Текст на тему Вехи космической эры

  В работе описываются этапы развития космонавтики в нашей стране. В нашем городе находится планетарий, основанный уроженцем города Данкова Шевляковым И.Ф. В 1913 году исполнилось восемдесят лет основателю планетария. В этом здании проводятся лекции с обзором небесной сферы. Данковчане признательны Ивану Федеровичу, что он позволил общаться нам со звездным небом в любое время года. На базе планитария проходит муниципальные и районые конференции. Учащиеся выступают с различными проектами. В нашей...
Раздел Физика
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4

города Данкова Липецкой области.


Исследовательская работа

на тему: «Вехи космической эры»


Выполнила: ученица 8 класса

Нефёдова Елена.

Руководитель: учитель физики

Анохина Нина Алексеевна.


2014год.

Оглавление:


  1. Введение…………………………………………………………………..3

2.И.Ф.Шевляков - основоположник Данковского планетария. ………..4-5

3.Неосуществимый проект Н.И.Кибальчича……………………………..5

4.К.Э.Циолковский - основоположник теории межпланетных сообщений………………………………………………………………….. 5

5.Подготовка полёта человека в космос………………………………….5-6

6.С.П.Королёв - основоположник практической космонавтики……… 6

7.Первый в мире полёт человека в космос……………………………….6-9

8.Старты кораблей «Восток», «Восход», «Союз», «Салют», «Мир»… 9-11

9.Перспективы развития Советской космонавтики…………………….. 11

10.Список используемой литературы…………………………………… 12

11. Приложение 1 (презентация).






Введение.

Актуальность.

Двадцатый век навсегда войдет в историю человечества, как век освоения космического пространства. Космонавтика стала делом жизни нескольких поколений наших соотечественников. Российские исследователи были первооткрывателями. 12 апреля наша страна отмечала День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли, в высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов, месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Космонавтика оказывает большое влияние на все области человеческой деятельности. Информация из космоса стала необходимой для геологов и метеорологов, картографов и океанологов, для специалистов рыбного, лесного, водного и сельского хозяйства. Без спутниковых систем немыслимы теперь дальняя телефонная и телеграфная связь, телевещание. Познакомившись с научными статьями Я.К.Голованова, И.Б.Афанасьева, В.И.Яздовского я нашла ответы на некоторые вопросы. Исходя из вышеизложенного, я сформулировала цели проекта: изучить этапы освоения космоса; показать способы изучения космоса; выявить значимость освоения космического пространства для человека, познакомиться с перспективами его развития.

Объектом моего исследования является история развития космонавтики в нашей стране.

Предмет: наиболее значимые события в развитии космонавтики.

Гипотеза: важно ли исследование космического пространства.

В соответствии с целью, объектом, предметом, мною определены задачи проекта: 1.Изучить литературные и электронные источники информации; 2.Систематизировать и обобщить найденный материал; 3.Создать собственную электронную презентацию по теме проекта.

В работе над проектом применялись следующие методы исследования:

1.Изучение литературы.

2.Подбор материала для последовательного изложения материала.

3.Подбор материала для создания собственной презентации.







Основная часть.

"Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство".
К.Э. Циолковский

Российские исследователи были первооткрывателями в освоении космического пространства. Еще в начале века русский ученый К. Э. Циолковский впервые теоретически обосновал возможность исследования космоса с помощью ракет. Позже он написал: «Я буду рад, если моя работа побудит других к дальнейшему труду». История развития отечественной космонавтики вызывает гордость за нашу страну. Наши исследователи были первыми в области исследования и использования космического пространства.

В последнее время всё чаще в газетах, журналах, с экрана телевизора можно прочитать и услышать о развитии и покорении космического пространства.

Меня очень заинтересовал вопрос о развитии космонавтики и исследования космоса в нашей стране. Я родилась и живу в Данкове. С раннего детства мне известно, что у нас в городе есть планетарий. В нем можно увидеть звёзды, созвездия, приблизиться к тайнам Вселенной.

