-11 классы), возрастной диапазон 16-18 лет с ограниченными возможностями здоровья. Он позволяет сформировать у учащихся представления о физике, как науке о природе, методах и методологии научного познания, роли, месте и взаимосвязи теории и практики в процессе познания.

Цель курса состоит в развитии мышления учащихся, расширении их кругозора, формировании практически значимых знаний и умений, подготовке к будущей общественной жизни.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • освоить знания о фундаментальных физических законах и принципах движения и взаимодействия тел, причинах, вызывающих механические движения, деформации тел и их учета при исследовании материалов на прочность;

  • применять полученные знания для объяснения физических явлений и свойств веществ;

  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, достижение учащимися более высокого уровня образованности в процессе приобретения знаний и умений с использованием информационных технологий;

  • использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, технических задач для создания базы при дальнейшем обучении учащихся в технических вузах и средних специальных учебных заведениях.

Программа курса наряду с образовательными должна решать следующие коррекционно-развивающие и воспитательные задачи:

  • развивать логическое мышление;

  • развивать долговременную память;

  • мелкую моторику;

  • макро и микро ориентировку в пространстве;

  • развивать связанную речь;

  • творчество, фантазию и эстетический вкус при выполнении творческих заданий и проекта;

  • воспитывать самостоятельность, аккуратность и ответственность при выполнении заданий;

  • любовь к Родине;

  • интерес к физике, использование практических знаний и умений по предмету в различных жизненных ситуациях;

  • правильное отношение к своему дефекту и дефекту окружающих.

Курс учитывает те специфические возможности учащихся, связанные с различными ограничениями в состоянии их здоровья:

  • дозируемая нагрузка заданий в урочное и внеурочное время в соответствии с возможностями ученика;

  • проведение физкультпауз для снятия мышечного напряжения, зрительного утомления, дыхательной гимнастики для улучшения кислородного обмена;

  • использование при необходимости специфического оборудования

Данный курс имеет свою специфику, которая заключается в следующем.

  • Структура и конкретное содержание курса предназначены для определенной категории обучающихся (для детей с ограниченными возможностями здоровья в дистанционном режиме).

  • Изложение основ механики ведется в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

  • В помощь учителям, ведущим данный курс, разработаны методические рекомендации по всем разделам курса, позволяющие довольно четко организовать учебную деятельность учащихся для успешного усвоения изучаемого материала и получения основ для последующего их обучения в технических вузах и средних специальных учебных заведениях (пособие выложено в начальном блоке курса для использования учителем при подготовке к занятиям).

  • В курсе предложено множество таблиц и схем, мультимедийные приложения к занятиям для использования учителем при объяснении учебного материала, закреплении, повторении, обобщении и систематизации знаний, а также самостоятельного получения учащимися новых знаний.

  • Содержание и структура курса позволяют использование персональных компьютеров в учебном процессе: самостоятельная работа учащихся по углубленному изучению теории (видеоматериалы - интерактивные лекции, вопросы для повторения) выполнение тестовых заданий, а также представление учащимися творческих заданий с использованием современных информационных технологий - презентаций, веб-сайтов, публикаций и пр.

  • Важное место отводится теме «Статика». В школьном курсе механики данная тема практически не рассматривается. В содержание темы «Статика» включены общие законы равновесия материальных точек и твердых тел, понятие центра тяжести и способы его определения, виды равновесия и устойчивость тел. Предусмотрено решение количественных задач на определение реакций связей и центра тяжести, что ведет к формированию и освоению у учащихся практически значимых знаний и умений.

На изучение курса отводится 34 аудиторных часа.

Диагностика знаний и умений учащихся осуществляется в виде входного контроля (тесты), текущего контроля (тесты, самостоятельные и контрольные работы) и итогового контроля, на котором учащиеся представляют творческие задания с использованием современных компьютерных технологий - презентаций, веб-сайтов, публикаций и др.




2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Наименование разделов и тем

Всего количество аудиторных часов

в том числе практические занятия

Самостоятельная работа

Введение

2

-

-

Векторы и координаты

2

-

2

Кинематика

8

6

2

Динамика

8

6

2

Статика

8

6

2

Деформации тел

4

2

2

Итоговые занятия

(консультации, защита творческого проекта)

2

2

2

Всего по дисциплине

34

22

12

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ. Роль и значение механики в народном хозяйстве и повседневной жизни. Основные цели и задачи дисциплины.

Тема 1. Векторы и координаты.

