Сценарий урока физики в 8 классе по теме Электризация тел. ФГОС

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока № 24

Тема урока: Электризация тел

Дата: 26. 11. 15

Предмет: физика

Учитель: Апасова Н.И.

Класс: 8а, 8в, 8г

Учебник: Физика. 8 класс: учебник / А.В. Перышкин. - 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления об явление электризации, электрическом заряде и взаимодействии заряженных тел.

Задачи урока:

- изучение явления электризации тел, на опытных фактах установление двух видов электрических зарядов на макроскопических телах; усвоение законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков; формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности (предметный результат);

- развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат);

- формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Средства обучения: учебник; сборник задач, проектор, компьютер, презентация; полиэтиленовая пленка, резиновая полоска, бумажная полоска, шарик, эбонитовые палочки -2 шт, стеклянные палочки -2 шт, мелкая бумажка, султанчики, фольга, гильза из фольги

Учащиеся научатся: объяснять явление электризации тел, взаимодействие заряженных тел.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.

Слушают, настраиваются на урок.

Личностные: внимание, уважение к окружающим

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Регулятивные: саморегуляция

IӀ. Постановка цели и задач урока.

Демонстрация проблемного эксперимента. Эбонитовую палочку, потертую о мех, подносим к деревянной линейке, проложенной на опору. Почему линейка пришла в движение?

Выяснение темы урока и формулировка его цели.

Ребята, сегодня мы поговорим о распространённом явлении в природе и в жизни людей - электризации тел. Запишем тему сегодняшнего урока «Электризация тел. Два рода зарядов». Слайд1

Давайте попробуем сформулировать цели сегодняшнего урока, опираясь на уже озвученную тему.

Каждый из вас, к концу урока должен уметь объяснить, что такое электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела, какие существуют заряды. Слайд 2

Отвечают на вопросы учителя.



Формулируют цели урока


Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя; осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Коммуникативные: слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Регулятивные: умение слушать в соответствие с целевой установкой; уточнение и дополнение высказываний обучающихся

ӀӀӀ. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся, демонстрирует опыты.

Где, кем и когда впервые были замечены явления, которые мы начинаем изучать? История развития электричества интересна и поучительна. Слайд 3

Начнем изучать это явление с примеров из нашей повседневной жизни.

-Кто из вас гладил кошку? А против шерсти? А ночью? Что вы при этом наблюдали?

-Значит, какое явление вы наблюдаете?

- Ребята, а кто ни будь из вас, может сам попробовать сформулировать определение, электризации?

-Хорошо, давайте запишем в тетради определение: Явление, при котором тела после соприкосновения приобретают свойства притягивать другие тела, называют электризацией. Слайд 4

Даёт задание для работы в группах.

Задание 1.

Изучение электризации различных тел.

Приборы и материалы (рис 1.) 1) пленка полиэтиленовая, 2) полоска бумажная, 3) полоска резины, 4) пластмассовая линейка, 5) штатив, 6) нить, 7) карандаш, 8) кусочек бумаги.

Порядок выполнения работы

1. На нитях подвешен карандаш к лапке штатива, как показано на рисунке 1.

Сценарий урока физики в 8 классе по теме Электризация тел. ФГОС

2. Положите полиэтиленовую пленку на стол и натрите ее полоской резины. Поднесите полиэтилен и резину поочередно к концу подвешенного карандаша. Что вы при этом наблюдаете? Карандаш ___________________.

3. Натрите пластмассовую линейку о бумагу и проделайте тоже самое, поднося поочередно к подвешенному карандашу.

Карандаш ___________________.

4. Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите полоски рукой. Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу.

Полоски ______________________.

Вывод: Как можно наэлектризовать тела? ____________________.

Сколько тел участвуют в электризации?_____________

Каждое ли тело, участвующее при электризации, приобретает свойство притягивать к себе карандаш? _________.

Электризуются после разделения _____________ тела. Слайд 5

Представление о положительном и отрицательном заряде.

Задание 2.

Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.

Приборы и материалы: 1) пленка полиэтиленовая на нити, 2) пленка полиэтиленовая, 3) полоска бумажная, 4) штатив, 5) пластмассовая линейка, 6) полоска резины.

Порядок выполнения работы.

1. Полиэтиленовую пленку, подвешенную на нити к лапке штатива, потрите осторожно кусочком бумаги

Сценарий урока физики в 8 классе по теме Электризация тел. ФГОС

2. Наэлектризуйте бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и разгладьте рукой. Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу.

Как они взаимодействуют? _______________________.

3. Поднесите поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски к пленке, висящей на нити, и наблюдайте их взаимодействие:

Пленка с пленкой ________________________________;

Бумажная полоска с пленкой _____________________________;

4. Поднесите к заряженной полиэтиленовой пленке, висящей на нити, пластмассовую линейку, натертую о бумагу. Пленка и пластмассовая линейка ________________________.

Пленка и бумага _______________________________.

Вывод: в природе существуют ________вида электрических зарядов.

Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака _____________________, а тела имеющие заряды противоположного знака _________________________.

Давайте еще раз пронаблюдаем это явление еще раз

-действительно в природе существует два рода зарядов, Условились обозначать «+» и «-»

Американский физик Бенжамин Франклин в 1778 г. предложил называть заряд, который приобретает стеклянная палочка после натирания о шелк положительным, а заряд, который приобретает янтарная палочка после натирания о мех - отрицательным.

Слайд 6,7


Отвечают на вопросы

Пытаются дать определение


Выполняют задание 1

Работают в группах по два человека, затем обсуждают, формулируют выводы.

1) Один из способов электризации - это трение, соприкосновение тел.

2) При этом участвуют всегда два (или больше) тела.

3) Электризуются оба тела.








Выполняют задание 2.

Формулируют выводы

1) существуют заряды двух видов;

2) заряды одного знака отталкиваются, разного - притягиваются.

3) при электризации оба тела заряжаются противоположными зарядами.









Наблюдают за физическим экспериментом учителя


Познавательные: формирование

исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.

Коммуникативные: согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других.

Регулятивные: умение слушать в соответствие с целевой установкой; планировать свои действия, корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

ӀV. Первичная проверка понимания

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Даёт учащимся задания выполнить тестовую работу

Выполняют задание, проводят самопроверку.

Познавательные: выделение существенной информации, логические умозаключения.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: осуществление 5Амоконтроля и взаимоконтроля.

V. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Проведение физкультминутки

Формулировка условий заданий.

1. Работа с кейсами в группах по плану:

I. Прочитайте кейс, обсудите, встречаются ли такие ситуации в жизни.

II. Ответьте на вопросы после кейса.

2. № 1178, 1179, 1182(Л)

Выполнение физкультминутки

Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку.

Отвечают на вопросы.

Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: умение слушать в соответствие с целевой установкой, уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

VӀ. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

-А какую цель урока мы ставили мы научились?

-Как можно наэлектризовать тела?

-Ребята давайте определим, какой заряд вы получили к концу урока (если вам все понятно и не было трудностей, поднимите «+»; если что то не получилось

«-»)

Задает и комментирует домашнее задание:

§25, упр.18, задание, с.78

Дают ответы на вопросы


Записывают домашнее задание в дневники

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; умение делать выводы.

Коммуникативные: понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: умение слушать в соответствие с целевой установкой; уточнение и дополнение высказываний обучающихся; саморегуляция





© 2010-2022