Основоположником Данковского планетария является лектор Московского планетария Иван Фёдорович Шевляков. И.Ф.Шевляков родился в 1898 году в городе Данкове в семье учителя. После окончания начальной школы, училища, гимназии он в 1916 году поступил в Московский университет на физико-математический факультет. В годы революции обучение пришлось на время прервать, и преподавать в сельской школе, потом был красноармейцем-учителем батальона охраны Реввоенсовета в Москве. Окончив университет, он ещё несколько лет преподавал и занимался журналистикой. С 1930 года И.Ф. Шевляков - штатный лектор Московского планетария. Эта должность стала его судьбой на следующие полвека. Любимая работа заполняла все эти годы: лекции, семинары, выступления…Он был страстным пропагандистом науки о Вселенной, достижений нашей страны в освоении космоса.

Его любовь к звёздам не перечеркнула связей с земляками, с родным краем. Наоборот, он встречался с данковчанами, читал для них лекции по астрономии, атеизму, космонавтике, и при этом мечтал, что в родном городе будет открыт планетарий. Наконец, необходимое оборудование было найдено, подыскали подходящее помещение, которое переоборудовали по чертежам Ивана Фёдоровича, построив сферический купол-экран. В качестве шефской помощи из Московского планетария были присланы 40 основных текстов лекций, брошюры-рекомендации, а также 38 красочных таблиц и плакатов по астрономии и космонавтике. Была передана Данковскому планетарию и зрительная труба для наблюдения за полётами спутников и ракет. 21 августа 1975 года Данковский планетарий был открыт и Иван Фёдорович прочёл первую лекцию для учащихся. «Почётный гражданин города Данкова» - такого звания удостоили данковчане своего земляка за инициативу и практическую помощь в создании Данковского планетария, ставшего центром популяризации астрономии для всего Центрально- Чернозёмного района.

Заслуженный работник культуры РСФСР, член Всесоюзного астрономо-географического общества, Шевляков Иван Фёдорович был награждён медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г г.», «За оборону Москвы». Эти награды - свидетельство долгой и насыщенной событиями жизни. Но лучшая из всех его наград - память в сердцах людей. В этом году исполняется 116 лет со дня его рождения.

Мечта познать Вселенную с помощью летательных аппаратов зародилась ещё в 19 веке. Схема первой ракеты, предназначенной служить двигателем летательного аппарата, была начертана на стене одиночной камеры в которую был заключен 27-летний революционер Н.И.Кибальчич, изготовивший бомбу. Этой бомбой был убит 1 марта 1881г. царь Александр Второй. Молодой ученый, революционер через несколько дней был казнен и его проект не получил огласки.

Ничего не знал о проекте Кибальчича скромный провинциальный учитель физики Константин Эдуардович Циолковский. Он самостоятельно пришел к мысли, что только ракетный двигатель может унести человека в беспредельное пространство космоса. Циолковский стал основоположником теории межпланетных сообщений. Его исследования показали возможность достижения космических скоростей. Он первым изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций, использующих энергию Солнца, рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах. Циолковский написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве, выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. После Октябрьской революции многие ученые и конструкторы, горячо верившие в осуществление идей К. Э. Циолковского, стали работать над их дальнейшим развитием и претворением в жизнь.

Уже в 1931 г. в Москве, Ленинграде, Харькове, Тифлисе, Баку, Архангельске, Новочеркасске и других городах страны появляются группы по изучению реактивного движения, а в 1933 г. по решению правительства был создан первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт.

4 октября 1957 года с космодрома Байконур был выведен на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. За этим знаменательным событием последовали полеты других космических аппаратов, задачей которых было показать реальность проведения исследований в околоземном пространстве, а также планет Солнечной системы. Успешные полеты первых искусственных спутников Земли позволили вплотную подойти к решению невиданной, грандиозной задачи - подготовке полета человека в космос.