Векторные и скалярные величины. Действия над векторами: сложение, вычитание векторов, умножение вектора на число. Разложение вектора на составляющие. Проекция вектора на ось. Прямоугольные координаты на плоскости. Формулы для вычисления длины вектора, угла между векторами, расстояния между двумя точками.

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать - определение вектора, понятие прямоугольной декартовой системы

координат на плоскости;

уметь - выполнять действия над векторами; разлагать вектор на составляющие; вычислять длину вектора, угол между векторами.

Тема 2. Кинематика

Механическое движение. Относительность движения. Систе­мы отсчета. Элементы кинематики материальной точки.

Вращательное движение тела и его кинематические параметры. Связь между угловой и линейной скоростями.

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать - определение механического движения; виды механического движения в зависимости от формы траектории и скорости перемещения тела; понятия траектории, пути и перемещения; определение скорости и ускорения; системы отсчета; механический принцип относительности; вращательное движение и его кинематические параметры; связь между угловой и линейной скоростями.

уметь - графически изображать различные виды механических движений; решать задачи с использованием формул для равномерного и равноускоренного движений, на вращательное движение.

Тема 3. Динамика

Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес и невесомость.

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать - основные задачи динамики; понятия массы, силы, законы Ньютона; закон всемирного тяготения;

уметь - различать понятия веса и силы тяжести, инерции и инертности, решать задачи на применение законов Ньютона, закона всемирного тяготения, на движение тел по окружности.

Тема 4. Статика

Абсолютно твердое тело. Сложение сил. Треугольник и многоугольник сил. Разложение сил. Момент силы. Равновесие тел, имеющих ось вращения. Пара сил. Виды опор. Реакции связей. Центр тяжести. Три вида равновесия. Устойчивость тел.

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать - понятия абсолютно твердого тела, момента сил, пары сил, виды опор; условия и виды равновесия тел; центр тяжести и способы его определения;

уметь - решать задачи на нахождение реакций связей с использованием условий равновесия тел, центра тяжести.

Тема 5. Деформации тел.

Деформация. Виды деформации. Упругая и пластическая деформации. Абсолютное и относительное удлинение. Закон Гука. Механическое напряжение. Модуль упругости. Допускаемое напряжение. Запас прочности.

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать - понятие деформации; виды деформации; закон Гука; понятия напряжения и запаса прочности;

уметь - решать простейшие задачи на расчет прочности и закон Гука.

Условия реализации программы

Рабочее место преподавателя и учащегося: компьютер iBook, выход в Интернет по технологии ADSL, сканер, принтер.

Серверное программное обеспечение: специальная среда обучения, которая позволяет создавать учебные материалы, осуществлять оперативное взаимодействие «учитель - ученик», вести проектную работу, создавать портфолио каждого участника курса.

Минимальное клиентское программное обеспечение:

• Microsoft Word;

• TextEdit;

• Graphic Converter;

Стартовый уровень учащихся:

• умение работать с браузером;

• умение работать с почтовой программой;

• умение работать в специальной среде обучения;

• умение работать со сканером, с принтером.

Необходимый стартовый уровень достигается в ходе первоначального обучения, а также использованием сетевых инструкций и обучающих дисков

Литература:

1. Перышкин А.В., Гутник Е.М.. Физика-9 класс-М.: Дрофа, 2008.

2. Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика 9 класс-М.: Просвещение, 1990.

3. Гутман В.И., Мощанский В.Н.Алгоритмы решения задач по механике в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.

  1. Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные работы по физике. - М.: Просвещение, 2004.

  2. Сахаров Д.И., Блудов М.И. Физика для техникумов. - М.: Наука, 1965.

  3. Самойленко П.И., Озорнов В.З. Методические рекомендации по проведению текущего контроля знаний студентов по физике - М.: Просвещение, 2000.

  4. Шевцов В.А. Физика 9 класс /Поурочные планы. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2001.

  5. Уроки физики /Мультимедийное приложение к урокам.-М.: Изд. Глобус, globus-kniga.ru, 2008.

  6. Физика для абитуриентов /Мультимедийное приложение к урокам, mmtech.ru, 2005.

  7. Золотов по физике В.А. Вопросы и задачи по физике в 6-7 классах. /Пособие для учителей.М.: изд. «Просвещение»,1980.-160 с.

  8. Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач для 8-10 классов средней школы.-М.: изд. «Просвещение», 1985.-160 с.

© 2010-2022