Организатором и вдохновителем осуществления этой задачи был Сергей Павлович Королёв - основоположник практической космонавтики, создатель первых искусственных спутников, который сумел реализовать самые фантастические мечты человечества.

Все созданное С.П. Королёвым в жизни - это единство цели в достижении все больших скоростей и высот. Это и освоение безмоторного полета на планерах своей конструкции, и создание оригинального легкого самолета. Это и разработка первых крылатых ракет с жидкостным ракетным двигателем, конструирование ракетоплана и установка реактивных ускорителей на боевых самолетах. И вершина творчества - открытие космической эры человечества. Создание первой межконтинентальной баллистической ракеты, ракет-носителей космических аппаратов, первых спутников, автоматических межпланетных станций серий "Луна", "Венера", "Марс", "Зонд" стали яркими вехами в творческой деятельности академика С.П. Королёва - Главного конструктора.

Королёв и Гагарин. Имена этих людей навсегда останутся в истории вместе - пионер ракетостроения и космонавтики и первый человек, совершивший полет в космическое пространство.

Королёв и Гагарин. Их связывало не только общее дело - невиданное и грандиозное. Искренняя человеческая дружба, огромное взаимное уважение и беспредельная вера друг в друга переполняли каждого из них.

Старший лейтенант Гагарин был среди 3000 молодых летчиков-истребителей, проходивших отборочные проверки к будущим полетам в космос. Чтобы стать первым из тысяч, ему предстояло пройти сложный путь.
На этапе первоначального отбора медики тщательно обследовали будущих кандидатов в космонавты на местах, в авиационных частях. Для дальнейших, более углубленных проверок около ста человек пригласили в Москву. Здесь кандидатов в космонавты ждали трудные испытания на центрифуге и в барокамере, различные осмотры и многочисленные анализы, разнообразные тесты - пробы. Только 20 человек были зачислены в первый отряд советских космонавтов. В него вошли: Иван Аникеев, Павел Беляев, Валентин Бондаренко, Валерий Быковский, Валентин Варламов, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Дмитрий Заикин, Анатолий Карташов, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Марс Рафиков, Герман Титов, Валентин Филатьев, Евгений Хрунов, Георгий Шонин.

В начале марта 1960 года первый отряд собрался в Москве. Начались занятия и тренировки.

Для ускоренной подготовки к первым полетам в ноябре 1960 г. была сформирована "ударная" группа космонавтов, в которую вошли В. Быковский, Ю. Гагарин, А. Карташов, Г. Нелюбов, А. Николаев, П. Попович, Г. Титов.

5 апреля 1961 года состоялось их первое знакомство с космодромом. Великое событие неумолимо приближалось. 10 апреля на заседании Государственной комиссии принято решение об утверждении на первый полет в космос Юрия Гагарина. Дублером назначен Герман Титов. Но перед полётом человека в космос 19 августа 1960 года там побывали первые живые существа - собаки Белка и Стрелка.

Полет собак Белки и Стрелки проложил дорогу в космос первому космонавту Юрию Гагарину. Они слетали в космос, провели там почти сутки и вернулись на Землю живыми и невредимыми. На долю Белки и Стрелки выпало испытание космического корабля, на котором потом полетел в космос первый человек.

12 апреля 1961 года навсегда вошло в историю человечества. Впервые в мире наш соотечественник Юрий Гагарин достиг орбиты Земли благодаря выдающимся умам, которыми наша страна всегда была богата, благодаря самоотверженной работе тысяч ученых и инженеров.
Первый в мире космический полет человека - 12 апреля 1961 года...

Вот как описал свой полет Юрий Алексеевич Гагарин:

«... Я вошел в кабину, пахнущую полевым ветром, меня усадили в кресло, бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами, освещенными уже не дневным, солнечным светом, а искусственным. Мне было слышно все, что делалось за бортом корабля на такой милой, ставшей еще дороже Земле. Теперь с внешним миром, с руководителями полета, с товарищами-космонавтами я мог поддерживать связь только по радио. Позывной Земли был красивый и звучный

"Заря"...

...Наконец технический руководитель полета - им был академик С.П. Королёв - скомандовал:

- Подъем!

Я ответил:
- Поехали!

Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства. Началась борьба с силой земного тяготения. Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолета, но в нем было множество новых музыкальных оттенков и тембров, не записанных ни одним композитором на ноты и которые, видимо, не сможет пока воспроизвести никакой музыкальный инструмент, ни один человеческий голос. Могучие двигатели ракеты создавали музыку будущего, наверное, еще более волнующую и прекрасную, чем величайшие творения прошлого...

...За плотными слоями атмосферы был автоматически сброшен и улетел куда-то в сторону головной обтекатель. В иллюминаторах показалась далекая земная поверхность. В это время "Восток" пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо виднелись на ней островки и берега, поросшие тайгой, освещенной Солнцем.

- Красота-то какая! - снова, не удержавшись, воскликнул я...

...Одна за другой, использовав топливо, отделялись ступени ракеты, и наступил момент, когда я мог сообщить:

- Произошло разделение с носителем, согласно заданию. Самочувствие хорошее...

...Корабль вышел на орбиту - широкую космическую магистраль. Наступила невесомость - то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К.Э. Циолковского...

...В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации. После выхода «Востока» из тени Земли она осуществила поиск и ориентацию корабля на Солнце. Лучи его просвечивали через атмосферу, горизонт стал ярко оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветная гамма!...

...9 часов 52 минуты. Пролетая в районе мыса Горн, я передал сообщение:
- Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо. Бортовая аппаратура работает исправно...

...В 10 часов 15 минут на подлете к африканскому материку от автоматического программного устройства прошли команды на подготовку бортовой аппаратуры к включению тормозного двигателя. Я передал очередное сообщение:

- Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо...

...Наступал заключительный этап полёта, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полёт по орбите, - возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему...

...В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время...

...Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз...

...Высота полета все время уменьшалась.

Сработала парашютная система. Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал великую русскую реку...

...В 10 часов 55 минут "Восток"... благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле колхоза "Ленинский путь", юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловки...

Полёт Юрия Алексеевича Гагарина, который за 108 минут облетел нашу Землю, стал вторым эпохальным событием в освоении космоса. Полет показал принципиальную возможность безопасного пребывания и работы человека в космическом пространстве.

За полетом Ю. А. Гагарина последовали старты других кораблей «Восток». Продолжительность полетов на них увеличивалась и была постепенно доведена до пяти суток.

Во время этих полетов космонавты выполняли все усложняющиеся программы экспериментов и продемонстрировали высокую эффективность участия человека в космических исследованиях. Результаты первых полетов позволили сделать последующие шаги в освоении космоса.

Программой "Восток", помимо полета Ю. Гагарина, предусматривалось осуществить запуск еще пяти пилотируемых кораблей.
6 августа 1961 г. стартовал космический корабль "Восток-2" с космонавтом Германом Титовым на борту. Его полет продолжался более суток. 11 и 12 августа 1962 г. на кораблях "Восток-3" и "Восток-4" стартовали Андриян Николаев и Павел Попович, а 14 и 16 июня 1963 г. Валерий Быковский и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова.

Опыт проектно-конструкторских работ по кораблям "Восток" был использован при создании многоместного корабля "Восход". Экипаж этого корабля размещался в спускаемом аппарате без скафандров. 12 октября 1964 года стартовали на орбиту в корабле "Восход" летчики-космонавты В. Комаров, К. Феоктистов и Б. Егоров. Программа суточного полета была выполнена.

18 марта 1965 года был дан старт кораблю "Восход-2" с летчиками-космонавтами П. Беляевым и А. Леоновым. В этом полете А. Леонов впервые в мире вышел в открытый космос. Время его пребывания за бортом корабля составило 12 мин.

В дальнейшем развитии пилотируемых полетов большую роль сыграли корабли "Союз".

Космический корабль второго поколения "Союз" разрабатывался трехместным для решения широкого круга задач.

Для отработки различных моделей кораблей «Союз» на орбиты спутников Земли в 1966-1974 гг. было выведено 13 беспилотных аппаратов.
В октябре 1969 г. состоялся совместный полет сразу трех космических кораблей "Союз" с участием семи пилотов-космонавтов. А в июне 1970 г. был осуществлен небывалый по тому времени 18-суточный полет космонавтов А. Николаева и В. Севастьянова.

Были неудачи и досадные срывы. Но постепенно корабль "Союз" становился тем, на что рассчитывали его создатели. Сегодня корабль "Союз" стал надежным транспортным средством для экипажей долговременных орбитальных станций. На его же основе была создана и успешно эксплуатируется серия грузовых транспортных кораблей, благодаря которым стала возможна практически неограниченная по длительности работа людей в космосе.

Начиная с 1971 года, были созданы и успешно эксплуатировались три поколения орбитальных пилотируемых станций типа «Салют» и «Мир».
На станциях «Салют-6» и «Салют-7» осуществили полеты международные экипажи с участием космонавтов бывших социалистических стран и Франции.
В ходе эксплуатации комплекса "Мир" была отработана технология медико-биологического обеспечения длительных полетов человека в космосе и установлены абсолютные мировые рекорды продолжительности непрерывного пребывания человека в условиях космического полета: Юрий Романенко - 326 суток, Владимир Титов и Муса Манаров - 366 суток, Валерий Поляков - 438 суток. Самые длительные полеты среди женщин совершили Елена Кондакова в 1994-1995 гг. продолжительностью 169 суток и Шеннон Люсид (США) в марте-сентябре 1996 г. продолжительностью 188 суток.

Всего на станции "Мир" побывало 104 человека из 12 стран (включая Россию).

Проведенные на станциях «Салют» и «Мир» работы стали основой для создаваемой ведущими космическими державами мира Международной космической станции (МКС).

Международное сотрудничество в космосе - главная линия развития мировой космонавтики. Только объединение усилий многих стран мира позволит в будущем решать стоящие перед человечеством задачи сохранения жизни на Земле, повышения жизненного уровня всех народов. Поэтому важное место в реализации перспективной космической программы в России занимает её участие в создании МКС. В основе этих работ лежит Соглашение между Россией и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. В проекте также участвуют Япония, Канада и страны, входящие в Европейское космическое агентство. В рамках программы развития Российской космонавтики на ближайшие 25 лет должны быть реализованы следующие факторы:

- промышленное освоение околоземного пространства,

-создание космической системы «Клипер»,

-реализация лунной программы, которая положит начало промышленного освоения Луны,

-осуществление пилотируемой исследовательской экспедиции на Марс.

09.10.13г Президент России В.В.Путин одобрил план реформы космической отрасли.
Заключение: данный проект может быть использован в качестве учебного пособия на уроках физики при изучении соответствующих тем, элективных курсах, связанных с космонавтикой. Проект может быть предложен в качестве самостоятельного источника информации для подготовки сообщений учащимися. Электронная презентация проекта может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении соответствующих тем и в смежных дисциплинах, таких, как география, экология; на классных часах и внеклассных мероприятиях предметам естественно-научного цикла.


Список используемой литературы:


1. Ю.А.Гагарин. Дорога в космос. М., Воениздат, 1981.

2.Я.К.Голованов Космонавт № 1. М., Известия, 1986.

3.И.Б.Афанасьев, Д.А.Воронцов «Мы первые», 2010.

4. В.И.Яздовский «На тропах Вселенной», 1996.

5. Ресурсы Internet.

































© 2010-2022